Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ МЭТЬЮ АРНОЛЬДА

Иваненко М.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
В статье даны краткие сведение об английском деятеле XIX века Мэтью Арнольде. Обозначен конфликт мнений по вопросу главной ориентации образования Англии обозначенного периода. Представлен взгляд мыслителя на роль естественнонаучного и гуманитарного образования. Определена авторская позиция, по которой гуманитарное образование должно сочетать в себе гуманитарные и естественные науки. Обозначена концепция человеческой природы Мэтью Арнольда, которая предполагает наличие четырех сфер: социальной, интеллектуальной, эстетической и нравственной. Представлен взгляд автора, согласно которому естественные науки отвечают только за сферу знания, в то время как гуманитарные охватывают остальные три сферы, Опираясь на выводы мыслителя, обозначена первостепенная роль гуманитарных наук в образовании. Указана содержательная сторона гуманитарного образования, основу которой, по мнению автора, должна составлять литература, предполагающая изучение классики античной Греции и Рима.
культура.
человеческая природа
литература
естественные науки
гуманитарные науки
гуманитарное образование
1. Иваненко М.Н. Человек и культура в контексте педагогических взглядов Мэтью Арнольда // Педагогические исследования и современная культура: сборник научных статей Всероссийской интернет-конференции с международным участием 22-25 апреля 2014 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – с. 127-130.
2. Arnold M. Mixed essays. – London, John Murray, Albemarle street, W, 1903. – 368 с.
3. Arnold M. Higher Schools and Universities in Germany. – London: Macmillan and Co., 1874. – 396 с.
4. Arnold M. Reports on Elementary Shools. – London, 1908. – 438 с.
5. Arnold M. Discourses in America. – London: Macmillan and CO, 1912. – 238 с.
6. Connell W.F. The educational thought and influence of Mattew Arnold. – Taylor & Francis e-Library, 2002. – 321 с.
7. Brunell M. Matthew Arnold's writings on education in relation to his idea of culture. – Chicago: Loyola University, 1940. – 98 с.

В настоящее время перед педагогами стоит задача воспитания свободной, нравственной, культурной личности. Это подтверждается различными законодательными актами, главным из которых выступает новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. В то же время личность не существует изолированно. Человек живет в обществе и поэтому важным моментом является его способность взаимодействовать с другими. В этой связи все большее значение приобретает гуманитарное знание и гуманитарное образование, поскольку именно оно непосредственно связано с изучением человека и общества и ответственно за передачу накопленного опыта от поколения к поколению.

В свое время о важности гуманитарного образования и гуманитарных наук говорил Мэтью Арнольд. В данной статье нами поставлена цель определения концептуальной сущности взглядов английского мыслителя XIX века на гуманитарное образование и его роль в обществе.

В виду того, что Мэтью Арнольд малоизвестен отечественной педагогической науке, целесообразно указать некоторые факты из его биографии. Мировой общественности Мэтью Арнольд известен в первую очередь, как поэт и критик. В то же время тридцать пять лет мыслитель посвятил работе инспектором английских школ, путешествовал в Европу и США, исследовал зарубежные образовательные системы. Педагогические идеи Арнольда нашли свое отражение во многих его работах, как непосредственно связанных с образовательными вопросами, так и других литературных сочинениях.

Для достижения поставленной цели нами был осуществлен поиск и анализ трудов зарубежных исследователей (У. Коннел, М. Брунел и др.), посвященных жизни и деятельности Мэтью Арнольда, а также оригинальных работ самого автора.

Во-первых, следует отметить, что во второй половине XIX века, период активной работы мыслителя в должности инспектора, научная деятельность оказывала непосредственное влияние в области образования Англии. Естествознание становилось все более востребованным предметом в учебном плане школ и колледжей. Усилению роли науки способствовал ряд событий, среди которых быстрый рост промышленности, требовавший научного обучения, а также научные открытия в частности публикация Ч. Дарвином книги «Происхождение видов» В связи с этим назревал конфликт между сторонниками естественной науки и сторонниками старых классических учений. Спор стал одним из значительных моментов, когда Герберт Спенсер издал свою работу, «Какое знание имеет большую ценность» в 1859. Его ведущим тезисом было, «что обучение классике должно уступить место обучению науке» [6, c. 193].

