Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСОЛИДАЦИИ РЕСУРСОВ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Тесленко И.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Представленная статья посвящена анализу вопросов, связанных с государственно-частным партнерством. Автор делает акцент на рассмотрении государственно-частного партнерства как особого инструмента, который используется для консолидации ресурсов различных субъектов экономики Свердловской области. В качестве основных субъектов экономики в данном случае выступают образовательные организации среднего профессионального образования, органы власти (федеральные и региональные), предприятия Свердловской области (бизнес-структуры). Автор представляет обзор нормативной базы, являющейся актуальной для деятельности профессиональных образовательных организаций, дает краткую характеристику системе профессионального образования Свердловской области. Анализ реальных примеров взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий Свердловской области позволяет выявить как традиционные точки соприкосновения, так и инновационные. Обозначаются наиболее сложные направления взаимодействия и определяются пути решения проблем. Ценным является конкретизация путей решения спорных вопросов, что в свою очередь позволит выйти на этап консолидации ресурсов субъектов экономики Свердловской области в процессе подготовки специалистов среднего звена и рабочих кадров.
требования работодателя к специалисту
органы власти
бизнес-структуры
образовательные организации
среднее профессиональное образование
1. Выездное совещание-семинар «О приоритетных задачах управления профессиональными образовательными организациями Свердловской области в 2014-2015 учебном году» // Областной центр координации профессионального образования Свердловской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ocrpo-ural.ru/news/vyezdnoe-soveshchanie-seminar-o-prioritetnykh-zadachakh-upravleniya-professionalnymi-obrazovatelnymi/
2. Задорина М.А., Тесленко И.В.. Изучение социального партнерства в профессиональном образовании на региональном уровне (по материалам исследования в Свердловской области) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. ВЦИОМ. № 5[117] Сентябрь-октябрь, 2013. С. 67 – 70.
3. Официальный сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minobraz.ru/news/document2638/
4. Путин В.В. О среднем профессиональном образовании в Санкт-Петербурге // ГлавСправ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.glavsprav.ru/spb/spo/journal/392/ Дата обращения: 18.11.2014.
5. Тесленко И.В. Бизнес-культура в России (социологический взгляд) / Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология; культурология. Том 3 (4). – Вятка, 2009. С. 126–130.
6. Тесленко И.В. Особенности профессионального образования в сфере сервиса и туризма / Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 14а. Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ. Издательство БГУ. 2009. С. 207–212.
Среднее профессиональное образование в Российской Федерации имеет большой опыт подготовки специалистов среднего звена. Однако достаточно длительное время сохранялось некое двойственное отношение к системе как начального, так и среднего профессионального образования в России: действительно ли необходим этот уровень образования, выпускник СПО - это рабочий или недоученный инженер? Сегодня отношение к функционированию образовательных организаций среднего профессионального образования возрастает постоянно, в том числе и благодаря четко обозначенной позиции Президента России В.В. Путина. Так, в рамках рабочей поездки в Санкт-Петербург Президент России обозначил свое отношение к СПО: «Сегодня с учётом роста российской экономики и стоящих перед нами задач модернизации всех сфер нашей жизни и прежде всего, конечно, производства стало совершенно очевидно, что отсутствие, недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является преградой на пути развития экономики. Это необходимейшее условие для развития нашей страны. Сегодня совершенно очевидно, что недостаточное внимание к этой сфере в предыдущие годы создало известный барьер: недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является ограничителем нашего роста. Этот вопрос в числе первых выходит в повестку дня» [4].

Очевидно, что сегодня именно образовательные организации среднего профессионального образования способны обеспечить качественную подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, отвечающих требованиям инновационного развития социально-экономического комплекса современной России.

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность образовательных организаций среднего профессионального образования являются [3]:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 № 1199
    «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013г. № 513
    «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
  • Указы Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2012: № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;
  • Указ Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвышева от 27.07.2012 № 584 -УГ «О реализации указов Президента Российской Федерации»;
  • Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года;
  • Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 года № 1262 Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования до 2020 года»;
  • Постановление Правительства Свердловской области от 16.05.2014 № 421-ПП «О внесении изменений в План мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования» в Свердловской области на 2014-2018годы»;
  • Постановление Правительства Свердловской области от 26 февраля 2013 г. N 223-ПП «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования» в Свердловской области на 2013-2018 годы»;
  • Постановление Правительства Свердловской области от 16 мая 2014 г. N 421-ПП «О внесении изменений в План мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования» в Свердловской области на 2014-2018 годы, утверждённый постановлением Правительства Свердловской области от 26.02.2013 N223-ПП»;

а так же принятые и реализующиеся на территории Свердловской области Дорожные карты:

  • Дорожная карта по реализации движения WorldSkills Россия на территории Свердловской области на период 2014-2015 г.г., подписанная Правительством Свердловской области и АНО «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов»;
  • Дорожная карта реализации проекта «Полеты по вертикали» в Свердловской области на 2014-2015 г.г., подписанная Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и АНО «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов»;
  • Дорожная карта по интеграции Свердловской области в движение по распространению современного стандарта инженерного образования на 2014-2015 годы, подписанная Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, АНО «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов», ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина и Советом главных конструкторов Свердловской области.

Важнейшим направлением развития системы профессионального образования Свердловской области в 2014-2015 учебном году, по мнению Министра общего и профессионального образования Свердловской области, является «развитие содержания образования в условиях реализации образовательных программ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом потребностей работодателей, отраженных в профессиональных стандартах» [1]. Причем данный целевой показатель в государственной программе «Развитие образования в Свердловской области до 2020 года» с 59 % в 2014 году должен достичь 80 % к 2020 году.

