Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ И СОЗДАНИЯ КОНГРЕСС-БЮРО В Г.ВЛАДИВОСТОКЕ

Кушнарева И.Ю. 1 Гомилевская Г.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»
2 ФГБОУ ВПО «Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса»
В статье на основе мирового и отечественного опыта организации конгрессов и выставок предпринята попытка определения перспектив развития конгрессно-выставочной деятельности на региональном уровне. Выявлены основные направления конгрессно-выставочной деятельности и MICE-туризма в Приморском крае. Обоснована необходимость создания Конгресс-бюро в г.Владивостоке как центре делового сотрудничества Азиатско-Тихоокеанского региона. Основной целью создания Конгресс-бюро является обеспечение становления Приморского края и города Владивостока как международного конгресс-центра за счет сбалансированного формирования и развития современной инфраструктуры для качественного проведения крупных межрегиональных и международных конференций, симпозиумов, форумов, съездов и других конгрессных мероприятий. К числу основных направлений деятельности Конгресс-бюро Приморского края относятся: сбор и систематизация информации по конгрессным и туристским возможностям Приморского края, организация участия в тендерах международных отраслевых ассоциаций по выбору места проведения будущих мероприятий, привлечение в регион международных мероприятий, содействие планировщикам конгрессных и выставочных мероприятий при выборе места проведения мероприятия.
индустрия MICE
конгресс-бюро
конгрессный туризм
деловой туризм
конгрессно-выставочная деятельность
1. География делового туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе [Электронный ресурс]/ Центр международного туризма.–2013. – Режим доступа: http://worldwidetour.ru/content/15/5/
2. Гомилевская Г.А. Геополитические и экономические предпосылки развития
конгрессно-выставочной деятельности в Приморском крае / Г.А Гомилевская, И.Ю. Кушнарева //Вестник Сочинского государственного университета. – 2013. - №4.
3. Деловой туризм в США [Электронный ресурс] /Tourdom. MICE USA. – 2013. – Режим доступа: http://www.tourdom.ru/trainings/?view_ans=1037
4. Долженко Г. Опыт разработки классификации современного российского туризма / Г. Долженко // Труды Международной туристской академии. Выпуск 5. «Приоритеты и перспективы научных исследований международного туризма в XXI веке». М., 2010 г. С. 59–69
5. Комарова Е.В. Опыт развития выставочной индустрии Германии / Е.В. Комарова // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2012. – № 4. – С.12.6. Международные выставки [Электронный ресурс]/ EURO-EXPO.RU. – 2012. – Режим доступа: http://www.euro-expo.ru/news.html
7. Федорова Е.В. Управление инновациями в конгрессно-вытавочной деятельности: автореф. Дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Федорова Е.В.;
8. Федеральный Закон №12 – ФЗ от 5 февраля 2007 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности» [Электронный ресурс] ./ Информационный портал «Законы, вопросы юристу». – Москва. – 2013. – Режим доступа:pravo.nnm.ru/zakon
9. Business Travel – a Catalyst of Economic performance [Электронный ресурс] / World Travel&Tourism Council. – 2013. – Режим доступа: http://www.wttc.org/research/special-research/business-travel-research/
10. International associations anticipate strong meetings growth in 2014 [Электронный ресурс] / ICCA. – 2013. – Режим доступа: http://www.iccaworld.org/npps/presscentre.cfm
Целью исследования является разработка механизма управления конгрессно-выставочной деятельностью в Приморском крае.

Задачи исследования:

-  определить роль конгрессно-выставочной деятельности в развитии туризма;

- определить основные направления конгрессно-выставочной деятельности в Приморском крае;

- выделить принципы и формы участия при создании конгресс-бюро;

- разработать организационный план создания конгресс-бюро в Приморском крае;

- рассчитать финансовую модель конгресс-бюро, принципы и источники финансирования.

Материалы и методы исследования

В процессе работы были использованы методы исследования: а) эмпирический метод; б) анализ статистического материала; в) метод сравнения; г) метод проектного анализа;
е) обобщение полученных данных. Для сбора, обработки и анализа данных в ходе подготовки работы использованы методы анализа: математические и статистические.

