Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

QUESTIONING SATISFACTION BY SCHOOL FOOD QUALITY: PARENTS VIEW

Akhmadullina Kh.M. 1 Akhmadullin U.Z. 2 Zulkarnaeva A.T. 2
1 Eastern Economics and Law Humanities
2 Bashkir State Medical University, Ufa
Актуализирована роль питания как социально-медицинского индикатора состояния здоровья детей и подростков. Перечислены основные нарушения в питания учащихся и проблемы организации качественного и доступного горячего питания в школах. Описаны цели и задачи экспериментального проекта «Школьное питание», реализуемого с 2008 года в субъектах Российской Федерации. Рассмотрен на примере г. Уфы Республики Башкортостан инновационный проект – готовое решение «Школьное питание», созданный в рамках национального проекта «Образование». Приведены данные ежегодного социологического опроса жителей городского округа г. Уфа РБ по теме: «Социальная поддержка. Образование». Были изучены вопросы, отражающие степень удовлетворенности родителей системой организации школьного питания как одной из важнейших составляющих здоровья обучающихся в динамике, начиная с 2009 года. Получены данные, свидетельствующие о том, что в сравнении с 2013 годом возросло количество детей, питающихся в школе с классом, а также количество детей, питающихся самостоятельно в буфете. По данным опроса 63,7% родителей в целом удовлетворены качеством питания в учебном заведении. Большинство родителей ответили, что знают о «Карте школьника», позволяющей оплачивать питание в школе по безналичному расчету. Проведенный анализ удовлетворенности родителей учащихся качеством школьного питания позволяет вносить коррективы в существующую модель управления системой школьного питания, осуществлять постановку новых целей и задач на основе мониторинга и анализа удовлетворенности потребителей.
The role of food as social and health status indicator of children is reviewed. Main disturbances in students nutrition and problems of the organization quality and affordable hot meals in schools are stated.Goals and objectives of the pilot project "School Meals", implemented since 2008 in the regions of Russian Federation are described. Innovative project – a turnkey solution "School Meals", created under the national project "Education" is examined on the example of Ufa, Bashkortostan. The data of the annual opinion poll of urban district residents of Ufa on the topic: "Social Support. Education” is shown.Questions reflecting the degree of satisfaction of parents from school meals system as one of the most important components of student health were studied in dynamics, starting from 2009. The obtained data suggests that in comparison with year 2013 the number of children eating school with the class and the number of children eating alone in the cafeteria has increased. According to the survey, 63.7% of parents are generally satisfied with the quality of food in schools. Most parents said that they are aware of the "student card", which allows paying for school meals by bank transfer.The conducted analysis of parents´satisfaction with school food quality allows making adjustments to the existing model of management system of school nutrition, exercise setting new goals and objectives based on the monitoring and the analysis of customer satisfaction.
"student card".
satisfaction with the quality of food
parents of students
school meals

В последние десятилетия в России наблюдается значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков, вызванное многочисленными психофизическими факторами. Большинство из них связано с нарушениями  репродуктивных функций,  микроэлементными дефицитами,  распространением заболеваний желудочно-кишечного тракта, неполноценным и недостаточным питанием.

Важным физиологическим периодом становления детского организма являются школьные годы. Именно в этот возрастной период (7-17 лет) системе здорового и сбалансированного питания должно быть уделено особое внимание, поскольку полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма. На данный возрастной периодприходится наиболее интенсивный соматический рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками[5].

Проблема организации качественного и доступного горячего питания в общеобразовательных учреждениях является сегодня значимой как для государства, так и для общества в целом.

Так, например, результаты исследования Ямалетдинова А.Ш., проведенные в г. Уфе, свидетельствуют о том, что у школьников, не получающих горячего завтрака дома перед школой и горячего питания в школе, риск негативных изменений повышен в 1,13 раза, при нарушении режима питания - в 1,02 раза, при недостаточном потреблении мясных и рыбных продуктов - в 1,02 раза, яиц и сливочного масла - в 1,22 раза[8].

По данным Шевченко И.Ю., основой школьного питания в г. Красноярске являются мучные кулинарные изделия, макаронные изделия, сладости. Молочные блюда включаются в меню 2-3 раза в неделю, мясные - 1-2 раза, овощные - 3-4 раза, рыбные блюда, фрукты - 1 раз в 2-3 недели; свежие овощи, соки, напитки на основе соков - 1-2 раза в месяц. В связи с этим физиологические потребности в животных белках у школьников восполняются школьными завтраками в зависимости от возраста от 9,7% до 16,1%, в животных жирах - от 7,3% до 16,4%, в витаминах С, А, Д, Е - от 9,9% до 14,8%, в витаминах группы В - от 14,8% до 18,6%, в  кальции и йоде - от 8,9% до 17,4%, что в комплексе с домашним питанием является причиной недостаточности пищевого статуса[7].

