Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КАК СОВМЕСТИТЬ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ С ИХ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИЕЙ К СЛОЖИВШИМСЯ РЕАЛЯМ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА

Ю.Д Мишин, Т.М. Осина, В.Т. Прохоров, Л.Б. Томилина, Е.В. Прохорова
Авторы попытались сформулировать понятие «образование», чтобы через него еще раз подтвердить значимость соединения в себе обучения и воспитания через необходимость системного обучения, когда сила знаний для выпускника имеет положительный вектор, то есть соответствует активной фазе в отношении студента и получения знаний, что обеспечит высокий уровень подготовки специалиста. Ключевые слова: знание, умение, навыки, признаки, идеология образования, фестиваль, дизайн и мода.

Системообразующий признак профессионально-образовательной деятельности синтетически представлен понятием «образование». Понятие «профессиональное» служит вектором. «Образование, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков ... оно тесно связано с воспитанием». Образование соединяет в себе обучение и воспитание. Обучение и воспитание, в принципе, связаны сами по себе. Образование придает их отношениям определенную целостность и направленность. Образование бессмысленно толковать вне идеологии. Не образование надо «очищать» от идеологии. В идеологии нужно «разгребать» завалы, устроенные апологетами и критиками буржуазного строя общественных отношений.

Идеология образования - общего и профессионального - базируется на двух важнейших положениях: необходимости системного обучения, чтобы сила знаний имела положительный вектор, и значимости воспитания потребности в системных знаниях, иначе активная фаза отношения к знаниям окажется ограниченной временем обучения в образовательных структурах.

Критерии качества высшего профессионального образования целесообразно рассматривать в теоретическом и практическом аспектах. В идеале оба аспекта должны быть двумя сторонами единого действия. В теоретическом плане критерии качества деятельности вуза выглядят как «стыковочный узел» Госстандарта; личной удовлетворенности выпускника; конъюнктурных требований внутреннего потребителя и разноуровневых требований международного рынка труда. Совместить различные подходы можно только в форме весьма эластичной и условно конкретной модели «специалиста».

Зона европейского высшего образования требует строительства учебно-воспитательного процесса на основе ценностей академической сути для того, чтобы отвечать ожиданиям партнеров, то есть, на демонстрации качества. Действительно, оценка качества должна учитывать цели и миссию институтов и программ. Она требует баланса между новациями и традициями, академическими преимуществами и социально-экономической необходимостью, связностью программ и свободой выбора учащихся; охватывает преподавание и научные исследования также, как управление и администрирование, восприимчивость к потребностям учащихся и обеспечение внеучебных услуг. Имеющееся качество нуждается в демонстрации и гарантиях, чтобы получить подтверждение и доверие от учащихся, партнеров и общества дома, в Европе и в мире.

Качество - основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в Зоне европейского высшего образования.

Существует международный подход к оценке научных исследований. Такой же подход должен быть и в отношении высшего образования. В Европе обеспечение качества не может основываться на единственном воззрении по использованию общего набора стандартов. Путь будущее состоит в разработке на европейском уровне механизмов для взаимного принятия результатов обеспечения качества, с «аккредитацией» как одной из возможных форм. Такие механизмы должны уважать национальные, лингвистические и дисциплинарные различия, а также университеты с малой нагрузкой.

Совместимость образования с европейским рынком труда должна различным образом отражаться в программах, в зависимости от того, когда (после первой или второй степени) были приобретены знания, умения и навыки, необходимые для работы. Возможность трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение всей жизни будет достигнута лучше через ценности, присущие .качественному образованию; через разнообразие подходов и профилей дисциплин; через гибкость программ, позволяющих иметь много возможностей вхождения «в» и выхода «из» них; через развитие межспециализационных навыков и умений, таких как коммуникация и языки; через способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально.

«Болонский процесс», начавшийся в Европе с подписания совместного заявления министров, как и многие другие процессы в мировом образовании, сегодня идет не столько «сверху», со стороны правительств, сколько по инициативе «снизу», со стороны самих европейских вузов и их объединений.

Если мы говорим о рынке образовательных услуг, то это действительно рынок конкурентный. И России надо еще на него пробиваться.

Активная жизненная позиция, помноженная на ежедневный труд, обеспечивает то, что называется качеством специалистов.

Имеются и проблемы общего характера:

  • - лабораторная база кафедр обновляется медленно и несистемно;
  • - существенно уменьшилось число действующих предприятий, служивших в прошлом площадкой для приобретения практического опыта будущими специалистами;
  • - резко сократилось число государственных предприятий, что спровоцировало полную потерю сложившихся годами отношений между предприятиями и учебными заведениями. Если раньше выпускникам вузов и техникумов, приехавшим по направлению на работу, предприятие предоставляло жилье, то теперь этого не делается. Государство, приняв решение о передаче в частные руки производства, вроде бы одновременно хотело переложить на них и часть забот по подготовке кадров, но предприниматели остались глухими к такой постановке вопроса и не тратиться на подготовку кадров, даже для себя;
  • - бизнес сегодня развивается сам по себе, подготовка кадров - сама по себе.

