Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОПЫТ ОЦЕНКИ ИНФОРМАТИВНОСТИ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ВЕДУЩИХ ПОДГОТОВКУ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Гацура О.А. 1 Кузнецов Д.В. 1 Кочубей А.В. 1 Конаныхина А.К. 1 Гудкова С.Б. 1
1 ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И.Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Авторы касаются проблемы последипломной подготовки руководителей здравоохранения в медицинских вузах и академиях последипломного образования с акцентом на оценку содержания релевантной информации, представленной на интернет-сайтах этих учреждений. Оригинальная шкала для количественной оценки качества и полноты информации, представленной в открытом доступе для потенциальных слушателей, была предложена и предварительно апробирована на сайтах избранных организаций медицинского образования России. Показано, что сайты учреждений последипломного образования гораздо более информативны для специалистов, ищущих возможности последипломной подготовки в области управления здравоохранением, чем аналогичные ресурсы медицинских вузов и факультетов университетов. Представляется целесообразным унифицировать информацию на интернет-сайтах соответствующих образовательных организаций и совершенствовать компетенцию критической оценки информации из источников сети Интернет у организаторов здравоохранения.
руководители здравоохранения
последипломная подготовка
образовательное учреждение
интернет-сайт
1. Аллагулов А.М. Образовательная политика в России на современном этапе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. — 2011. — Т. 1. — № 57. — С. 68-72.
2. Беспалов Д.Е. Акмеологические технологии развития профессионализма руководителя в системе непрерывного образования // Акмеология. — 2012. — №2. — C. 111-114.
3. Бочкарева В.К. Пространственный фактор в формировании эффективной системы организации здравоохранения // Управление здравоохранением. — 2009. — № 3. — С. 11-18
4. Вялков А.И., Щепин В.О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения (материалы социологического исследования) [под ред. О.П. Щепина]. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. — 224с.
5. Зимина Э.В. Концептуальные основы системной подготовки управленческих кадров для здравоохранения // Экономист лечебного учреждения. — 2007. — № 2. — С. 55-64.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Российская газета. — Федеральный выпуск №5976 от 31.12.2012 г.
Успех модернизации здравоохранения РФ в значительной степени зависит от качества профессиональной подготовки руководителей здравоохранения.

Дальнейшее совершенствование подходов к повышению квалификации административно-управленческого персонала медицинских организаций в системе непрерывного профессионального образования подразумевает внедрение новых моделей аттестации управленческих и руководящих кадров в здравоохранении, предполагающих строгую периодичность и системность в подтверждении уровня квалификации и профессионализма [2, 4].

Сегодня большинством медицинских организаций (МО) руководят профессионалы, которые выросли как клиницисты в своей специальности и, как правило, не имеют достаточной подготовки в области управленческих технологий.

Вместе с тем, в современном обществе внедрение экономических императивов в деятельность всех организаций, в том числе и медицинских, обязывает руководство МО знать и использовать современные технологии управленческой деятельности и эффективные экономические модели [3, 5].

Наряду с профессиональным развитием, руководитель здравоохранением любого уровня обязан обладать специальной подготовкой в области отраслевого управления с формированием необходимых компетенций, соответствующих требованиям отраслевого стандарта. При подготовке такого специалиста система современного управленческого образования в здравоохранении должна предусматривать не только создание условий по формированию и совершенствованию управленческих компетенций, но и мотивировать руководителей учреждений здравоохранения к регулярному пополнению знаний во время осуществления должностных обязанностей.

Учитывая масштабность и скорость, с которой происходят изменения по перечисленным направлениям, руководитель МО развивает и постоянно совершенствует компетенции на протяжении своей профессиональной жизни. На первых этапах формирование компетенций руководителя МО, как правило, проходит в рамках послевузовского профессионального образование и/или дополнительного профессионального образования, по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" на основе высшего профессионального образования по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология".

Следует отметить, что руководящие должности в системе здравоохранения могут занимать не только медики, но и лица, имеющие высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальную подготовку по менеджменту в здравоохранении (см. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н).

В любом случае, высокое качество подготовки специалистов-управленцев является приоритетным направлением в современной образовательной политике России [1].

В последние годы непрерывно развивается и совершенствуется дистанционная составляющая последипломной подготовки медицинских специалистов, включая руководителей МО различных уровней. В связи с этим особую важность приобретает доступность, полнота и точность информации о программах подготовки для организаторов здравоохранения, представленная на интернет-сайтах профильных образовательных организаций (ОО).