В работе использовались научные труды по исследованию конгрессно-выставочной деятельности: Г. Долженко, Е.В. Комаровой, Е.В. Федоровой, официальные сайты ICCA, TOURDOM, EURO-EXPO.

Роль конгрессно-выставочной деятельности в развитии туризма в Приморском крае

В последнее время вопросы развития событийного туризма в целом и конгрессного туризма как составляющей его части получили широкое обсуждение. Исследование современной трактовки понятия «событийный туризм» показывает, что до сих пор нет его однозначного определения и изначально событийный туризм в большей степени рассматривался лишь в контексте культурного, спортивного и познавательного туризма. Уточнение понятия «турист», данное Всемирной туристской организацией (UN WTO) и введение поправок в Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности» [1] позволяют дать уточненное определение событийного туризма, который трактуется как не как вид туризма, а как блок [2], формируемый на основе различных видов туризма: экологического, культурного, спортивного, делового.

В свою очередь по оценкам Всемирного совета деловых путешествий и туризма (World Travel and Tourism Council, WTTC) [3] деловой туризм является неотъемлемой частью международной торговли и обеспечивает в последние десятилетия до одной трети мировой торговли.

В мировой практике основным показателем деловой активности является конгрессно-выставочная деятельность, которая выступает как наиболее динамичный сегмент рынка делового туризма. В мире растет интерес к форумам, конференциям, симпозиумам, совещаниям, семинарам, выставкам и ярмаркам. При этом существуют тенденции объединения конгрессов и выставок.

В организации и проведении данных мероприятий, как правило, принимают участие следующие стороны: организации-организаторы выставки, организации, обеспечивающие конгрессно-выставочную деятельность, экспоненты, организаторы, предоставляющие выставочную площадь, потребители выставочного продукта. Помимо этого, развитие конгрессно-выставочной деятельности напрямую зависит от поддержки государства, в том числе организационной, финансовой, информационной, совершенствования нормативно-правовой базы.

Исследование зарубежного рынка делового туризма свидетельствует, что основными мировыми лидерами в области организации и проведении делового туризма являются Германия, США, Испания, Великобритания, Франция [4,5,6,7]. Азиатский регион приобретает все большее значение в организации конгрессно-выставочных мероприятий [8], считается, что именно за этим регионом будущее делового туризма.

Для планирования и продвижения конгрессных мероприятий проводятся специализированные выставки. Самыми известными из них являются: IMEX (Франкфурт-на-Майне) и EIBTM (Барселона), CIBTM (Китай). В выставке IMEX ежегодно принимают участие представители делового туризма из 150 стран, выставке EIBTM – из 80 стран. Отличительной особенностью данных выставок является большое число так называемых Hosted Buyers - покупателей, которые представляют, как правило, менеджмент корпораций.

В Дальневосточном регионе в сегменте конгрессных и выставочных мероприятий занимает лидирующие позиции столица Приморского края город Владивосток, где регулярно проводятся крупные международные мероприятия. Как известно, в 2012 году в Приморском крае на о.Русский прошел очередной саммит АТЭС. Следует отметить, что помимо саммита АТЭС-2012 в городе Владивостоке уже проводились мероприятия АТЭС (рисунок 1).

Также в крае регулярно проводятся крупные международные мероприятия: Тихоокеанский экономический конгресс, Международный Конгресс рыбаков, Международный экологический форум «Природа без границ», Медицинский конгресс «Человек и лекарство», кинофестиваль «Меридианы Тихого». С периодической частотой проходят конгрессы и форумы при участии представителей стран АТР, направленные на развитие экономических и культурных связей, привлечение инвестиций в регион [9].

Владивосток имеет перспективу стать местом проведения крупных международных встреч и мероприятий российских ассоциаций и союзов, корпоративных встреч. Большим толчком развитию конгрессно-выставочной деятельности могут послужить ввод в эксплуатацию и развитие интегрированной развлекательной зоны (ИРЗ) «Приморье», вводимая гостиничная инфраструктура, конференц-залы, торгово-выставочные комплексы, иные привлекательные инвестиционные проекты по развитию не только делового туризма, но и туристской инфраструктуры в целом.                                                          

 

Рис. 1. Мероприятия АТЭС во Владивостоке

 

Инфраструктурные проекты конгрессной направленности частично реализованы на базе Дальневосточного федерального университета на острове Русский с конференц-залами до 1000 человек, при этом на острове Русский планируется создание территории опережающего развития. Для проведения крупных массовых мероприятий также могут быть использованы концертно-спортивный комплекс «Фетисов-арена» на 5500 мест и Приморский Оперный театр на 1850 мест. Готовятся к сдаче два отеля международной сети «Хаятт», что позволит привлекать конгрессных участников до 300-500 человек.

