Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РФ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тюкин В.Г. 1
1 ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России»
В статье описывается негативное воздействие на физическое и психическое здоровье сотрудников системы МВД РФ во время выполнения ими профессиональной деятельности, причины повышенного внимания к реабилитации сотрудников средствами физической культуры, проблема недостаточной теоретической и организационно-методической обеспеченности учебно-воспитательного процесса вузов МВД РФ в направлении реабилитационной физической культуры. Раскрывается технология формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности. Показаны результаты педагогического эксперимента, доказывающие эффективность внедрения технологии в образовательный процесс вузов МВД РФ.
профессиональная подготовка курсантов вузов МВД РФ
технология
педагогический процесс
реабилитационная физическая культура
физическая культура
1. Амосов Н.М. Алгоритм здоровья. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 590 с.
2. Ефремова Т.Г. Формирование физической культуры студентов медицинских колледжей на основе интенсификации самостоятельной работы: дис. ... канд. пед. наук. – Краснодар, 2011. – 276 с.
3. Колеватов А.В. Формирование саногенной направленности личности курсантов юридических вузов ФСИН России в процессе профессиональной подготовки // Вестник Владимирского юридического института. – Владимир, 2011. – Вып. 4 (21). – С. 14-18.
4. Лотоненко А.В. Специфика формирования у курсантов потребности в физической культуре (на материале Центрально-Черноземного района): Учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ, 1995. – 145 с.
5. Савосина Н.М. Ответственность за личное здоровье и физкультурная деятельность студентов. – Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) КГТУ, 2010. – 100 с.
6. Basch C. Healthier students are better learners : A missing link in school reforms to close the achievement gap, Columbia University. – New York, 2010. – P. 109.
7. Grant S. Physical Culture and Sport in Soviet Society : Propaganda, Acculturation, and Transformation in the 1920s and 1930s. – New York and London, 2013. – P. 260.

В настоящее время курсантов вузов МВД РФ готовят к выполнению профессиональной деятельности в сложных условиях, предполагающих негативное воздействие на физическое и психическое здоровье. В связи с чем генеральной линией и системообразующим фактором физического образования в системе МВД РФ является формирование физической культуры личности, а так же повышенное внимание уделяется реабилитации сотрудников средствами физической культуры.

Основная часть

Это обусловлено рядом следующих причин. Во-первых, физическая культура формирует в сознании людей, подготавливающих себя к работе в данной сфере деятельности, определенные целевые установки, изменяет условия их социального быта, способствует формированию у курсантов вузов МВД РФ новых черт, качеств и привычек [3, 4, 7].

Во-вторых, физическая культура связана с получением «функционального» удовольствия, развлечения, наслаждения от участия в самом процессе выполнения физических упражнений [5, 6]. Причем постоянные, повторяющиеся занятия физическими упражнениями тем в большей степени становятся потребностью выпускника, чем более приятными они являются для него.

В-третьих, физическая культура является не только одним из важных средств укрепления здоровья, развития физических способностей и жизненно необходимых двигательных навыков, но и важным средством развития профессиональных качеств личности [1, 2] курсанта вуза МВД РФ.

Учитывая сложившуюся ситуацию в системе МВД РФ, назрела необходимость формирования у курсантов вузов МВД РФ готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности. Однако актуальные образовательные программы не содержат компонента, формирующего навыки реабилитации, а имеющиеся авторские программы реабилитационной физической культуры для сотрудников ОВД, как правило, предполагают работу с индивидами, уже имеющими нарушения здоровья.

Разрешение указанной проблемы и недостаточная теоретическая и организационно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса вузов МВД РФ в данном направлении определили применение необходимых действий и решение ряда задач, одной из которых является разработка технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности (Таблица).

На начальном этапе деятельность по формированию готовности курсантов к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности строилась на основе приобретения ими теоретических знаний о цели, принципах, видах, содержании, задачах реабилитационной физической культуры, а также ее средствах и методах для укрепления здоровья человека.

Наиболее ёмким, важным и ответственным этапом реализации технологии стал основной этап, цель которого – обеспечение роста субъектности курсантов по отношению к реабилитационной физической культуре.

Данный этап предусматривает всемерное развитие умений и навыков использования реабилитационной физической культуры, заложенных на предыдущем этапе. Это обеспечивалось возрастанием объёма специального обучения и специфики решаемых учебных задач. При этом ведущую роль стал играть прикладной характер изучаемого материала.

Технология формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности

Этап

Цель

Задачи

Средства, формы и

методы

Контроль

Начальный

Формирование устойчивого интереса к реабилитационной физической культуре.

- сформировать основы теоретических знаний о цели, принципах, видах, содержании, задачах реабилитационной физической культуры, а также ее средствах и методах;

- выработать положительное отношение курсантов к реабилитационной физической культуре, показав ее роль в укреплении здоровья человека;

- сформировать мотивирующую среду, в которую вовлечены преподаватель и курсанты.

 

- тестирование уровня сформированности составляющих компонентов готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности;

- анкетирование с целью выявления отношения курсантов к необходимости использования реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности;

- примеры из практики деятельности сотрудников ОВД;

- организация встреч с сотрудниками ОВД, получивших нарушения здоровья в процессе профессиональной деятельности и прошедших курс реабилитации;

- построение профиля физической подготовленности курсантов, выявление слабых и сильных сторон подготовки;

- совместное с педагогом планирование самостоятельной работы на основе профилей физической подготовленности и показателей физического здоровья;

- соревновательные методы (специальный курс «Реабилитационная физическая культура в профессиональной деятельности сотрудников ОВД»).

Наблюдение. Тестирование.

Анкетирование.

