Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

THE CONCEPTION OF LIBERAL EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL HERITAGE OF MATTHEW ARNOLD

Ivanenko M.N. 1
1 Volgograd State Socio-Pedagogical University
В статье даны краткие сведение об английском деятеле XIX века Мэтью Арнольде. Обозначен конфликт мнений по вопросу главной ориентации образования Англии обозначенного периода. Представлен взгляд мыслителя на роль естественнонаучного и гуманитарного образования. Определена авторская позиция, по которой гуманитарное образование должно сочетать в себе гуманитарные и естественные науки. Обозначена концепция человеческой природы Мэтью Арнольда, которая предполагает наличие четырех сфер: социальной, интеллектуальной, эстетической и нравственной. Представлен взгляд автора, согласно которому естественные науки отвечают только за сферу знания, в то время как гуманитарные охватывают остальные три сферы, Опираясь на выводы мыслителя, обозначена первостепенная роль гуманитарных наук в образовании. Указана содержательная сторона гуманитарного образования, основу которой, по мнению автора, должна составлять литература, предполагающая изучение классики античной Греции и Рима.
The article gives brief information about the English person of the nineteenth century, Matthew Arnold. The author represents conflict of views on the main orientation of education in England in indicated period. There is presented the view of English thinker on the role of science education and liberal education. According to the thinker’s position the liberal education should consist of the humanities and sciences. The article gives information about the conception of human nature of Matthew Arnold, which implies the existence of four spheres: social, intellectual, aesthetic and moral. According to the thinker the natural sciences are responsible only for the sphere of knowledge, while the humanities are responsible for the other three. The author presents the primary role of the humanities in education based on the conclusions of the English thinker. There is also represented the content of liberal education in the article, the basis of which according to Matthew Arnold should be the literature, which involves the study of the classics of ancient Greece and Rome.
culture.
human nature
literature
natural sciences
humanities
liberal education

В настоящее время перед педагогами стоит задача воспитания свободной, нравственной, культурной личности. Это подтверждается различными законодательными актами, главным из которых выступает новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. В то же время личность не существует изолированно. Человек живет в обществе и поэтому важным моментом является его способность взаимодействовать с другими. В этой связи все большее значение приобретает гуманитарное знание и гуманитарное образование, поскольку именно оно непосредственно связано с изучением человека и общества и ответственно за передачу накопленного опыта от поколения к поколению.

В свое время о важности гуманитарного образования и гуманитарных наук говорил Мэтью Арнольд. В данной статье нами поставлена цель определения концептуальной сущности взглядов английского мыслителя XIX века на гуманитарное образование и его роль в обществе.

В виду того, что Мэтью Арнольд малоизвестен отечественной педагогической науке, целесообразно указать некоторые факты из его биографии. Мировой общественности Мэтью Арнольд известен в первую очередь, как поэт и критик. В то же время тридцать пять лет мыслитель посвятил работе инспектором английских школ, путешествовал в Европу и США, исследовал зарубежные образовательные системы. Педагогические идеи Арнольда нашли свое отражение во многих его работах, как непосредственно связанных с образовательными вопросами, так и других литературных сочинениях.

Для достижения поставленной цели нами был осуществлен поиск и анализ трудов зарубежных исследователей (У. Коннел, М. Брунел и др.), посвященных жизни и деятельности Мэтью Арнольда, а также оригинальных работ самого автора.

Во-первых, следует отметить, что во второй половине XIX века, период активной работы мыслителя в должности инспектора, научная деятельность оказывала непосредственное влияние в области образования Англии. Естествознание становилось все более востребованным предметом в учебном плане школ и колледжей. Усилению роли науки способствовал ряд событий, среди которых быстрый рост промышленности, требовавший научного обучения, а также научные открытия в частности публикация Ч. Дарвином книги «Происхождение видов» В связи с этим назревал конфликт между сторонниками естественной науки и сторонниками старых классических учений. Спор стал одним из значительных моментов, когда Герберт Спенсер издал свою работу, «Какое знание имеет большую ценность» в 1859. Его ведущим тезисом было, «что обучение классике должно уступить место обучению науке» [6, c. 193].

