Программа «Детство» под редакцией М.А. Васильевой, наряду с другими социально-значимыми, содержит задачу формирования у детей, начиная с младшего школьного возраста представлений о семье, его составе, взаимоотношениях, обязанностях в семье, семейных традициях. В данной программе существенное место уделяется воспитанию уважительных дружеских отношений между девочками и мальчиками.
Цель программы полового воспитания детей дошкольного возраста Л.В. Коломийченко заключается в обеспечении своевременной и качественной полоролевой социализации дошкольников от трёх до семи лет. Половое воспитание рассматривается автором как одно из важнейших составляющих нравственного воспитания. В содержании программы отражены основные направления приобщения детей к различным аспектам культуры - нравственно-этической, семейно-бытовой, психосексуальной. Задачи полового воспитания разделены на три блока по сферам личностного развития - когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой. В познавательном плане дети получают знания, представления о биологических, психосоциальных качествах человека, об особенностях поведения детей разного пола, об их увлечениях, о семье, о содержании семейных ролей, о половой принадлежности людей, о внешнем виде мужчины и женщины, о специфических мужских и женских видах деятельности, о нормах и правилах поведения мужчин и женщин в обществе и т.д.
Задачи развития чувственно-эмоциональной сферы полового воспитания направлены на: становление полового самосознания, полоролевой самодостаточности, воспитание уважительного, терпимого отношения к представителям своего и противоположного пола, актуализацию стремления быть похожим на настоящих мужчин и женщин и др.
Задачи формирования поведенческой составляющей направлены на развитие умений и навыков восприятия друг друга как представителей разного пола, бесконфликтного поведения девочек и мальчиков, освоения культуры межполового общения, взаимодействия с членами семьи с учетом своего и их возраста и пола.
Содержание программы разделено на пять блоков: «Я - человек», «Я - мальчик, я - девочка», «Мужчины и женщины», «Моя семья», «Детский сад - мой второй дом». В каждом блоке объединены ряд тем, отражающие различные аспекты содержания. Например, в блоке «Мужчины и женщины» для детей старшего дошкольного возраста содержатся следующие темы «О красоте мужской и женской», «Настоящий мужчина», «Настоящая женщина», «Труд мужской и женский».
Реализация вышеописанных задач полового (полоролевого) воспитания осуществляется в рамках различных видов деятельности детей: игровой, изобразительной, коммуникативной, конструктивной, трудовой и т.д.
Программа полоролевого воспитания «Мир мальчика и девочки» Н.Е. Татаринцевой основана на культуросообразной полоролевой модели воспитания дошкольников. Автор рассматривает полоролевую культуру как единство общечеловеческих, национальных и личностных ценностей, программ полоролевого поведения, которые регулируют поведение детей и взрослых. Целью программы является полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Содержание полоролевого воспитания включает ценностный, познавательный, поведенческий и личностный компоненты. Задачи полоролевого воспитания дифференцируются для различных возрастных периодов. Программа для детей старшего дошкольного возраста включает пять разделов: «Мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины», «Маленькие умельцы и умелицы», «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины», «Мужской и женский этикет», «Мальчики и девочки - будущие папы и мамы». Наиболее эффективными средствами и методами реализации программы выступают различные виды игр, беседы на этические темы, диалоги, моделирование, разрешение проблемных ситуаций, праздники.
Воспитанию детей старшего дошкольного возраста посвящена программа «Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста» И.П. Шелухиной. Она состоит из трех разделов: «Мужчины и женщины - какие они», «Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина», «Маленькие рыцари и маленькие принцессы». Автором выделены следующие цели: 1) способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников; 2) дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины; 3) создать эмоционально-положительное отношение к будущей социальной роли; 4) формировать адекватную полу модель поведения.
Для достижения поставленных целей автор рекомендует использовать педагогам игры, инсценировки, специальные занятия, кружковую работу. Создание предметно-развивающей среды и дифференциация образовательного процесса с учетом особенностей пола детей являются основными факторами эффективной реализации рассматриваемой программы.