Отметим, что статья 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" [6] прямо обязывает ОО обеспечить создание и ведение своего официального сайта в сети Интернет.

В соответствии с действующим законом, каждая ОО обязана представить в сети «Интернет» следующую информацию (группировка наша):

  • Общие данные: о дате создания, об учредителе, о расположении, режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты, о структуре и управлении, о языках образования.
  • Реализуемые образовательные программы, федеральные государственные образовательные стандарты (при их наличии).
  • Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании.
  • Персональный состав руководителей, заместителей, педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы.
  • Материально-техническое обеспечение, в том числе наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, условия питания и охраны здоровья, доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах.
  • НИР: направления и результаты научной (научно-исследовательской) деятельности.
  • Поступление финансовых и материальных средств и их расходование по итогам финансового года;
  • Трудоустройство выпускников.

Кроме перечисленных выше пунктов, для пользователей сети Интернет должна быть доступна информация:

  • о результатах самообследования;
  • о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
  • о предписаниях органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний.

На сайте ОО должны быть представлены следующие документы:

  • копия устава ОО;
  • копия лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
  • копия свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
  • копия плана финансово-хозяйственной деятельности ОО, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;
  • копии локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора.

Таким образом, информационная наполненность сайтов ОО должна соответствовать представленным выше пунктам вне зависимости от направления образовательной деятельности и формы подготовки обучающихся. В соответствии с пунктом 5 правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации (утверждены постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582) ОО, реализующие профессиональные образовательные программы, для каждой образовательной программы указывают:

  • уровень образования;
  • код и наименование специальности, направления подготовки;
  • информацию: о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для ОО высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования).

В рамках пилотного исследования нами был проведен анализ информационного наполнения избранных сайтов: (1) медицинских вузов, (2) университетов, имеющих в своем составе медицинский факультет/институт, (3) учреждений ДПО МЗ РФ, ведущих подготовку административно-управленческого персонала МО по вопросам организации управления здравоохранением.

Для упорядочения сбора и анализа информации авторы использовали оригинальную шкалу, созданную на основе перечисленных выше требований к сайтам ОО (см. таблицу. 1). В процессе сбора и анализа полученной информации учитывались 8 основных и 2 дополнительных показателя - «впечатление от сайта» и «дополнительно» (см. таблицу 1).

Таблица 1

Шкала для оценки информативности сайта образовательной организации

Критерий

Содержание критерия

ИКР (баллы)*

Общие данные о кафедре/факультете

 

Дата создания, учредитель, расположение, режим, график работы, контактные телефоны и адреса электронной почты, структура и управление, языки преподавания. Статус кафедры.

10

Документационно-правовое основание деятельности

Копии устава ОО, лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями), свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями), локальных нормативных актов.

10

Образовательные программы (номенклатура и длительность)

Ординатура, интернатура, аспирантура (представлены программы обучения).

ППП (представлена тематика и количество часов).

СУ (представлена тематика и количество часов).

ТУ (название, представлена тематика и количество часов).

Инициативность образовательных циклов.

 

10

 

 

+1

Целевая аудитория

Количество обучающихся за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании в динамике.

План приема по циклам обучения.

Целевое ядро группы.

 

10

 

 

+ 1

Состав преподавателей (персонально)

С указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, тематики занятий и лекций.

Приглашенные преподаватели.

 

10

+1

Материально-техническое обеспечение

Конкретное оборудование учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

10

НИР

Направления и результаты научной (научно-исследовательской) деятельности, в том числе

новые технологии обучения

10

 

+1

Обратная связь с выпускниками

Трудоустройство выпускников,

дальнейший профессиональный маршрут

+1

+1

Впечатление о сайте

Ясность, скорость доступа, оформление.

10

Дополнительно

Особенности, эксклюзивная информация

+ 1

* Каждый пункт оценивается, исходя из максимума в 10 баллов при полном выполнении требований, предъявляемом к каждому разделу. Частичное (неполное) представление необходимой информации приводит к снижению расчетных баллов. Отсутствие информации - 0 баллов. Ложная информация - отрицательное количество баллов; дополнительная информация прибавляет баллы (см. таблицу).

Таким образом, максимальная оценка - Идеальный Конечный Результат (ИКР) - могла составить 87 баллов.

Нами были проанализированы несколько сайтов медицинских вузов, медицинских факультетов университетов, учреждений ДПО Российской Федерации (формирование исследовательского пула проводилось методом случайного выбора), работающих в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".

