Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

HOW TO COMBINE MORAL EDUCATION OF STUDENTS WITH THEIR SUCCESSFUL ADAPTATION TO FOLDED REALYAM REGIONAL MARKETS TRUDA

Ю.Д Мишин, Т.М. Осина, В.Т. Прохоров, Л.Б. Томилина, Е.В. Прохорова
Авторы попытались сформулировать понятие «образование», чтобы через него еще раз подтвердить значимость соединения в себе обучения и воспитания через необходимость системного обучения, когда сила знаний для выпускника имеет положительный вектор, то есть соответствует активной фазе в отношении студента и получения знаний, что обеспечит высокий уровень подготовки специалиста. Ключевые слова: знание, умение, навыки, признаки, идеология образования, фестиваль, дизайн и мода.
Authors have tried to formulate concept «education» that through it once again to confirm the importance of connection in itself of training and education through necessity of system training when force of knowledge for the graduate has a positive vector, that is corresponds to an active phase concerning the student and noegenesis that will provide high level of preparation of the expert. Keywords: knowledge, ability, skills, signs, ideology of education, festival, design and fashion.

Системообразующий признак профессионально-образовательной деятельности синтетически представлен понятием «образование». Понятие «профессиональное» служит вектором. «Образование, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков ... оно тесно связано с воспитанием». Образование соединяет в себе обучение и воспитание. Обучение и воспитание, в принципе, связаны сами по себе. Образование придает их отношениям определенную целостность и направленность. Образование бессмысленно толковать вне идеологии. Не образование надо «очищать» от идеологии. В идеологии нужно «разгребать» завалы, устроенные апологетами и критиками буржуазного строя общественных отношений.

Идеология образования - общего и профессионального - базируется на двух важнейших положениях: необходимости системного обучения, чтобы сила знаний имела положительный вектор, и значимости воспитания потребности в системных знаниях, иначе активная фаза отношения к знаниям окажется ограниченной временем обучения в образовательных структурах.

Критерии качества высшего профессионального образования целесообразно рассматривать в теоретическом и практическом аспектах. В идеале оба аспекта должны быть двумя сторонами единого действия. В теоретическом плане критерии качества деятельности вуза выглядят как «стыковочный узел» Госстандарта; личной удовлетворенности выпускника; конъюнктурных требований внутреннего потребителя и разноуровневых требований международного рынка труда. Совместить различные подходы можно только в форме весьма эластичной и условно конкретной модели «специалиста».

Зона европейского высшего образования требует строительства учебно-воспитательного процесса на основе ценностей академической сути для того, чтобы отвечать ожиданиям партнеров, то есть, на демонстрации качества. Действительно, оценка качества должна учитывать цели и миссию институтов и программ. Она требует баланса между новациями и традициями, академическими преимуществами и социально-экономической необходимостью, связностью программ и свободой выбора учащихся; охватывает преподавание и научные исследования также, как управление и администрирование, восприимчивость к потребностям учащихся и обеспечение внеучебных услуг. Имеющееся качество нуждается в демонстрации и гарантиях, чтобы получить подтверждение и доверие от учащихся, партнеров и общества дома, в Европе и в мире.

Качество - основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в Зоне европейского высшего образования.

Существует международный подход к оценке научных исследований. Такой же подход должен быть и в отношении высшего образования. В Европе обеспечение качества не может основываться на единственном воззрении по использованию общего набора стандартов. Путь будущее состоит в разработке на европейском уровне механизмов для взаимного принятия результатов обеспечения качества, с «аккредитацией» как одной из возможных форм. Такие механизмы должны уважать национальные, лингвистические и дисциплинарные различия, а также университеты с малой нагрузкой.

Совместимость образования с европейским рынком труда должна различным образом отражаться в программах, в зависимости от того, когда (после первой или второй степени) были приобретены знания, умения и навыки, необходимые для работы. Возможность трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение всей жизни будет достигнута лучше через ценности, присущие .качественному образованию; через разнообразие подходов и профилей дисциплин; через гибкость программ, позволяющих иметь много возможностей вхождения «в» и выхода «из» них; через развитие межспециализационных навыков и умений, таких как коммуникация и языки; через способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально.

«Болонский процесс», начавшийся в Европе с подписания совместного заявления министров, как и многие другие процессы в мировом образовании, сегодня идет не столько «сверху», со стороны правительств, сколько по инициативе «снизу», со стороны самих европейских вузов и их объединений.

Если мы говорим о рынке образовательных услуг, то это действительно рынок конкурентный. И России надо еще на него пробиваться.

Активная жизненная позиция, помноженная на ежедневный труд, обеспечивает то, что называется качеством специалистов.