Зулькарнаевой А.Т. установлено, что в большинстве общеобразовательных учреждений имеет место дефицит кисломолочных продуктов, натуральных соков, рыбы, мясных продуктов, сливочного масла, овощей, фруктов, яиц[1].

 По данным Научного центра здоровья детей РАМН, около 9% подростков имеют дефицит массы тела, и столько же страдают избыточным весом[4].

Начиная с 2008 года в субъектах Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года №799 реализуется экспериментальный проект «Школьное питание»[2].Задачами экспериментальных проектов являются обеспечение доступности и качества питания, снижение производственных издержек, повышение эффективности системы организации питания детей в общеобразовательных учреждениях за счёт внедрения современного технологического оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов, а также развитие сети школьно-базовых столовых и комбинатов школьного питания как наиболее эффективной системы организации школьного питания.

В 2009 году  Республика Башкортостан в числе 21 региона из 34 участников была объявлена победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации и включилась в экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Инновационный проект - готовое решение «Школьное питание» - был создан в рамках национального проекта «Образование».

В 2009 году на базе комбината школьного питания Советского района г. Уфы в рамках реализации городской целевой программы «Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2009-2011 годы» был образован МУП «Центр школьного и детского питания» городского округа г.Уфа[6].

Центр обслуживает 52 общеобразовательных учреждений в южной части города. Питание, предлагаемое школьникам, соответствует ГОСТу, является качественным питанием по доступным ценам. Меню в школах составляется исходя из  десятидневного меню, утвержденного органами Роспотребнадзора, а также с учетом наличия  того или иного товара. В дальнейшем данный опыт был распространен на все школы г. Уфы.

Готовое решение «Школьное питание»  предназначено для перевода школьного питания на безналичный расчет и автоматизации учета питания в школьных буфетах и столовых.

Внедрение решения позволяетперейти на полный безналичный расчет по всем видам питания в школах;повысить прозрачность использования родительских и бюджетных средств, выделяемых на питание;устранить возможность нецелевого использования учениками средств, выделяемых  родителями на их питание в школе;перейти к более адресному расходованию выделяемых на школьное питание бюджетных средств;получить достоверный количественно-суммовой учет реализации продукции в школьных буфетах и столовых;существенно снизить финансовые потери комбината школьного питания и повысить объем его оборотных средств[6].

В школах г. Уфы была введена безналичная форма оплаты (автоматизированная система учета организации питания учащихся), позволившая изъять из оборота денежные средства и упростить родительский контроль за рационом ребенка и временем приема пищи. В настоящее время у родителей появилась возможность проследить, что именно покупал ребенок, и в какое время он обедал. Пополнить персональную карту школьника можно с помощью терминалов, установленных в школах без комиссии.

В своем исследовании мы исходили из того, что мерой качества деятельности образовательныхорганизаций является гарантия того, что оказанная услуга будет точно соответствовать запросам потребителей. В связи с этим очень важно учитывать их текущие и будущие потребности, идти навстречу пожеланиям потребителей услуг, стремиться соответствовать их ожиданиям, вносить разумные коррективы в организацию действующей системы школьного питания. Это так называемая «обратная связь», которая позволяет оценить эффективность проводимого эксперимента.

Важным звеном между непосредственными участниками образовательного процесса (учащимися и учителями) выступают родители учащихся, безусловно, заинтересованные в положительных результатах любого реформирования в системе образования и чутко реагирующие на все происходящие нововведения.

В связи с этим нами был проведен социологическийопрос жителей городского округа г.Уфа РБ по теме: «Социальная поддержка. Образование» в октябре - ноябре 2014 года в рамках социологической лаборатории Восточной экономико-юридической гуманитарной академии согласно муниципальному контрактус Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Цель исследования - изучение общественного мнения жителей городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о социальной поддержке населения города и проблемам организации системы дошкольного и школьного образования города.

Данное исследование проводится с 2009 года, поэтому мы имеем возможность проследить в сравнительном аспекте динамику процесса за 6-летний период, что соответствует также и этапамдействия экспериментального проекта «Школьное питание».

В соответствии с темой данного исследования нами были изучены вопросы, отражающие степень удовлетворенности родителей системой организации школьного питания как одной из важнейших составляющих здоровья обучающихся.

Родители школьников оценили характер питания в учебном заведении, где учится их ребенок. 74,5% респондентов сообщили, что ребенок питается с классом, 15,8% опрошенных родителей ответили, что ребенок питается самостоятельно в буфете, 9,7 %  - что не питается вообще или приносит с собой (табл. № 1).

Таблица №1

 

Получает ли Ваш ребенок в школе горячее питание организованно

с классом или питается самостоятельно в буфете?

 

 

№№

Ответы респондентов

2014

2013

1.

Да, питается с классом

74,5

67,8

2.

Питается самостоятельно в буфете

15,8

14,5

3.