Спор коснулся многих видных деятелей того периода, среди которых был и Мэтью Арнольд. Как отмечает У. Коннел для Спенсера целью образования, выступало «совершенство» или «полноценная жизнь» [6, c. 193]. Данная цель полностью сочеталась с целью «культуры» Арнольда - общее и гармоничное совершенство. Однако в то время как для Спенсера наука выступала главным средством достижения поставленной цели, для Арнольда она являлась дополнением к укоренившейся литературной традиции.

По словам мыслителя, главная цель обучения состоит в том, чтобы позволить человеку «знать себя и мир» [3, с. 258]. Здесь мы можем выделить две стороны: изучение человека и изучение природы. В то же время, как отмечает М. Брунел, по мнению Арнольда, «главная цель образования - достижение культуры - совершенство всего человека, а совершенство не может быть достигнуто, развивая одну только нравственную составляющую, или наоборот оно не может быть достигнуто обучением интеллектуальным способностям, исключая мораль и социальные инстинкты; культура должна сделать из человека всесторонне совершенное существо, в котором все его способности гармонично и красиво объединены, чтобы привести его к его конечной цели» [7, c. 40].

Таким образом, мы можем утверждать, что Мэтью Арнольд признавал необходимость науки и соответственно естественнонаучного образования и не стремился исключить науку из схемы образования, в чем его часто обвиняли. По этому поводу он сказал, что «каждый человек рождается со способностями, которые предоставляют ему доступ к жизненно важному и формирующему знанию одной из дорог, а задача для педагогов состоит в том, чтобы осознать факт, что оба типа способностей приводят к жизненно важному знанию...» [3, c. 258].

Мэтью Арнольд осознавал, что современное гуманитарное образование требовало и изучение человека, и изучение природы: гуманитарных наук и наук естественных. Для него наука вносила ясность в мышление людей. Мыслитель полагал, что обучение в области науки будет учить людей таким качествам как восприятие и открытость. Отсюда, согласно мнению мыслителя «некоторое простое обучение в фактах и законах природы, данных в единственном, всестороннем, должным образом распределяемом курсе должно требоваться для всех, кто проходит через начальные школы страны, но такое предоставление не должно быть сделано за счет изучения литературы» [6, c. 202].

В то же время Мэтью Арнольд расходился во мнении со многими сторонниками научного обучения в утверждении, что в общем стремлении к культуре, главным продуктом образования для большей части населения должна быть естественная наука. Следует отметить, что Арнольд в данном вопросе был сторонником классических учений, которые на тот период составляли основу гуманитарного образования, в качестве основных средств, направленных на полное человеческое совершенство, что, согласно мнению педагога, выступало главной задачей образования. Свои взгляды на важность гуманитарного образования он сформулировал в лекции по «Литературе и науке», которую провел в США в 1882 году.

Для начала отметим, что гуманитарное образование в Англии XIX века было по большей части литературным. И именно литература для Арнольда выступала в качестве главного агента культуры. Арнольд делает четырехкратное разделение человеческой природы: нравственное, интеллектуальное, эстетическое и социальное. По его мнению, силы, которые участвуют в создании человеческой жизни, включают в себя «силу поведения», «силу интеллекта и знания», «силу красоты» и «силу общественной жизни и манер» [1]. Как отмечает автор, «человеческая природа создана этими силами; у нас есть потребность во всех них и когда мы справедливо выполним и приспособим требования их всех, мы тогда будем способны получить трезвость и праведность с мудростью» [5, c. 102].

Между тем, следует признать, что представленная концепция человеческой природы Арнольда не демонстрирует превосходство литературы над наукой в каждой сфере. Он делает различие: в сфере «интеллекта и знания» изучение естественных наук имеет большую важность; в сферах «поведения», «красоты», и «общественной жизни и манер» влияние естественных наук незначительно, оно менее важно, чем влияние литературы, соответственно гуманитарных наук.

Здесь Мэтью Арнольд отмечает: «Мы испытываем, в то время как мы продолжаем учиться и знать, подавляющее большинство нас испытывает, потребность в связи, что мы изучили и знали со смыслом, что мы имеем в нас для поведения, со смыслом, что мы имеем в нас для красоты» [5, c. 105]. По мнению мыслителя, стремление только к научным учениям оставляет человека только в сфере знания и поскольку наука дает только знание мертвых фактов - «знание, не помещенное в нас в отношение с нашим смыслом для поведения, нашим чувством прекрасного, и не затронутое эмоцией, в таком состоянии, оно станет для большинства человечества, после определенного времени, неудовлетворяющее, утомляющее» [5, c. 112].

