Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPROVEMENT AND GARDENING OF THE URBAN ENVIRONMENT IN THE FORMED ST. PETERSBURG AGGLOMERATION

Panchuk A.A. 1
1 graduate student of "Management of Customs and Insurance Service" chair of the St. Petersburg state economic university
The analysis of organizational and financial security of works on improvement and gardening of an urban environment in the territory of St. Petersburg and the Leningrad region is submitted. Data on features of the standard and legal base regulating questions of management of green fund of the region are provided. Specifics of system of landscape gardening economy and sources of financing of the enterprises of this complex are revealed. Criteria and indicators of action of executive power in questions of gardening and need of their inclusion in strategic documents are proved. Specifics of measures for gardening of the region taking into account its zoning on historic center and on the periphery, taking into account development of agglomerative processes and interaction of St. Petersburg with the Leningrad region are considered. Valid conclusions on improvement of a package of measures on improvement and gardening of the territory, regarding financing of works, methodical and information and analytical tools, application of the differentiated approach to gardening caused by zoning of the territory.
improvement
gardening
landscape gardening economy
green fund
financing
region
agglomerative processes
zoning of the territory.

Озеленение территории – одно из ключевых направлений градостроительства городов и развития городских агломераций, фактор, имеющий большое значение в санитарно-гигиеническом, архитектурно-планировочном, социальном и эстетическом отношении.

В настоящее время усиливается спрос на оказание комплекса услуг в сфере озеленения и благоустройства на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, обусловленный ростом темпов реализации градостроительных проектов, что вызывает необходимость увеличения доли зеленых насаждений, приходящихся на одного жителя, в том числе за счет сохранения имеющихся и формирования новых садов, скверов, газонов и иных зеленых объектов, улучшающих экологию города и привлекательность городского пространства [1].

Важнейшая особенность зеленых насаждений выражается в создании городского микроклимата, обеспечивающего комфортные условия внешней среды, защиту городского пространства от пыли, загазованности, шума, вибрации и других неблагоприятных факторов, присущих крупному городу.

Вместе с тем, статус культурно-исторического центра мирового значения, применимый к Санкт-Петербургу, придает фактору озеленения города, как важнейшей функции благоустройства, значимую эстетическую роль, делающую его привлекательным не только для постоянных жителей, но и для гостей города.

Все зеленые насаждения в Санкт-Петербурге и на территориях, подчиненных Санкт-Петербургу, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, образуют зеленый фонд города, нуждающийся в сохранении и росте. За счет агломерационного развития города это фонд при условии гармонизации новой застройки с работами по озеленению территории может быть существенно увеличен.

На основании Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [2] и Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2004 № 254-38 "Об охране зеленых насаждений" [3] все зеленые насаждения, расположенные на территории Санкт-Петербурга, подлежат охране. Соответственно лица, виновные в причиненном ущербе по отношению к зеленому фонду города, должны привлекаться к ответственности с обязательным взысканием с них причиненного ущерба в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 29.05.2003 № 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт- Петербурге"[4].

Целесообразно в числе актов нормативно-правовой базы обеспечения задач по благоустройству и озеленению территории мегаполиса отметить введенный в действие Административный регламент комитета по благоустройству Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по определению восстановительной стоимости зеленых насаждений в Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся на территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок [5]. Данный документ рассматривает работы в сфере озеленения и благоустройства (как обеспечивающие, так и восстановительные) в качестве государственных услуг, предоставляемых как юридическим, так и физическим лицам. Следовательно, передача данных функций муниципалитетам при решении задачи финансового обеспечения муниципального мандата дополняется соответствующими муниципальными услугами.

В сфере садово-паркового хозяйства функционируют преимущественно государственные унитарные специализированные садово-парковые предприятия. При этом в целях повышения эффективности данных предприятий настоятельно требуется совершенствование их организационно-экономического механизма, прежде всего, в части гарантированного обеспечение финансирования работ по озеленению городской территории. При этом главной проблемой здесь выступает ограниченность финансовых ресурсов, не позволяющая увеличивать темпы работ по озеленению города [6].

В значительной мере проблема финансирования обусловлена тем, что в секторе использования бюджетных средств расходы на озеленения остаются после затрат на ремонт и благоустройство дорог и сооружений, то есть используются по остаточному принципу. Проблема может быть решена если будут закреплены в административном регламенте затраты на озеленение в виде обязательной доли от общих затрат на реализацию инвестиционного строительного проекта.

Вторым механизмом финансирования объектов благоустройства является использование государственно-частного партнерства (ГЧП). Его применение позволит снизить высокий уровень монополизма со стороны государственных предприятий сферы садово-паркового хозяйства и благоустройства города, привлечь более эффективно работающие в данной сфере частные предприятия. Здесь также можно говорить о создании благоприятных условий для проявления в рассматриваемой сфере инициатив местного сообщества, примеров которых в российской практике становится с каждым годом больше [7].

