Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

COMPLEX SPECIAL PROGRAM «SCHOOLBOY IN VIRTUAL REALITY» AS THE CONDITION OF THE DEVELOPMENT OF THE SCHOOLBOY’S PERSONALITY IN PEDAGOGICAL MEDIUM OF VIRTUAL REALITY

Т.П. Кадубец
В статье раскрывается актуальность учета в современной социокультурной ситуации, педагогической практике позитивных и негативных функций виртуальной реальности и использования ее как средства развития личности школьника. В качестве альтернативы массовой культуры виртуальных сред в сети ИНТЕРНЕТ предлагается организация в школе педагогической среды виртуальной реальности. Конкретный путь развития личности школьника в такой среде, «качество пространства» представлен комплексной целевой программой «Школьник в виртуальной реальности». В статье представлена структура и аннотация разделов вышеуказанной программы. Ключевые слова: Виртуальная реальность, педагогическая среда виртуальной реальности, качество пространства, стратегия воспитания школьников.
In the article is revealed the urgency of the calculation in the modern sociocultural situation, pedagogical experience of positive and negative functions of virtual reality and using it as the methods of development of the schoolboy’s personality. As an alternative of mass culture of virtual mediums in the INTERNET it is proposed the organization of pedagogical medium of virtual reality at school. The concrete way of development of the schoolboy’s personality in such medium, «The quality of space» is presented by the complex special program «Schoolboy in virtual reality». There is structure and an abstract of the above-mentioned program’s issues in this article. Keywords: Virtual reality, pedagogical medium of virtual reality, quality of space, strategy of schoolchildren’s education.

Всемирная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ, как составная часть виртуальной реальности, предоставляет совершенно уникальные возможности для диалога человека с наукой и культурой. Но технократизация мышления, отсутствие механизма правового регулирования проблем связанных с защитой детей от информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию заставляют педагогов задуматься о скрытых сущностях виртуальной реальности.

Опыт взаимодействия школьников с виртуальной реальностью обогащает личность новыми знаниями, эмоциями и имеет большое значение, потому как ребенок получает возможность постижения мира в режиме он-лайн и интерактивно участвовать в процессе культурного развития общества. Вопрос только в том, чтобы отвлечь ребенка от разрушающей душу информации, направить его деятельность на формирование системы ценностных ориентаций, которая в дальнейшем имманентно будет определять его жизненный путь.

Негативное воздействие на детей средств массмедиа, виртуальной реальности можно преодолеть в условиях целесообразно организованной педагогической среды виртуальной реальности. Такая среда позволяет вырабатывать навыки активного исследовательского отношения к окружающему миру, общечеловеческим ценностям, вовлекает субъекта в эмоциональное переживание различных деятельностей, развивает творчество и самостоятельность. Под педагогической средой виртуальной реальности мы понимаем воспитывающую среду, динамическим компонентом которой является виртуальная реальность единого информационного образовательного пространства, которая увлекает, движет, охватывает ребенка, властвует и программирует его поведение. Статичным компонентом являются локализованные участки среды (клубы, студии, сообщества), содержательно наполненные, позволяющие прогнозировать и управлять процессом воспитания школьников. Процесс воспитания обеспечивается активной реальной деятельностью школьника в педагогической среде виртуальной реальности. Проявление общечеловеческих ценностей выступает в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения.

«Качество пространства» педагогической среды виртуальной реальности, обеспечено комплексной целевой программой «Школьник в виртуальной реальности».

Структура программы «Школьник в виртуальной реальности»

Введение

Здесь обозначена актуальность проблемы воспитания школьника в современных социокультурных условиях.

Разделы программы

Раздел 1. «Стратегия воспитания школьника в педагогической среде виртуальной реальности школы» рассматривается как процесс становления и совершенствования его как личности и члена информационного общества с учетом новых факторов, педагогических условий. Определены основные методологические подходы: средовой, аксиологический и информацинно-коммуникативный, ключевые идеи стратегии воспитания школьника в педагогической среде виртуальной реальности: цель, основные виды, содержание и формы деятельности, условия эффективности воспитания школьника, система ценностных ориентаций.

