Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

AXIOLOGICAL MECHANISM OF INTEREST DEVELOPMENT IN RESEARCH ACTIVITY IN MEDICAL STUDENTS

Zabolotnaya S.G. 1 Korovina I.A. 2
1 Institute for cellular and intracellular symbiosis, UrB RAofS
2 Orenburg state medical university
В статье рассматриваются особенности ценностного механизма развития интереса к исследовательской деятельности у студентов медицинского вуза на примере работы студенческого научного общества (СНО). Предоставляется всесторонний анализ универсального механизма, основанного на синергидном действии таких компонентов, как активность и самостоятельность в процессе развития интереса к науке у будущих врачей. Интерес трактуется как сложное, значимое и необходимое для студента-медика образование, обладающее триединой структурой и напрямую связанное с различными психическими процессами. Деятельность по развитию интереса к перспективным научным медицинским исследованиям основывается на принципах аксиологичности, субъектности, этапности и преемственности. В процессе работы по развитию интереса к исследовательской деятельности происходит становление активной субъектной позиции студента в образовательной и самообразовательной деятельности.
The peculiarities of axiological mechanism of interest development in research activity in medical students (the work of the Students’ Learned Society is taken as an example) are considered in this article. Detailed analysis of universal mechanism based on synergical action of such components as activity and autonomy in the process of interest development in science in future doctors. Interest is interpreted as complex, important and necessary for medical students formation having triad structure and directly connected with different psychicprocesses. Interest development activity is based on the principles of axiology, subjectivity, staginess andsuccession. In the work process on interest development in research activity subjective position establishment of a medical student in educational and self-educational activity takes place.
the Students’ Learned Society.
research activity
axiological mechanism
medical student
interest
Предоставление качественной и эффективной медицинской помощи, направленной на сохранение жизни и здоровья людей, является приоритетной задачей правительства Российской Федерации. Однако ситуация, сложившаяся в российском здравоохранении в настоящее время, настоятельно требует активных преобразований еще на этапе подготовки будущих врачей. Особую значимость приобретает задача по формированию научного, творческого, трудового потенциала человеческих ресурсов будущих специалистов в области медицины. Возникают новые требования как к самому человеку, так и его образованию: к личностным, профессиональным качествам, творческим и научным возможностям, его знаниям и умениям оперировать ими.

Медицинская помощь становится все более технологичной, обнаруживая насущную необходимость слияния медицинской науки и практики. Будущий специалист в области медицины - это ученый-практик, владеющий не только практическими умениями и навыками оказания медицинской помощи, но и человек, активно занимающийся наукой.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 одну из основных задач государственной политики можно сформулировать таким образом, как: образование посредством участия в исследованиях (в том числе и международных).

Следовательно, цель современного медицинского образования заключается в том, чтобы научить будущего врача успешно действовать в стремительно изменяющемся мире с опорой на аксиологические скрепления. В обозначенном контексте наиболее актуально не предметное образование человека, а возможность и способность студента получить интегративные знания с перспективой их практического применения при обязательном ценностном отношении к профессионально ориентированной научной деятельности.

Таким образом, задача высшей медицинской школы заключается в как можно более раннем привлечении студентов к перспективным медицинским исследованиям через развитие интереса к исследовательской деятельности. В процессе обучения в медицинском вузе, при осуществлении целенаправленной познавательной деятельности, студенты не только проявляют свое отношение к объектам окружающего мира, но и оказывают влияние на формирование отношения к самой познавательной деятельности. Разное отношение к подобной деятельности подразумевает и разную степень заинтересованности студента в объекте изучения. Следовательно, задача по развитию интереса к познанию у студентов медицинского вуза остается одной из самых актуальных. При этом проблема интереса до сих пор остается одной из самых неоднозначных и противоречивых.

