Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

SKILLS DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE BEHAVIOUR OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH THE COMMON SPEECHUNDERDEVELOPMENT

Dvurechenskaya O.N. 1 Dmitrieva E.E. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin
В статье представлены данные теоретико-экспериментального изучения развития у старших дошкольников с ОНР навыков коммуникативного поведения, в частности, готовности и способности их к продуктивному взаимодействию со сверстником-партнером.Статья содержит данные диагностического изучения коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР, позволившего констатировать их коммуникативное недоразвитие во взаимодействии со сверстниками: отсутствие устойчивого интереса к сверстнику, недостаточную способность к сопереживанию, неспособность к продуктивному взаимодействию.В статье представлены задачи и направления реализации коррекционно-развивающей программы коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР, данные о возможностях компенсации коммуникативного недоразвития этих детей в условиях специально организованной педагогической среды. Обозначенные в статье результаты экспериментального исследования определяют новое направление психолого-педагогической помощи детям с недоразвитием речи в условиях образовательного учреждения – их целенаправленное коммуникативное развитие.
Data of the theoretical and experimental studying of development of the communicative skills of the senior preschool children with common speech violation, in particular, readiness and their ability to productive interaction with the partnerare presented in article.Article contains data about diagnostic research of the communicative development of the senior preschool children with common speech violation which allowed to detect their communicative underdevelopment in interaction with contemporaries: lack of stable interest to the contemporary, poor ability to empathy, inability to productive interaction.Tasks and directions of implementation of the correctional developing program of communicative development for the senior preschool children with common speech violation, given about compensation opportunities of a communicative underdevelopment of these children in the conditions of expressly organized pedagogical environment are presented in article.The results of the pilot study designated in article define a recent trend of the psychology and pedagogical help to children with a speech underdevelopment in the conditions of educational institution – targeted communicative development.
communication with contemporaries.
pro-social behavior
emotional cooperation
skills of communicative behavior
communicative development
children with the common underdevelopment of the speech
children with a speech underdevelopment

Проблему коммуникативного развития детей с нарушениями речи можно считать достаточно новой для специальной психологии в теоретическом, так и в экспериментальном плане. Число работ, которые целиком были бы посвящены этой проблеме, невелико. Ряд исследований нацелено на изучение становления детей в качестве субъектов общения, на выявление качественных характеристик их коммуникативного развития (Т.Н. Волковская, Е.Е. Дмитриева, Е.В. Хорошавина, Г.Х. Юсупова и др.). Однако, экспериментально не изучена взаимосвязь коммуникативного и личностного развития детей с нарушениями речи, возможности компенсации дефектов развития сферы общения этой категории детей с окружающими, что затрудняет создание обобщенной картины социализации детей с нарушениями речи уже на ранних этапах их развития и активизации их адаптивных возможностей в процессе социальной и образовательной интеграции.

Учитывая актуальность проблемы, мы провели исследование, нацеленное на изучение специфики развития навыков коммуникативного поведения старших дошкольников с ОНР (способность к эмоциональному сотрудничеству, готовность к просоциальному поведению) в традиционных для них педагогических условиях и в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

В общей сложности в эксперименте приняли участие 85 детей: 45 старших дошкольников с общим недоразвитием речи и 40 нормально развивающихся детей МДОУ№36 г.Н. Новгорода.

В исследовании использовался метод проблемных ситуаций, методики «Мозаика», «Ателье». Данный диагностический инструментарий был разработан Е.О, Смирновой, В.М. Холмогоровой и адаптирован для детей с нарушениями развития Е.Е. Дмитриевой, В.В. Серовой [3,4,5].

Например, в игре «Мозаика», в которой участвуют два ребенка, взрослый предлагает наперегонки выложить картинку (желтого колобка на зеленой травке). У детей отсутствовал необходимый набор цветовых деталей (у одного ребенка в коробке лежали преимущественно желтые детали, у другого - зеленые). Способность и желание помочь другому, реакция на просьбы сверстника служат показателями сопереживания и готовности к просоциальному поведению. Систематизация и анализ результатов осуществлялись по следующим качественным показателям, которые получали бальную оценку: интерес к сверстнику и степень эмоциональной вовлеченности в действие сверстника, степень выраженности сопереживания сверстнику, особенности просоциального поведения. По результатам диагностического изучения дети были отнесены к одному из трех уровней развития навыков коммуникативного поведения.

Высокий уровень: ребенок проявляет интерес к действиям сверстника, активно в них включается. В ситуации сотрудничества сопереживает партнеру по игре, обнаруживает готовность к просоциальным действиям.

Средний уровень: ребенок проявляет эпизодически интерес к сверстнику. Способность к сопереживанию и готовность оказать помощь партнеру по игре ребенок обнаруживает только после выполнения задания взрослого.

Низкий уровень: у ребенка отсутствует интерес к сверстнику, ребенок не проявляет готовности к эмоциональному сотрудничеству и просоциальному поведению, несмотря на просьбы сверстника-партнера по игре.