Спор коснулся многих видных деятелей того периода, среди которых был и Мэтью Арнольд. Как отмечает У. Коннел для Спенсера целью образования, выступало «совершенство» или «полноценная жизнь» [6, c. 193]. Данная цель полностью сочеталась с целью «культуры» Арнольда - общее и гармоничное совершенство. Однако в то время как для Спенсера наука выступала главным средством достижения поставленной цели, для Арнольда она являлась дополнением к укоренившейся литературной традиции.

По словам мыслителя, главная цель обучения состоит в том, чтобы позволить человеку «знать себя и мир» [3, с. 258]. Здесь мы можем выделить две стороны: изучение человека и изучение природы. В то же время, как отмечает М. Брунел, по мнению Арнольда, «главная цель образования - достижение культуры - совершенство всего человека, а совершенство не может быть достигнуто, развивая одну только нравственную составляющую, или наоборот оно не может быть достигнуто обучением интеллектуальным способностям, исключая мораль и социальные инстинкты; культура должна сделать из человека всесторонне совершенное существо, в котором все его способности гармонично и красиво объединены, чтобы привести его к его конечной цели» [7, c. 40].

Таким образом, мы можем утверждать, что Мэтью Арнольд признавал необходимость науки и соответственно естественнонаучного образования и не стремился исключить науку из схемы образования, в чем его часто обвиняли. По этому поводу он сказал, что «каждый человек рождается со способностями, которые предоставляют ему доступ к жизненно важному и формирующему знанию одной из дорог, а задача для педагогов состоит в том, чтобы осознать факт, что оба типа способностей приводят к жизненно важному знанию...» [3, c. 258].

Мэтью Арнольд осознавал, что современное гуманитарное образование требовало и изучение человека, и изучение природы: гуманитарных наук и наук естественных. Для него наука вносила ясность в мышление людей. Мыслитель полагал, что обучение в области науки будет учить людей таким качествам как восприятие и открытость. Отсюда, согласно мнению мыслителя «некоторое простое обучение в фактах и законах природы, данных в единственном, всестороннем, должным образом распределяемом курсе должно требоваться для всех, кто проходит через начальные школы страны, но такое предоставление не должно быть сделано за счет изучения литературы» [6, c. 202].

В то же время Мэтью Арнольд расходился во мнении со многими сторонниками научного обучения в утверждении, что в общем стремлении к культуре, главным продуктом образования для большей части населения должна быть естественная наука. Следует отметить, что Арнольд в данном вопросе был сторонником классических учений, которые на тот период составляли основу гуманитарного образования, в качестве основных средств, направленных на полное человеческое совершенство, что, согласно мнению педагога, выступало главной задачей образования. Свои взгляды на важность гуманитарного образования он сформулировал в лекции по «Литературе и науке», которую провел в США в 1882 году.

Для начала отметим, что гуманитарное образование в Англии XIX века было по большей части литературным. И именно литература для Арнольда выступала в качестве главного агента культуры. Арнольд делает четырехкратное разделение человеческой природы: нравственное, интеллектуальное, эстетическое и социальное. По его мнению, силы, которые участвуют в создании человеческой жизни, включают в себя «силу поведения», «силу интеллекта и знания», «силу красоты» и «силу общественной жизни и манер» [1]. Как отмечает автор, «человеческая природа создана этими силами; у нас есть потребность во всех них и когда мы справедливо выполним и приспособим требования их всех, мы тогда будем способны получить трезвость и праведность с мудростью» [5, c. 102].

Между тем, следует признать, что представленная концепция человеческой природы Арнольда не демонстрирует превосходство литературы над наукой в каждой сфере. Он делает различие: в сфере «интеллекта и знания» изучение естественных наук имеет большую важность; в сферах «поведения», «красоты», и «общественной жизни и манер» влияние естественных наук незначительно, оно менее важно, чем влияние литературы, соответственно гуманитарных наук.

Здесь Мэтью Арнольд отмечает: «Мы испытываем, в то время как мы продолжаем учиться и знать, подавляющее большинство нас испытывает, потребность в связи, что мы изучили и знали со смыслом, что мы имеем в нас для поведения, со смыслом, что мы имеем в нас для красоты» [5, c. 105]. По мнению мыслителя, стремление только к научным учениям оставляет человека только в сфере знания и поскольку наука дает только знание мертвых фактов - «знание, не помещенное в нас в отношение с нашим смыслом для поведения, нашим чувством прекрасного, и не затронутое эмоцией, в таком состоянии, оно станет для большинства человечества, после определенного времени, неудовлетворяющее, утомляющее» [5, c. 112].

