Задачи исследования:
- определить роль конгрессно-выставочной деятельности в развитии туризма;
- определить основные направления конгрессно-выставочной деятельности в Приморском крае;
- выделить принципы и формы участия при создании конгресс-бюро;
- разработать организационный план создания конгресс-бюро в Приморском крае;
- рассчитать финансовую модель конгресс-бюро, принципы и источники финансирования.
Материалы и методы исследования
В процессе работы были использованы
методы исследования: а) эмпирический метод; б) анализ статистического
материала; в) метод сравнения; г) метод проектного анализа;
е) обобщение полученных данных. Для
сбора, обработки и анализа данных в ходе подготовки работы использованы
методы анализа: математические и статистические.
В работе использовались научные труды по исследованию конгрессно-выставочной деятельности: Г. Долженко, Е.В. Комаровой, Е.В. Федоровой, официальные сайты ICCA, TOURDOM, EURO-EXPO.
Роль конгрессно-выставочной деятельности в развитии туризма в Приморском крае
В последнее время вопросы развития событийного туризма в целом и конгрессного туризма как составляющей его части получили широкое обсуждение. Исследование современной трактовки понятия «событийный туризм» показывает, что до сих пор нет его однозначного определения и изначально событийный туризм в большей степени рассматривался лишь в контексте культурного, спортивного и познавательного туризма. Уточнение понятия «турист», данное Всемирной туристской организацией (UN WTO) и введение поправок в Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности» [1] позволяют дать уточненное определение событийного туризма, который трактуется как не как вид туризма, а как блок [2], формируемый на основе различных видов туризма: экологического, культурного, спортивного, делового.
В свою очередь по оценкам Всемирного совета деловых путешествий и туризма (World Travel and Tourism Council, WTTC) [3] деловой туризм является неотъемлемой частью международной торговли и обеспечивает в последние десятилетия до одной трети мировой торговли.
В мировой практике основным показателем деловой активности является конгрессно-выставочная деятельность, которая выступает как наиболее динамичный сегмент рынка делового туризма. В мире растет интерес к форумам, конференциям, симпозиумам, совещаниям, семинарам, выставкам и ярмаркам. При этом существуют тенденции объединения конгрессов и выставок.
В организации и проведении данных мероприятий, как правило, принимают участие следующие стороны: организации-организаторы выставки, организации, обеспечивающие конгрессно-выставочную деятельность, экспоненты, организаторы, предоставляющие выставочную площадь, потребители выставочного продукта. Помимо этого, развитие конгрессно-выставочной деятельности напрямую зависит от поддержки государства, в том числе организационной, финансовой, информационной, совершенствования нормативно-правовой базы.
Исследование зарубежного рынка делового туризма свидетельствует, что основными мировыми лидерами в области организации и проведении делового туризма являются Германия, США, Испания, Великобритания, Франция [4,5,6,7]. Азиатский регион приобретает все большее значение в организации конгрессно-выставочных мероприятий [8], считается, что именно за этим регионом будущее делового туризма.
Для планирования и продвижения конгрессных мероприятий проводятся специализированные выставки. Самыми известными из них являются: IMEX (Франкфурт-на-Майне) и EIBTM (Барселона), CIBTM (Китай). В выставке IMEX ежегодно принимают участие представители делового туризма из 150 стран, выставке EIBTM – из 80 стран. Отличительной особенностью данных выставок является большое число так называемых Hosted Buyers - покупателей, которые представляют, как правило, менеджмент корпораций.
В Дальневосточном регионе в сегменте конгрессных и выставочных мероприятий занимает лидирующие позиции столица Приморского края город Владивосток, где регулярно проводятся крупные международные мероприятия. Как известно, в 2012 году в Приморском крае на о.Русский прошел очередной саммит АТЭС. Следует отметить, что помимо саммита АТЭС-2012 в городе Владивостоке уже проводились мероприятия АТЭС (рисунок 1).
Также в крае регулярно проводятся крупные международные мероприятия: Тихоокеанский экономический конгресс, Международный Конгресс рыбаков, Международный экологический форум «Природа без границ», Медицинский конгресс «Человек и лекарство», кинофестиваль «Меридианы Тихого». С периодической частотой проходят конгрессы и форумы при участии представителей стран АТР, направленные на развитие экономических и культурных связей, привлечение инвестиций в регион [9].
