Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

Агамова О.Д. 1
1 Астраханский государственный университет, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ
В статье особое внимание уделяется проблемам образовательного процесса, а в частности влиянию технологического прогресса на процесс обучения, падение культурно-нравственных ценностей подростков в связи с вольным распространением информации, рассматривается проблема индивидуализации работы студентов и их предпочтения дистанционным формам обучения, а также необходимость разработки оптимальных методов обучения, отвечающим государственным стандартам. Объектом исследования являются подростки разной возрастной категории. Предметом исследования является влияние технологического прогресса на сознание подростка и дальнейшее формирование его мировоззрения в соответствии с морально-нравственной составляющей человеческой сущности. Цель нашего исследования – показать влияние технологического прогресса на качество учебного процесса, а также рассмотреть различные формы обучения и необходимость разработки такого подхода к обучению, который способствовал бы формированию морально-нравственных принципов жизни человека.
педагогическая технология воспитания
технология обучения
формы и методы обучения
индивидуализация
гуманитаризация
образовательные организации
процесс познания
технологический прогресс
2. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
4. Большой психологический словарь / сост. Мещериков Б., Зинченко В./ Олма-пресс, 2002.
5. Большой энциклопедический словарь 2002 (2-е изд., перераб. и доп., с ил.; ISBN 5-85270-160-2, ISBN 5-7711-0004-8.
6. Волынкин В.И. Личность и ее саморазвитие: к истокам человека и личности: учеб. пособие для – педагогика ; начальное образование; социальная педагогика / В.И. Волынкин. – Астрахань: Астраханский ун-т, 2008. – 154 с.
7. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. – М.: Просвещение, 1982. – 429 с.
8. Кудрявцева Л.Д. Современное общество и нравственность. – С. 1-5.
9. Романовская И.А., Хафизуллина И.Н. Представление будущих учителей о проблемах качества образования // Вектор науки ТГУ Серия психология и педагогика. – 2012. – № 3. – С. 180-183.
10. Шакиров И.А. Антропологические основы образовательного процесса: монография. – Астрахань: Изд-во АГУ, 2011. – 132 с.
11. Образовательный портал http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37890.php
12. Электронные лекции. Социология http://immemoreal.com/sociot14r3part1.html
13. Закон об образовании РФ http://ipipip.ru/zakon-ob-obrazovanii-2/
14. Развивающие педагогические технологии http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps13.html
Образовательная сфера претерпевает колоссальные изменения на фоне стремительного и непрерывного технологического процесса, затронувшего весь мир. Цель нашего исследования - показать влияние технологического прогресса на качество учебного процесса, а также рассмотреть различные формы обучения и необходимость разработки такого подхода к обучению, который способствовал бы формированию морально-нравственных принципов жизни человека.

Жизнь в современном технологически развивающемся мире требует от личности соответствующего подхода к различным событиям и быстроту реакции на новые непредсказуемые ситуации. Апеллируя такими емкими по смыслу терминами, как «современный», «развивающийся», «события», «непредсказуемость», нельзя не отметить, что они образуют некий эмоциональный фон, который непосредственно связан с характером постиндустриального общества. Ключевым моментом всего развития является движение, а движение, в свою очередь, зависит от скорости. Скорость определяет количественный аспект развития тех или иных событий в жизни человека и непосредственно связана с технологическим процессом. Таким образом, наука и техника играют огромную роль в жизни современного человека, оказывая существенное влияние на его жизнедеятельность.

В жизни подрастающего поколения скорость играет важную роль, поскольку в зависимости от того, с какой скоростью человек выполняет то или иное действие, он получает тот или иной результат. С развитием технологий стало возможным «сделать быстро и качественно». Различные компьютерные устройства позволяют человеку справляться с заданием намного быстрее и качественнее, затрачивая минимум сил и энергии. Но тем не менее времени не становится больше, наоборот, чем быстрее развивается мир, тем стремительнее летит время. Данная тенденция, на наш взгляд, несет угрозу нравственным ценностям, ибо результат (по мнению 63 % опрошенных нами учащихся старших классов 127-й школы города Москвы) должен быть достигнут любыми средствами.

С появлением новых технических устройств изменения затронули и сферу образования. Практически во всех учебных организациях встает вопрос о пересмотре методик преподавания. Оснащение аудиторий компьютерными технологиями уже по праву можно считать вчерашним днем, поскольку мы стоим на этапе глобальных открытий в сфере нано-технологий. Но тем не менее многие учебные организации с трудом перестраиваются с классически принятых методов образовательных стандартов на инновационные. Отчасти это связано с экономической ситуацией в стране и морально-ориентированными принципами. Если говорить об экономической ситуации в России, то важно помнить об ее огромной территории и соответствующих трудностях внедрения инновационных процессов на периферии страны. Что касается морально-ориентированных принципов, следует подчеркнуть, что в России проживает огромное количество людей самых разных национальностей, нравов и моральных принципов. У многих народов доминируют патриархальные, консервативные, традиционные нравственные установки, что оказывает тормозящий фактор на развитие, однако здоровый консерватизм также может быть благотворным для сохранения нравственности. Кроме того, необходимо подчеркнуть самобытность народов и силу духа, что ведет к фронтальному столкновению идей, принципов и целей государственной политики. Страна, тем более такая большая, как Россия, включает в себя не только технически развитые города, но и отстающие в технологическом развитии населенные пункты, где по сей день действуют устаревшие формы обучения, а иногда и программы, не соответствующие ФГОС. Наши опросы учащихся ГБОУ СОШ № 1466 г. Москвы показали, что 87 % старшеклассников считают современные технологии эффективным способом повышения их мотивации к образованию.

