Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

К ВОПРОСУ ОБ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ:ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ

Ахмадуллина Х.М. 1 Ахмадуллин У.З. 2 Зулькарнаева А.Т. 2
1 НОУ ВПО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»
2 ГБОУ ВПО«Башкирский государственный медицинский университет»
Актуализирована роль питания как социально-медицинского индикатора состояния здоровья детей и подростков. Перечислены основные нарушения в питания учащихся и проблемы организации качественного и доступного горячего питания в школах. Описаны цели и задачи экспериментального проекта «Школьное питание», реализуемого с 2008 года в субъектах Российской Федерации. Рассмотрен на примере г. Уфы Республики Башкортостан инновационный проект – готовое решение «Школьное питание», созданный в рамках национального проекта «Образование». Приведены данные ежегодного социологического опроса жителей городского округа г. Уфа РБ по теме: «Социальная поддержка. Образование». Были изучены вопросы, отражающие степень удовлетворенности родителей системой организации школьного питания как одной из важнейших составляющих здоровья обучающихся в динамике, начиная с 2009 года. Получены данные, свидетельствующие о том, что в сравнении с 2013 годом возросло количество детей, питающихся в школе с классом, а также количество детей, питающихся самостоятельно в буфете. По данным опроса 63,7% родителей в целом удовлетворены качеством питания в учебном заведении. Большинство родителей ответили, что знают о «Карте школьника», позволяющей оплачивать питание в школе по безналичному расчету. Проведенный анализ удовлетворенности родителей учащихся качеством школьного питания позволяет вносить коррективы в существующую модель управления системой школьного питания, осуществлять постановку новых целей и задач на основе мониторинга и анализа удовлетворенности потребителей.
«Карта школьника».
удовлетворенность качеством питания
родители учащихся
школьное питание
1. Зулькарнаева А.Т. Гигиеническая оценка фактического питания школьников и эффективности региональных мероприятий по совершенствованию организации питания в общеобразовательных учреждениях (на примере г. Уфа): автореф. дис. … канд. мед.наук. – Оренбург, 2013. – 26 с.
2. Информационно-аналитические и организационно-методические материалы по школьному питанию: сборник/ отв. за выпуск: М.В. Оськина. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2011. – 92 с.
3. Каргина Т.Ф. Современная система школьного питания как одно из направлений сохранения и укрепления здоровья обучающихся // Здоровье населения и среда обитания. – 2009. – №9. – С. 32-34.
4. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Научно-методические основы охраны и укрепления здоровья подростков // Гигиена и санитария. – 2011. – №4. –С. 53-59.
5. Медик В.А., Осипов А.М. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ. – М.: РИОР; ИНФРА-М, 2012. – 358 с.
6. Проект «Школьное питание» МУП «Центр школьного и детского питания»
Городского округа город Уфа Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://цшдп.рф/project (дата обращения: 16.12.2014).
7. Шевченко И. Ю. Научное обоснование коррекции питания и пищевого статуса детей школьного возраста Красноярского края: автореф. дис. … д-ра мед.наук. – Кемерово, 2009. –47 с.
8. Ямалетдинов А.Ш. Гигиенические подходы к оценке риска развития отклонений в состоянии здоровья школьников: автореф. дис. … канд. мед.наук. – Оренбург, 2010. – 28 с.

В последние десятилетия в России наблюдается значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков, вызванное многочисленными психофизическими факторами. Большинство из них связано с нарушениями  репродуктивных функций,  микроэлементными дефицитами,  распространением заболеваний желудочно-кишечного тракта, неполноценным и недостаточным питанием.

Важным физиологическим периодом становления детского организма являются школьные годы. Именно в этот возрастной период (7-17 лет) системе здорового и сбалансированного питания должно быть уделено особое внимание, поскольку полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма. На данный возрастной периодприходится наиболее интенсивный соматический рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками[5].

Проблема организации качественного и доступного горячего питания в общеобразовательных учреждениях является сегодня значимой как для государства, так и для общества в целом.

Так, например, результаты исследования Ямалетдинова А.Ш., проведенные в г. Уфе, свидетельствуют о том, что у школьников, не получающих горячего завтрака дома перед школой и горячего питания в школе, риск негативных изменений повышен в 1,13 раза, при нарушении режима питания - в 1,02 раза, при недостаточном потреблении мясных и рыбных продуктов - в 1,02 раза, яиц и сливочного масла - в 1,22 раза[8].

По данным Шевченко И.Ю., основой школьного питания в г. Красноярске являются мучные кулинарные изделия, макаронные изделия, сладости. Молочные блюда включаются в меню 2-3 раза в неделю, мясные - 1-2 раза, овощные - 3-4 раза, рыбные блюда, фрукты - 1 раз в 2-3 недели; свежие овощи, соки, напитки на основе соков - 1-2 раза в месяц. В связи с этим физиологические потребности в животных белках у школьников восполняются школьными завтраками в зависимости от возраста от 9,7% до 16,1%, в животных жирах - от 7,3% до 16,4%, в витаминах С, А, Д, Е - от 9,9% до 14,8%, в витаминах группы В - от 14,8% до 18,6%, в  кальции и йоде - от 8,9% до 17,4%, что в комплексе с домашним питанием является причиной недостаточности пищевого статуса[7].