Владивосток имеет перспективу стать местом проведения крупных международных встреч и мероприятий российских ассоциаций и союзов, корпоративных встреч. Большим толчком развитию конгрессно-выставочной деятельности могут послужить ввод в эксплуатацию и развитие интегрированной развлекательной зоны (ИРЗ) «Приморье», вводимая гостиничная инфраструктура, конференц-залы, торгово-выставочные комплексы, иные привлекательные инвестиционные проекты по развитию не только делового туризма, но и туристской инфраструктуры в целом.
Рис. 1. Мероприятия АТЭС во Владивостоке
Инфраструктурные проекты конгрессной направленности частично реализованы на базе Дальневосточного федерального университета на острове Русский с конференц-залами до 1000 человек, при этом на острове Русский планируется создание территории опережающего развития. Для проведения крупных массовых мероприятий также могут быть использованы концертно-спортивный комплекс «Фетисов-арена» на 5500 мест и Приморский Оперный театр на 1850 мест. Готовятся к сдаче два отеля международной сети «Хаятт», что позволит привлекать конгрессных участников до 300-500 человек.
Что касается выставочных мероприятий, то среди них наиболее известны Тихоокеанская международная туристская выставка PITE, специализированные выставки «Город», «Строительство», «Дальагро. Продовольствие», «Энерготехэкспо», развивается выставка катеров и яхт «Vladivostok Boat Show».
С учетом потребностей расширения масштаба выставок и конгрессов в крае в результате взаимодействия с органами государственной власти и муниципального управления, корпоративными структурами в исследовании выделены основные направления развития конгрессной деятельности в Приморском крае:
1) Проведение конгрессных мероприятий по линии профессиональных объединений и ассоциаций, в том числе: встреча городов-партнеров Владивостока и стран АТР; мероприятия в направлении взаимосвязи профессионалов в энергетической и нефтегазовой отрасли, сфере инноваций, рыбохозяйственной отрасли, медицине, туризме.
2) Позиционирование Владивостока как места проведения мероприятий Форума АТЭС.
3) Проведение международной профессиональной выставки для специалистов выставок и конференции по конгрессной и выставочной деятельности, преимущественно из стран АТР.
4) Развитие управленческо-информационного обеспечения конгрессной инфраструк- туры. Как правило, организационной формой такого центра выступает Конгресс-Бюро, в задачи которого входит координация конгрессной деятельности на региональном и территориальном уровнях, эффективное использование и развитие инфраструктуры, соответствующей международным стандартам, управление сезонностью в сфере туризма (заполнение туристской инфраструктуры в несезон), повышение делового имиджа г.Владивостока и Приморского края, решение социальных задач, в том числе в сфере занятости населения, рост бюджетных поступлений в экономику края.
Принципы и формы организации конгресс-бюро в Приморском крае
Основной целью создания Конгресс-бюро является обеспечение становления Приморского края и города Владивостока как международного конгресс-центра за счет сбалансированного формирования и развития современной инфраструктуры для качественного проведения крупных межрегиональных и международных конференций, симпозиумов, форумов, съездов и других конгрессных мероприятий.
Создание конгресс-бюро может реализовываться в различных организационно-правовых формах, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Организационные формы создания конгресс-бюро в Приморском крае
Организационная форма |
Специфика |
Ассоциация (некоммерческое партнерство) |
объединение финансовых и организационных ресурсов администрации края с представителями конгрессного, выставочного и туристского бизнеса |
Структурное подразделение органа государственной власти субъекта |
последующее формирование координационного органа (комиссия или совет), созданного для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления, представителей предпринимательских структур, общественных объединений, ученых, специалистов и общественных деятелей при решении определенного круга задач |
Бюджетное учреждение |
государственная организация, осуществляющей оказание государственных услуг в рамках полномочий органов государственной власти, финансовое обеспечение деятельности, которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы |
Автономная некоммерческая организации |
создается в целях предоставления услуг в сфере конгрессно-выставочной деятельности на основе добровольных имущественных взносов с правом осуществления предпринимательской деятельности, соответствующей целям, для достижения которых создана указанная организация |
Примечание: разработано автором по [10]
Как показывает практика, в большей степени принципы государственно-частного партнерства обеспечиваются при первом варианте – создании некоммерческого партнерства, что подразумевает совместное участие в управлении и финансировании конгрессного бюро.
В этом случае основными принципами конгресс-бюро Приморского края являются:
1) некоммерческий характер деятельности, что обеспечивает беспристрастность при выборе того или иного поставщика услуг для планировщика международных встреч;
2) официальный статус и признание со стороны администрации как официального представительства на рынке международных встреч;
3) безвозмездность услуг, оказываемых планировщикам международных встреч.
