Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

Панчук А.А. 1
1 аспирант кафедры "Менеджмент таможенного и страхового сервиса" Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Представлен анализ организационного и финансового обеспечения работ по благоустройству и озеленению городской среды на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Приведены данные по особенностям нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы управления зеленым фондом региона. Выявлена специфика системы садово-паркового хозяйства и источников финансирования предприятий данного комплекса. Обоснованы критерии и показатели действия исполнительной власти в вопросах озеленения и необходимость их включения в стратегические документы. Рассмотрена специфика мер по озеленению региона с учетом его зонирования на исторический центр и на периферию, с учетом развития агломерационных процессов и взаимодействия Санкт-Петербурга с Ленинградской областью. Обоснованы выводы по совершенствованию комплекса мер по благоустройству и озеленению территории, в части финансирования работ, методического и информационно-аналитического инструментария, применения дифференцированного подхода к озеленению, обусловленного зонированием территории.
благоустройство
озеленение
садово-парковое хозяйство
зеленый фонд
финансирование
регион
агломерационные процессы
зонирование территории.
1. Токарев А.Г. Определение конечного результата деятельности предприятий садово-паркового и ландшафтного строительства // Современные аспекты экономики, 2006, №2 (95).
2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL:http//www.consultant.ru (дата обращения 15.11. 2014).
3. Закон Санкт-Петербурга от 12.05.2004 N254-38 "Об охране зеленых насаждений" СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL:http//www.consultant.ru (дата обращения 15.11. 2014).
4. Закон Санкт-Петербурга от 29.05.2003 № 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт- Петербурге" СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL:http//www.consultant.ru (дата обращения 15.11. 2014).
5. Распоряжение Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 3 октября 2011 г. N 73-р "Об утверждении административного регламента Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга" СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL:http//www.consultant.ru (дата обращения 15.11. 2014).
6.Джикович Ю.В., Кирова Е.В. Вопросы финансового планирования на предприятиях садово-паркового хозяйства (на примере Санкт-Петербурга) //[Электронный ресурс] URL:http://lib.znate.ru/docs/index-131726.html
7.Колотнеча О. Боровичский казус. // Эксперт «Северо-Запад», 13 октября 2008, с. 26-29.
8. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. // Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.06. 2014, № 355// СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL:http//www.consultant.ru (дата обращения 15.11. 2014).
9. В Смольном завершили масштабную ревизию парков и скверов // [Электронный ресурс] URL:http://www.bkn.ru/

Озеленение территории – одно из ключевых направлений градостроительства городов и развития городских агломераций, фактор, имеющий большое значение в санитарно-гигиеническом, архитектурно-планировочном, социальном и эстетическом отношении.

В настоящее время усиливается спрос на оказание комплекса услуг в сфере озеленения и благоустройства на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, обусловленный ростом темпов реализации градостроительных проектов, что вызывает необходимость увеличения доли зеленых насаждений, приходящихся на одного жителя, в том числе за счет сохранения имеющихся и формирования новых садов, скверов, газонов и иных зеленых объектов, улучшающих экологию города и привлекательность городского пространства [1].

Важнейшая особенность зеленых насаждений выражается в создании городского микроклимата, обеспечивающего комфортные условия внешней среды, защиту городского пространства от пыли, загазованности, шума, вибрации и других неблагоприятных факторов, присущих крупному городу.

Вместе с тем, статус культурно-исторического центра мирового значения, применимый к Санкт-Петербургу, придает фактору озеленения города, как важнейшей функции благоустройства, значимую эстетическую роль, делающую его привлекательным не только для постоянных жителей, но и для гостей города.

Все зеленые насаждения в Санкт-Петербурге и на территориях, подчиненных Санкт-Петербургу, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, образуют зеленый фонд города, нуждающийся в сохранении и росте. За счет агломерационного развития города это фонд при условии гармонизации новой застройки с работами по озеленению территории может быть существенно увеличен.

На основании Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [2] и Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2004 № 254-38 "Об охране зеленых насаждений" [3] все зеленые насаждения, расположенные на территории Санкт-Петербурга, подлежат охране. Соответственно лица, виновные в причиненном ущербе по отношению к зеленому фонду города, должны привлекаться к ответственности с обязательным взысканием с них причиненного ущерба в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 29.05.2003 № 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт- Петербурге"[4].

Целесообразно в числе актов нормативно-правовой базы обеспечения задач по благоустройству и озеленению территории мегаполиса отметить введенный в действие Административный регламент комитета по благоустройству Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по определению восстановительной стоимости зеленых насаждений в Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся на территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок [5]. Данный документ рассматривает работы в сфере озеленения и благоустройства (как обеспечивающие, так и восстановительные) в качестве государственных услуг, предоставляемых как юридическим, так и физическим лицам. Следовательно, передача данных функций муниципалитетам при решении задачи финансового обеспечения муниципального мандата дополняется соответствующими муниципальными услугами.

В сфере садово-паркового хозяйства функционируют преимущественно государственные унитарные специализированные садово-парковые предприятия. При этом в целях повышения эффективности данных предприятий настоятельно требуется совершенствование их организационно-экономического механизма, прежде всего, в части гарантированного обеспечение финансирования работ по озеленению городской территории. При этом главной проблемой здесь выступает ограниченность финансовых ресурсов, не позволяющая увеличивать темпы работ по озеленению города [6].

В значительной мере проблема финансирования обусловлена тем, что в секторе использования бюджетных средств расходы на озеленения остаются после затрат на ремонт и благоустройство дорог и сооружений, то есть используются по остаточному принципу. Проблема может быть решена если будут закреплены в административном регламенте затраты на озеленение в виде обязательной доли от общих затрат на реализацию инвестиционного строительного проекта.

