Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА КАК ФАКТОР ЭВОЛЮЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Дреева Д.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»
В рамках статьи предпринимается попытка рассмотреть диахронно-эволюционный аспект поэтической системы Г. Гейне сквозь призму идей синергетического. Применение нового синергетического подхода в области лингвопоэтик позволяет взглянуть на поэтический текст как на открытую нелинейную саморазвивающуюся систему и тем самым расширить представление о природе поэтического текста и о закономерностях функционирования языка в сфере эстетической коммуникации. Анализ ключевых слов, проходящих “курсивом” через написанные в разные периоды творчества Г. Гейне стихотворения и являющихся опорными для данной поэтической системы элементами, подтверждает основные положения синергетики о механизмах эволюции открытой неравновесной сложноорганизованной системы, которую в данном случае представляет идиолект Г. Гейне. Как показывает исследование, ключевые слова оказываются способными нести спрессованную информацию о структурах-аттракторах, определяющих потенциальные пути дальнейшей эволюции поэтической системы.
Ключевые слова
структура-аттрактор
синергетический подход
поэтический идиолект
поэтический текст
художественная система
эволюция
1. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль.– М.: Наука, 1975. – 471 с.
2. Герман И.А., Пищальникова В.А. Введение в лингвосинергетику. – Барнаул: Изд-во АГУ, 1999. – 130 с.
3. Дреева Дж.М. Ироническая картина мира Г. Гейне// Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». – Ростов н/Д., 2010. – Вып. 1. – С. 130–135.
4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопр. философии. – 1994. – № 2. – С. 110-122.
5. Привалова И.В. Интеркультура и вербальный знак. - М.: Гнозис, 2005. – 472 с.
6. Семенець О.О. Синергетика поэтичного слова. – Кiровоград: Iмекс ЛТД, 2004.– 338 с.
7. Фатеева Н.А. Стих и проза как две формы существования поэтического идиостиля: Дис. ... д-ра филол. наук. – М., 1996. – 605 c.
8. H. Heine. Buch der Lieder. Neue Gedichte. Romancero // H. Heine. Das Glück auf Erden. Ausgewählte Gedichte. Deutschland. Ein Wintermärchen.– Moskau: Progress, 1980. – Р. 39 – 419.
Процесс укрупнения анализируемых объектов и  расширения границ их изучения, которым характеризуется современный этап развития филологического знания, находит свое отражение не только в разработке и использовании общей терминологии, но и в появлении новых междисциплинарных областей знания. Такой новой, трансдисциплинарной, областью знаний явилась синергетика, теория самоорганизации, или наука о сложном, ориентированная «на поиск неких универсальных образцов эволюции и самоорганизации сложноорганизованных систем» [4, с. 110].

Совершенно очевидно, что синергетический подход с его мультипарадигмальной природой имеет широкие возможности применения в разных направлениях современного научного знания, в том числе и языкознания. Любое языковое явление, изучаемое в рамках антропологической/антропоцентрической парадигмы, обнаруживает синергетические признаки, присущие ему в той или иной степени [5, с. 87], причем, как подчеркивают исследователи, термин синергетика в современной лингвистике и психолингвистике используют не только для обозначения теории воздействия, исходя из его основного значения, но и для обозначения теории самоорганизации [2].

Использование  синергетического подхода в области лингвопоэтики позволяет расширить представления о природе поэтического текста как открытой нелинейной саморазвивающейся системе и тем самым дает возможность выработать новый целостный взгляд на закономерности функционирования языка в сфере эстетической коммуникации.

В рамках данной статьи ставится задача рассмотреть закономерности эволюции поэтической системы Г. Гейне сквозь призму  идей синергетики.  Тем самым  предпринимается попытка,  на примере анализа ключевых слов, выступающих в качестве средств семантической организации поэтического текста, продемонстрировать возможность применения синергетического подхода к изучению диахронно-эволюционного аспекта идиолекта писателя.

