Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Двуреченская О.Н. 1 Дмитриева Е.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина(Мининский университет)»
В статье представлены данные теоретико-экспериментального изучения развития у старших дошкольников с ОНР навыков коммуникативного поведения, в частности, готовности и способности их к продуктивному взаимодействию со сверстником-партнером.Статья содержит данные диагностического изучения коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР, позволившего констатировать их коммуникативное недоразвитие во взаимодействии со сверстниками: отсутствие устойчивого интереса к сверстнику, недостаточную способность к сопереживанию, неспособность к продуктивному взаимодействию.В статье представлены задачи и направления реализации коррекционно-развивающей программы коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР, данные о возможностях компенсации коммуникативного недоразвития этих детей в условиях специально организованной педагогической среды. Обозначенные в статье результаты экспериментального исследования определяют новое направление психолого-педагогической помощи детям с недоразвитием речи в условиях образовательного учреждения – их целенаправленное коммуникативное развитие.
общение со сверстников.
просоциальное поведение
эмоциональное сотрудничество
навыки коммуникативного поведения
коммуникативное развитие
дети с общим недоразвитием речи (ОНР)
дети с недоразвитием речи
1. Волковская Т.Н. Теоретико-методологические и методические основы логопсихологии: Монография. – М.: Образование, 2009. – 272 с.
2. Дмитриева Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза / Е.Е. Дмитриева: Монография. – Н.Новгород: НГПУ, 2004. – 258 с.
3. Дмитриева Е.Е. Развитие социальной компетентности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Е.Е. Дмитриева: Монография. – Н.Новгород: НГПУ, 2013. - 129 с.
4. Серова В.В. Психологические условия оптимизации межличностного взаимодействия со сверстниками старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития: автореф. Дис… канд. психол. наук. – Н.Новгород., 2010. – 24 с.
5. Смирнова Е.О.,ХолмогороваВ.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2003. – 158 с.
6. Хорошавина Е.В. Формирование средств общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи: автореф. дис..канд.психол.наук. – М., 2014. – 25 с.
7. Юсупова Г.Х. Ососбенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф.дис..канд.психол.наук. –Н.Новгород., 2003. – 19 с.

Проблему коммуникативного развития детей с нарушениями речи можно считать достаточно новой для специальной психологии в теоретическом, так и в экспериментальном плане. Число работ, которые целиком были бы посвящены этой проблеме, невелико. Ряд исследований нацелено на изучение становления детей в качестве субъектов общения, на выявление качественных характеристик их коммуникативного развития (Т.Н. Волковская, Е.Е. Дмитриева, Е.В. Хорошавина, Г.Х. Юсупова и др.). Однако, экспериментально не изучена взаимосвязь коммуникативного и личностного развития детей с нарушениями речи, возможности компенсации дефектов развития сферы общения этой категории детей с окружающими, что затрудняет создание обобщенной картины социализации детей с нарушениями речи уже на ранних этапах их развития и активизации их адаптивных возможностей в процессе социальной и образовательной интеграции.

Учитывая актуальность проблемы, мы провели исследование, нацеленное на изучение специфики развития навыков коммуникативного поведения старших дошкольников с ОНР (способность к эмоциональному сотрудничеству, готовность к просоциальному поведению) в традиционных для них педагогических условиях и в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

В общей сложности в эксперименте приняли участие 85 детей: 45 старших дошкольников с общим недоразвитием речи и 40 нормально развивающихся детей МДОУ№36 г.Н. Новгорода.

В исследовании использовался метод проблемных ситуаций, методики «Мозаика», «Ателье». Данный диагностический инструментарий был разработан Е.О, Смирновой, В.М. Холмогоровой и адаптирован для детей с нарушениями развития Е.Е. Дмитриевой, В.В. Серовой [3,4,5].

Например, в игре «Мозаика», в которой участвуют два ребенка, взрослый предлагает наперегонки выложить картинку (желтого колобка на зеленой травке). У детей отсутствовал необходимый набор цветовых деталей (у одного ребенка в коробке лежали преимущественно желтые детали, у другого - зеленые). Способность и желание помочь другому, реакция на просьбы сверстника служат показателями сопереживания и готовности к просоциальному поведению. Систематизация и анализ результатов осуществлялись по следующим качественным показателям, которые получали бальную оценку: интерес к сверстнику и степень эмоциональной вовлеченности в действие сверстника, степень выраженности сопереживания сверстнику, особенности просоциального поведения. По результатам диагностического изучения дети были отнесены к одному из трех уровней развития навыков коммуникативного поведения.

Высокий уровень: ребенок проявляет интерес к действиям сверстника, активно в них включается. В ситуации сотрудничества сопереживает партнеру по игре, обнаруживает готовность к просоциальным действиям.

Средний уровень: ребенок проявляет эпизодически интерес к сверстнику. Способность к сопереживанию и готовность оказать помощь партнеру по игре ребенок обнаруживает только после выполнения задания взрослого.

Низкий уровень: у ребенка отсутствует интерес к сверстнику, ребенок не проявляет готовности к эмоциональному сотрудничеству и просоциальному поведению, несмотря на просьбы сверстника-партнера по игре.