Зулькарнаевой А.Т. установлено, что в большинстве общеобразовательных учреждений имеет место дефицит кисломолочных продуктов, натуральных соков, рыбы, мясных продуктов, сливочного масла, овощей, фруктов, яиц[1].

 По данным Научного центра здоровья детей РАМН, около 9% подростков имеют дефицит массы тела, и столько же страдают избыточным весом[4].

Начиная с 2008 года в субъектах Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года №799 реализуется экспериментальный проект «Школьное питание»[2].Задачами экспериментальных проектов являются обеспечение доступности и качества питания, снижение производственных издержек, повышение эффективности системы организации питания детей в общеобразовательных учреждениях за счёт внедрения современного технологического оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов, а также развитие сети школьно-базовых столовых и комбинатов школьного питания как наиболее эффективной системы организации школьного питания.

В 2009 году  Республика Башкортостан в числе 21 региона из 34 участников была объявлена победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации и включилась в экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Инновационный проект - готовое решение «Школьное питание» - был создан в рамках национального проекта «Образование».

В 2009 году на базе комбината школьного питания Советского района г. Уфы в рамках реализации городской целевой программы «Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2009-2011 годы» был образован МУП «Центр школьного и детского питания» городского округа г.Уфа[6].

Центр обслуживает 52 общеобразовательных учреждений в южной части города. Питание, предлагаемое школьникам, соответствует ГОСТу, является качественным питанием по доступным ценам. Меню в школах составляется исходя из  десятидневного меню, утвержденного органами Роспотребнадзора, а также с учетом наличия  того или иного товара. В дальнейшем данный опыт был распространен на все школы г. Уфы.

Готовое решение «Школьное питание»  предназначено для перевода школьного питания на безналичный расчет и автоматизации учета питания в школьных буфетах и столовых.

Внедрение решения позволяетперейти на полный безналичный расчет по всем видам питания в школах;повысить прозрачность использования родительских и бюджетных средств, выделяемых на питание;устранить возможность нецелевого использования учениками средств, выделяемых  родителями на их питание в школе;перейти к более адресному расходованию выделяемых на школьное питание бюджетных средств;получить достоверный количественно-суммовой учет реализации продукции в школьных буфетах и столовых;существенно снизить финансовые потери комбината школьного питания и повысить объем его оборотных средств[6].

В школах г. Уфы была введена безналичная форма оплаты (автоматизированная система учета организации питания учащихся), позволившая изъять из оборота денежные средства и упростить родительский контроль за рационом ребенка и временем приема пищи. В настоящее время у родителей появилась возможность проследить, что именно покупал ребенок, и в какое время он обедал. Пополнить персональную карту школьника можно с помощью терминалов, установленных в школах без комиссии.

В своем исследовании мы исходили из того, что мерой качества деятельности образовательныхорганизаций является гарантия того, что оказанная услуга будет точно соответствовать запросам потребителей. В связи с этим очень важно учитывать их текущие и будущие потребности, идти навстречу пожеланиям потребителей услуг, стремиться соответствовать их ожиданиям, вносить разумные коррективы в организацию действующей системы школьного питания. Это так называемая «обратная связь», которая позволяет оценить эффективность проводимого эксперимента.

Важным звеном между непосредственными участниками образовательного процесса (учащимися и учителями) выступают родители учащихся, безусловно, заинтересованные в положительных результатах любого реформирования в системе образования и чутко реагирующие на все происходящие нововведения.

В связи с этим нами был проведен социологическийопрос жителей городского округа г.Уфа РБ по теме: «Социальная поддержка. Образование» в октябре - ноябре 2014 года в рамках социологической лаборатории Восточной экономико-юридической гуманитарной академии согласно муниципальному контрактус Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Цель исследования - изучение общественного мнения жителей городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о социальной поддержке населения города и проблемам организации системы дошкольного и школьного образования города.

Данное исследование проводится с 2009 года, поэтому мы имеем возможность проследить в сравнительном аспекте динамику процесса за 6-летний период, что соответствует также и этапамдействия экспериментального проекта «Школьное питание».

В соответствии с темой данного исследования нами были изучены вопросы, отражающие степень удовлетворенности родителей системой организации школьного питания как одной из важнейших составляющих здоровья обучающихся.

Родители школьников оценили характер питания в учебном заведении, где учится их ребенок. 74,5% респондентов сообщили, что ребенок питается с классом, 15,8% опрошенных родителей ответили, что ребенок питается самостоятельно в буфете, 9,7 %  - что не питается вообще или приносит с собой (табл. № 1).

Таблица №1

 

Получает ли Ваш ребенок в школе горячее питание организованно

с классом или питается самостоятельно в буфете?

 

 

№№

Ответы респондентов

2014

2013

1.

Да, питается с классом

74,5

67,8

2.

Питается самостоятельно в буфете

15,8

14,5

3.