Имеются и проблемы общего характера:

  • - лабораторная база кафедр обновляется медленно и несистемно;
  • - существенно уменьшилось число действующих предприятий, служивших в прошлом площадкой для приобретения практического опыта будущими специалистами;
  • - резко сократилось число государственных предприятий, что спровоцировало полную потерю сложившихся годами отношений между предприятиями и учебными заведениями. Если раньше выпускникам вузов и техникумов, приехавшим по направлению на работу, предприятие предоставляло жилье, то теперь этого не делается. Государство, приняв решение о передаче в частные руки производства, вроде бы одновременно хотело переложить на них и часть забот по подготовке кадров, но предприниматели остались глухими к такой постановке вопроса и не тратиться на подготовку кадров, даже для себя;
  • - бизнес сегодня развивается сам по себе, подготовка кадров - сама по себе.

Грустно, но студенты не могут приобретать практические навыки работы и знать особенности современных технологий. Студентов не пускают на практику на те самые предприятия, где вроде бы так нужны специалисты.

Следовательно, необходимо садиться за «круглый стол», вести диалог с предпринимателями о том, как совместно строить учебный процесс, для того, чтобы на предприятия приходили именно те специалисты и в таком количестве, которые были бы востребованы не только сегодня, но главное - завтра.

Можно изменить учебные программы, согласовав их с производством, направлено повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава, и даже найти, наверное, совместными усилиями средства для оснащения лабораторий современным оборудованием. Важно только, чтобы желания были общими и вузов, и у предприятий, и федеральных, региональных и муниципальных органов власти. В таком союзе удастся создать условия для подготовки высококвалифицированных и, главное, востребованных специалистов, как в России, так и за ее пределами.

Сегодня высшая школа переживает не самые лучшие годы своего развития, и вопрос не только в неудовлетворительном финансировании, а в том безразличии государства к ее конечному продукту - специалисту.

В высшую школу, выставленную в рыночную стихию, приходят дети, приученные к тому, что их постоянно будут опекать учителя и родители, принимать за них большинство решений, как было некогда. Поэтому проблемы для них начинаются с психологической неготовности. Эти проблемы высветил завершившейся в Сочи XII Международный фестиваль «Бархатные сезоны в Сочи - 2009г».

Фестиваль произвел впечатления самые разные, но для многих представителей вузов, колледжей и лицеев показалось, что их участие в этом шоу носило в течение всей программы косметический характер и это, к сожалению, отчетливо просматривается от фестиваля к фестивалю. Понятно, что цели и задачи фестиваля изначально были определение как подведение итогов работы промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, индивидуальных и частных предприятий и авторских коллективов, занятых в модельном бизнесе, или как стало модно обобщать в последнее время - «представителей индустрии моды». И это было прекрасно организовано и красочно представлено. Может быть, просто география участников из года в год ограничивается одними и теми же названиями, что может быть обусловлено скудностью предложений, во что верится с трудом. Или, что вероятнее всего, объясняется значительными затратами, которые несут участники этого фестиваля. Но это уже прерогатива оргкомитета и организаторов фестиваля - они несут основное бремя затрат и они же «заказывают музыку». Среди участников не стало представителей Урала, Северного Кавказа, из бывших республик союза, так называемых стран СНГ, хотя они уже давно считают себя самостоятельными странами и, - это их право, конечно, но корни, которые связывали их с Россией - не могут быть уничтожены в один миг, если даже кому-то этого очень хочется. Повторимся - это право оргкомитета и организаторов - кого пригласить и по каким критериям. Просто если фестиваль претендует на звание Международного, что и было реализовано в первых фестивалях, то широкое участие разных школ, конечно, обеспечивал бы более высокий уровень этому самому подведению итогов и обобщению опыта лучших из лучших школ в «мире индустрии моды», создавая основу для школы мастерства в рамках мастер-классов, которые на сегодня не несут в себе это самое, так как отсутствует сама основа для творческого обсуждения этих самых новаций. Может это вид со стороны, но особенно это проявляется во втором направлении, недавно включенного в программу фестиваля - участие вузов, колледжей, лицеев и творческих школ, как России, так и все тех же стран бывшего Союза и стран законодателей моды, а не только профессора Поповой из Болгарии и здесь особенно грустно за те потери, которые произошли в 2008 году - большая часть этих самых школ не были представлены, а именно: школы из - Омска, Улан-Уде, Санкт-Петербурга, Москвы, Ташкента, Владивостока, Ростова-на-Дону, Челябинска и других центров индустрии моды. Понятно, что в рамках этого фестиваля может быть и сложно все это совместить, но как-то в первые годы это организаторам удавалось, наверное, потому что более демократичными были требования к участникам творческих школ, более широкий спектр разнообразия, что позволяло увидеть действительно все лучшее, что появлялось за год в этих центрах. Да и обсуждение представленных коллекций носило более коллегиональный характер. Наверное, должно быть больше номинаций, больше наград, потому что для молодого человека это всегда этап взросления его творческого мастерства. И жюри должно быть представлено теми, кто эту «музыку» формирует. А так мы превратимся в школу В.М.Зайцева - Да! Это прекрасно! Это всегда звучит гордо! Но для одинокого голоса в пустыне даже очень звонкого - всегда есть опасность не быть не услышанным другими. Фестиваль в Сочи называют «Бархатные сезоны в Сочи», потому что здесь должно быть комфортно всем участникам, всем школам и направлениям иначе не вернуть ему статус Международного и действительно обеспечить смотр лучших школ, занятых в индустрии моды, с возможностью осмысленного восприятия всего этого нового и широкого использования в работе во благо нашего потребителя. Широкое участие промышленников и представителей высших, средне-специальных и начальных специальных учебных заведений позволит обеспечить обмен всем лучшим, что появилось в работах участников, чьи идеи и задумки уже защищены авторскими правами или могут быть предложены всем заинтересованным участникам. Экономический форум, к примеру предполагает рассмотрение предложений по заключению и подписанию договоров на внедрение лучшего, или получение инвестиций на реализацию предлагаемых проектов, почему бы в рамках таких фестивалей не организовать аналогичные процессы, А представителям Федеральных и региональных ветвей властей повернуться лицом к фестивалям сделав участие в таких фестивалях для всех участников выгодным, а не только затратным. Наше желание высказаться по итогам прошедшего XII Международного фестиваля «Бархатные сезоны в Сочи - 2009» обусловлено тем, что наметившийся спад в работе многих аналогичных форумов спровоцирует нежелание лучших авторов участвовать в них, так как получается своего рода «своячок» - «Адмиралтейская Игла»-себе, «Русский Силуэт»-себе, «Московские звезды»-себе, «Подиум»-себе и т. д... Не разумнее ли сесть за круглый стол переговоров и скоординировать усилия организаторов этих конкурсов, фестивалей и Олимпиад по разграничению не только уровней наполнения их конкретными участниками, но и определении их значимости, мобильности, направленности. Тогда выбор участников будет оправданным как по творческим возможностям, так и значимости. Определить взвешенно сроки фестиваля предположим октябрь, ноябрь каждого года. Зная, что в Сочи состоится общероссийский форум, предприятия определят свои региональные интересы и что-то вынесут на федеральный уровень, чтобы обеспечить более эффективную реализацию имеющихся предложений, новаций и творческих находок при производстве продукции индустрии моды. Для многих авторов такое участие являлось бы более демократичной и доступной формой быстрого внедрения новаций в производство, возможностью подтверждения правильности их творческих решений. И в этом плане прошедший впервые в Ростове - на - Дону фестиваль моды и дизайна «Донские зори- 2009» стал ярким событием в жизни молодых дизайнеров, позволил им представить их дерзания мировой общественности, оказал авторам содействие в продвижении их имени и торговой марки.