Анализ психолого-педагогической литературы обнаружил отсутствие единого определения рассматриваемого понятия, разделяемого всеми учеными. Интерес рассматривается как:

  • специфическая направленность личности (С.Л. Рубинштейн) [8];
  • эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом (Н.Г. Морозова) [6];
  • потребность человека (Л.И. Божович) [1];
  • особое избирательное отношение к окружающему миру (Г.И. Щукина) [10];
  • производная составляющая мотивации» (А.К. Маркова) [9];
  • мотив, являющийся внутренним побуждением личности к активности (А.А. Реан) [7];
  • социально-психологическое образование, актуализирующееся в форме потребности, а затем через мотив детерминирующее деятельность (Э.Ф. Зеер) [4].

Таким образом, интерес представляет собой сложное и значимое для человека образование, связанное с различными психическими процессами: эмоциональными, интеллектуальными, волевыми, регуляторными, ядром которого являются мыслительные процессы; при обязательном включении его в важнейшие личностные образования: отношения, потребности, ценностные ориентации, направленность личности, активные процессы сознания и деятельности [3]. Это позволяет нам выделить триединую структуру данного педагогического феномена:

  • интерес как средство деятельности;
  • интерес как мотив деятельности;
  • интерес как качество личности.

Любая деятельность имеет аксиологическую основу. Познавательная деятельность, в свою очередь, являет собой сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий, а поскольку интерес формируется в деятельности, то именно познавательная деятельность (ее задачи, содержание, способы осуществления) составляет объективную основу развития интереса к науке. Познавательный интерес служит своего рода ценностным ядром активизации обучения и положительного отношения студента к учению и результатам своей деятельности.

Методологическую основу механизма развития интереса у студентов медицинского вуза составляет аксиологический подход («аксиология» от греч. axia - ценность и logos - учение). Идея аксиологического подхода в образовательном пространстве медицинского вуза осуществляется посредством такого проектирования педагогического процесса, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности будущего врача.

С точки зрения концепции аксиологического подхода разрабатываемая система мер по развитию интереса к исследовательской деятельности у студентов-медиков приобретает завершенный характер: от цели деятельности, ее мотивов, действий, операций, способов регуляции и корректировки до контроля и анализа ее конечного результата. Весь процесс профессиональной подготовки будущего врача проходит через его личность, мотивы, цели, ценностные ориентации, перспективы, жизненные планы и проекты. Личностный смысл деятельностной познавательной активности студента заключается не в усвоении готовой системы теоретических знаний, а в формировании на их основе целостной структуры практических умений и навыков будущей профессиональной деятельности.

В своем исследовании мы опираемся на точку зрения Т.Л. Бухариной, которая считает, что ценностно-смысловой матрицей развития интереса к исследовательской деятельности у студентов медицинского вуза выступает согласованность его действия с такими личностными качествами, как активность и самостоятельность. При взаимодействии с ними интереса, он не только развивается сам, но и довольно эффективно способствует развитию этих свойств. Формируясь в деятельности, интерес стимулирует активность и самостоятельность, а успешная самостоятельность, в свою очередь, вызывает устойчивый интерес, который стимулирует активность и самостоятельность [2]. Эти три компонента рассматриваются как механизмы становления активной субъектной позиции студента-медика в образовательной и самообразовательной деятельности. В условиях образовательного пространства высшей медицинской школы данный ценностный механизм синергидного действия активности и самостоятельности работает следующим образом:

  • активный процесс обретения личностью профессионально-значимой информации, обеспечивающей переход от предметного знания к интегративному и фундаментальному медико-биологическому и клиническому знанию;
  • самостоятельное субъективное переживание актуальности профессионально-ориентированной информации; определение ее значимости для реализации профессиональной деятельности по оказанию качественной и эффективной медицинской помощи;
  • активное и самостоятельное соотнесение студентом внешнего и внутреннего плана своей профессионально-ориентированной жизнедеятельности;
  • процесс и результат переноса собственных свойств и состояний на внешние объекты при использовании полученной профессионально-ориентированной информации.

Действие всех этих этапов невозможно без учета интереса со стороны участников образовательного процесса. Другими словами, интерес проявляется и развивается в активном желании узнать как можно больше и в стремлении самостоятельного поиска новых знаний, т.е. в проявлении самостоятельной мыслительной активности.