            Что касается выставочных мероприятий, то среди них наиболее известны Тихоокеанская международная туристская выставка PITE, специализированные выставки «Город», «Строительство», «Дальагро. Продовольствие», «Энерготехэкспо», развивается выставка катеров и яхт «Vladivostok Boat Show».

С учетом потребностей расширения масштаба выставок и конгрессов в крае в результате взаимодействия с органами государственной власти и муниципального управления, корпоративными структурами в исследовании выделены основные направления развития конгрессной деятельности в Приморском крае:

1) Проведение конгрессных мероприятий по линии профессиональных объединений и ассоциаций, в том числе: встреча городов-партнеров Владивостока и стран АТР; мероприятия в направлении взаимосвязи профессионалов в энергетической и нефтегазовой отрасли, сфере инноваций, рыбохозяйственной отрасли, медицине, туризме.

2) Позиционирование Владивостока как места проведения мероприятий Форума АТЭС.

3) Проведение международной профессиональной выставки для специалистов выставок и конференции по конгрессной и выставочной деятельности, преимущественно из стран АТР.

4) Развитие управленческо-информационного обеспечения конгрессной инфраструк- туры. Как правило, организационной формой такого центра выступает Конгресс-Бюро, в задачи которого входит координация конгрессной деятельности на региональном и территориальном уровнях, эффективное использование и развитие инфраструктуры, соответствующей международным стандартам, управление сезонностью в сфере туризма (заполнение туристской инфраструктуры в несезон), повышение делового имиджа г.Владивостока и Приморского края, решение социальных задач, в том числе в сфере занятости населения, рост бюджетных поступлений в экономику края.

Принципы и формы организации конгресс-бюро в Приморском крае

Основной целью создания Конгресс-бюро является обеспечение становления Приморского края и города Владивостока как международного конгресс-центра за счет сбалансированного формирования и развития современной инфраструктуры для качественного проведения крупных межрегиональных и международных конференций, симпозиумов, форумов, съездов и других конгрессных мероприятий.

Создание конгресс-бюро может реализовываться в различных организационно-правовых формах, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Организационные формы создания конгресс-бюро в Приморском крае

 

Организационная форма

Специфика

Ассоциация (некоммерческое партнерство)

объединение финансовых и организационных ресурсов администрации края с представителями конгрессного, выставочного и туристского бизнеса

Структурное подразделение органа государственной власти субъекта

последующее формирование координационного органа (комиссия или совет), созданного для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления, представителей предпринимательских структур, общественных объединений, ученых, специалистов и общественных деятелей при решении определенного круга задач

Бюджетное учреждение

государственная организация, осуществляющей оказание государственных услуг в рамках полномочий органов государственной власти, финансовое обеспечение деятельности, которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы

Автономная некоммерческая организации

создается в целях предоставления услуг в сфере конгрессно-выставочной деятельности на основе добровольных имущественных взносов с правом осуществления предпринимательской деятельности, соответствующей целям, для достижения которых создана указанная организация

Примечание: разработано автором по [10]

 

Как показывает практика, в большей степени принципы государственно-частного партнерства обеспечиваются при первом варианте – создании некоммерческого партнерства, что подразумевает совместное участие в управлении и финансировании конгрессного бюро.

            В этом случае основными принципами конгресс-бюро Приморского края являются:

1)      некоммерческий характер деятельности, что обеспечивает беспристрастность при выборе того или иного поставщика услуг для планировщика международных встреч;

2)      официальный статус и признание со стороны администрации как официального представительства на рынке международных встреч;

3)      безвозмездность услуг, оказываемых планировщикам международных встреч.

