В настоящее время курсантов вузов МВД РФ готовят к выполнению профессиональной деятельности в сложных условиях, предполагающих негативное воздействие на физическое и психическое здоровье. В связи с чем генеральной линией и системообразующим фактором физического образования в системе МВД РФ является формирование физической культуры личности, а так же повышенное внимание уделяется реабилитации сотрудников средствами физической культуры.
Основная часть
Это обусловлено рядом следующих причин. Во-первых, физическая культура формирует в сознании людей, подготавливающих себя к работе в данной сфере деятельности, определенные целевые установки, изменяет условия их социального быта, способствует формированию у курсантов вузов МВД РФ новых черт, качеств и привычек [3, 4, 7].
Во-вторых, физическая культура связана с получением «функционального» удовольствия, развлечения, наслаждения от участия в самом процессе выполнения физических упражнений [5, 6]. Причем постоянные, повторяющиеся занятия физическими упражнениями тем в большей степени становятся потребностью выпускника, чем более приятными они являются для него.
В-третьих, физическая культура является не только одним из важных средств укрепления здоровья, развития физических способностей и жизненно необходимых двигательных навыков, но и важным средством развития профессиональных качеств личности [1, 2] курсанта вуза МВД РФ.
Учитывая сложившуюся ситуацию в системе МВД РФ, назрела необходимость формирования у курсантов вузов МВД РФ готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности. Однако актуальные образовательные программы не содержат компонента, формирующего навыки реабилитации, а имеющиеся авторские программы реабилитационной физической культуры для сотрудников ОВД, как правило, предполагают работу с индивидами, уже имеющими нарушения здоровья.
Разрешение указанной проблемы и недостаточная теоретическая и организационно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса вузов МВД РФ в данном направлении определили применение необходимых действий и решение ряда задач, одной из которых является разработка технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности (Таблица).
На начальном этапе деятельность по формированию готовности курсантов к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности строилась на основе приобретения ими теоретических знаний о цели, принципах, видах, содержании, задачах реабилитационной физической культуры, а также ее средствах и методах для укрепления здоровья человека.
Наиболее ёмким, важным и ответственным этапом реализации технологии стал основной этап, цель которого – обеспечение роста субъектности курсантов по отношению к реабилитационной физической культуре.
Данный этап предусматривает всемерное развитие умений и навыков использования реабилитационной физической культуры, заложенных на предыдущем этапе. Это обеспечивалось возрастанием объёма специального обучения и специфики решаемых учебных задач. При этом ведущую роль стал играть прикладной характер изучаемого материала.
Технология формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности
Этап |
Цель |
Задачи |
Средства, формы и методы |
Контроль |
Начальный |
Формирование устойчивого интереса к реабилитационной физической культуре. |
- сформировать основы теоретических знаний о цели, принципах, видах, содержании, задачах реабилитационной физической культуры, а также ее средствах и методах; - выработать положительное отношение курсантов к реабилитационной физической культуре, показав ее роль в укреплении здоровья человека; - сформировать мотивирующую среду, в которую вовлечены преподаватель и курсанты.
|
- тестирование уровня сформированности составляющих компонентов готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности; - анкетирование с целью выявления отношения курсантов к необходимости использования реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности; - примеры из практики деятельности сотрудников ОВД; - организация встреч с сотрудниками ОВД, получивших нарушения здоровья в процессе профессиональной деятельности и прошедших курс реабилитации; - построение профиля физической подготовленности курсантов, выявление слабых и сильных сторон подготовки; - совместное с педагогом планирование самостоятельной работы на основе профилей физической подготовленности и показателей физического здоровья; - соревновательные методы (специальный курс «Реабилитационная физическая культура в профессиональной деятельности сотрудников ОВД»). |
Наблюдение. Тестирование. Анкетирование. |
Основной |
Обеспечение роста субъектности курсантов по отношению к реабилитационной физической культуре. |
- сформировать опыт самостоятельной познавательной деятельности в рамках задачной системы обучения и системы форм совместной деятельности; - углубить знания о средствах и методах реабилитационной физической культуры, возможностях их использо- вания в профессиональной деятельности; - совершенствовать умения и навыки использования реабилитационной физической культуры; - освоить механизмы построения индивидуальных программ реабилитации. |
- решение вариативно-моделирующих задач; - ведение дневника самоконтроля с отслеживанием объективных и субъективных показателей, результатами периодической индивидуальной диагностики и т. д. (специальный курс «Реабилитационная физическая культура в профессиональной деятельности сотрудников ОВД»). |
Наблюдение |
Заключительный |
Формирование долгосрочных стратегических целей на сохранение и укрепление физического и психического здоровья в профессиональной деятельности курсантов посредством использования реабилитационной физической культуры. |
- сформировать опыт самостоятельной рефлексивной деятельности; - совершенствовать умения и навыки использования реабилитационной физической культуры; - построить и реализовать индивидуальные программы реабилитации.