Вторым механизмом финансирования объектов благоустройства является использование государственно-частного партнерства (ГЧП). Его применение позволит снизить высокий уровень монополизма со стороны государственных предприятий сферы садово-паркового хозяйства и благоустройства города, привлечь более эффективно работающие в данной сфере частные предприятия. Здесь также можно говорить о создании благоприятных условий для проявления в рассматриваемой сфере инициатив местного сообщества, примеров которых в российской практике становится с каждым годом больше [7].

Третьим механизмом выступает создание консолидированного фонда (с целевым использованием по разным статьям бюджетных и внебюджетных средств) направляющихся на благоустройство и озеленение городского пространства.

Сегодня зеленые насаждения общего пользования занимают на площади Санкт-Петербурга 10413,9 гектаров. В границах города расположены 55 парков, 159 садов, 686 скверов, 214 бульвар, 775 озелененных улицы и 9 объектов прочего озеленения.

Вместе с тем, по темпам развития садово-паркового хозяйства Санкт-Петербург существенно уступает таким европейским городам как Лондон и Париж, с которым он конкурирует за право быть в числе европейских лидеров по развитию культурно-туристического потенциала. В частности, в плане подготовки Лондона к Олимпийским играм 2012 года было предусмотрено создание 100 новых общественных озелененных мест.

В то же время, в Санкт-Петербурге в рамках реализации Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. предполагается создание около 5 новых парков и 35 новых скверов, что существенно меньше плана Лондона, при том, что город будет принимать матчи чемпионата мира по футболу 2018 года и чемпионата Европы 2020 года, которые несомненно приведут к туристическому буму.

Отметим, в частности, что в Стратегии - 2030 в подразделе «Повышение качества городской среды» раздела «Целевые показатели социально-экономического развития Санкт-Петербурга» отсутствуют конкретные показатели, характеризующие долю зеленных насаждений, приходящихся на одного жителя [8]. Так по оценкам экспертов, в Хельсинки на одного жителя приходится 122 кв.м. зеленых насаждений, в то время как в центральных же районах Петербурга эта цифра не превышает 10 кв.м. [9].

Следует отметить, что процесс строительства Санкт-Петербургской агломерации ускорился. Так в 2014 году доля жилищного строительства на территории до 20 км от Кольцевой автодороги составила около 45%. Причем часть застройки проходит по зеленой зоне, что требует обязательного применения в новых районах концепции комплексного освоения территории (КОТ), предусматривающей, в числе прочего, сохранение как действующих природных комплексов, так и применение дополнительного озеленения и благоустройства территории. Например, при создании микрорайона Юнтолово, важно развести зону природного заказника с жилой зоной, обеспечить при создании рекреационной зоны данного проекта сохранность реки Юнтоловка. В данном случае речь идет о развитии моноцентрического вектора развития Санкт-Петербургской агломерации. Полицентрический вектор, не исключающий естественный моноцентрический рост данного мегаполиса, предусматривает развитие и благоустройство более отдаленных от центра агломерации поселений, как относящихся по своему административному статусу к Санкт-Петербургу, так и к смежному региону – Ленинградской области.

В городской агломерации озелененное и благоустроенное пространство любого размера и типа является многофункциональным, что в значительной степени определяется фактором близости/удаленности от центра.

В частности, в центральной части города, где практически исчерпаны возможности плоскостного озеленения городской территории, целесообразно использовать современные технологии вертикального озеленения, с учетом использования опыта стран, близких к условиям природно-климатических особенностей Санкт-Петербурга (Финляндия, Норвегия, Швеция). Естественно, что предложенные для реализации проекты вертикального озеленения не должны нарушать архитектонику и общий облик застройки исторического центра города. Для новых территорий в основу благоустройства и озеленения необходимо использовать положения концепции комплексного освоения территории.

Выводы:

1. Необходимо включить критерий баланса площади озеленения на одного жителя города с дифференциацией показателей по отдельным территориям в стратегические документы, касающихся развития города и городской агломераций, а также данные динамики показателя для оценки должностных лиц.

2. Целесообразно увеличить раза в 2-3 количество озелененных общественных мест, принимая во внимание за ориентир европейские стандарты и планы европейских городов, для чего необходимо внести соответствующие изменения в стратегические документы.

3. В целях уточнения дислокации и динамики зеленых насаждений в пределах формирующейся городской агломерации целесообразно проводить мониторинг с использованием метода геоинформационных систем (ГИС) на базе спутниковых фотографий.

4. Целесообразно создать консолидированный фонд зеленого сектора, предусматривающий как поддержку деятельности функционирующих в сфере садово-паркового хозяйства государственных унитарных предприятий, так и поддержки инициатив местного сообщества.

5. Необходим дифференцированный подход к благоустройству и озеленению территорий развивающейся городской агломерации: так в центральный районах, где целесообразно ввести мораторий на ликвидацию скверов и других зеленых зон и площадок, в условиях ограничения возможностей горизонтального озеленения использовать вертикальное озеленение с учетом специфики мегаполиса с учетом роста коэффициента озеленения. На периферии или в процессе высвобождения «серой» (промышленной) зоны целесообразно все строящиеся жилые и социальные объекты сочетать с подходами по комплексному освоению территории, в которых вопросы озеленения должны иметь несомненный приоритет.

Рецензенты:

Макаров А.Д., д.э.н., доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры Прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского национального исследовательского Университета информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург;

Дроздов Г.Д., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент таможенного и страхового сервиса» ФГОУ ВПО Института сервиса и экономики Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Панчук А.А. БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16468 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252