Не питается вообще или приносит с собой

9,7

17,7

 

 

В сравнении с 2013 годом, возросло количество детей, питающихся в школе с классом (67,8% в 2013 году и 74,5% в 2014 году), а также количество детей, питающихся самостоятельно в буфете (14,5% в 2013 году и 15,8% в 2014 году). Практически в 2 раза снизилось количество детей, не питающихся вообще или приносящих еду с собой (17,7% в 2013 году и 9,7% в 2014 году).

В таблице №2 нами приведены данные опроса родителей школьников в период с 2009 года по 2012 год. Полученные данные свидетельствуют о том, что до введения автоматизированной системы питания выраженной тенденции в организованном горячем школьном питании школьников не наблюдалось.

Таблица №2

 

Получает ли Ваш ребенок в школе горячее питание организованно

с классом или питается самостоятельно в буфете?

 

№№

Ответы респондентов

% ответов

2009

2010

2011

2012

1.

Да, питается с классом

53,2

52,8

46,0

41,6

2.

Питается самостоятельно в буфете

37,6

23,2

44,4

47,2

3.

Не питается вообще или приносит с собой

9,2

24,0

9,6

11,2

 

Родители школьников оценили качество питания в учебном заведении, где учится их ребенок. Данные представлены в сравнительном аспекте с результатами опроса респондентов за 2013 год в таблице №3.

Таблица №3

Насколько Вы удовлетворены качеством питания в учебном

заведении, которое посещает Ваш ребенок?

 

№№

Ответы респондентов

2014

2013

1.

Вполне удовлетворен

25,5

36,7

2.

Скорее удовлетворен

38,2

27,1

3.

Скорее не удовлетворен

19,4

12,9

4.

Совсем не удовлетворен

8,5

5,5

5.

Ребенок не питается в школе

8,5

14,2

 

По данным опроса 25,5% респондентов полностью удовлетворены качеством питания в учебном заведении. В целом положительный ответ дали 63,7% родителей, что практически совпадает с данными за 2013 год (63,8%). Отрицательный ответ дали 27,9% респондентов, среди которых 8,5% совсем не удовлетворены, что значительно превышает данные 2013 года  (18,4%).

В целом отмечается стабильная тенденция роста положительных ответов об удовлетворенности качеством питания, начиная с 2009 года.

Нами  также было оценено мнение об улучшении качества питания по сравнению с предыдущим годом (табл. №5).  22,4% родителей отметили изменения в лучшую сторону, 4,2 %  - изменения в худшую сторону, 64,8% родителей считают, что ничего не изменилось.

В 2014 году в 1,9 раза возросло количество респондентов, отметивших, что ничего не изменилось (33,9% в 2013 году и 64,8% в 2014 году) и в 1,8 раза уменьшилось количество ответивших, что произошли изменения в лучшую сторону (41,6% в 2013 году и 22,4% в 2014 году). Почти в 2 раза уменьшился  процент отметивших изменения в худшую сторону (8,3% в 2013 году и 4,2% в 2014 году).

Большинство родителей ответили, что знают о «Карте школьника», позволяющей оплачивать питание в школе по безналичному расчету (50,9%), 24,8% ответили, что знают, но не пользуются, 13,3 % - что-то слышали, но подробностей не знают, и впервые слышат о существовании данной карты 10,9% респондентов (табл. №4).

Таблица №4

 

Знаете ли Вы о «Карте школьника», позволяющей оплачивать питание в школе по безналичному расчету?

 

№№

Ответы респондентов

% ответов

1.

Знаю, ребенок пользуется ей

50,9

2.

Знаю, но не пользуемся

24,8

3.

Что-то слышали, но подробностей не знаю

13,3

4.

Впервые слышу

10,9

 

Пользуются данной системой оплаты и оценивают ее хорошо 41,2% родителей, системой пользуются и оценивают ее удовлетворительно 14,5%, системой пользуются и оценивают ее неудовлетворительно 1,2% респондентов. Не пользуются такой системой, но хотели бы 8,5% опрошенных родителей школьников, не пользуются и не хотят в будущем пользоваться 6,1% и затруднились ответить 28,5% респондентов.

Таким образом, проведенный анализ удовлетворенности родителей учащихся качеством школьного питания позволяет вносить коррективы в существующую модель управления системой школьного питания, осуществлять постановку новых целей и задач на основе мониторинга и анализа удовлетворенности потребителей.

Чрезвычайно важным представляется формирование у детей и подростков ответственного отношения к своему здоровью, воспитание и пропаганда здорового образа жизни и культа здоровья, в том числе обучение гигиеническим принципам здорового питания[3].

Активную позицию в вопросах школьного питания должны занимать родители. Во всех общеобразовательных учреждениях в рамках работы попечительских советов и общественных советов школ должны рассматриваться вопросы организации школьного питания, родители должны привлекаться к осуществлению контроля качества питания детей. Образовательными организациямидолжны проводиться опросы родителей по организации питания детей в школе.

Рецензенты:

ШарафутдиноваН.Х., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, г. Уфа.

ХуснутдиноваЗ.А., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З., Зулькарнаева А.Т. К ВОПРОСУ ОБ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ:ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17002 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252