 Как известно, одним из ключевых понятий синергетики является структура-аттрактор. Под аттрактором в синергетике понимается относительно устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает  (лат. attrahere - «притягивать») к себе все множество траекторий ее развития, независимо от начальных условий. Свойственный данной системе спектр структур-аттракторов образует поле путей  развития системы и по своей природе не является материальной структурой самой системы, а представляет собой ее идеальный образ: "Это есть ее внутреннее содержание, «...» ее непроявленное, ее душа. Это - своего рода план эволюции,  который потенциален (т.е. еще не реализован, более того, заведомо не все в нем будет реализовано), преддан (предопределен собственными характеристиками данной среды, степенью их нелинейности), неоднозначен" [4, с. 111].

Таким образом, эволюцию системы можно рассматривать как процесс выхода на структуры - аттракторы, предзаданные в данной среде: "<...> если система попала в область притяжения определенного аттрактора, то она неизбежно эволюционирует к этому относительно устойчивому состоянию (структуре)" [4, с. 111], и тогда происходит самодостраивание системы.

Применительно к поэтическому творчеству под структурой-аттрактором на уровне семантической организации поэтического текста следует, очевидно, понимать ту сквозную, инвариантную тему, которая может быть выявлена в качестве таковой при всем широком диапазоне разнообразных тем и мотивов, характерных для данного автора. Инвариантная тема - это то, про что художник говорит во всех своих  текстах, про что он не может не сказать [6, с. 25].

Прежде чем перейти к анализу действия структур-аттракторов в рамках поэтической системы Г. Гейне, необходимо, на наш взгляд, остановиться  на взаимосвязи данного явления   с понятием  "память". Именно память лежит в основе всех видов текстопорождения,  благодаря  памяти объединяются "свое" и "чужое" в мыслительных структурах. И.П. Смирнов различает два вида памяти: эпизодическую память, хранящую информацию, полученную  индивидом из непосредственного общения с физическим и социальным миром,  и семантическую память,  хранящую все усвоенные человеком тесты и сообщения, т.е. не непосредственную информацию о мире, а опосредованную культурой [7, с. 15]. По мнению Н.А. Фатеевой, ученый, акцентируя особую значимость этих видов памяти, незаслуженно обходит вниманием вербальную память, которая, согласно ее точке зрения, собственно и обеспечивает "наполнение" семантической памяти и непосредственно связывает процессы восприятия  и порождения текста [7, с. 15].

Считается, что  вербальная память  находится при этом  в определенной корреляции с языковой компетенцией индивида и с его моделями вербализации прошлого опыта, поскольку "языковые коды"  непосредственно связаны с "кодами памяти". Ориентированные на порождение новых художественных текстов, семантическая и вербальная память создают своеобразное пространство креативной памяти, которая, рекомбинируя информативные структуры, уничтожает следы  эпизодической памяти, способствуя тем самым слиянию процессов творческого воспоминания и воображения. Н.А. Фатеева предлагает называть креативную память поэтической памятью, считая, что именно она составляет основу поэтического идиостиля как в ситуативной, так и в семантической и вербальной сфере [7, с. 16].

Если явление цитатности  представляет "внешнюю" память элементов системы (оно имеет своим источником творчество других писателей данной национальной или других литератур, современников или предшественников, а также сферу других знаковых систем искусства - музыки или живописи, мифологию, религию, философию, науку), то память ключевых слов, выступающих в качестве индивидуально-авторских символов в творчестве художника слова, можно определить как "внутреннюю" относительно системы данного поэтического идиолекта. Она эксплицирует диахронно-эволюционный аспект развития системы: содержательное варьирование и семантическая инвариантность ключевых слов выступают внутренним интегративным фактором системы поэтического идиолекта, определяя индивидуально-неповторимый рисунок стиля писателя.