Грустно, но студенты не могут приобретать практические навыки работы и знать особенности современных технологий. Студентов не пускают на практику на те самые предприятия, где вроде бы так нужны специалисты.

Следовательно, необходимо садиться за «круглый стол», вести диалог с предпринимателями о том, как совместно строить учебный процесс, для того, чтобы на предприятия приходили именно те специалисты и в таком количестве, которые были бы востребованы не только сегодня, но главное - завтра.

Можно изменить учебные программы, согласовав их с производством, направлено повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава, и даже найти, наверное, совместными усилиями средства для оснащения лабораторий современным оборудованием. Важно только, чтобы желания были общими и вузов, и у предприятий, и федеральных, региональных и муниципальных органов власти. В таком союзе удастся создать условия для подготовки высококвалифицированных и, главное, востребованных специалистов, как в России, так и за ее пределами.

Сегодня высшая школа переживает не самые лучшие годы своего развития, и вопрос не только в неудовлетворительном финансировании, а в том безразличии государства к ее конечному продукту - специалисту.

В высшую школу, выставленную в рыночную стихию, приходят дети, приученные к тому, что их постоянно будут опекать учителя и родители, принимать за них большинство решений, как было некогда. Поэтому проблемы для них начинаются с психологической неготовности. Эти проблемы высветил завершившейся в Сочи XII Международный фестиваль «Бархатные сезоны в Сочи - 2009г».

Фестиваль произвел впечатления самые разные, но для многих представителей вузов, колледжей и лицеев показалось, что их участие в этом шоу носило в течение всей программы косметический характер и это, к сожалению, отчетливо просматривается от фестиваля к фестивалю. Понятно, что цели и задачи фестиваля изначально были определение как подведение итогов работы промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, индивидуальных и частных предприятий и авторских коллективов, занятых в модельном бизнесе, или как стало модно обобщать в последнее время - «представителей индустрии моды». И это было прекрасно организовано и красочно представлено. Может быть, просто география участников из года в год ограничивается одними и теми же названиями, что может быть обусловлено скудностью предложений, во что верится с трудом. Или, что вероятнее всего, объясняется значительными затратами, которые несут участники этого фестиваля. Но это уже прерогатива оргкомитета и организаторов фестиваля - они несут основное бремя затрат и они же «заказывают музыку». Среди участников не стало представителей Урала, Северного Кавказа, из бывших республик союза, так называемых стран СНГ, хотя они уже давно считают себя самостоятельными странами и, - это их право, конечно, но корни, которые связывали их с Россией - не могут быть уничтожены в один миг, если даже кому-то этого очень хочется. Повторимся - это право оргкомитета и организаторов - кого пригласить и по каким критериям. Просто если фестиваль претендует на звание Международного, что и было реализовано в первых фестивалях, то широкое участие разных школ, конечно, обеспечивал бы более высокий уровень этому самому подведению итогов и обобщению опыта лучших из лучших школ в «мире индустрии моды», создавая основу для школы мастерства в рамках мастер-классов, которые на сегодня не несут в себе это самое, так как отсутствует сама основа для творческого обсуждения этих самых новаций. Может это вид со стороны, но особенно это проявляется во втором направлении, недавно включенного в программу фестиваля - участие вузов, колледжей, лицеев и творческих школ, как России, так и все тех же стран бывшего Союза и стран законодателей моды, а не только профессора Поповой из Болгарии и здесь особенно грустно за те потери, которые произошли в 2008 году - большая часть этих самых школ не были представлены, а именно: школы из - Омска, Улан-Уде, Санкт-Петербурга, Москвы, Ташкента, Владивостока, Ростова-на-Дону, Челябинска и других центров индустрии моды. Понятно, что в рамках этого фестиваля может быть и сложно все это совместить, но как-то в первые годы это организаторам удавалось, наверное, потому что более демократичными были требования к участникам творческих школ, более широкий спектр разнообразия, что позволяло увидеть действительно все лучшее, что появлялось за год в этих центрах. Да и обсуждение представленных коллекций носило более коллегиональный характер. Наверное, должно быть больше номинаций, больше наград, потому что для молодого человека это всегда этап взросления его творческого мастерства. И жюри должно быть представлено теми, кто эту «музыку» формирует. А так мы превратимся в школу В.М.Зайцева - Да! Это прекрасно! Это всегда звучит гордо! Но для одинокого голоса в пустыне даже очень звонкого - всегда есть опасность не быть не услышанным другими. Фестиваль в Сочи называют «Бархатные сезоны в Сочи», потому что здесь должно быть комфортно всем участникам, всем школам и направлениям иначе не вернуть ему статус Международного и действительно обеспечить смотр лучших школ, занятых в индустрии моды, с возможностью осмысленного восприятия всего этого нового и широкого использования в работе во благо нашего потребителя. Широкое участие промышленников и представителей высших, средне-специальных и начальных специальных учебных заведений позволит обеспечить обмен всем лучшим, что появилось в работах участников, чьи идеи и задумки уже защищены авторскими правами или могут быть предложены всем заинтересованным участникам. Экономический форум, к примеру предполагает рассмотрение предложений по заключению и подписанию договоров на внедрение лучшего, или получение инвестиций на реализацию предлагаемых проектов, почему бы в рамках таких фестивалей не организовать аналогичные процессы, А представителям Федеральных и региональных ветвей властей повернуться лицом к фестивалям сделав участие в таких фестивалях для всех участников выгодным, а не только затратным. Наше желание высказаться по итогам прошедшего XII Международного фестиваля «Бархатные сезоны в Сочи - 2009» обусловлено тем, что наметившийся спад в работе многих аналогичных форумов спровоцирует нежелание лучших авторов участвовать в них, так как получается своего рода «своячок» - «Адмиралтейская Игла»-себе, «Русский Силуэт»-себе, «Московские звезды»-себе, «Подиум»-себе и т. д... Не разумнее ли сесть за круглый стол переговоров и скоординировать усилия организаторов этих конкурсов, фестивалей и Олимпиад по разграничению не только уровней наполнения их конкретными участниками, но и определении их значимости, мобильности, направленности. Тогда выбор участников будет оправданным как по творческим возможностям, так и значимости. Определить взвешенно сроки фестиваля предположим октябрь, ноябрь каждого года. Зная, что в Сочи состоится общероссийский форум, предприятия определят свои региональные интересы и что-то вынесут на федеральный уровень, чтобы обеспечить более эффективную реализацию имеющихся предложений, новаций и творческих находок при производстве продукции индустрии моды. Для многих авторов такое участие являлось бы более демократичной и доступной формой быстрого внедрения новаций в производство, возможностью подтверждения правильности их творческих решений. И в этом плане прошедший впервые в Ростове - на - Дону фестиваль моды и дизайна «Донские зори- 2009» стал ярким событием в жизни молодых дизайнеров, позволил им представить их дерзания мировой общественности, оказал авторам содействие в продвижении их имени и торговой марки.

