На современном этапе развития отечественного агропромышленного комплекса (АПК), особенно в условиях функционирования в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) с 2012 г., обеспеченность техническими средствами является одним из главных направлений повышения эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства. При этом включению России в активные процессы международной торговли и открытой конкуренции на мировом продовольственном рынке предшествовал сложнейший период 2008–2010 гг., который проходил в условиях засухи и кризисных явлений в экономике. В большинстве хозяйств наблюдался дефицит оборотных средств и рост просроченной кредиторской задолженности, что не позволяло в полном объеме финансировать технические мероприятия, закупки запасных частей и т.д. Но за счет накопленного ранее запаса прочности, господдержки сельского хозяйства и реализации антикризисных мер, были минимизированы потери от неблагоприятных условий и сохранены положительные тенденции развития предприятий аграрного сектора [6]. Тем не менее, сложное финансовое положение предприятий АПК повлияло на уровень спроса на сельскохозяйственную технику, что повлекло за собой снижение производства тракторов в стране на 23,2 % в период 2008–2012 гг., которое достигло отметки 13,6 тыс. шт. в 2012 г. Более всего за последние 5 лет, на 60,4 % снизилось производство сеялок, составив 3,6 тыс. шт., вдвое меньше – на 32,6 % снизилось производство зерноуборочных комбайнов, достигнув 5,8 тыс. шт. А вот производство плугов увеличилось на треть, составив 4,0 тыс. шт., также как и культиваторов (с учетом машин для рядной и межрядной обработки почвы), производство которых в 2012 г. с показателем 24,9 тыс. шт. почти в 3,5 раза превзошло показатели 2008 г. [4, 5].
Сокращение производства в свою очередь повлияло на уровень экспорта машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур, который за 5 лет снизился вдвое с 223,0 в 2008 г. до 113,0 млн. долл. США в 2012 г., экспорт тракторов понизился в полтора раза с 200,0 до 130,0 млн. долл. США, или с 12,7 до 5,5 тыс. шт. Дефицит технических средств отечественного производства в последние годы компенсируется посредством внешней торговли [3], но по причине падения спроса, наряду с производством, сократился и импорт, как техники для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур с 1286,0 в 2008 г. до 940,0 млн. долл. США в 2012 г., так и вдвое тракторов с 4270,0 в 2008 г. до 2660,0 млн. долл. США в 2012 г. А вот в натуральных показателях импорт тракторов за 5 лет даже увеличился с 90,4 до 92,6 тыс. шт., что означает замещение в структуре ввоза более мощной и высокотехнологичной техники на более доступную. Таким образом, объем рынка тракторов увеличился за 5 лет на 5,6 % – с 95,4 тыс. шт. в 2008 г. до 100,7 тыс. шт. в 2012 г. При этом, если в 2008 г. физический импорт тракторов в 5 раз превышал объемы производства и в 7 раз экспорта, то в 2012 г. импорт уже в 7 и 17 раз превысил соответствующие показатели. А в денежном выражении превосходство импорта над экспортом тракторов еще более значительное – в 2008 г. в 21 раз, а в 2012 г. в 20 раз. В отношении сельскохозяйственных машин в стоимостной оценке преобладание импорта над экспортом составило 6 и 8 раз в 2008 и 2012 гг., соответственно [9, 10].
Анализ динамики состава машинно-тракторного парка сельхозорганизаций, которых на начало 2013 года в восьми регионах Поволжья насчитывалось 2700, в части тракторов (включая тракторы, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины) демонстрирует, что за последние 5 года количество данных машин, как в среднем по стране и округу, снизилось почти на четверть (табл. 1). Практически в таких же пределах, как и количество тракторов, за 5 лет сократился и парк зерноуборочных комбайнов, при этом половина всех зерноуборочных комбайнов Поволжья, так же как и тракторов, находится в двух регионах – Татарстане и Волгоградской области [1, 2].