По словам М. Брунел, Арнольд придерживался того, что «образование было открытием души и воображения, и что его функция была соединить пропасть между знанием и поведением» [7, c. 45]. Он утверждает, что для того, чтобы установить тесную связь между «новыми понятиями и нашим инстинктом для красоты, нашим инстинктом для поведения» [5, c. 117] важную роль должны сыграть именно гуманитарные науки. По этому поводу он отмечает, что «чем больше, человеческие умы очищены, чем больше результаты науки откровенно приняты, чем больше поэзия и красноречие становятся принятыми и изученными такими, какими они в действительности являются - критика жизни одаренными людьми, живыми и активными с выдающейся силой - настолько больше будет ценность гуманитарных наук и искусства, а их место в образовании обеспечено» [5, c. 124].

Мэтью Арнольд утверждает, что изучение науки никогда не могло заменить гуманитарные учения, потому что наука не развивает силы, которые создают человеческую жизнь [5]. Так как культура - совершенство всего человека, обучения, которое исключает из своей сферы действия любую из «сил человека», не может быть продуктивным в его подготовке.

Как отмечает мыслитель, результаты научной деятельности важны. Он заявляет, что у всех людей должно быть некоторое знание их. Однако, после того как человек изучил их, он находится все еще в сфере «интеллекта и знания», поскольку они не имеют никакого эффекта на нравственное чувство и поэтому не способствуют совершенствованию человека. Это, как указывает У. Коннел, центральная особенность его образовательной мысли, согласно которой главная цель сделать людей более «прекрасными» людьми [6]. Таким образом, согласно Мэтью Арнольду, если должен быть сделан выбор между гуманитарной и естественной наукой «все, у кого нет исключительных и пересиливающих способностей для изучения природы, преуспели бы, приняв решение получить образование в гуманитарных, а не в естественных науках» [5, c. 129].

В то же время для достижения культуры, которая является ключевым понятием и главной целью для Арнольда необходимо, по его словам, «знать лучшее, о чем думали и сказали в мире» [5, c. 82]. В данном вопросе, чтобы произвести культурного человека Мэтью Арнольд считает важным изучение работ классических писателей античного мира Греции и Рима. Как отмечает М. Брунел, «когда он говорит об ознакомлении с Грецией и Римом, он имеет в виду изучение больше, чем просто их языка, он желает, чтобы люди изучили греческий и римский мир, его учреждения, его социальную и религиозную жизнь, прежде всего, дух, который вдохновлял их» [7, c. 48]. Согласно Арнольду классические авторы старины должны быть изучены, поскольку они оказывают «гуманизирующее» влияние на умы людей.

По этому поводу он пишет: «Когда мы говорим о знании греческой и римской старины, например, которое знающими людьми названо гуманитарными науками, я со своей стороны имею в виду знание, которое является чем-то большим, чем поверхностным гуманизмом, главным образом декоративным... я хочу знать греков и римлян, и их жизнь, и гений, и кем они были, и что сделали в мире; что мы получаем от них, и в чем ценность этого» [5, c. 87]. Но он также утверждает, что необходимо включать и знание выдающихся людей и достижений современности из всех сфер человеческой деятельности.

В конечном счете, Арнольд имел в виду, что «мы найдем, исходя из опыта, если мы будем знать лучшее, о чем думали и сказали в мире, то мы найдем, что искусство и поэзия и красноречие людей, которые жили, возможно, давно, у кого было самое ограниченное естественное знание, у кого были самые ошибочные концепции о многих важных вопросах, мы найдем, что у этого искусства, и поэзии, и красноречия есть сила, способная к замечательной помощи нам связать результаты современной науки с нашей потребностью в поведении, нашей потребностью в красоте» [5, c. 122].

