Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Белобородова Н.С. 1 Гареева З.К. 1
1 Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский Государственный университет)
Статья посвящена проблеме формирования гендерной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней авторы анализируют наиболее популярные программы, используемые в дошкольных образовательных учреждениях, в частности, образовательную программу «Детство» под редакцией М.А. Васильевой, программу полового воспитания детей дошкольного возраста Л.В. Коломийченко, программу полоролевого воспитания «Мир мальчика и девочки» Н.Е. Татаринцевой, программу «Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста» И.П. Шелухиной. Авторами представлен фрагмент опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование гендерной компетентности детей. В статье описаны педагогические условия, способствующие формированию информационной, мотивационной, операционной и рефлексивно-аналитической компетенций, которые являются компонентами гендерной компетентности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
рефлексивно-аналитическая компетенция
операционная компетенция
мотивационная компетенция
информационная компетенция
гендерная компетентность
гендерное воспитание
1. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учеб. Пособие. – СПб.:Питер, 2009. 431 с.
2. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб. Пособие. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 69 с.
3. Коломийченко Л. В. Программа нравственно-полового воспитания дошкольников. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. 34 с.
4. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. – Воронеж, 2004. 288 с.
5. Татаринцева Н. Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-н/Д, 2011. 435 c.
6. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2009. 240 с.
7. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2006. 96 с.
В современной государственной образовательной политике созданы все условия для формирования различного рода компетентностей, закрепленных действующими законодательными актами, федеральными образовательными стандартами, нормативно-правовыми документами и национальными проектами: Конвенцией ООН о правах ребенка, федеральным законом «Об образовании», Федеральными государственными образовательными стандартами НОО, Национальной доктриной развития образования РФ до 2025 г. Формирование гендерной компетентности детей также является одной из приоритетных её областей. Данная проблема относительно нова в педагогической науке и практике и ещё в достаточной мере не разработана, о чём свидетельствует отсутствие исследований, предметом которых является гендерная компетентность детей дошкольного и младшего школьного возраста. Хотя другими науками - культурологией, социологией, нейропсихологией накоплен богатый опыт изучения гендерной проблематики, но, на наш взгляд, он не в полной мере используется педагогикой. Исследователи чаще обращаются к проблемам гендерного (полоролевого) воспитания, гендерной социализации, формирования гендерной идентичности, гендерной культуры и т.д. За последние пять лет в этом направлении проведены исследования и защищены кандидатские и докторские диссертации: Евтушенко И.Н. «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста» (2008), Баранниковой Н.А. «Полоролевое воспитание детей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи» (2009), Дресвяниной А.В. «Формирование гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе» (2010), Татаринцевой Н.Е. «Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста» (2011), Фадеевым С.Б. «Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (2012), Перловой Ю.В. «Преемственность гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» (2014) и др. Исследователями доказано, что старший дошкольный и младший школьный возраст являются сензитивным периодом формирования эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру, полоролевого развития, становления психологического пола ребенка, освоения гендерных моделей поведения [1,2,3,5]. Как справедливо отмечает Т.А. Репина, «мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста» [4,5]. Концепция непрерывности образования предполагает взаимосвязь и преемственность в конструировании интегративного личностного новообразования - гендерной компетентности в комплексе «Дошкольное образовательное учреждение - начальная школа». Педагоги-практики Курбатова С.И., Воропаева Е.И., Т.И. Федорова, О.Г. Примак и др. применяют технологии гендерного воспитания в своей деятельности, внедряют гендерно-ориентированные программы в воспитательный процесс. Существуют авторские образовательные программы гендерного воспитания детей, реализуемые в детском саду и требующие своей доработки для начальной общеобразовательной школы. Они раскрывают лишь отдельные аспекты формирования гендерной компетентности дошкольников. Направления, связанные со становлением гендерной компетентности детей, в большинстве случаев, требуют дополнительной конкретизации.