Таблица 1
Количество тракторов и зерноуборочных комбайнов
в сельскохозяйственных организациях РФ, ПФО и Поволжья в 2008–2012 гг., шт.
| Регионы | Годы | 2012 г. в % к | |||||
| 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2008 г. | 2011 г. | |
| Тракторы | |||||||
| РФ | 396936 | 359498 | 338358 | 318940 | 301224 | 75,9 | 94,4 | 
| ПФО | 111794 | 99651 | 93517 | 88149 | 83396 | 74,6 | 94,6 | 
| Республика Калмыкия | 1640 | 1586 | 1551 | 1479 | 1372 | 83,7 | 92,8 | 
| Республика Татарстан | 14764 | 13736 | 12966 | 12227 | 11712 | 79,3 | 95,8 | 
| Астраханская область | 1714 | 1547 | 1337 | 1194 | 1044 | 60,9 | 87,4 | 
| Волгоградская область | 11152 | 10190 | 9474 | 8955 | 8424 | 75,5 | 94,1 | 
| Пензенская область | 5110 | 4009 | 3925 | 3471 | 3376 | 66,1 | 97,3 | 
| Самарская область | 6486 | 5902 | 5527 | 5194 | 5001 | 77,1 | 96,3 | 
| Саратовская область | 8116 | 7632 | 7234 | 6987 | 6946 | 85,6 | 99,4 | 
| Ульяновская область | 3707 | 2937 | 2962 | 2843 | 2790 | 75,3 | 98,1 | 
| Поволжье | 52689 | 47539 | 44976 | 42350 | 40665 | 77,2 | 96,0 | 
| Комбайны | |||||||
| РФ | 95911 | 86122 | 80727 | 76646 | 72304 | 75,4 | 94,3 | 
| ПФО | 27630 | 24327 | 22628 | 21715 | 20434 | 74,0 | 94,1 | 
| Республика Калмыкия | 512 | 469 | 448 | 409 | 374 | 73,0 | 91,4 | 
| Республика Татарстан | 3422 | 3211 | 2958 | 2890 | 2801 | 81,9 | 96,9 | 
| Астраханская область | 177 | 163 | 150 | 130 | 98 | 55,4 | 75,4 | 
| Волгоградская область | 3151 | 2926 | 2700 | 2553 | 2386 | 75,7 | 93,5 | 
| Пензенская область | 1319 | 976 | 954 | 814 | 805 | 61,0 | 98,9 | 
| Самарская область | 1915 | 1777 | 1625 | 1579 | 1538 | 80,3 | 97,4 | 
| Саратовская область | 2529 | 2346 | 2236 | 2068 | 2094 | 82,8 | 101,3 | 
| Ульяновская область | 1225 | 963 | 929 | 920 | 893 | 72,9 | 97,1 | 
| Поволжье | 14250 | 12831 | 12000 | 11363 | 10989 | 77,1 | 96,7 | 
Одновременно в стране активно развиваются механизмы лизинговых поставок сельхозтехники и оборудования, которые за период 2008–2012 гг. демонстрируют почти двукратный рост в части тракторов, и восьмикратный в части комбайнов, а в ПФО на 37,3 % и в 15 раз, соответственно. Объемы поставок тракторов по федеральному лизингу в сельхозорганизации Поволжья за 5 лет прибавили две пятых, а в последний год увеличились вдвое, достигнув 786 шт. в 2012 г., а поставки комбайнов увеличились в 12 раз, достигнув 332 шт. [1, 2].
Наряду с тем широкий количественный состав машинно-тракторного парка влечет за собой и высокие показатели общей удельной обеспеченности сельхозорганизаций Поволжья техникой на 100 га земельной площади (0,46), в сравнении с показателями по стране (0,39) и округу (0,37) в 2012 г. По количеству тракторов на 100 га пашни лидируют Республика Калмыкия (0,88) и Астраханская область (0,82), которые почти вдвое превосходят средний уровень по Поволжью, что отчасти можно объяснить небольшой площадью пашни в данных регионах, составляющую в 5 и 14 раз меньше, чем у ближайшего преследователя – Республики Татарстан (0,66), а парк тракторов при этом уступает всего в 9 и 11 раз, соответственно. Аутсайдер – Саратовская область (0,20), которая почти вдвое отстает от общероссийского и окружного уровня, а также в 2,3 раза уступает среднему уровню по экономическому району.