Третьим механизмом выступает создание консолидированного фонда (с целевым использованием по разным статьям бюджетных и внебюджетных средств) направляющихся на благоустройство и озеленение городского пространства.

Сегодня зеленые насаждения общего пользования занимают на площади Санкт-Петербурга 10413,9 гектаров. В границах города расположены 55 парков, 159 садов, 686 скверов, 214 бульвар, 775 озелененных улицы и 9 объектов прочего озеленения.

Вместе с тем, по темпам развития садово-паркового хозяйства Санкт-Петербург существенно уступает таким европейским городам как Лондон и Париж, с которым он конкурирует за право быть в числе европейских лидеров по развитию культурно-туристического потенциала. В частности, в плане подготовки Лондона к Олимпийским играм 2012 года было предусмотрено создание 100 новых общественных озелененных мест.

В то же время, в Санкт-Петербурге в рамках реализации Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. предполагается создание около 5 новых парков и 35 новых скверов, что существенно меньше плана Лондона, при том, что город будет принимать матчи чемпионата мира по футболу 2018 года и чемпионата Европы 2020 года, которые несомненно приведут к туристическому буму.

Отметим, в частности, что в Стратегии - 2030 в подразделе «Повышение качества городской среды» раздела «Целевые показатели социально-экономического развития Санкт-Петербурга» отсутствуют конкретные показатели, характеризующие долю зеленных насаждений, приходящихся на одного жителя [8]. Так по оценкам экспертов, в Хельсинки на одного жителя приходится 122 кв.м. зеленых насаждений, в то время как в центральных же районах Петербурга эта цифра не превышает 10 кв.м. [9].

Следует отметить, что процесс строительства Санкт-Петербургской агломерации ускорился. Так в 2014 году доля жилищного строительства на территории до 20 км от Кольцевой автодороги составила около 45%. Причем часть застройки проходит по зеленой зоне, что требует обязательного применения в новых районах концепции комплексного освоения территории (КОТ), предусматривающей, в числе прочего, сохранение как действующих природных комплексов, так и применение дополнительного озеленения и благоустройства территории. Например, при создании микрорайона Юнтолово, важно развести зону природного заказника с жилой зоной, обеспечить при создании рекреационной зоны данного проекта сохранность реки Юнтоловка. В данном случае речь идет о развитии моноцентрического вектора развития Санкт-Петербургской агломерации. Полицентрический вектор, не исключающий естественный моноцентрический рост данного мегаполиса, предусматривает развитие и благоустройство более отдаленных от центра агломерации поселений, как относящихся по своему административному статусу к Санкт-Петербургу, так и к смежному региону – Ленинградской области.

В городской агломерации озелененное и благоустроенное пространство любого размера и типа является многофункциональным, что в значительной степени определяется фактором близости/удаленности от центра.

В частности, в центральной части города, где практически исчерпаны возможности плоскостного озеленения городской территории, целесообразно использовать современные технологии вертикального озеленения, с учетом использования опыта стран, близких к условиям природно-климатических особенностей Санкт-Петербурга (Финляндия, Норвегия, Швеция). Естественно, что предложенные для реализации проекты вертикального озеленения не должны нарушать архитектонику и общий облик застройки исторического центра города. Для новых территорий в основу благоустройства и озеленения необходимо использовать положения концепции комплексного освоения территории.

Выводы:

1. Необходимо включить критерий баланса площади озеленения на одного жителя города с дифференциацией показателей по отдельным территориям в стратегические документы, касающихся развития города и городской агломераций, а также данные динамики показателя для оценки должностных лиц.

2. Целесообразно увеличить раза в 2-3 количество озелененных общественных мест, принимая во внимание за ориентир европейские стандарты и планы европейских городов, для чего необходимо внести соответствующие изменения в стратегические документы.

3. В целях уточнения дислокации и динамики зеленых насаждений в пределах формирующейся городской агломерации целесообразно проводить мониторинг с использованием метода геоинформационных систем (ГИС) на базе спутниковых фотографий.

4. Целесообразно создать консолидированный фонд зеленого сектора, предусматривающий как поддержку деятельности функционирующих в сфере садово-паркового хозяйства государственных унитарных предприятий, так и поддержки инициатив местного сообщества.

5. Необходим дифференцированный подход к благоустройству и озеленению территорий развивающейся городской агломерации: так в центральный районах, где целесообразно ввести мораторий на ликвидацию скверов и других зеленых зон и площадок, в условиях ограничения возможностей горизонтального озеленения использовать вертикальное озеленение с учетом специфики мегаполиса с учетом роста коэффициента озеленения. На периферии или в процессе высвобождения «серой» (промышленной) зоны целесообразно все строящиеся жилые и социальные объекты сочетать с подходами по комплексному освоению территории, в которых вопросы озеленения должны иметь несомненный приоритет.

Рецензенты:

Макаров А.Д., д.э.н., доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры Прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского национального исследовательского Университета информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург;

Дроздов Г.Д., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент таможенного и страхового сервиса» ФГОУ ВПО Института сервиса и экономики Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург.