Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Богомазов С.В. 1 Игнатова В.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
В данной статье рассмотрена информационно-поисковая деятельность, как отдельный вид деятельности, присущий будущему бакалавру и занимающий особое место в образовательном процессе. В психолого-педагогической литературе не выявлено определения информационно-поисковой деятельности, в связи с чем необходимо проанализировать с различных точек зрения родовые понятия: деятельность, информация, информационная деятельность, поиск, информационный поиск. На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы авторами статьи дается определение информационно-поисковой деятельности и характеризуются ее основные аспекты. В заключении отмечено, что четко оформленная и выделенная в отдельный вид информационно-поисковая деятельность, органично интегрированная в образовательный процесс, будет способствовать развитию профессионально-важного качества будущего бакалавра – творческой самоэффективности.
информационно-поисковая деятельность
информационная деятельность
поиск
деятельность информация
1. Абульханова К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова // Психология формирования и развития личности / К.А. Абульханова – М.: Наука, 1981. – С. 19-45.
2. Аверьянова Т.А. Сущность и структура информационной деятельности студентов / Т.А. Аверьянова // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки». – Архангельск: ПГУ, 2006, № 4. – С. 141-145.
3. Бешенков С.А. Информатика: систематический курс / С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина.– М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 432 с.
4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды / А.В. Брушлинский – 2-е изд., испр. и доп.– М.: МПСИ, 2003. – 408 с.
5. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Брушлинский – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Универсистет, 2000. –336 с.
6. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: Сфера, 2001. – 57 с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983.352 с.
8. Маннинг К. Введение в информационный поиск. // пер. Д.А. Клюшина. / К. Маннинг, П. Рагхаван, Х. Шютце. –М.: Вилиамс, 2011. – 528 с.
9. Митрошенков О.А. Философия: учебник / О.А. Митрошенков. – М.: Гардарики, 2007. – С. 31.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский. – СПб: Питер, 2007. – 720 с.
За последнее десятилетие значительно возрос объемом доступной информации и возможность ее самостоятельного изучения будущим бакалавром посредством использования информационных технологий. Погружаясь в поток неотфильтрованных должным образом данных, существует реальная угроза потери возможности будущим бакалавром критически оценивать их достоверность и ценность применительно к конкретной области знаний и ситуации. Вместо того чтобы сосредоточить свое познание на важных аспектах решаемой проблемы или рассматриваемого вопроса онможет чрезмерно углубиться в изучение деталей или уйти далеко за границытемы, теряя при этом общую картину и не получая в итоге к удовлетворительный результат.

Для предотвращения таких нежелательных в информационно-поисковой практике процессов важно понять, каким максимально результативным образом можно организовать деятельность будущего бакалавра по сбору, обработке, анализу информации и превращение ее в потенциальные идеи, способы решения и предметные действия. В этой связи одной из задач является анализ самого понятия «информационно-поисковая деятельность» применительно к образовательному процессу вуза. Так как данное понятие является комплексным и состоит из нескольких более простых понятий, то в процессе анализа важнорассмотреть и уточнить данные понятия с последующим синтезом в единую более сложную структуру.Для начала рассмотрим понятие «деятельность», поскольку согласно точке зрения А.Н.Леонтьева, деятельность является системообразующим фактором всего образовательного процесса [7].

С точки зрения философии деятельность - один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира; именно через деятельность раскрывается внутренняя сущность человека.Для анализа деятельности как научной категории применяется деятельностный подход. Данный подход был обозначен впервые уже в начале 20-х годов С.Л.Рубинштейном при рассмотрении творчества и творческой деятельности, что важно для понимания не только сущности самой деятельности, ее структуры, но и творческой самоэффективности. Деятельность, по мнению ученого, это определенная совокупность действий направленных на достижение поставленной цели. Структура деятельности представляет из себя последовательность: движение, действие, деятельность, где центральным системообразующим элементом является действие. Различные действия включают в себя мотив, цель и последовательные частные действия[10].В дальнейшем К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский и др. (последователи и ученики С.Л. Рубинштейна) развивают на базе идей своего учителя принцип субъективности - представление о человеке как активном преобразующим мир и самого себя существе.

В контексте активно-субъектного подхода, разработанного К.А. Абульхановой, деятельность рассматривается как форма существования активности субъекта и выражается в общем поведении и отдельных поступках, которые помогают личности решить сложные жизненные задачи и противоречия, выразить свою внутреннюю сущность и раскрыть творческие способности [1]. А.В. Брушлинский рассматривает деятельность и творчество как условие необходимое для существования субъекта (психология субъекта), который определяется им как наиболее широкое, всеохватывающее понятие человека, обобщенно раскрывающее единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных[4]. В своих трудах ученый описал и обосновал критерии становления субъекта, одним из которых является целостность, означающая единство и интегральность деятельности и всех видов активности субъекта. Также, он отмечает, что деятельность субъекта всегда носит творческий и самостоятельный характер. Данной точки зрения придерживается и О.А. Митрошенков, рассматривающий деятельность как процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями [9]. В этом определении отражается творческий аспект деятельности через такую характеристику как «преобразование окружающего мира».

Таким образом, субъектно-деятельностный подход позволяет рассматривать деятельность, во-первых, в контексте самого субъекта, что отражает связь и зависимость его внутренних психических качеств (например, творческой самоэффективности) и внешней предметной активности, а во-вторых, изучать саму деятельность как специально организованную последовательность определенных действия, направленных на результат. Кроме того, данный подход отражает два важнейших аспекта деятельности: структурность и творческий характер.

Несколько иной взгляд на деятельность выражает известный исследователь А.Н. Леонтьев, который анализирует деятельность как основание личности. Он подчеркивает, что именно виды деятельности субъекта являются исходными «единицами» психологического анализа личности, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций. Развитие и умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их "каталога", но и как сложный и длительный процесс развития личности, имеет свои этапы, свои стадии. А.Н. Леонтьев отмечает, что в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь, выделяются: отдельные деятельности (по критерию различия побуждающих их мотивов); действия (процессы, подчиняющиеся сознательным целям); операции (непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели)[7]. Как отмечает ученый, эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру. В связи с этим можно соотнести данные идеи с пониманием сущности информационно-поисковой деятельности и сделать вывод, что четко определенная и структурно оформленная информационно-поисковая деятельность, при ее исполнении приведет к развитию определенных психических качеств личности. По нашему мнению, одним их таких качеств является творческая самоэффективность.

Исходя из того, что информационно-поисковая деятельность является деятельностью познавательной, нами обращается особое внимание на позицию по отношению к деятельности П.Я. Гальперина. Ученый, обращаясь к познавательной деятельности, считал, что «деятельность» используется для обозначения совокупности действий, приводящих к решению задачи. При функциональном анализе в действии могут быть выделены четыре составляющие: ориентировочная, исполнительная, контрольная, коррекционная. Особо следует отметить, что он включил в структуру действия такой важный элемент как ориентировочная основа действия [5]. Если идеи П.Я. Гальперина соотнести с пониманием сущности информационно-поисковой деятельности, очевидным является выделением в ее структуре специального компонента в целях ориентировки в конкретных ситуациях. Таким образом, рассмотренные выше подходы характеризуют понятие деятельности как специальным образом оформленной и структурированной активности субъекта, выражающейся в исполнении определенных последовательных действий. Данные действия включают ориентировочный компонент и определяют вектор исследованияинформационно-поисковой деятельности, способствующей формированию психических качеств личности, например творческой самоэффективности.

Следующим, рассмотренным нами понятием, является понятие «информация». «Информация» происходит от латинского слова «informatio», что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. В различных источниках можно встретить общее определение данного понятия: информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств; информация есть случайный и запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных.В научных энциклопедических изданиях термин «информация» трактуется как сведения об окружающем мире и протекающих в немпроцессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.Данное понятие используется в различных наукахи отражает специфику изучаемого объекта. Для психологии в качестве информации могут выступать собранные в ходе какого-либо эксперимента данные, для философии – новые концепции или идеи, для информатики – последовательный набор байтов на цифровом носителе, для педагогики – особенности организации педагогического процесса посредством условий, методов и приемов их реализации и другие.Обратимся так же к анализу родственного понятия - информационный (информационная). «Информационный» как прилагательное означает признак предмета и используется в словосочетаниях: информационные технологии, информационные системы, информационная цивилизация и другие. Можно сказать о том, что информационный (информационная) означает некоторые систематизированные сведения о чем либо, о ком либо.

Таким образом, понятие «информация» имеет двойственную коннотацию: во-первых, в широком смысле означает определенное знание о каком-либо объекте окружающего мира, во-вторых, в узком смысле, данное понятие отражает специфику той области, в которой оно применяется. В рамках нашего исследования информация понимается в широком смысле безотносительно какой-либо области знаний, так как важным представляется не столько содержание этой информации, сколько соответствие содержания определенным критериям по которым можно оценить качество информационно-поисковой деятельности, поскольку именно полученная информация является конечным продуктом и результатом этой деятельности.

Перейдем к анализу понятия «поиск» и «информационный поиск». В различных научных энциклопедических изданиях можно встретить следующие слова: «поиск это действия ищущего», при этом сами действия остаются не определенными. Если же выделить эти действия в законченную последовательность можно получить поисковую деятельность, которая будет обладать своей структурой и целями. О.В. Дыбина характеризует данную деятельность как механизм познавательной активности человека. При этом в качестве поисковых действий ею выделяются: наблюдение, поэтапное фиксирование результатов, сопоставление результатов исследовательского и контрольного материала с помощью разнообразных методов и приемов и другое [6].

Термин «информационный поиск» встречается в основном в зарубежных источниках и имеет следующие толкования: процесс поиска неструктурированной документальной информации, удовлетворяющей информационные потребности; процесс выбора некоего неструктурированного материала из большой коллекции, хранящейся на материальном носителе. При этом отметим, что информационный поиск чаще понимается как поиск только лишь с использованием средств и систем автоматизации. В своей работе мы придерживаемся следующей точки зрения: информационный поиск может включать в себя действия не связанные с автоматизированнымисредствами и системами (информация может храниться на различных носителях, соответственно речь может идти об архивном поиске, библиотечном, археологическом, эмпирическом и других). Исследователи К. Маннинг, П. Рагхаван, Х. Шютце выделяют следующие этапы информационного поиска: определение информационной потребности и формулировка поискового запроса, определение совокупности источников информации, получение информации из выделенных источников, ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска[8]. Данные этапы, по нашему мнению, составляют систему определенных последовательных действий, характеризующихинформационныйпоиск как особый вид деятельности, включенный в структуру информационно-поисковой деятельности, и выражающий ее направленность на определенный результат (например, знания, способы освоения действительности и другие).

Следующий аспект анализа информационно-поисковой деятельности связан с понятием «информационная деятельность». Информационная деятельность наиболее полно охарактеризована в таких областях знаний как информатика, библиотечное дело, аналитика, теория управления, то есть там, где деятельность специалистов непосредственно связана со сбором, обработкой, хранением и передачей информации. Анализ научной литературы показал, что большинство исследователей этого феномена определяют информационную деятельность как организационно оформленную разновидность научного труда и научно-технической деятельности. Этого мнения придерживаются в частности Т.А. Аверьянова, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина и другие.

Рассматривая информационную деятельность, Т.А. Аверьяноваопределяет ее как процесс активного взаимодействия между обучающимся и источником информации, который направлен на достижение учебно-профессиональной цели, путем осуществления информационных процессов [2].Она отмечает, что в большинстве случаев информационная деятельность носит стихийный и случайный характер, что негативно сказывается на качестве как профессиональной, так и учебной деятельности. С.А. Бешенков и Е.А. Ракитина определяют информационную деятельность или информационный процесс как совокупность последовательных действий, которые осуществляются над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и прочее) для получения необходимого результата [3].Под этими действиями исследователи подразумевают анализ, осмысление, сохранение, передачу информации, ее применение к нестандартной ситуации (что отражает творческий аспект данного вида деятельности), дальнейшую переработку и преобразование и другие. В связи с этим, можно говорить о том, что информационная деятельность обеспечивает обработку результатов информационного поиска (материалов, полученных в процессе его исполнения) и также включается в структуру информационно-поисковой деятельности, выражая ее информационный аспект.

Далее перейдем к определению понятия «информационно-поисковая деятельность». Отметим, что анализ данного понятия показал его слабую проработанность в современной педагогической науке. Под «информационно-поисковой деятельностью» нами понимается деятельность, направленная на поиск, структурирование и сохранение информации посредством автоматизированных поисковых систем или иных способов с ориентацией на ее осмысление, переработку и преобразование с целью дальнейшего применения в конкретной ситуации. Необходимо отметить то, что в данном виде деятельности присутствует также и творческий аспект, выражающийся в необходимости анализировать и оценивать информацию, а также преобразовывать ее применительно к нестандартной ситуации. Таким образом, информационно-поисковая деятельность отражает три аспекта: поисковый, информационный и творческий, которые в единстве и взаимосвязи отражают ее сущность через систему определенных последовательных действий. При этом полагаем, что четко оформленная и выделенная в отдельный вид информационно-поисковая деятельность, органично интегрированная в образовательный процесс, будет способствовать развитию важных для будущего бакалавра качеств, а именно его творческой самоэффективности. Целенаправленная организация данной деятельности, с нашей точки зрения,возможна через разработкуспециально сконструированного информационно-поискового алгоритма, отражающего структуру информационно-поисковой деятельности и предполагающего последовательные действия присущие ей. Данная идея требует специального рассмотрения и является предметом дальнейшего исследования.


Рецензенты:

Барановская Л.А., д.п.н., доцент, зав. кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск;

Селезнёва Н.Т., д.псх.н., профессор, профессор кафедры социальной психологии ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г.Красноярск.


Библиографическая ссылка

Богомазов С.В., Игнатова В.В. ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16165 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252