Участие в конгресс-бюро обеспечивается членством, которое гарантирует каждому из партнеров информационную поддержку (обеспечение рекламной о возможностях территории и отдельных компаний, доступ к единой базе конгрессных ресурсов с системой бронирования); проведение обучающих семинаров; финансовую поддержку, в том скидки на участие в международных выставках на стенде края.

К категории членов можно отнести:

- профессиональные организаторы конгрессов и выставок, обеспечивающие комплексную подготовку, включая управление бюджетом, рекламно-информационную поддержку, услуги секретариата и общую координацию;

- туристские компании, работающие в сегменте делового туризма
и обслуживающие конгрессы, конференции и корпоративные мероприятия (гостиничная и транспортная логистика, организация социальных и экскурсионных программ и т. д.);

- конгресс-центры, конгрессные залы и другие объекты (вузы, бизнес-центры), обладающие конгрессными и банкетными возможностями;

- предприятия размещения, питания, транспортные компании, в том числе аэропорт;

- иные компании, оказывающие услуги перевода, предоставляющие аудио-видео и демонстрационное оборудование для мероприятий, разрабатывающие компьютерные программы для регистрации делегатов;

- университеты и иные научные учреждения, осуществляющие проведение конгрессов и конференций, но без необходимости уплаты членских взносов.

            Непосредственно в организационную структуру Конгресс-бюро целесообразно включить, помимо работников, обеспечивающих выполнение стандартных процедур, свойственных любой организации, - маркетолога территории, специалиста по информационно-аналитической базе, специалиста по рынку ассоциаций и специалиста по корпоративному рынку.

К числу основных направлений деятельности конгресс-бюро Приморского края относятся: сбор и систематизация информации по конгрессным и туристским возможностям Приморского края, создание представительского мультиязычного промо-сайта края, организация участия в тендерах международных отраслевых ассоциаций по выбору места проведения будущих мероприятий, привлечение в регион международных мероприятий, объединение участников рынка для консолидации усилий при проведении конгрессных и выставочных мероприятий, а также защиты их интересов, оказания консультационных и юридических услуг, содействие планировщикам конгрессных и выставочных мероприятий при выборе места проведения мероприятия.

Особенно следует отметить необходимость членства конгресс-бюро в нескольких международных Ассоциациях: Международной ассоциации конгрессов и съездов ICCA, Европейской федерации конгрессных городов EFCT; Союзе международных ассоциаций UIA; участие в специализированных международных выставках: ITB (Берлин), MITF (Москва), IMEX (Франкфурт), WTM (Лондон), СIBTM (Пекин);

            Качественное развитие материально-технической базы конгрессной деятельности предусматривает: разработку и предоставление рекомендаций по строительству новых конгрессных площадок в Приморском крае; создание адаптированной системы классификации объектов конгрессной недвижимости (ОКН) Приморского края по качеству предоставляемых услуг и другим ключевым характеристикам; присвоение и выдача сертификатов соответствия требованиям к классам ОКН конгрессным площадкам; выдачу рекомендаций по совершенствованию ОКН; постоянный мониторинг качества, сервиса и общего состояния ОКН.

Разработка финансовой модели создания конгресс-бюро, принципов и источников финансирования

Смета затрат создания конгрессно-выставочного бюро формируется на основе следующих статей расходов: заработная плата персонала; создание и поддержание сайта; разработка системы RFP (request for proposal); командировки (минимум 3 выставки в Европе и 3 выставки в АТР); членские взносы в международных ассоциациях и союзах, объединяющих конгресс-бюро; встречи делегаций потенциальных заказчиков; офисное и специализированное оборудование и оснащение помещения; сертификация конгрессных площадок; содержание офиса минимум 50 кв.м.; создание презентационных фильмов по краю, городу, конференц-залам и т.д.; выпуск информационных материалов (каталогов, сувениров, буклетов и т.д.); прочие затраты (рис.2).

 

Рис. 2. Динамика расходов на содержание конгресс-бюро Приморского края
на 2013-2017 годы, тыс. руб.

 

При определении источников финансирования оптимальной схемой является совместное финансирование администрациями Приморского края, города Владивостока и коммерческими компаниями, являющимися членами конгрессного бюро. Размер членских взносов варьируется в зависимости от величины компании и того дохода, который она получает от конгрессной деятельности. Размер взносов определяется в двустороннем договоре с каждой отдельной компанией.