В настоящее время более 90 вузов РФ осуществляют подготовку по медицинским специальностям в соответствии с ФГОС ВПО; из них более 50 являются собственно медицинскими вузами, остальные - медицинскими факультетами университетов.

Предварительные результаты говорят о том, что информативность сайтов медицинских вузов оставляет желать много лучшего - лишь у одного из 17 проанализированных представителей этой самой многочисленной группы сумма баллов по приведенной выше шкале достаточно высока и составляет 56 баллов. В оставшихся случаях этот показатель колеблется от 11 до 24 баллов. Конкретная информация о возможности профессионального образования по вопросам организации управления здравоохранением не структурирована на интернет-сайтах образовательных учреждений, несмотря на четкое регламентирование ее состава и содержания. Практически все вузы закрывают информацию о персональном составе ППС, тематике предлагаемых циклов. Вместе с тем, внебюджетная деятельность (стоимость обучения) публикуется практически на всех интернет-сайтах.

Отметим, что сайты Университетов, подведомственных МОН РФ, несколько более подробно представляют общую информацию и документационно-правовое обеспечение учебного процесса, хотя информация о возможности профессионального образования по вопросам организации управления здравоохранением в большинстве случаев также недостаточна для осознанного выбора конкретного цикла подготовки. Поиск необходимой потенциальном слушателю информации крайне затруднен отсутствием четкой, ясной, унифицированной структуры сайта факультета или страницы соответствующей кафедры (разных названий и содержательной деятельности) и требует от руководителя МО специальных навыков работы в Интернете. В целом показатели балльной оценки информативности сайтов медицинских вузов и факультетов университетов аналогичны и, за редким исключением, не превышают 30 баллов.

Наиболее развернуто и логично представляется информация на сайтах учреждений последипломного образования системы Минздрава. При анализе 2 сайтов представители этой категории ОО набрали наиболее высокие показатели - 54 и 61 балл. Легкая ориентация, четкая структурированность информационной наполненности сайтов призваны помочь заинтересованному лицу найти необходимый цикл подготовки, причем сделать это заблаговременно в кратчайшие сроки. Авторы считают, что при некоторой доработке структурности и наполненности сайтов ГБОУ ДПО их можно принять за основу для остальных учреждений, ведущих образовательную деятельность по вопросам организации управления здравоохранением.

Безусловно, мы не ставим под сомнение ни количественную, ни, что более важно, качественную сторону образовательного процесса каждой ОО в зависимости от ее представительства в интернет-пространстве. Тем не менее, следование законодательным нормам может являться критерием, который легко просчитывается при составлении рейтинга вузов и может, в свою очередь, повлиять на показатели востребованности, удовлетворенности и конкурентоспособности (показатели эффективности).

Развернутое и углубленное сравнительное исследование информативности сайтов медицинских вузов, медицинских факультетов университетов и учреждений дополнительного профессионального образования в перспективе может дать более полную панораму всего спектра образовательных программ для организатора здравоохранения. На сегодня же приведенный выше анализ позволяет нам констатировать, что в настоящее время информационные интернет-ресурсы части ОО не соответствуют в полной мере требованиям законодательства. Сложность, разобщенность, неточность представляемой информации можно объяснить отсутствием строгих, унифицированных схем представления информации на сайтах образовательных учреждений.

Для решения этой проблемы в перспективе предстоит более полно оценить и унифицировать информационную наполненность, последовательность и структуру сайтов ОО, ведущих подготовку руководителей МО. При этом за основу целесообразно взять наработанный опыт ведущих учреждений дополнительного последипломного образования и оформить его в виде соответствующих методических рекомендаций.

Кроме того, создание реестра организаций, занятых подготовкой менеджеров здравоохранения, было бы полезным, как для руководителей МО, так и для контрольных органов системы образования и здравоохранения. В перечне профессиональных компетенций руководителей МО должна также присутствовать компетенция по поиску и критической оценке необходимой информации интернет-ресурсов.

Рецензенты:

Бутова В.Г., д.м.н. профессор, зав. научно-методическим отделом ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России, г. Москва;

Алексеева В.М., д.м.н., профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Гацура О.А., Кузнецов Д.В., Кочубей А.В., Конаныхина А.К., Гудкова С.Б. ОПЫТ ОЦЕНКИ ИНФОРМАТИВНОСТИ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ВЕДУЩИХ ПОДГОТОВКУ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15949 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252