Экспериментальные данные показали, что у 54% детей с ОНР доминирует средний уровень развития навыков коммуникативного поведения. Дети обнаруживают неустойчивый интерес к сверстнику, демонстративный характер участия в его действиях (ребенок позитивно оценивает свои действия и сравнивает с ними результаты действий партнера по игре), неготовность к бескорыстной поддержке действий сверстника. В поведении нормально развивающихся детей данный уровень зафиксирован в 39% случаев.

Низкий уровень развития коммуникативных навыков показали 39% дошкольников с ОНР. Дети обнаружили безразличное отношение к партнеру по игре, отказывали  сверстнику в помощи и поддержке. В поведении нормально развивающихся детей данный уровень коммуникативного развития не был зафиксирован.

Активный интерес к сверстнику, эмоциональное принятие партнера и способность к просоциальному поведению проявили 7% дошкольников с ОНР. В поведении нормально развивающихся детей высокий уровень развития навыков коммуникативного поведения зафиксировали в 61% случаев.

Сравнительный анализ результатов позволяет сделать вывод о качественных особенностях развития навыков коммуникативного поведения у старших дошкольников с ОНР. Детей отличает от их нормально развивающихся сверстников низкий уровень эмоциональной вовлеченности в действия партнера по игре, недостаточная готовность к оказанию помощи сверстнику в ситуации игрового взаимодействия.

По результатам диагностического изучения мы разработали и апробировали в работе со старшими дошкольниками с ОНР программу преодоления их коммуникативного недоразвития. В эксперименте участвовало 35 детей с ОНР - воспитанников подготовительных групп (в состав экспериментальной группы вошло 18 детей, контрольной - 17 детей).

Коррекционно-развивающая программа преследовала решение двух основных задач:

1.   Развитие социального интеллекта детей: расширение знаний о социальном мире, нравственных нормах и способах взаимодействия с окружающими.

2.   Формирование навыков гуманитарного взаимодействия со сверстниками, развитие способности и готовности к просоциальному поведению.

Для решения первой задачи нами была разработана система занятий по ознакомлению с окружающим социальным миром. Взрослый привлекал внимание детей к явлениям социального мира, к поступкам героев художественной литературы, учил давать им оценки, активировал рефлексивные способности детей. С целью поддержания интереса к обсуждению нравственно-этических проблем широко использовали в работе с детьми игры-драматизации («Два жадных медвежонка», «Заяц-хваста» и др.), игровые приемы («Помоги Незнайке», «Нравственная лесенка» и др.).

Для решения второй задачи мы использовали систему игр, разработанную Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой [5]. Смысловым центром этих игр является сверстник.Для развития навыков гуманного взаимодействия мы использовали в работе с детьми игры по формированию у них навыков социальной перцепции (оценки своего состояния и состояния партнера), на развитие способности к согласованию действий, к сопереживанию и взаимопомощи: «Зеркало», «Обезьянки», «Передай настроение», «Выбери партнера», «Рукавички»,«День помощника» и др.

В конце учебного года по результатам реализации коррекционно-развивающей программы проведен контрольный эксперимент. Его цель - проследить возможности компенсации коммуникативного недоразвития старших дошкольников с ОНР в специально созданных педагогических условиях. Динамика навыков коммуникативного поведения в экспериментальной группе констатировалась на основе сравнительных данных коммуникативного развития детей до и после реализации программы, а также на основе сравнения данных экспериментальной и контрольной групп.

Методика контрольного эксперимента повторяла диагностическую процедуру оценки навыков коммуникативного поведения у детей в начале года.

По результатам контрольного эксперимента, доминирующим уровнем развития навыков коммуникативного поведения оказался высокий уровень. Он наблюдался у детей экспериментальной группы в 68% случаев. На среднем уровне развития коммуникативных навыков оказалось 32% детей, низкий уровень коммуникативного развития в экспериментальной группе мы не зафиксировали. Ведущей в общении со сверстниками стала форма активного взаимодействия, что свидетельствует о субъективной значимости другого ребенка, изменилась в позитивном направлении способность к эмоциональному сотрудничеству, отмечена позитивная динамика в реализации просоциальных форм поведения.

У детей контрольной группы также наблюдалась уровневая динамика в развитии навыков коммуникативного поведения: увеличилось количество детей с высоким уровнем коммуникативного развития (он зафиксирован в 22% случаев), доминирующим в общении со сверстником остался средний уровень (66%), 18% детей сохранили низкий уровень развития навыков коммуникативного поведения. По данным экспериментального изучения, у детей контрольной группы продолжает доминировать ситуативный интерес к сверстнику-партнеру, отмечается недостаточная готовность к эмоциональному сотрудничеству и продуктивному взаимодействию.

Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность реализованной программы коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР. Приближение этих детей к возрастным достижениям в развитии навыков коммуникативного поведения, зафиксированное нами по итогам экспериментального исследования, позволяет обосновать новое направление реализации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи, ключевым направлением которой может быть сфера общения этих детей с окружающими.

Рецензенты:

Серебровская Н.Е., д.псх.н., профессор кафедры социальной психологии и педагогики, НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород;

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.