Одной из наиболее эффективных форм развития познавательного интереса у студентов медицинского вуза является их раннее привлечение к перспективным научным медицинским исследованиям, работе посредством участия в студенческом научном обществе (СНО). Ценностный механизм развития интереса у студентов к исследовательской деятельности через работу в СНО основан на принципах: аксиологичности, субъектности, этапности и преемственности. Принцип аксиологичности подразумевает развитие ценностного потенциала личности при восхождении к общечеловеческим и профессиональным ценностям.

Принцип субъектности ориентирован на целостную аксиологическую характеристику личности студента медицинского вуза, выстраиваемую и преобразуемую человеком в процессе его жизнедеятельности через активное отношение к самому себе, объекту деятельности, другим людям. Сущностной характеристикой субъектности студента медицинского вуза является ценностное отношение будущего врача к своей профессиональной деятельности.

Принцип этапности дает возможность осуществлять работу в поступательном режиме, где каждый предыдущий этап является базой последующего, с постепенным усложнением деятельности.

Принцип преемственности позволяет выдерживать поступательность каждого этапа, принимая во внимание межпредметные связи, направленные на привлечение студентов к участию в научной работе, формирование и развитие творческих способностей и нацеленность на самообразование всех субъектов образовательного процесса.

Реализуемый таким образом ценностный механизм развития интереса к исследовательской деятельности был апробирован в условиях образовательного кластера -Оренбургской государственной медицинской академии и Института клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН.

Привлечение студентов к участию в перспективных научных медицинских исследованиях начиналось с участия будущих врачей в учебно-исследовательской (УИР) и научно-исследовательской работе (НИР), что способствует их ориентации на постоянное самообразование, выработку умения решать задачи исследовательского характера, формированию профессиональной самостоятельности, самосознания, познавательного интереса, творческой инициативы и социальной ответственности за здоровье людей [5]. Следовательно, формирование и становление субъектной позиции студента-медика невозможно без его активного участия в работе СНО.

На кафедре иностранных языков ОрГМА работа студентов в СНО осуществляется по двум направлениям: эмоционально-познавательное и профессионально-творческое. Эмоционально-познавательное включает: участие в факультативах и элективах; работу со специальной профессионально ориентированной литературой; изучение жизни и деятельности, встречи и беседы с выдающимися учеными-медиками. В профессионально-творческое направление входят: непосредственное участие в УИРС, НИРС в рамках СНО; профессионально-ориентированная деятельность в клиниках. Поскольку в проблемном поле нашего исследования в качестве ведущего подхода мы выделяем аксиологический, то стоит отметить, что активизация познавательного интереса у студентов-медиков к науке осуществляется при помощи принятия личностью системы ценностей УИРС и НИРС, а осознание высокой значимости знаний выступает важнейшим условием их усвоения. При этом студент выступает в качестве активно действующего целенаправленного субъекта.

Таким образом, участие в УИРС и НИРС проходит через личность студента, т.е. его мотивы, ценностные ориентации, цели, задачи, перспективы, жизненные планы и т.д. Следовательно, как можно более раннее привлечение студентов к работе в СНО способствует формированию профессионально подготовленной, нравственно совершенной, социально активной, заинтересованной личности через активизацию её внутренних резервов.

Навыки учебно-исследовательской работы закрепляются и совершенствуются в кружках СНО. Работа в научном кружке является одним из методов и приемов активизации познавательной и творческой деятельности и тем самым познавательного интереса студентов. В контексте нашей проблемы мы можем отметить, что на разных этапах профессиональной подготовки работа в СНО является и целью, и средством, и результатом. Однако следует отметить, что в СНО приходят студенты, как правило, успешно занимающиеся по основным учебным предметам и обладающие довольно высоким интеллектуальным уровнем. В отличие от УИРС (при 100 % охвате студентов), в кружках СНО (являющихся факультативными) занимаются студенты (значительно меньшая часть), проявляющие интерес к науке. Участие студентов в деятельности СНО способствует проявлению умственной активности и самостоятельности, применению полученных знаний на практике, развитию коммуникативных навыков и адекватной работе в коллективе. Исследование показало, что наличие поощрений за работу в СНО (участие в викторинах, конкурсах рефератов, предметных олимпиадах, исследовательскую и грантовую работу, публикацию статей и тезисов по результатам исследования, выступление с докладами на конференциях) свидетельствует о стремлении студентов к достижению цели, успеху и признанию; стимулирует познавательный интерес, активность и самостоятельность будущих врачей.