Участие в конгресс-бюро обеспечивается членством, которое гарантирует каждому из партнеров информационную поддержку (обеспечение рекламной о возможностях территории и отдельных компаний, доступ к единой базе конгрессных ресурсов с системой бронирования); проведение обучающих семинаров; финансовую поддержку, в том скидки на участие в международных выставках на стенде края.
К категории членов можно отнести:
- профессиональные организаторы конгрессов и выставок, обеспечивающие комплексную подготовку, включая управление бюджетом, рекламно-информационную поддержку, услуги секретариата и общую координацию;
-
туристские компании, работающие в сегменте делового туризма
и обслуживающие конгрессы, конференции и корпоративные мероприятия (гостиничная
и транспортная логистика, организация социальных и экскурсионных программ и т.
д.);
- конгресс-центры, конгрессные залы и другие объекты (вузы, бизнес-центры), обладающие конгрессными и банкетными возможностями;
- предприятия размещения, питания, транспортные компании, в том числе аэропорт;
- иные компании, оказывающие услуги перевода, предоставляющие аудио-видео и демонстрационное оборудование для мероприятий, разрабатывающие компьютерные программы для регистрации делегатов;
- университеты и иные научные учреждения, осуществляющие проведение конгрессов и конференций, но без необходимости уплаты членских взносов.
Непосредственно в организационную структуру Конгресс-бюро целесообразно включить, помимо работников, обеспечивающих выполнение стандартных процедур, свойственных любой организации, - маркетолога территории, специалиста по информационно-аналитической базе, специалиста по рынку ассоциаций и специалиста по корпоративному рынку.
К числу основных направлений деятельности конгресс-бюро Приморского края относятся: сбор и систематизация информации по конгрессным и туристским возможностям Приморского края, создание представительского мультиязычного промо-сайта края, организация участия в тендерах международных отраслевых ассоциаций по выбору места проведения будущих мероприятий, привлечение в регион международных мероприятий, объединение участников рынка для консолидации усилий при проведении конгрессных и выставочных мероприятий, а также защиты их интересов, оказания консультационных и юридических услуг, содействие планировщикам конгрессных и выставочных мероприятий при выборе места проведения мероприятия.
Особенно следует отметить необходимость членства конгресс-бюро в нескольких международных Ассоциациях: Международной ассоциации конгрессов и съездов ICCA, Европейской федерации конгрессных городов EFCT; Союзе международных ассоциаций UIA; участие в специализированных международных выставках: ITB (Берлин), MITF (Москва), IMEX (Франкфурт), WTM (Лондон), СIBTM (Пекин);
Качественное развитие материально-технической базы конгрессной деятельности предусматривает: разработку и предоставление рекомендаций по строительству новых конгрессных площадок в Приморском крае; создание адаптированной системы классификации объектов конгрессной недвижимости (ОКН) Приморского края по качеству предоставляемых услуг и другим ключевым характеристикам; присвоение и выдача сертификатов соответствия требованиям к классам ОКН конгрессным площадкам; выдачу рекомендаций по совершенствованию ОКН; постоянный мониторинг качества, сервиса и общего состояния ОКН.
Разработка финансовой модели создания конгресс-бюро, принципов и источников финансирования
Смета затрат создания конгрессно-выставочного бюро формируется на основе следующих статей расходов: заработная плата персонала; создание и поддержание сайта; разработка системы RFP (request for proposal); командировки (минимум 3 выставки в Европе и 3 выставки в АТР); членские взносы в международных ассоциациях и союзах, объединяющих конгресс-бюро; встречи делегаций потенциальных заказчиков; офисное и специализированное оборудование и оснащение помещения; сертификация конгрессных площадок; содержание офиса минимум 50 кв.м.; создание презентационных фильмов по краю, городу, конференц-залам и т.д.; выпуск информационных материалов (каталогов, сувениров, буклетов и т.д.); прочие затраты (рис.2).
Рис. 2. Динамика
расходов на содержание конгресс-бюро Приморского края
на 2013-2017 годы, тыс. руб.
При определении источников финансирования оптимальной схемой является совместное финансирование администрациями Приморского края, города Владивостока и коммерческими компаниями, являющимися членами конгрессного бюро. Размер членских взносов варьируется в зависимости от величины компании и того дохода, который она получает от конгрессной деятельности. Размер взносов определяется в двустороннем договоре с каждой отдельной компанией.