По словам М. Брунел, Арнольд придерживался того, что «образование было открытием души и воображения, и что его функция была соединить пропасть между знанием и поведением» [7, c. 45]. Он утверждает, что для того, чтобы установить тесную связь между «новыми понятиями и нашим инстинктом для красоты, нашим инстинктом для поведения» [5, c. 117] важную роль должны сыграть именно гуманитарные науки. По этому поводу он отмечает, что «чем больше, человеческие умы очищены, чем больше результаты науки откровенно приняты, чем больше поэзия и красноречие становятся принятыми и изученными такими, какими они в действительности являются - критика жизни одаренными людьми, живыми и активными с выдающейся силой - настолько больше будет ценность гуманитарных наук и искусства, а их место в образовании обеспечено» [5, c. 124].

Мэтью Арнольд утверждает, что изучение науки никогда не могло заменить гуманитарные учения, потому что наука не развивает силы, которые создают человеческую жизнь [5]. Так как культура - совершенство всего человека, обучения, которое исключает из своей сферы действия любую из «сил человека», не может быть продуктивным в его подготовке.

Как отмечает мыслитель, результаты научной деятельности важны. Он заявляет, что у всех людей должно быть некоторое знание их. Однако, после того как человек изучил их, он находится все еще в сфере «интеллекта и знания», поскольку они не имеют никакого эффекта на нравственное чувство и поэтому не способствуют совершенствованию человека. Это, как указывает У. Коннел, центральная особенность его образовательной мысли, согласно которой главная цель сделать людей более «прекрасными» людьми [6]. Таким образом, согласно Мэтью Арнольду, если должен быть сделан выбор между гуманитарной и естественной наукой «все, у кого нет исключительных и пересиливающих способностей для изучения природы, преуспели бы, приняв решение получить образование в гуманитарных, а не в естественных науках» [5, c. 129].

В то же время для достижения культуры, которая является ключевым понятием и главной целью для Арнольда необходимо, по его словам, «знать лучшее, о чем думали и сказали в мире» [5, c. 82]. В данном вопросе, чтобы произвести культурного человека Мэтью Арнольд считает важным изучение работ классических писателей античного мира Греции и Рима. Как отмечает М. Брунел, «когда он говорит об ознакомлении с Грецией и Римом, он имеет в виду изучение больше, чем просто их языка, он желает, чтобы люди изучили греческий и римский мир, его учреждения, его социальную и религиозную жизнь, прежде всего, дух, который вдохновлял их» [7, c. 48]. Согласно Арнольду классические авторы старины должны быть изучены, поскольку они оказывают «гуманизирующее» влияние на умы людей.

По этому поводу он пишет: «Когда мы говорим о знании греческой и римской старины, например, которое знающими людьми названо гуманитарными науками, я со своей стороны имею в виду знание, которое является чем-то большим, чем поверхностным гуманизмом, главным образом декоративным... я хочу знать греков и римлян, и их жизнь, и гений, и кем они были, и что сделали в мире; что мы получаем от них, и в чем ценность этого» [5, c. 87]. Но он также утверждает, что необходимо включать и знание выдающихся людей и достижений современности из всех сфер человеческой деятельности.

В конечном счете, Арнольд имел в виду, что «мы найдем, исходя из опыта, если мы будем знать лучшее, о чем думали и сказали в мире, то мы найдем, что искусство и поэзия и красноречие людей, которые жили, возможно, давно, у кого было самое ограниченное естественное знание, у кого были самые ошибочные концепции о многих важных вопросах, мы найдем, что у этого искусства, и поэзии, и красноречия есть сила, способная к замечательной помощи нам связать результаты современной науки с нашей потребностью в поведении, нашей потребностью в красоте» [5, c. 122].