Ключевые слова, в роли которых выступают обычно наиболее важные с точки зрения выражения авторской художественной концепции, наиболее информативно насыщенные лексемы, являются опорными, стратегическими точками как в рамках отдельного произведения, так и во всем творчестве писателя. Ключевое слово может нести в себе "зерно" будущего развития. Как в зародыше, в нем может быть заложена программа дальнейшей эволюции всей художественной системы или ее отдельных, важных с точки зрения становления "единого комплекса поэтической мысли" (Л. Гинзбург) фрагментов. Как внутренний источник саморазвития, оно дает импульс дальнейшему самодостраиванию художественного целого.

Суммируя сказанное, отметим, что ключевые слова объединяют в своей глубинной семантике память о прошлом состоянии системы (память ретроспективную) и информацию о потенциальных путях дальнейшей эволюции (память, так сказать, проспективную). Они могут содержать ростки будущего развития системы образов в идиолекте писателя, нести свернутую информацию о структурах-аттракторах дальнейшей эволюции. Во всех  видах памяти ключевых слов: внешней (связанной с явлением цитатности) и внутренней (внутри данного поэтического идиолекта), а в рамках последней - памяти ретроспективной и проспективной  -  имеет место феномен стеснения, компрессии информации, вследствие чего ключевые слова приобретают способность нести конденсированную информацию о системе поэтического идиолекта в целом.

Ключевые слова  с наивысшей степенью  очевидности свидетельствуют о том, что в каждый момент своего развития художественная система являет собой переходное звено, своего рода мостик между прошлым и будущим, в каждый момент ее функционирования в системе наличествуют как признаки прошлого, так и ростки будущего развития.

В ходе анализа лирических стихотворений Г. Гейне, включенных в его первые поэтические сборники и объединенных темой безответной, отверженной любви,  пронизанных грезами о любимой  и  постепенным осознанием  невозможности счастья с ней [3, с. 133], становится очевидным, что в роли ключевых слов, несущих спрессованную информацию о структурах-аттракторах, определяющих потенциальные пути дальнейшей эволюции поэтической системы, выступают лексемы:  Liebe, lieben, Traum, träumen, Traumbild, Jugendträume.

Открывая цикл "Страдания юности" ("JungeLeiden"),  датирующийся 1817-1821 годами,  "Traumbilder" проходят через все стихотворения "Книги песен" ("BuchderLieder"), репрезентируясь в словах: träumen, träumend, dasTräumen  и т.п.

Ср.: Mir träumte  einst von wilden Liebesglühn,

       Von hübschen Locken, Myrten und<...>

[8, Р. 39];

Träumend, wie im halben Schlummer,

       Wandle ich bei Tag.                                

[8, Р. 46];

       Da kam das alte Träumen

       Und  schlich mir ins Herz hinein.             

[8, Р. 46].

При этом важно отметить, что статус ключевого слова лексемы "Traum" обеспечивается наличием в ее семантике двух основных значений: 1. сновидение, сон и 2. мечта, греза, иллюзия,  поскольку характерными  признаками ключевых слов являются не только повышенная частотность употребления, но и богатство семантических оттенков, способствующее повышению активности подобных лексем в установлении ассоциативных смысловых связей с другими словами в тексте (с этим связана, кстати, их особая роль в достижении изотопии, семантической связности текста).

Так, в "Прологе" ("Prolog") , предшествующем "Лирическому интермеццо" ("LyrischesIntermezzo") (1822-1823), тема грез и утраты иллюзии сновидения, являясь своеобразным продолжением темы безответной любви, эксплицируется в следующих стихотворных строках:

Kam aber die Mitternachtsstunde heran,

Ein seltsames Singen und Klingen begann -

An die Türe da hört er es pochen

[8, Р. 71];

<...>Der Ritter sitzt wieder ganz einsam zu Haus,

In dem düstern Poetenstübchen.

[8, Р.72].

