Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Заболотная С.Г. 1 Коровина И.А. 2
1 ФГБУН Институт клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН
2 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет»
В статье рассматриваются особенности ценностного механизма развития интереса к исследовательской деятельности у студентов медицинского вуза на примере работы студенческого научного общества (СНО). Предоставляется всесторонний анализ универсального механизма, основанного на синергидном действии таких компонентов, как активность и самостоятельность в процессе развития интереса к науке у будущих врачей. Интерес трактуется как сложное, значимое и необходимое для студента-медика образование, обладающее триединой структурой и напрямую связанное с различными психическими процессами. Деятельность по развитию интереса к перспективным научным медицинским исследованиям основывается на принципах аксиологичности, субъектности, этапности и преемственности. В процессе работы по развитию интереса к исследовательской деятельности происходит становление активной субъектной позиции студента в образовательной и самообразовательной деятельности.
студенческое научное общество
исследовательская деятельность
ценностный механизм
студент-медик
интерес
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Из-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
2. Бухарина Т.Л., Аверин В.А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. – Екатеринбург: НИСО УрО РАН, 2002. – 405с.
3. Заболотная С.Г. Студенческое научное общество – аксиологический потенциал современного медицинского образования // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. – 2013. – № 3. – С. 63-65.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.: Академия, 2009. – 240 с.
5. Коровина И.А.Формирование профессиональной направленности студента-медика в самообразовательной деятельности // Академический журнал «Интеллект. Инновации. Инвестиции». – Оренбург: ОГИМ, 2011. – № 4. – С. 29-33.
6. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979. – 48 с.
7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
9. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с.
10. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.: Просвещение, 1984. – 192 с.
Предоставление качественной и эффективной медицинской помощи, направленной на сохранение жизни и здоровья людей, является приоритетной задачей правительства Российской Федерации. Однако ситуация, сложившаяся в российском здравоохранении в настоящее время, настоятельно требует активных преобразований еще на этапе подготовки будущих врачей. Особую значимость приобретает задача по формированию научного, творческого, трудового потенциала человеческих ресурсов будущих специалистов в области медицины. Возникают новые требования как к самому человеку, так и его образованию: к личностным, профессиональным качествам, творческим и научным возможностям, его знаниям и умениям оперировать ими.

Медицинская помощь становится все более технологичной, обнаруживая насущную необходимость слияния медицинской науки и практики. Будущий специалист в области медицины - это ученый-практик, владеющий не только практическими умениями и навыками оказания медицинской помощи, но и человек, активно занимающийся наукой.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 одну из основных задач государственной политики можно сформулировать таким образом, как: образование посредством участия в исследованиях (в том числе и международных).

Следовательно, цель современного медицинского образования заключается в том, чтобы научить будущего врача успешно действовать в стремительно изменяющемся мире с опорой на аксиологические скрепления. В обозначенном контексте наиболее актуально не предметное образование человека, а возможность и способность студента получить интегративные знания с перспективой их практического применения при обязательном ценностном отношении к профессионально ориентированной научной деятельности.

Таким образом, задача высшей медицинской школы заключается в как можно более раннем привлечении студентов к перспективным медицинским исследованиям через развитие интереса к исследовательской деятельности. В процессе обучения в медицинском вузе, при осуществлении целенаправленной познавательной деятельности, студенты не только проявляют свое отношение к объектам окружающего мира, но и оказывают влияние на формирование отношения к самой познавательной деятельности. Разное отношение к подобной деятельности подразумевает и разную степень заинтересованности студента в объекте изучения. Следовательно, задача по развитию интереса к познанию у студентов медицинского вуза остается одной из самых актуальных. При этом проблема интереса до сих пор остается одной из самых неоднозначных и противоречивых.