Такое стало возможным благодаря тому, что организаторы привлекли к участию студентов профильных училищ, лицеев, колледжей, вузов молодых дизайнеров, а также модельеров швейных предприятий России стран ближнего и дальнего зарубежья в следующих категориях и номинациях.

«Дизайн одежды», Дизайн аксессуаров головных уборов и обуви», «Арт -Дизайн», а жюри конкурса, руководствуясь в своей оценке представленных работ следующими критериями:

  • - художественной выразительностью коллекций;
  • - качеством изготовленных готовых изделий, представленные авторами в виде коллекций;
  • - творческим потенциалом, новизной идеи, оригинальностью;
  • - коммерческой перспективой их продвижения, смогли их по достоинству оценить, что спровоцирует реализовать свои идеи и предложения по наполнению нашего отечественного рынка конкурентоспособной и востребованной продукцией и представить еще более яркие коллекции наполненные новыми идеями.

А, участники Международного фестиваля были единодушны в том, что необходимо продолжить работу по согласованию национальных процедур с формирующимися европейскими понятиями. Наиболее злободневными из них на сегодня и завтра являются:

  • - согласование понимания стандарта в России и Европе;
  • - разработка национальных и европейских критериев квалификации на основе компетентного подхода;
  • - разработку принципов и процедур оценки и обеспечения качества образования;
  • - разграничение прав и ответственности между вузами, объединениями академического сообщества, гражданами, получающими образование, предпринимателями и государством при разработке стандартов и контроле качества образования;
  • - разработку единообразного сопоставления содержания степеней в многоуровневой системе обучения;
  • - согласования системы перезачетов кредитов (система ЕСТ8);
  • - включение в процесс взаимного признания квалификаций после прохождения вузами аккредитации в любом из признанных ЕС независимым общественно-профессиональном агентстве (организации);
  • - создание условий для обеспечения конкурентоспособности российского образования в европейском и мировом образовательном пространстве;

Сформулированные проблемы и задачи могут восприниматься как бы от степени готовности каждого вуза к восприятию принципов Болонской декларации, но одно бесспорно - каждый вуз должен создать эту самую систему гарантий качества образования, чтобы гарантировать своим выпускникам удовлетворять постоянно меняющейся конъюнктуре на рынка труда.

Несмотря на наметившийся спад в легкой промышленности, сложности с демографической ситуацией в стране у кафедры есть будущее. Мы твердо верим, что выпускники специальностей «Технология изделий из кожи» и «Стандартизация и сертификации» всегда будут востребованы, а на юге России всегда будет надежный потенциал подготовки высококвалифицированных специалистов для легкой промышленности и предприятий сервиса и для этого у нас есть веские основания - многолетний опыт работы кафедры.


Библиографическая ссылка

Ю.Д Мишин, Т.М. Осина, В.Т. Прохоров, Л.Б. Томилина, Е.В. Прохорова КАК СОВМЕСТИТЬ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ С ИХ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИЕЙ К СЛОЖИВШИМСЯ РЕАЛЯМ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1584 (дата обращения: 17.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074