По количеству зерноуборочных комбайнов на 100 га посевной площади безоговорочный лидер Поволжья в 2012 г. – Астраханская область (1,51), которая почти вчетверо перекрывает средний поволжский уровень (0,41), что также объясняется незначительной, почти в 88 раз меньшей площадью посевов зерновых и зернобобовых, чем у того же Татарстана (0,24), а количество комбайнов при этом уступает всего в 29 раз. Последнее место занимает Саратовская область (0,21), которая в 1,2–1,3 раза проигрывает средним показателям по стране (0,27) и округу (0,26), соответственно, а также почти вдвое уступает средним значениям по регионам Поволжья. При этом можно отметить, что в РФ, ПФО и Поволжье из года в год идет неуклонное снижение показателей обеспеченности сельхозорганизаций техникой в расчете на единицу земельной площади, которые за 5 лет снизились во всей стране по тракторам почти на пятую часть, а по комбайнам на 15,6 % [1, 2].
Современная практика агропромышленного производства демонстрирует, что в такой сложной отрасли как сельское хозяйство индивидуализировано выступать предприятиям на рынке весьма сложно и затруднительно. В результате отчетливо видны попытки предприятий упрочить свои хозяйственные связи и их тяготение в этом к различным видам интегрированных структур. Во многих странах мира, вне зависимости от уровня развития, одним из наиболее перспективных вариантов интеграции, обеспечивающим повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий, отраслей или всего государства является кластерная политика. Если привести пример ближайших регионов мира с дифференцированным уровнем развития, то по данным Европейской кластерной обсерватории на сегодняшний день в 28 странах Западной и Восточной Европы функционирует 2101 кластер в различных отраслях экономики с общей численностью в 42 миллиона сотрудников. При этом 11,5 % из них осуществляют деятельность в агропромышленном комплексе, давая работу 4,5 миллионам человек [7]. Это обуславливается тем, что в составе кластера консолидация усилий предприятий для достижения производственно-экономических результатов достигает высшего уровня, благодаря самой структура кластера, который состоит из предприятий ядра – основных производителей и переработчиков продукции и предприятий-сателлитов – снабжающих и обслуживающих ядро кластера.
Особенно ценным преимуществом кластера, имеющим значение для целей развития механизма технического снабжения и обслуживания агропромышленного производства, является включение в состав предприятий-сателлитов различных научно-исследовательских, инженерно-конструкторских и инновационных организаций. Данная особенность позволяет организовать более тесное сотрудничество разработчиков, как с производителями сельхозтехники, так и с предприятиями АПК, что значительно ускоряет путь перспективных разработок от проекта до внедрения. Наличие контрактации позволяет разработчикам полнее изучить и достовернее узнать потребности производства, экономически обосновать инновационный проект и апробировать его на практике. Такая прозрачная и организованная система внедрения инноваций является действенным средством стимулирования развития опытно-конструкторских разработок и позволяет исследователям свободнее привлекать венчурные инвестиции. Что также упрощается благодаря наличию в составе кластеров финансово-кредитных и лизинговых организации, которые наряду с тем, позволяют финансировать и обеспечивать кредитование покупок и лизинговых поставок сельскохозяйственной техники и оборудования.
В последние годы в стремлении перенять передовой опыт кластерные методы стали приживаться и на российской земле, следствием чего явилось все более широкое упоминание кластеров в различных законопроектах, концепциях и инвестиционных программах. В тоже время кластерные инициативы активно реализуются на практике и к настоящему моменту по данным Минэкономразвития РФ и собственных исследований в отечественной экономике реализуется около 221 кластерного проекта, при этом в АПК создается порядка 41 кластера или 18,6 %. В соответствии с общероссийской тенденцией в 8 регионах Поволжья также реализуется 39 проектов по созданию кластеров в различных отраслях народного хозяйства, в том числе 6 кластеров создаются в АПК 5 регионов Поволжья. При этом вся деятельность по кластеризации сейчас сосредоточена в региональных Центрах кластерного развития (ЦКР), которые уже созданы в 6 регионах Поволжья, а всего по стране сегодня функционируют 19 таких центров [7]. Однако на сегодняшний день в отечественной практике интеграции не существует единого отработанного механизма формирования региональных агропромышленных кластеров, но здесь основой могут послужить зарубежный опыт и отечественная практика развития кластерной деятельности. При этом формирование кластеров возможно только при объединении усилий органов власти и самих интегрируемых предприятий, когда основная инициатива должна исходить от потенциальных участников кластера, а администрация должна оказывать всестороннюю поддержку, особенно на первоначальных этапах. На основе данных постулатов был сформирован механизм формирования агропромышленных кластеров на основе частно-государственного партнерства (рис. 1).