Таким образом, Мэтью Арнольд делает вывод: во-первых, то, что человек ищет через свое образование, это знание себя и мира; затем, что для этого знания, прежде всего, необходимо, что он знакомит себя с лучшим, о чем думали и сказали в мире; наконец, что для достижения этого классика Греции и Рима играет ведущую роль. С этими заключениями, согласно автору, помещенными надежно в ум каждого, каждый убежденно остается на стороне гуманитарных наук [2].

Как указывает У. Коннел, когда Мэтью Арнольд осматривал школы, он надеялся увидеть, какое гуманизирующее влияние проявлялось учителями и учебным планом, когда он обдумывал проблемы управления органами народного образования, он стремился создать более эффективное средство распространения влияния «цивилизации», которая означала «гуманизацию человека в обществе», и когда он совершал поездку по школам зарубежных стран, он находил, что писал снова и снова «дитя человеческое» (the children human) [6,
c. 200].

В процессе гуманизации, который, исходя из взглядов Арнольда является образованием, приобретение знания было важным моментом, но жизненные функции педагога были нравственными и эстетическими; это - «инстинкт для поведения» и «инстинкт для красоты», которые характерны для человечества и формируют ядро, которое требует быть связанным со всем человеческим опытом и знаниями. Согласно Мэтью Арнольду «образование охватывает нас, фактически, удовлетворяя это требование» [5, c. 115]. По мнению мыслителя, это великая функция гуманитарных наук - быть основными агентами этого процесса синтезирования, поскольку «у них есть сила, как у поэзии и красноречия, затронуть эмоции, и в некотором роде проявить влияние на чувства поведения и красоты» [5, c. 119].

Между тем, поскольку открытия современной науки изменяют образец существования человека, увеличивают границы его знания и восстанавливают структуру его взглядов, важность гуманитарных наук в образовании, становится не меньше, а все больше. Как отмечает Арнольд, у них есть постоянно увеличивающаяся задача связи новых движений со смыслом человека поведения и красоты. Они являются интегрирующей силой, постоянно пытающейся гуманизировать науку.

Как указывает Мэтью Арнольд, чтобы иметь возможность использовать данные естественнонаучного знания, человек должен их сначала в какой-то мере «морализировать», а для того чтобы извлечь мораль, невозможно обойтись без таких старых агентов, как литература, поэзия, религия [4]. Плодотворное использование самого естественнонаучного знания, по его мнению, зависит в большой степени, от того, что произвело эффект во всем человеке, посредством литературы [4].

Поскольку требования технического образования и сторонников научного обучения становились более настойчивыми в обозначенный период, Арнольд предвидел увеличивающееся давление, чтобы заменить литературу естествознанием. Очевидным фактом было, что обучение науке казалось более полезным в улучшении здоровья и условий жизни, и для сохранения лидерства Англии в индустриальном мире, но без силы, которую проявляет литература, по мнению мыслителя, не было бы никакого соответствующего развития в человечестве, никакого роста к большему человеческому пониманию и совершенству.

Таким образом, мы можем отметить, что концептуальная сущность взглядов Мэтью Арнольда на гуманитарное образование и его роль состоит в том, что, во-первых, согласно мнению автора оно должно составлять основу обучения, сочетая в себе гуманитарные и естественные науки. В то же время Мэтью Арнольд делит движущие силы человеческого развития на четыре составляющие: интеллектуальную, нравственную, эстетическую и социальную. Согласно авторской позиции, научные знания выступают основой только интеллектуальной составляющей, не затрагивают нравственную сторону, поэтому сами по себе не способствуют полному совершенствованию человека, что должно выступать главной задачей образовательного процесса. В то же время гуманитарные знания отвечают за остальные три составляющие. Отсюда вытекает ведущая роль именно гуманитарных наук, которые помимо прочего, как утверждает Мэтью Арнольд, должны помочь связать знания с человеческим «смыслом для поведения» и «смыслом для красоты». Между тем, по мнению мыслителя, гуманитарное знание позволит человеку «морализовать» естественнонаучное знание, сделать его своей осознанной частью и таким образом, способствовать совершенствованию человека. Главным агентом в данной ситуации, согласно Арнольду, будет выступать литература, основу которой составит изучение античного мира Греции и Рима.

 

Рецензенты:

Савин М.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград;

Куликова С. В., д.п.н., профессор, заместитель зав. кафедрой педагогики по НР Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.