Распределение объемов по источникам финансирования установлено на основе международной практики в два этапа (рис.3).
Рис. 3. Распределение источников
финансирования по этапам проекта,
в процентах
Итого по всем статьям расходов на пять лет финансирование
составляет
40,62 млн. руб. Иллюстрация распределения бюджета Приморского края на
финансирование конгресс-бюро (рис.4).
Согласно плановым расчетным данным поступления из краевого бюджета и бюджета г. Владивостока в 2015 году по сравнению с 2013 годом произойдет снижение на 401,96 тыс. руб., в 2017 - на 275,76 тыс. руб.
Рис.4. Распределения
бюджета Приморского края на финансирование
конгресс-бюро, тыс.руб.
При распределении по источникам поступлений внебюджетных средств на основе расчетов были приняты следующие значения: гостиницы сети «Хаятт» 16%, прочие гостиницы г. Владивостока 18%, компании – профессиональные организаторы конгрессов 18%, туристические фирмы в сегменте DMC 15%, транспортные компании 16%, рестораны 7%, авиакомпании 10%.
Экономический эффект от создания Конгресс-бюро определяется в следующих общественных сферах:
- рост прямого дохода от проведения мероприятий, привлеченных с помощью конгресс-бюро: для конгрессных операторов; компаний сегмента DMC, транспортных компаний, гостиниц, ресторанов, авиакомпаний, что повышает деловую активность участников конгрессного рынка;.
- косвенный эффект, возникающий при формировании имиджа Приморского края как делового центра, связанный с ростом деловой активности предприятий различной направленности, и, как следствие - роста делового туризма.
В таблице 2 приведены показатели, достижение которых может обеспечить экономический эффект. Согласно расчетам за пять лет наблюдается значительный рост доходов предприятий от конгрессно-выставочной деятельности почти в 20 раз, при этом бюджетная эффективность возрастает в 24 раза.
Количество конгресс туристов из регионов России в период с 2015 по 2017 гг. увеличивается с 3000 до 9000 человек, так же виден прирост иностранных туристов, прибывающих с целью участия в конгрессных мероприятиях с 1000 до 2500 человек (рис.5).
Таблица 2
Показатели эффективности проекта
Показатели |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
Итого |
1. Доходы предприятий от конгрессной деятельности, тыс. руб |
16510,0 |
21425,0 |
88000,0 |
201200,0 |
348000,0 |
675135,0 |
2. Поступление налоговых доходов в бюджет Приморского края, тыс.руб. |
543,18 |
704,89 |
2895,20 |
6619,48 |
11449,20 |
22211,95 |
3. Расходы на содержание Конгресс-бюро (бюджет КБ), тыс.руб. |
8041,23 |
7551,56 |
8041,56 |
8322,76 |
8672,76 |
40629,87 |
4. Расходы Приморского края на содержание конгресс- бюро, тыс.руб. |
2010,31 |
1887,89 |
1608,35 |
1664,55 |
1734,55 |
8905,65 |
5. Региональная эффективность, (п.1/ п.3) |
2,05 |
2,83 |
10,94 |
24,17 |
40,12 |
16,62 |
3. Бюджетная эффективность (п.2 / п.4) |
0,27 |
0,38 |
1,80 |
3,98 |
6,60 |
2,49 |
Рис. 5. Динамика потока деловых туристов в результате привлечения дополнительных международных мероприятий, чел.
Таким образом, наиболее подходящей организационно-правовой формой конгресс-бюро в Приморском крае является некоммерческое партнерство, в качестве источников финансирования оптимальной схемой является совместное финансирование администрациями Приморского края, города Владивостока и коммерческими компаниями, являющимися членами конгрессно-выставочного бюро, что позволит, с одной стороны, оптимизировать бюджетные и внебюджетные средства, а, с другой, - расширить географию и масштаб конгрессно-выставочной деятельности.
При расчетах эффективности создания конгресс-бюро использовался программный продукт имитационной модели инвестиционного проектирования «Project Expert».
Рецензенты:Терентьева Т.В., д.э.н., первый проректор, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток;
Латкин А.П., д.э.н., профессор кафедры международного маркетинга и торговли, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток.
Библиографическая ссылка
Кушнарева И.Ю., Гомилевская Г.А. ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ И СОЗДАНИЯ КОНГРЕСС-БЮРО В Г.ВЛАДИВОСТОКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16333 (дата обращения: 16.02.2025).