Не питается вообще или приносит с собой

9,7

17,7

 

 

В сравнении с 2013 годом, возросло количество детей, питающихся в школе с классом (67,8% в 2013 году и 74,5% в 2014 году), а также количество детей, питающихся самостоятельно в буфете (14,5% в 2013 году и 15,8% в 2014 году). Практически в 2 раза снизилось количество детей, не питающихся вообще или приносящих еду с собой (17,7% в 2013 году и 9,7% в 2014 году).

В таблице №2 нами приведены данные опроса родителей школьников в период с 2009 года по 2012 год. Полученные данные свидетельствуют о том, что до введения автоматизированной системы питания выраженной тенденции в организованном горячем школьном питании школьников не наблюдалось.

Таблица №2

 

Получает ли Ваш ребенок в школе горячее питание организованно

с классом или питается самостоятельно в буфете?

 

№№

Ответы респондентов

% ответов

2009

2010

2011

2012

1.

Да, питается с классом

53,2

52,8

46,0

41,6

2.

Питается самостоятельно в буфете

37,6

23,2

44,4

47,2

3.

Не питается вообще или приносит с собой

9,2

24,0

9,6

11,2

 

Родители школьников оценили качество питания в учебном заведении, где учится их ребенок. Данные представлены в сравнительном аспекте с результатами опроса респондентов за 2013 год в таблице №3.

Таблица №3

Насколько Вы удовлетворены качеством питания в учебном

заведении, которое посещает Ваш ребенок?

 

№№

Ответы респондентов

2014

2013

1.

Вполне удовлетворен

25,5

36,7

2.

Скорее удовлетворен

38,2

27,1

3.

Скорее не удовлетворен

19,4

12,9

4.

Совсем не удовлетворен

8,5

5,5

5.

Ребенок не питается в школе

8,5

14,2

 

По данным опроса 25,5% респондентов полностью удовлетворены качеством питания в учебном заведении. В целом положительный ответ дали 63,7% родителей, что практически совпадает с данными за 2013 год (63,8%). Отрицательный ответ дали 27,9% респондентов, среди которых 8,5% совсем не удовлетворены, что значительно превышает данные 2013 года  (18,4%).

В целом отмечается стабильная тенденция роста положительных ответов об удовлетворенности качеством питания, начиная с 2009 года.

Нами  также было оценено мнение об улучшении качества питания по сравнению с предыдущим годом (табл. №5).  22,4% родителей отметили изменения в лучшую сторону, 4,2 %  - изменения в худшую сторону, 64,8% родителей считают, что ничего не изменилось.

В 2014 году в 1,9 раза возросло количество респондентов, отметивших, что ничего не изменилось (33,9% в 2013 году и 64,8% в 2014 году) и в 1,8 раза уменьшилось количество ответивших, что произошли изменения в лучшую сторону (41,6% в 2013 году и 22,4% в 2014 году). Почти в 2 раза уменьшился  процент отметивших изменения в худшую сторону (8,3% в 2013 году и 4,2% в 2014 году).

Большинство родителей ответили, что знают о «Карте школьника», позволяющей оплачивать питание в школе по безналичному расчету (50,9%), 24,8% ответили, что знают, но не пользуются, 13,3 % - что-то слышали, но подробностей не знают, и впервые слышат о существовании данной карты 10,9% респондентов (табл. №4).

Таблица №4

 

Знаете ли Вы о «Карте школьника», позволяющей оплачивать питание в школе по безналичному расчету?

 

№№

Ответы респондентов

% ответов

1.

Знаю, ребенок пользуется ей

50,9

2.

Знаю, но не пользуемся

24,8

3.

Что-то слышали, но подробностей не знаю

13,3

4.

Впервые слышу

10,9

 

Пользуются данной системой оплаты и оценивают ее хорошо 41,2% родителей, системой пользуются и оценивают ее удовлетворительно 14,5%, системой пользуются и оценивают ее неудовлетворительно 1,2% респондентов. Не пользуются такой системой, но хотели бы 8,5% опрошенных родителей школьников, не пользуются и не хотят в будущем пользоваться 6,1% и затруднились ответить 28,5% респондентов.

Таким образом, проведенный анализ удовлетворенности родителей учащихся качеством школьного питания позволяет вносить коррективы в существующую модель управления системой школьного питания, осуществлять постановку новых целей и задач на основе мониторинга и анализа удовлетворенности потребителей.

Чрезвычайно важным представляется формирование у детей и подростков ответственного отношения к своему здоровью, воспитание и пропаганда здорового образа жизни и культа здоровья, в том числе обучение гигиеническим принципам здорового питания[3].

Активную позицию в вопросах школьного питания должны занимать родители. Во всех общеобразовательных учреждениях в рамках работы попечительских советов и общественных советов школ должны рассматриваться вопросы организации школьного питания, родители должны привлекаться к осуществлению контроля качества питания детей. Образовательными организациямидолжны проводиться опросы родителей по организации питания детей в школе.

Рецензенты:

ШарафутдиноваН.Х., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, г. Уфа.

ХуснутдиноваЗ.А., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.