Анализ отечественной психолого-педагогической литературы и практического состояния рассматриваемого вопроса (опросы педагогов, изучение авторских программ и опыта деятельности ДОУ) позволил выявить ряд противоречий:
- между потребностью общества в компетентных гендерных отношениях, приобщении к гендерной культуре личностей и ограниченным программно-целевым и технологическим оснащением формирования гендерной компетентности в современной образовательной практике;
- между нарастающим фундаментальным нaучным потенциалом гендерных исследований в различных нaуках (культурология, социология, психология) и недостаточным использованием данных знaний в педагогике;
- между осознанием принципа учета гендерных особенностей в образовательном процессе существенной частью педагогов и отсутствием конкретных мер по реaлизации данного подхода на практике.
С целью преодоления выявленных противоречий нами определены педагогические условия, способствующие эффективному формированию гендерной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- включенность содержания гендерного воспитания в разные виды деятельности, способствующие формированию гендерных компетенций;
- организация коммуникативной среды образовательных организаций, ориентированных на гендерное самопознание и взаимодействие;
- организация взаимодействия, способствующего успешному формированию гендерной компетентности в коллективных видах деятельности;
- педагогическое сопровождение семьи.
Выявленные нами педагогические условия способствуют формированию ожидаемых информационной, мотивационной, операционной, рефлексивно-аналитической компетенций - компонентов гендерной компетентности детей.
- Информационная компетенция (когнитивный компонент) включает определенный объем гендерных знаний, соответствующих возрасту детей. Педагог актуализирует уже имеющиеся знания детей и формирует новые в соответствии с их социальным статусом.
- Мотивационная компетенция (мотивационный компонент) предполагает наличие интереса и ориентацию в общении на представителей разного пола и возраста. Педагог разъясняет детям обусловленность различий в поведении девочек и мальчиков сложившимися в обществе гендерными представлениями.
- Операционная компетенция (операционный компонент) определяет способы поведения и взаимодействия с другими людьми в соответствии с половой принадлежностью и принятыми в обществе нормами, способы разрешения нетипичных для пола ситуаций. Педагог демонстрирует гендерно адекватное поведение.
- Рефлексивно-аналитическая компетенция (рефлексивно-аналитический компонент) отражает проявление самостоятельности, инициативы, готовности соответствовать моделям поведения сообразным генетическому полу, умение оценивать и анализировать результаты своих достижений в процессе гендерной социализации, способность к контролю. Роль педагога заключается в оказании помощи детям в осознании своей гендерной роли и предназначения в обществе.
Таким образом, формирование гендерной компетентности - это многоаспектный процесс, включающий гендерную и компетентностную составляющие. В рамках нашего исследования мы рассматриваем гендерную компетентность как результат применения гендерного и компетентностного подходов в воспитании подрастающего поколения. Грамотное применение данных подходов позволит эффективному формированию у детей гендерной компетентности, выступающей, в свою очередь, как сочетание знаний о биологических особенностях полового диморфизма человека, о социокультурной природе взаимоотношений между представителями женского и мужского пола, о гендерных стереотипах современного общества и умений выстраивания своего личностного поведения в соответствии с выбором ролей из предложенных обществом гендерных моделей. При этом важно, чтобы дети (мальчики/девочки) учились критически оценивать гендерные предубеждения, стереотипы и могли в последующем осознанно выбирать, следовать им или нет. Основным показателем сформированности гендерной компетентности можно обозначить готовность личности к гендерному взаимодействию в различных сферах жизнедеятельности при половом правовом равенстве.
Рецензенты:
Ильгиз М.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, Бирского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирского государственный университет», г. Бирск;
Аитов В.Ф., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой английского языка и методики преподавания иностранных языков Бирского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирского государственный университет», г. Бирск.
Библиографическая ссылка
Белобородова Н.С., Гареева З.К. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15844 (дата обращения: 27.04.2025).