|
- решение рефлексивно-творческих задач; - самодиагностика; - ведение дневника самоконтроля с отслеживанием объективных и субъективных показателей, результатами периодической индивидуальной диагностики и т. д., - составление собственной программы реабилитации (специальный курс «Реабилитационная физическая культура в профессиональной деятельности сотрудников ОВД»). |
Наблюдение. Тестирование. Анкетирование. Подготовка и защита индивидуальной программы реабилитации, разработанной с использованием средств и методов реабилитационной физической культуры. |
Таким образом, если на начальном этапе реализации технологии формируемые умения и навыки использования реабилитационной физической культуры воспроизводились преимущественно в рамках лекционных занятий, то на основном этапе главной задачей стала их отработка на практических занятиях.
Соответственно, характер деятельности по формированию готовности курсантов к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности на основном этапе реализации технологии определялся типом решаемых учебных задач, которые можно определить как вариативно-моделирующие. Подобные задачи предполагали, во-первых, незавершенность, множественность возможных решений, что ставило курсантов в ситуацию необходимости взятия на себя ответственности за сделанный выбор, во-вторых – конкретно-предметное содержание деятельности по формированию готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры. Это требовало от курсантов проявления и совершенствования умений и навыков использования реабилитационной физической культуры.
Большая часть работы курсантов, выполненная на данном этапе, заключалась в ведении дневника самоконтроля с отслеживанием объективных и субъективных показателей, результатами периодической индивидуальной диагностики и т. д., а также в составлении собственных программ реабилитации.
Суть заключительного этапа реализации технологии состояла в анализе курсантами сформированности у них умений и навыков использования реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности и осуществлении на основании проведенного анализа корректирующих действий. При этом особое внимание уделялось решению рефлексивно-творческих задач.
На данном этапе завершался процесс построения курсантами собственных программ реабилитации, начатый на предшествующем этапе, когда разработанные ранее индивидуальные программы совместными усилиями курсантов и педагога наполнялись адекватными средствами и методами реабилитационной физической культуры.
При этом было очевидно, что вектор саморазвития курсантов не ограничится стенами вуза, а выйдет за его пределы для реализации в дальнейшей профессиональной деятельности. Актуализация в структуре личности долгосрочных стратегических целей на сохранение и укрепление физического и психического здоровья в профессиональной деятельности курсантов делала процесс формирования готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности более мотивированным.
С учетом сказанного специальный курс включал в себя лекции, учебно-тренировочные и самостоятельные занятия.
В результате освоения специального курса курсанты должны:
1) знать:
-
основные закономерности формирования здоровья человека;
-
основные средства и методы реабилитационной физической культуры;
2) уметь:
-
применять на практике средства и методы реабилитационной физической культуры;
-
составлять собственную программу реабилитации при возможных повреждениях здоровья;
3) владеть:
-
методами оценки и коррекции работоспособности;
-
методами укрепления физического и психического здоровья.
Сформированность перечисленных новообразований доказана результатами педагогического эксперимента, показавшего, что реализация рассматриваемой технологии позволила повысить уровень готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности у курсантов экспериментальной группы (Рисунок).
Динамика уровней готовности испытуемых ЭГ и КГ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности на констатирующем и контрольном этапах исследования (в % по группам)
Количество курсантов ЭГ с высоким уровнем искомой готовности повысилось по сравнению с констатирующим этапом исследования на 7,0% (с 8,5% до 15,5%), со средним – на 27,1% (с 30,3% до 57,4%), с низким – понизилось на 34,1% (с 61,2% до 27,1%). При этом показатели курсантов КГ остались практически неизменными. Статистическая обработка полученных результатов с использованием многофункционального критерия «угловое преобразование Фишера» – φ* – выявила достоверные различия между двумя группами курсантов.
Проведенный анализ результатов педагогического эксперимента показал, что при статистическом равенстве исходных результатов к моменту окончания наблюдений экспериментальная группа имела достоверное преимущество над контрольной, т.е. доказано, что положительные изменения получены именно в результате внедрения технологии.
Заключение. Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность реализованной технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности. По окончании эксперимента зафиксировано φ*эмп=2,28, р ≤0,01, что свидетельствует о существенных различиях между показателями уровня готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности курсантов экспериментальной и контрольной групп, т.е. доказано, что наблюдаемая положительная динамика в экспериментальных группах является результатом реализации технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности.
Рецензенты:
Федулов Б.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры тактико-специальной подготовки ФГКОУ ВПО Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул;
Крайник В.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин, ФГБОУ ВПО Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.
Библиографическая ссылка
Тюкин В.Г. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РФ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15859 (дата обращения: 09.09.2024).