Анализ психолого-педагогической литературы обнаружил отсутствие единого определения рассматриваемого понятия, разделяемого всеми учеными. Интерес рассматривается как:

  • специфическая направленность личности (С.Л. Рубинштейн) [8];
  • эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом (Н.Г. Морозова) [6];
  • потребность человека (Л.И. Божович) [1];
  • особое избирательное отношение к окружающему миру (Г.И. Щукина) [10];
  • производная составляющая мотивации» (А.К. Маркова) [9];
  • мотив, являющийся внутренним побуждением личности к активности (А.А. Реан) [7];
  • социально-психологическое образование, актуализирующееся в форме потребности, а затем через мотив детерминирующее деятельность (Э.Ф. Зеер) [4].

Таким образом, интерес представляет собой сложное и значимое для человека образование, связанное с различными психическими процессами: эмоциональными, интеллектуальными, волевыми, регуляторными, ядром которого являются мыслительные процессы; при обязательном включении его в важнейшие личностные образования: отношения, потребности, ценностные ориентации, направленность личности, активные процессы сознания и деятельности [3]. Это позволяет нам выделить триединую структуру данного педагогического феномена:

  • интерес как средство деятельности;
  • интерес как мотив деятельности;
  • интерес как качество личности.

Любая деятельность имеет аксиологическую основу. Познавательная деятельность, в свою очередь, являет собой сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий, а поскольку интерес формируется в деятельности, то именно познавательная деятельность (ее задачи, содержание, способы осуществления) составляет объективную основу развития интереса к науке. Познавательный интерес служит своего рода ценностным ядром активизации обучения и положительного отношения студента к учению и результатам своей деятельности.

Методологическую основу механизма развития интереса у студентов медицинского вуза составляет аксиологический подход («аксиология» от греч. axia - ценность и logos - учение). Идея аксиологического подхода в образовательном пространстве медицинского вуза осуществляется посредством такого проектирования педагогического процесса, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности будущего врача.

С точки зрения концепции аксиологического подхода разрабатываемая система мер по развитию интереса к исследовательской деятельности у студентов-медиков приобретает завершенный характер: от цели деятельности, ее мотивов, действий, операций, способов регуляции и корректировки до контроля и анализа ее конечного результата. Весь процесс профессиональной подготовки будущего врача проходит через его личность, мотивы, цели, ценностные ориентации, перспективы, жизненные планы и проекты. Личностный смысл деятельностной познавательной активности студента заключается не в усвоении готовой системы теоретических знаний, а в формировании на их основе целостной структуры практических умений и навыков будущей профессиональной деятельности.

В своем исследовании мы опираемся на точку зрения Т.Л. Бухариной, которая считает, что ценностно-смысловой матрицей развития интереса к исследовательской деятельности у студентов медицинского вуза выступает согласованность его действия с такими личностными качествами, как активность и самостоятельность. При взаимодействии с ними интереса, он не только развивается сам, но и довольно эффективно способствует развитию этих свойств. Формируясь в деятельности, интерес стимулирует активность и самостоятельность, а успешная самостоятельность, в свою очередь, вызывает устойчивый интерес, который стимулирует активность и самостоятельность [2]. Эти три компонента рассматриваются как механизмы становления активной субъектной позиции студента-медика в образовательной и самообразовательной деятельности. В условиях образовательного пространства высшей медицинской школы данный ценностный механизм синергидного действия активности и самостоятельности работает следующим образом:

  • активный процесс обретения личностью профессионально-значимой информации, обеспечивающей переход от предметного знания к интегративному и фундаментальному медико-биологическому и клиническому знанию;
  • самостоятельное субъективное переживание актуальности профессионально-ориентированной информации; определение ее значимости для реализации профессиональной деятельности по оказанию качественной и эффективной медицинской помощи;
  • активное и самостоятельное соотнесение студентом внешнего и внутреннего плана своей профессионально-ориентированной жизнедеятельности;
  • процесс и результат переноса собственных свойств и состояний на внешние объекты при использовании полученной профессионально-ориентированной информации.

Действие всех этих этапов невозможно без учета интереса со стороны участников образовательного процесса. Другими словами, интерес проявляется и развивается в активном желании узнать как можно больше и в стремлении самостоятельного поиска новых знаний, т.е. в проявлении самостоятельной мыслительной активности.