Такое стало возможным благодаря тому, что организаторы привлекли к участию студентов профильных училищ, лицеев, колледжей, вузов молодых дизайнеров, а также модельеров швейных предприятий России стран ближнего и дальнего зарубежья в следующих категориях и номинациях.

«Дизайн одежды», Дизайн аксессуаров головных уборов и обуви», «Арт -Дизайн», а жюри конкурса, руководствуясь в своей оценке представленных работ следующими критериями:

  • - художественной выразительностью коллекций;
  • - качеством изготовленных готовых изделий, представленные авторами в виде коллекций;
  • - творческим потенциалом, новизной идеи, оригинальностью;
  • - коммерческой перспективой их продвижения, смогли их по достоинству оценить, что спровоцирует реализовать свои идеи и предложения по наполнению нашего отечественного рынка конкурентоспособной и востребованной продукцией и представить еще более яркие коллекции наполненные новыми идеями.

А, участники Международного фестиваля были единодушны в том, что необходимо продолжить работу по согласованию национальных процедур с формирующимися европейскими понятиями. Наиболее злободневными из них на сегодня и завтра являются:

  • - согласование понимания стандарта в России и Европе;
  • - разработка национальных и европейских критериев квалификации на основе компетентного подхода;
  • - разработку принципов и процедур оценки и обеспечения качества образования;
  • - разграничение прав и ответственности между вузами, объединениями академического сообщества, гражданами, получающими образование, предпринимателями и государством при разработке стандартов и контроле качества образования;
  • - разработку единообразного сопоставления содержания степеней в многоуровневой системе обучения;
  • - согласования системы перезачетов кредитов (система ЕСТ8);
  • - включение в процесс взаимного признания квалификаций после прохождения вузами аккредитации в любом из признанных ЕС независимым общественно-профессиональном агентстве (организации);
  • - создание условий для обеспечения конкурентоспособности российского образования в европейском и мировом образовательном пространстве;

Сформулированные проблемы и задачи могут восприниматься как бы от степени готовности каждого вуза к восприятию принципов Болонской декларации, но одно бесспорно - каждый вуз должен создать эту самую систему гарантий качества образования, чтобы гарантировать своим выпускникам удовлетворять постоянно меняющейся конъюнктуре на рынка труда.

Несмотря на наметившийся спад в легкой промышленности, сложности с демографической ситуацией в стране у кафедры есть будущее. Мы твердо верим, что выпускники специальностей «Технология изделий из кожи» и «Стандартизация и сертификации» всегда будут востребованы, а на юге России всегда будет надежный потенциал подготовки высококвалифицированных специалистов для легкой промышленности и предприятий сервиса и для этого у нас есть веские основания - многолетний опыт работы кафедры.