Таким образом, Мэтью Арнольд делает вывод: во-первых, то, что человек ищет через свое образование, это знание себя и мира; затем, что для этого знания, прежде всего, необходимо, что он знакомит себя с лучшим, о чем думали и сказали в мире; наконец, что для достижения этого классика Греции и Рима играет ведущую роль. С этими заключениями, согласно автору, помещенными надежно в ум каждого, каждый убежденно остается на стороне гуманитарных наук [2].

Как указывает У. Коннел, когда Мэтью Арнольд осматривал школы, он надеялся увидеть, какое гуманизирующее влияние проявлялось учителями и учебным планом, когда он обдумывал проблемы управления органами народного образования, он стремился создать более эффективное средство распространения влияния «цивилизации», которая означала «гуманизацию человека в обществе», и когда он совершал поездку по школам зарубежных стран, он находил, что писал снова и снова «дитя человеческое» (the children human) [6,
c. 200].

В процессе гуманизации, который, исходя из взглядов Арнольда является образованием, приобретение знания было важным моментом, но жизненные функции педагога были нравственными и эстетическими; это - «инстинкт для поведения» и «инстинкт для красоты», которые характерны для человечества и формируют ядро, которое требует быть связанным со всем человеческим опытом и знаниями. Согласно Мэтью Арнольду «образование охватывает нас, фактически, удовлетворяя это требование» [5, c. 115]. По мнению мыслителя, это великая функция гуманитарных наук - быть основными агентами этого процесса синтезирования, поскольку «у них есть сила, как у поэзии и красноречия, затронуть эмоции, и в некотором роде проявить влияние на чувства поведения и красоты» [5, c. 119].

Между тем, поскольку открытия современной науки изменяют образец существования человека, увеличивают границы его знания и восстанавливают структуру его взглядов, важность гуманитарных наук в образовании, становится не меньше, а все больше. Как отмечает Арнольд, у них есть постоянно увеличивающаяся задача связи новых движений со смыслом человека поведения и красоты. Они являются интегрирующей силой, постоянно пытающейся гуманизировать науку.

Как указывает Мэтью Арнольд, чтобы иметь возможность использовать данные естественнонаучного знания, человек должен их сначала в какой-то мере «морализировать», а для того чтобы извлечь мораль, невозможно обойтись без таких старых агентов, как литература, поэзия, религия [4]. Плодотворное использование самого естественнонаучного знания, по его мнению, зависит в большой степени, от того, что произвело эффект во всем человеке, посредством литературы [4].

Поскольку требования технического образования и сторонников научного обучения становились более настойчивыми в обозначенный период, Арнольд предвидел увеличивающееся давление, чтобы заменить литературу естествознанием. Очевидным фактом было, что обучение науке казалось более полезным в улучшении здоровья и условий жизни, и для сохранения лидерства Англии в индустриальном мире, но без силы, которую проявляет литература, по мнению мыслителя, не было бы никакого соответствующего развития в человечестве, никакого роста к большему человеческому пониманию и совершенству.

Таким образом, мы можем отметить, что концептуальная сущность взглядов Мэтью Арнольда на гуманитарное образование и его роль состоит в том, что, во-первых, согласно мнению автора оно должно составлять основу обучения, сочетая в себе гуманитарные и естественные науки. В то же время Мэтью Арнольд делит движущие силы человеческого развития на четыре составляющие: интеллектуальную, нравственную, эстетическую и социальную. Согласно авторской позиции, научные знания выступают основой только интеллектуальной составляющей, не затрагивают нравственную сторону, поэтому сами по себе не способствуют полному совершенствованию человека, что должно выступать главной задачей образовательного процесса. В то же время гуманитарные знания отвечают за остальные три составляющие. Отсюда вытекает ведущая роль именно гуманитарных наук, которые помимо прочего, как утверждает Мэтью Арнольд, должны помочь связать знания с человеческим «смыслом для поведения» и «смыслом для красоты». Между тем, по мнению мыслителя, гуманитарное знание позволит человеку «морализовать» естественнонаучное знание, сделать его своей осознанной частью и таким образом, способствовать совершенствованию человека. Главным агентом в данной ситуации, согласно Арнольду, будет выступать литература, основу которой составит изучение античного мира Греции и Рима.

 

Рецензенты:

Савин М.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград;

Куликова С. В., д.п.н., профессор, заместитель зав. кафедрой педагогики по НР Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Иваненко М.Н. КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ МЭТЬЮ АРНОЛЬДА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16321 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674