Одной из наиболее эффективных форм развития познавательного интереса у студентов медицинского вуза является их раннее привлечение к перспективным научным медицинским исследованиям, работе посредством участия в студенческом научном обществе (СНО). Ценностный механизм развития интереса у студентов к исследовательской деятельности через работу в СНО основан на принципах: аксиологичности, субъектности, этапности и преемственности. Принцип аксиологичности подразумевает развитие ценностного потенциала личности при восхождении к общечеловеческим и профессиональным ценностям.

Принцип субъектности ориентирован на целостную аксиологическую характеристику личности студента медицинского вуза, выстраиваемую и преобразуемую человеком в процессе его жизнедеятельности через активное отношение к самому себе, объекту деятельности, другим людям. Сущностной характеристикой субъектности студента медицинского вуза является ценностное отношение будущего врача к своей профессиональной деятельности.

Принцип этапности дает возможность осуществлять работу в поступательном режиме, где каждый предыдущий этап является базой последующего, с постепенным усложнением деятельности.

Принцип преемственности позволяет выдерживать поступательность каждого этапа, принимая во внимание межпредметные связи, направленные на привлечение студентов к участию в научной работе, формирование и развитие творческих способностей и нацеленность на самообразование всех субъектов образовательного процесса.

Реализуемый таким образом ценностный механизм развития интереса к исследовательской деятельности был апробирован в условиях образовательного кластера -Оренбургской государственной медицинской академии и Института клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН.

Привлечение студентов к участию в перспективных научных медицинских исследованиях начиналось с участия будущих врачей в учебно-исследовательской (УИР) и научно-исследовательской работе (НИР), что способствует их ориентации на постоянное самообразование, выработку умения решать задачи исследовательского характера, формированию профессиональной самостоятельности, самосознания, познавательного интереса, творческой инициативы и социальной ответственности за здоровье людей [5]. Следовательно, формирование и становление субъектной позиции студента-медика невозможно без его активного участия в работе СНО.

На кафедре иностранных языков ОрГМА работа студентов в СНО осуществляется по двум направлениям: эмоционально-познавательное и профессионально-творческое. Эмоционально-познавательное включает: участие в факультативах и элективах; работу со специальной профессионально ориентированной литературой; изучение жизни и деятельности, встречи и беседы с выдающимися учеными-медиками. В профессионально-творческое направление входят: непосредственное участие в УИРС, НИРС в рамках СНО; профессионально-ориентированная деятельность в клиниках. Поскольку в проблемном поле нашего исследования в качестве ведущего подхода мы выделяем аксиологический, то стоит отметить, что активизация познавательного интереса у студентов-медиков к науке осуществляется при помощи принятия личностью системы ценностей УИРС и НИРС, а осознание высокой значимости знаний выступает важнейшим условием их усвоения. При этом студент выступает в качестве активно действующего целенаправленного субъекта.

Таким образом, участие в УИРС и НИРС проходит через личность студента, т.е. его мотивы, ценностные ориентации, цели, задачи, перспективы, жизненные планы и т.д. Следовательно, как можно более раннее привлечение студентов к работе в СНО способствует формированию профессионально подготовленной, нравственно совершенной, социально активной, заинтересованной личности через активизацию её внутренних резервов.

Навыки учебно-исследовательской работы закрепляются и совершенствуются в кружках СНО. Работа в научном кружке является одним из методов и приемов активизации познавательной и творческой деятельности и тем самым познавательного интереса студентов. В контексте нашей проблемы мы можем отметить, что на разных этапах профессиональной подготовки работа в СНО является и целью, и средством, и результатом. Однако следует отметить, что в СНО приходят студенты, как правило, успешно занимающиеся по основным учебным предметам и обладающие довольно высоким интеллектуальным уровнем. В отличие от УИРС (при 100 % охвате студентов), в кружках СНО (являющихся факультативными) занимаются студенты (значительно меньшая часть), проявляющие интерес к науке. Участие студентов в деятельности СНО способствует проявлению умственной активности и самостоятельности, применению полученных знаний на практике, развитию коммуникативных навыков и адекватной работе в коллективе. Исследование показало, что наличие поощрений за работу в СНО (участие в викторинах, конкурсах рефератов, предметных олимпиадах, исследовательскую и грантовую работу, публикацию статей и тезисов по результатам исследования, выступление с докладами на конференциях) свидетельствует о стремлении студентов к достижению цели, успеху и признанию; стимулирует познавательный интерес, активность и самостоятельность будущих врачей.