В Свердловской области в настоящий момент функционирует 102 профессиональные образовательные организации, из них 101 организация среднего профессионального образования и одна - начального профессионального образования. В системе СПО Свердловской области обучается 71 660 человек, учебный процесс обеспечивают 17 342 сотрудника, в том числе 7630 педагогов [3].

Образовательные организации СПО Свердловской области реализуют 1097 образовательных программ, в том числе: 652 программы среднего профессионального образования - подготовки квалифицированных рабочих и служащих; 391 программ среднего профессионального образования - подготовки специалистов среднего звена; 54 программы профессиональной подготовки. Особую значимость в современных условиях развития экономики приобретают образовательные программы, разработанные совместно с работодателями (62 образовательные программы, причем 36 образовательных программ для современного производства) или согласованные с работодателями (773 образовательных программ, в том числе 226 для современного производства). В Свердловской области заключено более 1700 соглашений о сотрудничестве с предприятиями. Причем, особую ценность сегодня приобретают Соглашения между Правительством Свердловской области, профессиональными образовательными организациями и предприятиями горно-металлургического и оборонно-промышленного комплексов, среди которых с гордостью модно назвать ОАО «Первоуральский новотрубный завод» (ЧТПЗ), ООО «УГМК-Холдинг», ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ООО «Уральская машиностроительная корпорация «Пумори», ОАО «Уралмашзавод» и др.. Данная информация представлена Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в рамках деловой программы I Международной научно-практической конференции «Кадровое обеспечение региональной экономики» (круглый стол «Модели реализации практико-ориентированного обучения», организатор: Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов) осенью 2014 года.

Повсеместному распространению сотрудничества работодателей и образовательных организаций СПО препятствует не в полной мере соответствующие друг другу требования работодателей к персоналу и требования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по профессиям и специальностям СПО. Не только на предприятиях Свердловской области в последние годы широкое распространение приобрели корпоративные профессиональные стандарты [2, 5], к разработке которых привлекаются не только специалисты предприятия, но и сторонние эксперты, в том числе и специалисты образовательных организаций СПО. С другой стороны, представители предприятий участвуют в разработке учебных планов для обучения.

Таким образом, взаимодействие образования и предприятий выходит на качественно иной уровень взаимодействия: с одной стороны, преподаватели готовят своих студентов к работе в реальных условиях предприятия, а работодатели - вносят необходимые уточнения в образовательный процесс. Сегодня обязательным требованием к образовательной программе, реализуемой образовательной организацией СПО является экспертиза программы работодателем на предмет соответствия результата образования требованиям предприятия к своему персоналу. Кроме того, в условиях возрастания конкуренции на рынке образовательных услуг повышается необходимость и значимость взаимодействия государственных профессиональных образовательных организаций и негосударственных образовательных учреждений.

Так же, стоит учитывать, что кадровые возможности образовательных организаций СПО не в полной мере позволяют обеспечить подготовку специалистов в соответствии с требованиями работодателя к персоналу. Данное противоречие в современных условиях решается через направление на стажировки, повышение квалификации, переподготовку преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения на площадках ресурсных (образовательных) центров.

Еще одной проблемой в развитии среднего профессионального образования в современных условиях является состояние материально-технической базы профессиональных образовательных организаций. Несмотря на системное бюджетное финансирование и софинансирование ОО СПО, состояние производственных мастерских, лабораторий не позволяет в полной мере обеспечить подготовку специалистов в соответствии с требованиями работодателя к персоналу. Анализ уровня Государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для металлургических производств в 2011-2013 годах в рамках реализации мероприятий Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы показывает, что из средств федерального бюджета выделено 101 804 тыс. рублей; из средств областного бюджета - 194 580 тыс. рублей, тогда как работодатели в разных формах в развитие ОО СПО вложили 741 303 тыс. рублей. В 2014 году Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для оборонно-промышленного комплекса из средств федерального бюджета составляет 31 296 тыс. рублей; из средств областного бюджета - 38 000 тыс. рублей; из средств работодателей в разных формах - 158 441 тыс. рублей. Таким образом, работодатели почти на 445 000 тыс. рублей выделили больше, чем Федерация и Регион. В данной цифре стоит видеть повышенную заинтересованность в качественной подготовке специалистов среднего звена, рабочих кадров.

К наиболее важным особенностям выделение финансовой поддержки образовательным организациям из средств областного бюджета является реализация инновационных программ, позиционирование образовательной организации СПО как экспериментальной площадки, имеющих в своей структуре ресурсные центры. В дальнейшем, инновационные образовательные организации через использование сетевого взаимодействия смогут транслировать накопленный опыт профессиональным образовательным организациям Свердловской области.

Весомым фактором в определении контрольных цифр приема в ОО СПО со стороны Министерства общего и профессионального образования Свердловской области является требования о согласовании цифр приема с муниципалитетами и работодателями в разрезе каждой профессии/специальности, а так же представления подтверждения от работодателей о возможном трудоустройстве выпускников.

Стоит подчеркнуть, что буквально несколько лет назад ситуация привлечение бизнеса в образование воспринималась как нереальная [5, 6]. Сегодня мы констатируем осознание бизнес-структур значимости сотрудничества с образовательными организациями среднего профессионального образования в разрезе подготовки специалистов.

Рецензенты:

Паникарова С.В., д.э.н., профессор, Институт государственного управления и предпринимательства ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург.

Иванцов Г.Б., д.филос.н., к.э.н., профессор, профессор Института государственного управления и предпринимательства ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Тесленко И.В. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСОЛИДАЦИИ РЕСУРСОВ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16064 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674