Программа «Детство» под редакцией М.А. Васильевой, наряду с другими социально-значимыми, содержит задачу формирования у детей, начиная с младшего школьного возраста представлений о семье, его составе, взаимоотношениях, обязанностях в семье, семейных традициях. В данной программе существенное место уделяется воспитанию уважительных дружеских отношений между девочками и мальчиками.

Цель программы полового воспитания детей дошкольного возраста Л.В. Коломийченко заключается в обеспечении своевременной и качественной полоролевой социализации дошкольников от трёх до семи лет. Половое воспитание рассматривается автором как одно из важнейших составляющих нравственного воспитания. В содержании программы отражены основные направления приобщения детей к различным аспектам культуры - нравственно-этической, семейно-бытовой, психосексуальной. Задачи полового воспитания разделены на три блока по сферам личностного развития - когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой. В познавательном плане дети получают знания, представления о биологических, психосоциальных качествах человека, об особенностях поведения детей разного пола, об их увлечениях, о семье, о содержании семейных ролей, о половой принадлежности людей, о внешнем виде мужчины и женщины, о специфических мужских и женских видах деятельности, о нормах и правилах поведения мужчин и женщин в обществе и т.д.

Задачи развития чувственно-эмоциональной сферы полового воспитания направлены на: становление полового самосознания, полоролевой самодостаточности, воспитание уважительного, терпимого отношения к представителям своего и противоположного пола, актуализацию стремления быть похожим на настоящих мужчин и женщин и др.

Задачи формирования поведенческой составляющей направлены на развитие умений и навыков восприятия друг друга как представителей разного пола, бесконфликтного поведения девочек и мальчиков, освоения культуры межполового общения, взаимодействия с членами семьи с учетом своего и их возраста и пола.

Содержание программы разделено на пять блоков: «Я - человек», «Я - мальчик, я - девочка», «Мужчины и женщины», «Моя семья», «Детский сад - мой второй дом». В каждом блоке объединены ряд тем, отражающие различные аспекты содержания. Например, в блоке «Мужчины и женщины» для детей старшего дошкольного возраста содержатся следующие темы «О красоте мужской и женской», «Настоящий мужчина», «Настоящая женщина», «Труд мужской и женский».

Реализация вышеописанных задач полового (полоролевого) воспитания осуществляется в рамках различных видов деятельности детей: игровой, изобразительной, коммуникативной, конструктивной, трудовой и т.д.

Программа полоролевого воспитания «Мир мальчика и девочки» Н.Е. Татаринцевой основана на культуросообразной полоролевой модели воспитания дошкольников. Автор рассматривает полоролевую культуру как единство общечеловеческих, национальных и личностных ценностей, программ полоролевого поведения, которые регулируют поведение детей и взрослых. Целью программы является полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Содержание полоролевого воспитания включает ценностный, познавательный, поведенческий и личностный компоненты. Задачи полоролевого воспитания дифференцируются для различных возрастных периодов. Программа для детей старшего дошкольного возраста включает пять разделов: «Мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины», «Маленькие умельцы и умелицы», «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины», «Мужской и женский этикет», «Мальчики и девочки - будущие папы и мамы». Наиболее эффективными средствами и методами реализации программы выступают различные виды игр, беседы на этические темы, диалоги, моделирование, разрешение проблемных ситуаций, праздники.

Воспитанию детей старшего дошкольного возраста посвящена программа «Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста» И.П. Шелухиной. Она состоит из трех разделов: «Мужчины и женщины - какие они», «Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина», «Маленькие рыцари и маленькие принцессы». Автором выделены следующие цели: 1) способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников; 2) дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины; 3) создать эмоционально-положительное отношение к будущей социальной роли; 4) формировать адекватную полу модель поведения.

Для достижения поставленных целей автор рекомендует использовать педагогам игры, инсценировки, специальные занятия, кружковую работу. Создание предметно-развивающей среды и дифференциация образовательного процесса с учетом особенностей пола детей являются основными факторами эффективной реализации рассматриваемой программы.