Раздел 2. «Организация педагогической среды виртуальной реальности» посвящен характеристике признаков и свойств педагогической среды виртуальной реальности, ее функции. Здесь же определены механизмы деятельности по организации педагогической среды виртуальной реальности: виртуального педагогического полигона VIPP, включающего формы вовлечения школьников в различные виды деятельности - познавательную, игровую, коммуникативную, творческую; создание и деятельность школьного учебно-игрового портала.

Раздел 3. «Содержание воспитания в педагогической среде виртуальной реальности» в рамках воспитательной системы нашей школы определено как устойчиво-позитивное отношение к ценностям Человек, Природа, Общество:

Формирование представлений (знаний) о ценностном отношении Человека к Природе.

Формирование ценностного отношения к Человеку как феномену мира.

Формирование ценностного отношения к Обществу как социальной среде Человека.

Раздел 4. «Формы и методы организации педагогического взаимодействия в педагогической среде виртуальной реальности». Программа «Школьник в виртуальной реальности» предполагает занятия школьников как в традиционной классно-урочной системе, так и в дистанционном самостоятельно-консультационном режиме.

Раздел 5. «Нормативно-диагностическое сопровождение» программы «Школьник в виртуальной реальности» состоит из характеристики уровней воспитанности школьников по конкретным критериям и показателям, из совокупности диагностических методик, расположенных в определенной последовательности, а также конкретного содержания этих методов.

Критерии эффективности формирования ценностного отношения школьника к Человеку, природе, Обществу

Ценностное отношение к Человеку как части Природы

Знания о Человеке как части Природы

Умения сохранять Природу

Ценностное отношение к Человеку как феномену мира

Знания о Человеке как феномене мира, о медиаобразованности как качестве личности современного человека

Умения относиться к Человеку как таковому, как другому, как иному

Ценностное отношение к Обществу как социальной среде Человека

Знания об Обществе как социальной среде Человека

Умения согласовывать свои действия и деятельность людей в обществе

Уровень воспитанности (сформированности ценностного отношения к Человеку, Природе, Обществу) определяется при помощи анкетирования эффективности воспитания (по П.В.Степанову), тестирования социализированности личности учащегося (по М.И.Рожкову), само- и взаимоанализа школьниками и педагогами-руководителями клубов хода и результатов деятельности. Методы изучения уровня воспитанности школьников расположены во времени (сроки определяются педагогами-организаторами).

Предложенная выше модель организации педагогической среды виртуальной реальности направлена на формирование и развитие отношения школьников к ценностям Человек, Природа, Общество, но возможна организация подобных педагогических сред виртуальной реальности, формирующих другие общечеловеческие ценности. Можно с достаточной уверенностью предположить, что, чем больше будет таких педагогических сред виртуальной реальности, тем меньше ребенок будет подвержен хаотическому, бессистемному, растлевающему влиянию виртуальной реальности сети ИНТЕРНЕТ в современной социокультурной ситуации.

Список литературы

  • 1. Ван Поведская Е., Суворов А.В., Корнакова К. и др. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. - СПб: Речь, 2007. - 320 с.
  • 2. Веряев А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства [Электронный ресурс]
  • 3. Доклад рабочей группы совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию «Школа 2020. Какой мы её видим?» - М., - 2008. - С. 23 www.rsr-online.ru/doc/norm/283.doc
  • 4. Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: Автореф. дисс. канд. филос. наук. - М., - 1999. - с. 15.
  • 5. Калмыков А.А. Хачатуров Л.А. Организация виртуальных образовательных сред. // Научное обеспечение открытого образования: Научно-методический и информационный сборник. - М.: МЭСИ, - 2000. - С. 86-101.
  • 6. Степанов П.В. и др. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. - М., 2003.
  • 7. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры [Текст] / Н.Е.Щуркова. - М., 1997, с. 14.
  • 8. Яковлев А.И. Виртуальная реальность - новая информационная технология человеко-машинного взаимодействия. - М.: «Путь», 1999, с. 78.