Включение студентов в поэтапную, постепенно усложняющуюся исследовательскую деятельность в системе УИРС - НИРС - СНО способствует формированию и готовности студентов к дальнейшей образовательной, самообразовательной и профессиональной деятельности и свидетельствует о наличии интереса к подобному виду деятельности. Работа в СНО дает возможность студентам убедиться в правильности выбора профессии, подняться на более высокую ступень творческого и профессионального мышления, быстрее адаптироваться не только к учебной, но и к профессиональной деятельности. Работа в СНО является эффективной формой формирования осознанной потребности в познавательной деятельности, которая способствует более полному и глубокому познанию предмета своей деятельности. Участие студентов в исследовательской работе содействует решению важнейшей задачи образования - превращения студента из объекта - в субъект обучения, а развитие познавательного интереса, в свою очередь, помогает выработке навыков самостоятельной работы, т.е. развитию самостоятельности и активности в образовательном процессе медицинского вуза.

В соответствии с задачей исследования проведенное анкетирование позволило зафиксировать динамику развития интереса к науке у студентов-медиков. На начальном этапе исследования опрос студентов медицинского вуза показал, что 59,39 % студентов слабо представляют свое профессиональное будущее; 65,48 % респондентов свидетельствуют о наличии интереса к выбранной профессии; 32,9 % не владеют умениями самостоятельной работы; 24,8 % не обладают полным объемом знаний о своей будущей специальности. Результативный этап показал, что 87,4 % студентов отмечают получение глубоких профессионально-ориентированных знаний; возможность лучше узнать себя, оценить свои возможности - 75,7 %. 82,5 % опрошенных студентов отмечают, что свободное время они стараются посвящать исследовательской деятельности, Данный факт позволяет выявить сформированную активность, самостоятельность и интерес, проявляющиеся в саморегуляции личности и профессиональной направленности деятельности. На вопрос о комфортности работы в СНО 100 % студентов, принимающих участие в данном виде деятельности, дали положительный ответ, т.е. ощущение комфорта, переживание успеха от положительных результатов является в какой-то степени показателем эффективности деятельности студентов. Участие в УИРС и НИРС является свидетельством развития более глубокого интереса не только к исследовательской деятельности, но и к будущей профессии. 89,7 % студентов сообщают о наличии поощрений за работу в СНО. Поощрение мы рассматриваем как цель и средство достижения эффективного результата в формировании и развитии интереса к науке у студентов медицинского вуза.

Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что активная работа в СНО (работа по написанию рефератов, выступление с докладами по теме исследования и лекциями, участие в перспективных исследованиях на кафедрах) помогают студентам применять полученные знания на практике, приобретая навыки исследовательской работы. Успех и признание, в свою очередь, побуждают будущих врачей работать активнее в этом направлении, стимулируя интерес и индуцируя их самостоятельность, делая эту деятельность личностно-значимой. Достаточно высокая результативность работы не только подразумевает эффективность данного вида деятельности, но и означает, что она побуждает студентов доводить начатое дело до конца, преобразуя ожидания в реальные успехи.

Следовательно, работа в СНО представляет собой активную и действенную форму профессионального воспитания медика, способствуя переводу студента из объекта в субъект деятельности. Поступательное привлечение будущих врачей к перспективным научным медицинским исследованиям вносит свой вклад в формирование и развитие познавательного интереса у студентов-медиков и является важным аспектом становления самостоятельной, творческой, инициативной и активной личности, обладающей социальными и профессиональными ценностями.

Рецензенты:

Бухарина Т.Л., д.п.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института клеточного и внутриклеточного симбиоза Уральского отделения Российской академии наук, г. Оренбург;

Каргапольцева Н.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Заболотная С.Г., Коровина И.А. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15821 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252