Анализ отечественной психолого-педагогической литературы и практического состояния рассматриваемого вопроса (опросы педагогов, изучение авторских программ и опыта деятельности ДОУ) позволил выявить ряд противоречий:

  • между потребностью общества в компетентных гендерных отношениях, приобщении к гендерной культуре личностей и ограниченным программно-целевым и технологическим оснащением формирования гендерной компетентности в современной образовательной практике;
  • между нарастающим фундаментальным нaучным потенциалом гендерных исследований в различных нaуках (культурология, социология, психология) и недостаточным использованием данных знaний в педагогике;
  • между осознанием принципа учета гендерных особенностей в образовательном процессе существенной частью педагогов и отсутствием конкретных мер по реaлизации данного подхода на практике.

С целью преодоления выявленных противоречий нами определены педагогические условия, способствующие эффективному формированию гендерной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • включенность содержания гендерного воспитания в разные виды деятельности, способствующие формированию гендерных компетенций;
  • организация коммуникативной среды образовательных организаций, ориентированных на гендерное самопознание и взаимодействие;
  • организация взаимодействия, способствующего успешному формированию гендерной компетентности в коллективных видах деятельности;
  • педагогическое сопровождение семьи.

Выявленные нами педагогические условия способствуют формированию ожидаемых информационной, мотивационной, операционной, рефлексивно-аналитической компетенций - компонентов гендерной компетентности детей.

  • Информационная компетенция (когнитивный компонент) включает определенный объем гендерных знаний, соответствующих возрасту детей. Педагог актуализирует уже имеющиеся знания детей и формирует новые в соответствии с их социальным статусом.
  • Мотивационная компетенция (мотивационный компонент) предполагает наличие интереса и ориентацию в общении на представителей разного пола и возраста. Педагог разъясняет детям обусловленность различий в поведении девочек и мальчиков сложившимися в обществе гендерными представлениями.
  • Операционная компетенция (операционный компонент) определяет способы поведения и взаимодействия с другими людьми в соответствии с половой принадлежностью и принятыми в обществе нормами, способы разрешения нетипичных для пола ситуаций. Педагог демонстрирует гендерно адекватное поведение.
  • Рефлексивно-аналитическая компетенция (рефлексивно-аналитический компонент) отражает проявление самостоятельности, инициативы, готовности соответствовать моделям поведения сообразным генетическому полу, умение оценивать и анализировать результаты своих достижений в процессе гендерной социализации, способность к контролю. Роль педагога заключается в оказании помощи детям в осознании своей гендерной роли и предназначения в обществе.

Таким образом, формирование гендерной компетентности - это многоаспектный процесс, включающий гендерную и компетентностную составляющие. В рамках нашего исследования мы рассматриваем гендерную компетентность как результат применения гендерного и компетентностного подходов в воспитании подрастающего поколения. Грамотное применение данных подходов позволит эффективному формированию у детей гендерной компетентности, выступающей, в свою очередь, как сочетание знаний о биологических особенностях полового диморфизма человека, о социокультурной природе взаимоотношений между представителями женского и мужского пола, о гендерных стереотипах современного общества и умений выстраивания своего личностного поведения в соответствии с выбором ролей из предложенных обществом гендерных моделей. При этом важно, чтобы дети (мальчики/девочки) учились критически оценивать гендерные предубеждения, стереотипы и могли в последующем осознанно выбирать, следовать им или нет. Основным показателем сформированности гендерной компетентности можно обозначить готовность личности к гендерному взаимодействию в различных сферах жизнедеятельности при половом правовом равенстве.

Рецензенты:

Ильгиз М.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, Бирского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирского государственный университет», г. Бирск;

Аитов В.Ф., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой английского языка и методики преподавания иностранных языков Бирского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирского государственный университет», г. Бирск.


Библиографическая ссылка

Белобородова Н.С., Гареева З.К. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15844 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252