Нравственное воспитание все чаще реализуется в образовательном процессе. Говоря об образовательном процессе, мы имеем ввиду не только получаемые знания, но и общественно организованный и нормированный процесс передачи информации последующим поколениям, в том числе и нравственной. На сегодняшний день сам процесс познания может выглядеть по-разному. Если рассматривать познание с точки зрения получения знаний, то стоит отметить индивидуальность этого выбора. Следовательно, имея широкий выбор формы получения знаний, реципиент все чаще не задумывается о методах обучения, которые играют немаловажную роль в процессе обучения. В век глобальной модернизации человек старается получить все и сразу, не задумываясь о важности самого процесса, так как бытует тенденция, что сам процесс не столь важен, сколь важен его результат. Так, в образовании наблюдаются различия в методиках преподавания и изучения тех или иных дисциплин. Но следует отметить общность цели всех методик, а именно - соответствие современному пониманию образования. Согласно «Закону Российской Федерации об образовании» от 21 декабря 2012 года, «Образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [13].

Ключевыми моментом в данном законе является то, что умения и знания, прививаемые человеку, должны быть определенного объема и сложности. Это значит, что уровень сложности и объем материала не должен превышать или быть ниже заданного стандарта. Скорость получения знания должна быть оптимальной для адекватного восприятия и запоминания информации. Объем материала, который ученик должен освоить, также зависит от его индивидуальных характеристик, а качество предлагаемого к изучению материала напрямую зависит от наличия соответствующих учебных материалов, программ, методов и оснащения учебной организации. Это важно, так как в современном мире образованность, на наш взгляд, имеет нравственное значение, а невежественность становиться опасной характеристикой личности.

Проводя исследования в области различных методов и форм обучения, становится понятным, что наибольшим спросом пользуются те учебные организации, которые являются более модернизированными и отвечающими требованиям самого обучаемого. Все большую популярность приобретают дистанционные формы обучения, отличающиеся меньшей затратой энергии и сил и большей эффективностью в плане получения информации. Проще говоря, человек становится более компетентным в информатике, благодаря технике приобретает свободу выбора и самовыражения. Но тем не менее существуют люди, знающие о таких формах обучения, а иногда и о компьютерах лишь понаслышке. Поэтому, говоря об образовательном законе, можно сделать вывод о том, что далеко не все получают знания и приобретают умения в заданной ФГОС степени, так с технологической точки зрения в нашей стране еще есть места, где необходимо компьютерное оснащение. Подобные явления могут заметно снизить мотивацию учащейся молодежи.

Следовательно, в стране необходимо:

1. Ввести единую систему моделирования учебного процесса.

2. Сократить количество частных школ и негосударственных учебных организаций, если они не обеспечивают инновационный процесс.

3. Выделить достаточные средства на компьютеризацию всех учебных организаций и переоборудования педагогов.

4. Создать базовую программу информационного образования для каждой учебной организации с ее дальнейшим подуровневым делением. В каждой учебной организации, будь то дошкольное учебное заведение, школа, гимназия, лицей, СПО, ВУЗ, необходимо разработать базу данных с классификацией методов организации образовательного процесса для каждого отдельного уровня.

Наряду с гуманитаризацией и индивидуализацией обучения, в середине 80-х годов произошла революция и перестройка не только экономического и государственного плана, но и неоднозначная перестройка взглядов и моральных принципов молодежи. Результат стихийного влияния информационных технологий очевиден. В связи с падением морально-нравственных принципов общества необходимость введения критериев воспитания в образовательный процесс возрос. В связи с чем, наряду с усовершенствованием форм обучения, нужно говорить также об обновлении форм и методов воспитания.

Прибегая к определению понятия «метод», необходимо сказать о том, что «метод - это, главным образом, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [5].

В этом смысле вопрос гуманитаризации и индивидуализации обучения предполагает, что образование должно стать доступным, а компьютеризация упрощает доступ человека к различной информации, предполагая самостоятельное изучение учащимся той или иной образовательной задачи. Соответственно методика преподавания намного усложнилась, так как в обязанности педагога входит теперь предоставление современного научного материала и технологическая проверка домашнего задания, что не исключает и организацию самопроверки учащегося. Сегодня, в век бесконтрольной информационной глобальной системы, встает вопрос о защите моральных принципов подрастающего поколения, разработки новой методики обучения, включающей не только процесс познания, но и воспитательную функцию преподавателя. Воспитательная работа преподавателя должна отвечать всем принятым с технической точки зрения стандартам. Это так называемая педагогическая технология воспитания.

Педагогическая технология воспитания - это процесс формирования у учащегося представлений и отношений, развитие интересов для дальнейшего исследования и самореализации, а также, по нашему мнению, привитие морально-нравственных качеств.

В то же время технология обучения включает в себя не только образовательный процесс, но и постоянный поиск новых идей и методов преподавания, так как постоянно развивающийся мир требует от преподавателя усовершенствования образовательного процесса и стремления к новым исследованиям.

Преимущества технологического прогресса огромны, необходимо только использовать его во благо подрастающего поколения и нравственности. Исследуя и открывая новые методы обучения, следует увлекать познанием, направлять развитие и вселять надежду.

Рецензенты:

Воронцова Т.В., д.п.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «ПНИИАЗ», г. Астрахань.

Семчук Н.М., д.п.н., профессор, декан аграрного факультета АГУ, г. Астрахань.


Библиографическая ссылка

Агамова О.Д. ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15559 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252