Основной

Обеспечение роста субъектности курсантов по отношению к реабилитационной физической культуре.

- сформировать опыт самостоятельной познавательной деятельности в рамках задачной системы обучения и системы форм совместной деятельности;

- углубить знания о средствах и методах реабилитационной физической культуры, возможностях их использо- вания в профессиональной деятельности;

- совершенствовать умения и навыки использования реабилитационной физической культуры;

- освоить механизмы построения индивидуальных программ реабилитации.

- решение вариативно-моделирующих задач;

- ведение дневника самоконтроля с отслеживанием объективных и субъективных показателей, результатами периодической индивидуальной диагностики и т. д. (специальный курс «Реабилитационная физическая культура в профессиональной деятельности сотрудников ОВД»).

Наблюдение

Заключительный

Формирование долгосрочных стратегических целей на сохранение и укрепление физического и психического здоровья в профессиональной деятельности курсантов посредством использования реабилитационной физической культуры.

- сформировать опыт самостоятельной рефлексивной деятельности;

- совершенствовать умения и навыки использования реабилитационной физической культуры;

- построить и реализовать индивидуальные программы реабилитации.

 

- решение рефлексивно-творческих задач;

- самодиагностика;

- ведение дневника самоконтроля с отслеживанием объективных и субъективных показателей, результатами периодической индивидуальной диагностики и т. д.,

- составление собственной программы реабилитации (специальный курс «Реабилитационная физическая культура в профессиональной деятельности сотрудников ОВД»).

Наблюдение. Тестирование.

Анкетирование.

Подготовка и защита индивидуальной программы реабилитации, разработанной с использованием средств и методов реабилитационной физической культуры.

Таким образом, если на начальном этапе реализации технологии формируемые умения и навыки использования реабилитационной физической культуры воспроизводились преимущественно в рамках лекционных занятий, то на основном этапе главной задачей стала их отработка на практических занятиях.

Соответственно, характер деятельности по формированию готовности курсантов к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности на основном этапе реализации технологии определялся типом решаемых учебных задач, которые можно определить как вариативно-моделирующие. Подобные задачи предполагали, во-первых, незавершенность, множественность возможных решений, что ставило курсантов в ситуацию необходимости взятия на себя ответственности за сделанный выбор, во-вторых – конкретно-предметное содержание деятельности по формированию готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры. Это требовало от курсантов проявления и совершенствования умений и навыков использования реабилитационной физической культуры.

Большая часть работы курсантов, выполненная на данном этапе, заключалась в ведении дневника самоконтроля с отслеживанием объективных и субъективных показателей, результатами периодической индивидуальной диагностики и т. д., а также в составлении собственных программ реабилитации.

Суть заключительного этапа реализации технологии состояла в анализе курсантами сформированности у них умений и навыков использования реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности и осуществлении на основании проведенного анализа корректирующих действий. При этом особое внимание уделялось решению рефлексивно-творческих задач.

На данном этапе завершался процесс построения курсантами собственных программ реабилитации, начатый на предшествующем этапе, когда разработанные ранее индивидуальные программы совместными усилиями курсантов и педагога наполнялись адекватными средствами и методами реабилитационной физической культуры.

При этом было очевидно, что вектор саморазвития курсантов не ограничится стенами вуза, а выйдет за его пределы для реализации в дальнейшей профессиональной деятельности. Актуализация в структуре личности долгосрочных стратегических целей на сохранение и укрепление физического и психического здоровья в профессиональной деятельности курсантов делала процесс формирования готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности более мотивированным.

С учетом сказанного специальный курс включал в себя лекции, учебно-тренировочные и самостоятельные занятия.

В результате освоения специального курса курсанты должны:

1) знать:

  • основные закономерности формирования здоровья человека;
  • основные средства и методы реабилитационной физической культуры;

2) уметь:

  • применять на практике средства и методы реабилитационной физической культуры;
  • составлять собственную программу реабилитации при возможных повреждениях здоровья;

3) владеть:

  • методами оценки и коррекции работоспособности;
  • методами укрепления физического и психического здоровья.

Сформированность перечисленных новообразований доказана результатами педагогического эксперимента, показавшего, что реализация рассматриваемой технологии позволила повысить уровень готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности у курсантов экспериментальной группы (Рисунок).

Динамика уровней готовности испытуемых ЭГ и КГ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности на констатирующем и контрольном этапах исследования (в % по группам)

Количество курсантов ЭГ с высоким уровнем искомой готовности повысилось по сравнению с констатирующим этапом исследования на 7,0% (с 8,5% до 15,5%), со средним – на 27,1% (с 30,3% до 57,4%), с низким – понизилось на 34,1% (с 61,2% до 27,1%). При этом показатели курсантов КГ остались практически неизменными. Статистическая обработка полученных результатов с использованием многофункционального критерия «угловое преобразование Фишера» – φ* – выявила достоверные различия между двумя группами курсантов.

Проведенный анализ результатов педагогического эксперимента показал, что при статистическом равенстве исходных результатов к моменту окончания наблюдений экспериментальная группа имела достоверное преимущество над контрольной, т.е. доказано, что положительные изменения получены именно в результате внедрения технологии.

Заключение. Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность реализованной технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности. По окончании эксперимента зафиксировано φ*эмп=2,28, р ≤0,01, что свидетельствует о существенных различиях между показателями уровня готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности курсантов экспериментальной и контрольной групп, т.е. доказано, что наблюдаемая положительная динамика в экспериментальных группах является результатом реализации технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Федулов Б.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры тактико-специальной подготовки ФГКОУ ВПО Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул;

Крайник В.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин, ФГБОУ ВПО Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.


Библиографическая ссылка

Тюкин В.Г. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РФ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15859 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674