 
Рис. 1. Организационно-экономический механизм формирования региональных агропромышленных кластеров
Наряду с тем организационная структура регионального агропромышленного кластера определяется фактором наличия в регионе необходимого количества определенных предприятий АПК и прочих смежных отраслей, при этом особенно важно организовать взаимодействия с предприятиями-сателлитами, поставляющими разнородные виды товаров (работ, услуг). В Саратовской области работает значительное количество снабжающих, обслуживающих или других связанных с АПК предприятий, что позволяет свободно сформировать сателлитный пояс вокруг ядра кластера. Разработка, координация и сопровождение реализуемых кластерных проектов являются прерогативами Минэкономразвития и Минсельхоза области, но с целью координации их деятельности необходимо формирование ЦКР. Задачи кадрового обеспечения, разработки и внедрения инноваций решаются благодаря наличию достаточного количества образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций. Финансовое, техническое и информационно-консультационное снабжение и обслуживание может обеспечиваться рядом организаций созданных в рамках реализации Нацпроекта и Госпрограммы развития сельского хозяйства, а также сетью машинно-технологических станций и т.д. Также транспортно-технологические услуги могут оказывать Приволжская железная дорога, транспортные компании и сеть машинно-технологических станций. Поставки сельскохозяйственной техники, машин и навесного оборудования могут осуществлять официальные представители ведущих отечественных и мировых производителей. В результате сформирована организационная схема работы регионального агропромышленного кластера, объединяющего предприятия различных сфер, связанных с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (рис. 2).
 
Рис. 2. Возможная структура агропромышленного кластера в Саратовской области
В итоге, можно констатировать, что в настоящий момент в различных отраслях экономики и АПК многих стран мира, Европы и регионов России идут активные процессы развития кластерной деятельности, с широким использованием элементов частно-государственного партнерства. При этом агропромышленные кластеры обладают рядом преимуществ в деле организации технического снабжения и обслуживания сельхозорганизаций: снижение затрат, увеличение финансирования и упрощение процессов разработки, внедрения и приобретения техники и технологий, исключение дублирования функций, координация общих усилий в интересах каждого участника и стабилизация рынка сельскохозяйственной техники и оборудования [8]. К тому же финансирование кластерной деятельности может являться важным элементом непрямой государственной поддержки развития АПК в рамках «зеленой корзины» ВТО. Данная возможность особенно актуальна в части поддержки научных исследований, общего характера и по конкретным продуктам, что наряду с развитием образования, информационно-консультационных служб, финансово-кредитных механизмов и т.д., позволит восполнить недостатки и трансформировать под современные требования систему технического снабжения и обслуживания сельскохозяйственных предприятий. В результате становится, очевидно, что в перспективе именно агропромышленная кластеризация будет являться основным условием обеспечения технической модернизации и важнейшим направлением размещения производительных сил в сельском хозяйстве.
Рецензенты:
Заворотин Е.Ф., д.э.н., профессор, заместитель директора по научной работе, ФГБНУ «ПНИИЭО АПК», г. Саратов;
Полулях Ю.Г., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник сектора информационных технологий в АПК, ФГБНУ «ПНИИЭО АПК», г. Саратов.
Библиографическая ссылка
Сердобинцев Д.В., Сердобинцев Д.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА БАЗЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16714 (дата обращения: 31.10.2025).