Далее, пронизывая ряд стихотворений данного цикла, эта же мысль находит свое языковое воплощение в следующих  стихотворных строках:

Mirträumte wieder das alte Traum:

           Es war eine Nacht im Maie,<...>

[8, Р. 89],

достигаякульминациив 58-мстихотворениицикла:

<...>Es säuselt der Wind in den Blättern,

Es spricht der Eichenbaum:

Was willst du, törichter Reiter,

Mit deinem törichten Traum?

[8, Р. 89].

Привлечение к анализу более поздних поэтических  произведений Г. Гейне, входящих в циклы "Новые стихотворения" ("NeueGedichte" 1831) и "Романсеро"("Romanzero". 2-esund 3-esBuch. Nach 1848), подтверждает основные положения синергетики о механизмах эволюции открытой неравновесной системы, которую в данном случае представляет идиолект писателя. Дальнейшая эволюция художественной системы Г. Гейне подчиняется внутренней памяти (ретроспективной и проспективной) о ключевых словах и управляется на уровне семантической организации структурой-аттрактором "утрата иллюзии сновидения", что находит языковую манифестацию в словах: "träumt", "Traumgestalten":    

"Neuer Frühling " (1831)

       Ich höre fernes Klingen,

      Mir träumt,ich weiß nicht was.                

[8, Р. 154];

          „Romanzero."  2-es Buch: Lamentationen (nach 1848)

       Mir träumt manchmal, gekommen sei

       Zurück das Glück und der junge Mai <...>

[8, Р. 355];

            „Romanzero."  3-es Buch: Hebräische Melodien (nach 1948)

Traumgestalten, wer von euch

        Ist Jehuda ben Halevy?                            

[8, Р. 361].

Как видим, через стихотворения, написанные в разные периоды творчества писателя, проходят "курсивом"  все те же "ударные"  для данной поэтической системы элементы, позволяющие "и в каждом из этих элементов уловить смысл целого, его общее звучание и значение" [1: 404]. Так  обеспечиваются смысловые связи между текстами автора не только на семантическом, но и на лексическом уровне организации поэтического текста (у Г. Гейне, например,  - посредством лексем liebe и lieblich), а в отдельных случаях, как в приведенных ниже фрагментах,  на ритмико-синтаксическом уровне (с помощью полного синтаксического параллелизма полустиший).

Ср.:  1.   "Die Heimkehr" aus  "Buch der Lieder"  (1823-1824)

<..>So freut` s mich, du liebeKleine,

                Wenn ich dich am Fenster seh.

 

Mit deinen schwarzbraunen Augen

Siehst du mich forschend an:

                „Wer bist du, und was fehlt dir,

                Du fremder, kranker Mann?"   

[8, Р. 101];

       2.  Neuer Frühling" aus „Neuen Gedichten" (1831)

Mit deinen blauen Augen

Siehst du mich lieblich an,

                Da wird mich so träumendzu Sinne,

                Daß ich nicht sprechen kann. <..>

[8, Р. 156].

Таким образом, как показывает исследование, структуры-аттракторы, несущие в себе спрессованную информацию о прошлом, являются в то же время "указателями " будущего пути развития художественной системы писателя. Выступая в роли своеобразных "поэтических интеграторов" (Д. Максимов), они связывают фрагменты поэтического идиолекта между собой.

Разные виды памяти ключевых слов раскрывают нелинейную зависимость процессов смыслотворения как от имевших место в прошлом состояний системы (память ретроспективная), так и от будущих ее состояний (память проспективная). Анализ поэтического идиолекта подтверждает универсальность синергетических закономерностей эволюции сложных самоорганизующихся систем.

Рецензенты:

Парсиева Л.К., д.фил.н., доцент ФГБОУ ВПО«Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ;

Калабекова Л.Т., д.фил.н.,  зав. кафедрой иностранных языков для гуманитарных факультетов факультета иностранных языков ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Дреева Д.М. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА КАК ФАКТОР ЭВОЛЮЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16066 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674