Распределение объемов по источникам финансирования установлено на основе международной практики в два этапа (рис.3).

Рис. 3. Распределение источников финансирования по этапам проекта,
в процентах

Итого по всем статьям расходов на пять лет финансирование составляет
40,62 млн. руб. Иллюстрация распределения бюджета Приморского края на финансирование конгресс-бюро (рис.4).

Согласно плановым расчетным данным поступления из краевого бюджета и бюджета г. Владивостока в 2015 году по сравнению с 2013 годом произойдет снижение на 401,96 тыс. руб., в 2017 - на 275,76 тыс. руб.

 

Рис.4. Распределения бюджета Приморского края на финансирование
конгресс-бюро, тыс.руб.

 

При распределении по источникам поступлений внебюджетных средств на основе расчетов были приняты следующие значения: гостиницы сети «Хаятт» 16%, прочие гостиницы г. Владивостока 18%, компании – профессиональные организаторы конгрессов 18%, туристические фирмы в сегменте DMC 15%, транспортные компании 16%, рестораны 7%, авиакомпании 10%. 

 Экономический эффект от создания Конгресс-бюро определяется в следующих общественных сферах:

            - рост прямого дохода от проведения мероприятий, привлеченных с помощью конгресс-бюро: для конгрессных операторов; компаний сегмента DMC, транспортных компаний, гостиниц, ресторанов, авиакомпаний, что повышает деловую активность участников конгрессного рынка;.

            - косвенный эффект, возникающий при формировании имиджа Приморского края как делового центра, связанный с ростом деловой активности предприятий различной направленности, и, как следствие - роста делового туризма.

            В таблице 2 приведены показатели, достижение которых может обеспечить экономический эффект. Согласно расчетам за пять лет наблюдается значительный рост доходов предприятий от конгрессно-выставочной деятельности почти в 20 раз, при этом бюджетная эффективность возрастает в 24 раза.

Количество конгресс туристов из регионов России в период с 2015 по 2017 гг. увеличивается с 3000 до 9000 человек, так же виден прирост иностранных туристов, прибывающих с целью участия в конгрессных мероприятиях с 1000 до 2500 человек (рис.5).

Таблица 2

Показатели эффективности проекта

Показатели

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Итого

1. Доходы предприятий от конгрессной деятельности,

тыс. руб

16510,0

21425,0

88000,0

201200,0

348000,0

675135,0

2. Поступление налоговых доходов в бюджет Приморского края, тыс.руб.

543,18

704,89

2895,20

6619,48

11449,20

22211,95

3. Расходы на содержание  Конгресс-бюро (бюджет КБ), тыс.руб.

8041,23

7551,56

8041,56

8322,76

8672,76

40629,87

4. Расходы Приморского края на содержание конгресс- бюро, тыс.руб.

 

2010,31

 

1887,89

 

1608,35

 

1664,55

 

1734,55

8905,65

5. Региональная эффективность, (п.1/ п.3)

2,05

2,83

10,94

24,17

40,12

16,62

3. Бюджетная эффективность (п.2 / п.4)

0,27

0,38

1,80

3,98

6,60

2,49

Рис. 5. Динамика потока деловых туристов в результате привлечения дополнительных международных мероприятий, чел.

Таким образом, наиболее подходящей организационно-правовой формой конгресс-бюро в Приморском крае является некоммерческое партнерство, в качестве источников финансирования оптимальной схемой является совместное финансирование администрациями Приморского края, города Владивостока и коммерческими компаниями, являющимися членами конгрессно-выставочного бюро, что позволит, с одной стороны, оптимизировать бюджетные и внебюджетные средства, а, с другой, - расширить географию  и масштаб конгрессно-выставочной деятельности.

При расчетах эффективности создания конгресс-бюро использовался программный продукт имитационной модели инвестиционного проектирования «Project Expert».

Рецензенты:

Терентьева Т.В., д.э.н., первый проректор, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор кафедры международного маркетинга и торговли, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток.

 


Библиографическая ссылка

Кушнарева И.Ю., Гомилевская Г.А. ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ И СОЗДАНИЯ КОНГРЕСС-БЮРО В Г.ВЛАДИВОСТОКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16333 (дата обращения: 10.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074