Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛЬНИК В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ» КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Т.П. Кадубец
В статье раскрывается актуальность учета в современной социокультурной ситуации, педагогической практике позитивных и негативных функций виртуальной реальности и использования ее как средства развития личности школьника. В качестве альтернативы массовой культуры виртуальных сред в сети ИНТЕРНЕТ предлагается организация в школе педагогической среды виртуальной реальности. Конкретный путь развития личности школьника в такой среде, «качество пространства» представлен комплексной целевой программой «Школьник в виртуальной реальности». В статье представлена структура и аннотация разделов вышеуказанной программы. Ключевые слова: Виртуальная реальность, педагогическая среда виртуальной реальности, качество пространства, стратегия воспитания школьников.

Всемирная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ, как составная часть виртуальной реальности, предоставляет совершенно уникальные возможности для диалога человека с наукой и культурой. Но технократизация мышления, отсутствие механизма правового регулирования проблем связанных с защитой детей от информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию заставляют педагогов задуматься о скрытых сущностях виртуальной реальности.

Опыт взаимодействия школьников с виртуальной реальностью обогащает личность новыми знаниями, эмоциями и имеет большое значение, потому как ребенок получает возможность постижения мира в режиме он-лайн и интерактивно участвовать в процессе культурного развития общества. Вопрос только в том, чтобы отвлечь ребенка от разрушающей душу информации, направить его деятельность на формирование системы ценностных ориентаций, которая в дальнейшем имманентно будет определять его жизненный путь.

Негативное воздействие на детей средств массмедиа, виртуальной реальности можно преодолеть в условиях целесообразно организованной педагогической среды виртуальной реальности. Такая среда позволяет вырабатывать навыки активного исследовательского отношения к окружающему миру, общечеловеческим ценностям, вовлекает субъекта в эмоциональное переживание различных деятельностей, развивает творчество и самостоятельность. Под педагогической средой виртуальной реальности мы понимаем воспитывающую среду, динамическим компонентом которой является виртуальная реальность единого информационного образовательного пространства, которая увлекает, движет, охватывает ребенка, властвует и программирует его поведение. Статичным компонентом являются локализованные участки среды (клубы, студии, сообщества), содержательно наполненные, позволяющие прогнозировать и управлять процессом воспитания школьников. Процесс воспитания обеспечивается активной реальной деятельностью школьника в педагогической среде виртуальной реальности. Проявление общечеловеческих ценностей выступает в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения.

«Качество пространства» педагогической среды виртуальной реальности, обеспечено комплексной целевой программой «Школьник в виртуальной реальности».

Структура программы «Школьник в виртуальной реальности»

Введение

Здесь обозначена актуальность проблемы воспитания школьника в современных социокультурных условиях.

Разделы программы

Раздел 1. «Стратегия воспитания школьника в педагогической среде виртуальной реальности школы» рассматривается как процесс становления и совершенствования его как личности и члена информационного общества с учетом новых факторов, педагогических условий. Определены основные методологические подходы: средовой, аксиологический и информацинно-коммуникативный, ключевые идеи стратегии воспитания школьника в педагогической среде виртуальной реальности: цель, основные виды, содержание и формы деятельности, условия эффективности воспитания школьника, система ценностных ориентаций.

Раздел 2. «Организация педагогической среды виртуальной реальности» посвящен характеристике признаков и свойств педагогической среды виртуальной реальности, ее функции. Здесь же определены механизмы деятельности по организации педагогической среды виртуальной реальности: виртуального педагогического полигона VIPP, включающего формы вовлечения школьников в различные виды деятельности - познавательную, игровую, коммуникативную, творческую; создание и деятельность школьного учебно-игрового портала.

Раздел 3. «Содержание воспитания в педагогической среде виртуальной реальности» в рамках воспитательной системы нашей школы определено как устойчиво-позитивное отношение к ценностям Человек, Природа, Общество:

Формирование представлений (знаний) о ценностном отношении Человека к Природе.

Формирование ценностного отношения к Человеку как феномену мира.

Формирование ценностного отношения к Обществу как социальной среде Человека.

Раздел 4. «Формы и методы организации педагогического взаимодействия в педагогической среде виртуальной реальности». Программа «Школьник в виртуальной реальности» предполагает занятия школьников как в традиционной классно-урочной системе, так и в дистанционном самостоятельно-консультационном режиме.

Раздел 5. «Нормативно-диагностическое сопровождение» программы «Школьник в виртуальной реальности» состоит из характеристики уровней воспитанности школьников по конкретным критериям и показателям, из совокупности диагностических методик, расположенных в определенной последовательности, а также конкретного содержания этих методов.

Критерии эффективности формирования ценностного отношения школьника к Человеку, природе, Обществу

Ценностное отношение к Человеку как части Природы

Знания о Человеке как части Природы

Умения сохранять Природу

Ценностное отношение к Человеку как феномену мира

Знания о Человеке как феномене мира, о медиаобразованности как качестве личности современного человека

Умения относиться к Человеку как таковому, как другому, как иному

Ценностное отношение к Обществу как социальной среде Человека

Знания об Обществе как социальной среде Человека

Умения согласовывать свои действия и деятельность людей в обществе

Уровень воспитанности (сформированности ценностного отношения к Человеку, Природе, Обществу) определяется при помощи анкетирования эффективности воспитания (по П.В.Степанову), тестирования социализированности личности учащегося (по М.И.Рожкову), само- и взаимоанализа школьниками и педагогами-руководителями клубов хода и результатов деятельности. Методы изучения уровня воспитанности школьников расположены во времени (сроки определяются педагогами-организаторами).

Предложенная выше модель организации педагогической среды виртуальной реальности направлена на формирование и развитие отношения школьников к ценностям Человек, Природа, Общество, но возможна организация подобных педагогических сред виртуальной реальности, формирующих другие общечеловеческие ценности. Можно с достаточной уверенностью предположить, что, чем больше будет таких педагогических сред виртуальной реальности, тем меньше ребенок будет подвержен хаотическому, бессистемному, растлевающему влиянию виртуальной реальности сети ИНТЕРНЕТ в современной социокультурной ситуации.

Список литературы

  • 1. Ван Поведская Е., Суворов А.В., Корнакова К. и др. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. - СПб: Речь, 2007. - 320 с.
  • 2. Веряев А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства [Электронный ресурс]
  • 3. Доклад рабочей группы совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию «Школа 2020. Какой мы её видим?» - М., - 2008. - С. 23 www.rsr-online.ru/doc/norm/283.doc
  • 4. Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: Автореф. дисс. канд. филос. наук. - М., - 1999. - с. 15.
  • 5. Калмыков А.А. Хачатуров Л.А. Организация виртуальных образовательных сред. // Научное обеспечение открытого образования: Научно-методический и информационный сборник. - М.: МЭСИ, - 2000. - С. 86-101.
  • 6. Степанов П.В. и др. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. - М., 2003.
  • 7. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры [Текст] / Н.Е.Щуркова. - М., 1997, с. 14.
  • 8. Яковлев А.И. Виртуальная реальность - новая информационная технология человеко-машинного взаимодействия. - М.: «Путь», 1999, с. 78.

Библиографическая ссылка

Т.П. Кадубец КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛЬНИК В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ» КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1576 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252