Экспериментальные данные показали, что у 54% детей с ОНР доминирует средний уровень развития навыков коммуникативного поведения. Дети обнаруживают неустойчивый интерес к сверстнику, демонстративный характер участия в его действиях (ребенок позитивно оценивает свои действия и сравнивает с ними результаты действий партнера по игре), неготовность к бескорыстной поддержке действий сверстника. В поведении нормально развивающихся детей данный уровень зафиксирован в 39% случаев.

Низкий уровень развития коммуникативных навыков показали 39% дошкольников с ОНР. Дети обнаружили безразличное отношение к партнеру по игре, отказывали  сверстнику в помощи и поддержке. В поведении нормально развивающихся детей данный уровень коммуникативного развития не был зафиксирован.

Активный интерес к сверстнику, эмоциональное принятие партнера и способность к просоциальному поведению проявили 7% дошкольников с ОНР. В поведении нормально развивающихся детей высокий уровень развития навыков коммуникативного поведения зафиксировали в 61% случаев.

Сравнительный анализ результатов позволяет сделать вывод о качественных особенностях развития навыков коммуникативного поведения у старших дошкольников с ОНР. Детей отличает от их нормально развивающихся сверстников низкий уровень эмоциональной вовлеченности в действия партнера по игре, недостаточная готовность к оказанию помощи сверстнику в ситуации игрового взаимодействия.

По результатам диагностического изучения мы разработали и апробировали в работе со старшими дошкольниками с ОНР программу преодоления их коммуникативного недоразвития. В эксперименте участвовало 35 детей с ОНР - воспитанников подготовительных групп (в состав экспериментальной группы вошло 18 детей, контрольной - 17 детей).

Коррекционно-развивающая программа преследовала решение двух основных задач:

1.   Развитие социального интеллекта детей: расширение знаний о социальном мире, нравственных нормах и способах взаимодействия с окружающими.

2.   Формирование навыков гуманитарного взаимодействия со сверстниками, развитие способности и готовности к просоциальному поведению.

Для решения первой задачи нами была разработана система занятий по ознакомлению с окружающим социальным миром. Взрослый привлекал внимание детей к явлениям социального мира, к поступкам героев художественной литературы, учил давать им оценки, активировал рефлексивные способности детей. С целью поддержания интереса к обсуждению нравственно-этических проблем широко использовали в работе с детьми игры-драматизации («Два жадных медвежонка», «Заяц-хваста» и др.), игровые приемы («Помоги Незнайке», «Нравственная лесенка» и др.).

Для решения второй задачи мы использовали систему игр, разработанную Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой [5]. Смысловым центром этих игр является сверстник.Для развития навыков гуманного взаимодействия мы использовали в работе с детьми игры по формированию у них навыков социальной перцепции (оценки своего состояния и состояния партнера), на развитие способности к согласованию действий, к сопереживанию и взаимопомощи: «Зеркало», «Обезьянки», «Передай настроение», «Выбери партнера», «Рукавички»,«День помощника» и др.

В конце учебного года по результатам реализации коррекционно-развивающей программы проведен контрольный эксперимент. Его цель - проследить возможности компенсации коммуникативного недоразвития старших дошкольников с ОНР в специально созданных педагогических условиях. Динамика навыков коммуникативного поведения в экспериментальной группе констатировалась на основе сравнительных данных коммуникативного развития детей до и после реализации программы, а также на основе сравнения данных экспериментальной и контрольной групп.

Методика контрольного эксперимента повторяла диагностическую процедуру оценки навыков коммуникативного поведения у детей в начале года.

По результатам контрольного эксперимента, доминирующим уровнем развития навыков коммуникативного поведения оказался высокий уровень. Он наблюдался у детей экспериментальной группы в 68% случаев. На среднем уровне развития коммуникативных навыков оказалось 32% детей, низкий уровень коммуникативного развития в экспериментальной группе мы не зафиксировали. Ведущей в общении со сверстниками стала форма активного взаимодействия, что свидетельствует о субъективной значимости другого ребенка, изменилась в позитивном направлении способность к эмоциональному сотрудничеству, отмечена позитивная динамика в реализации просоциальных форм поведения.

У детей контрольной группы также наблюдалась уровневая динамика в развитии навыков коммуникативного поведения: увеличилось количество детей с высоким уровнем коммуникативного развития (он зафиксирован в 22% случаев), доминирующим в общении со сверстником остался средний уровень (66%), 18% детей сохранили низкий уровень развития навыков коммуникативного поведения. По данным экспериментального изучения, у детей контрольной группы продолжает доминировать ситуативный интерес к сверстнику-партнеру, отмечается недостаточная готовность к эмоциональному сотрудничеству и продуктивному взаимодействию.

Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность реализованной программы коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР. Приближение этих детей к возрастным достижениям в развитии навыков коммуникативного поведения, зафиксированное нами по итогам экспериментального исследования, позволяет обосновать новое направление реализации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи, ключевым направлением которой может быть сфера общения этих детей с окружающими.

Рецензенты:

Серебровская Н.Е., д.псх.н., профессор кафедры социальной психологии и педагогики, НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород;

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Двуреченская О.Н., Дмитриева Е.Е. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16647 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252