Включение студентов в поэтапную, постепенно усложняющуюся исследовательскую деятельность в системе УИРС - НИРС - СНО способствует формированию и готовности студентов к дальнейшей образовательной, самообразовательной и профессиональной деятельности и свидетельствует о наличии интереса к подобному виду деятельности. Работа в СНО дает возможность студентам убедиться в правильности выбора профессии, подняться на более высокую ступень творческого и профессионального мышления, быстрее адаптироваться не только к учебной, но и к профессиональной деятельности. Работа в СНО является эффективной формой формирования осознанной потребности в познавательной деятельности, которая способствует более полному и глубокому познанию предмета своей деятельности. Участие студентов в исследовательской работе содействует решению важнейшей задачи образования - превращения студента из объекта - в субъект обучения, а развитие познавательного интереса, в свою очередь, помогает выработке навыков самостоятельной работы, т.е. развитию самостоятельности и активности в образовательном процессе медицинского вуза.

В соответствии с задачей исследования проведенное анкетирование позволило зафиксировать динамику развития интереса к науке у студентов-медиков. На начальном этапе исследования опрос студентов медицинского вуза показал, что 59,39 % студентов слабо представляют свое профессиональное будущее; 65,48 % респондентов свидетельствуют о наличии интереса к выбранной профессии; 32,9 % не владеют умениями самостоятельной работы; 24,8 % не обладают полным объемом знаний о своей будущей специальности. Результативный этап показал, что 87,4 % студентов отмечают получение глубоких профессионально-ориентированных знаний; возможность лучше узнать себя, оценить свои возможности - 75,7 %. 82,5 % опрошенных студентов отмечают, что свободное время они стараются посвящать исследовательской деятельности, Данный факт позволяет выявить сформированную активность, самостоятельность и интерес, проявляющиеся в саморегуляции личности и профессиональной направленности деятельности. На вопрос о комфортности работы в СНО 100 % студентов, принимающих участие в данном виде деятельности, дали положительный ответ, т.е. ощущение комфорта, переживание успеха от положительных результатов является в какой-то степени показателем эффективности деятельности студентов. Участие в УИРС и НИРС является свидетельством развития более глубокого интереса не только к исследовательской деятельности, но и к будущей профессии. 89,7 % студентов сообщают о наличии поощрений за работу в СНО. Поощрение мы рассматриваем как цель и средство достижения эффективного результата в формировании и развитии интереса к науке у студентов медицинского вуза.

Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что активная работа в СНО (работа по написанию рефератов, выступление с докладами по теме исследования и лекциями, участие в перспективных исследованиях на кафедрах) помогают студентам применять полученные знания на практике, приобретая навыки исследовательской работы. Успех и признание, в свою очередь, побуждают будущих врачей работать активнее в этом направлении, стимулируя интерес и индуцируя их самостоятельность, делая эту деятельность личностно-значимой. Достаточно высокая результативность работы не только подразумевает эффективность данного вида деятельности, но и означает, что она побуждает студентов доводить начатое дело до конца, преобразуя ожидания в реальные успехи.

Следовательно, работа в СНО представляет собой активную и действенную форму профессионального воспитания медика, способствуя переводу студента из объекта в субъект деятельности. Поступательное привлечение будущих врачей к перспективным научным медицинским исследованиям вносит свой вклад в формирование и развитие познавательного интереса у студентов-медиков и является важным аспектом становления самостоятельной, творческой, инициативной и активной личности, обладающей социальными и профессиональными ценностями.

Рецензенты:

Бухарина Т.Л., д.п.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института клеточного и внутриклеточного симбиоза Уральского отделения Российской академии наук, г. Оренбург;

Каргапольцева Н.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.