Жизнь в современном технологически развивающемся мире требует от личности соответствующего подхода к различным событиям и быстроту реакции на новые непредсказуемые ситуации. Апеллируя такими емкими по смыслу терминами, как «современный», «развивающийся», «события», «непредсказуемость», нельзя не отметить, что они образуют некий эмоциональный фон, который непосредственно связан с характером постиндустриального общества. Ключевым моментом всего развития является движение, а движение, в свою очередь, зависит от скорости. Скорость определяет количественный аспект развития тех или иных событий в жизни человека и непосредственно связана с технологическим процессом. Таким образом, наука и техника играют огромную роль в жизни современного человека, оказывая существенное влияние на его жизнедеятельность.
В жизни подрастающего поколения скорость играет важную роль, поскольку в зависимости от того, с какой скоростью человек выполняет то или иное действие, он получает тот или иной результат. С развитием технологий стало возможным «сделать быстро и качественно». Различные компьютерные устройства позволяют человеку справляться с заданием намного быстрее и качественнее, затрачивая минимум сил и энергии. Но тем не менее времени не становится больше, наоборот, чем быстрее развивается мир, тем стремительнее летит время. Данная тенденция, на наш взгляд, несет угрозу нравственным ценностям, ибо результат (по мнению 63 % опрошенных нами учащихся старших классов 127-й школы города Москвы) должен быть достигнут любыми средствами.
С появлением новых технических устройств изменения затронули и сферу образования. Практически во всех учебных организациях встает вопрос о пересмотре методик преподавания. Оснащение аудиторий компьютерными технологиями уже по праву можно считать вчерашним днем, поскольку мы стоим на этапе глобальных открытий в сфере нано-технологий. Но тем не менее многие учебные организации с трудом перестраиваются с классически принятых методов образовательных стандартов на инновационные. Отчасти это связано с экономической ситуацией в стране и морально-ориентированными принципами. Если говорить об экономической ситуации в России, то важно помнить об ее огромной территории и соответствующих трудностях внедрения инновационных процессов на периферии страны. Что касается морально-ориентированных принципов, следует подчеркнуть, что в России проживает огромное количество людей самых разных национальностей, нравов и моральных принципов. У многих народов доминируют патриархальные, консервативные, традиционные нравственные установки, что оказывает тормозящий фактор на развитие, однако здоровый консерватизм также может быть благотворным для сохранения нравственности. Кроме того, необходимо подчеркнуть самобытность народов и силу духа, что ведет к фронтальному столкновению идей, принципов и целей государственной политики. Страна, тем более такая большая, как Россия, включает в себя не только технически развитые города, но и отстающие в технологическом развитии населенные пункты, где по сей день действуют устаревшие формы обучения, а иногда и программы, не соответствующие ФГОС. Наши опросы учащихся ГБОУ СОШ № 1466 г. Москвы показали, что 87 % старшеклассников считают современные технологии эффективным способом повышения их мотивации к образованию.
Нравственное воспитание все чаще реализуется в образовательном процессе. Говоря об образовательном процессе, мы имеем ввиду не только получаемые знания, но и общественно организованный и нормированный процесс передачи информации последующим поколениям, в том числе и нравственной. На сегодняшний день сам процесс познания может выглядеть по-разному. Если рассматривать познание с точки зрения получения знаний, то стоит отметить индивидуальность этого выбора. Следовательно, имея широкий выбор формы получения знаний, реципиент все чаще не задумывается о методах обучения, которые играют немаловажную роль в процессе обучения. В век глобальной модернизации человек старается получить все и сразу, не задумываясь о важности самого процесса, так как бытует тенденция, что сам процесс не столь важен, сколь важен его результат. Так, в образовании наблюдаются различия в методиках преподавания и изучения тех или иных дисциплин. Но следует отметить общность цели всех методик, а именно - соответствие современному пониманию образования. Согласно «Закону Российской Федерации об образовании» от 21 декабря 2012 года, «Образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [13].
Ключевыми моментом в данном законе является то, что умения и знания, прививаемые человеку, должны быть определенного объема и сложности. Это значит, что уровень сложности и объем материала не должен превышать или быть ниже заданного стандарта. Скорость получения знания должна быть оптимальной для адекватного восприятия и запоминания информации. Объем материала, который ученик должен освоить, также зависит от его индивидуальных характеристик, а качество предлагаемого к изучению материала напрямую зависит от наличия соответствующих учебных материалов, программ, методов и оснащения учебной организации. Это важно, так как в современном мире образованность, на наш взгляд, имеет нравственное значение, а невежественность становиться опасной характеристикой личности.
Проводя исследования в области различных методов и форм обучения, становится понятным, что наибольшим спросом пользуются те учебные организации, которые являются более модернизированными и отвечающими требованиям самого обучаемого. Все большую популярность приобретают дистанционные формы обучения, отличающиеся меньшей затратой энергии и сил и большей эффективностью в плане получения информации. Проще говоря, человек становится более компетентным в информатике, благодаря технике приобретает свободу выбора и самовыражения. Но тем не менее существуют люди, знающие о таких формах обучения, а иногда и о компьютерах лишь понаслышке. Поэтому, говоря об образовательном законе, можно сделать вывод о том, что далеко не все получают знания и приобретают умения в заданной ФГОС степени, так с технологической точки зрения в нашей стране еще есть места, где необходимо компьютерное оснащение. Подобные явления могут заметно снизить мотивацию учащейся молодежи.
Следовательно, в стране необходимо:
1. Ввести единую систему моделирования учебного процесса.
2. Сократить количество частных школ и негосударственных учебных организаций, если они не обеспечивают инновационный процесс.
3. Выделить достаточные средства на компьютеризацию всех учебных организаций и переоборудования педагогов.
4. Создать базовую программу информационного образования для каждой учебной организации с ее дальнейшим подуровневым делением. В каждой учебной организации, будь то дошкольное учебное заведение, школа, гимназия, лицей, СПО, ВУЗ, необходимо разработать базу данных с классификацией методов организации образовательного процесса для каждого отдельного уровня.
Наряду с гуманитаризацией и индивидуализацией обучения, в середине 80-х годов произошла революция и перестройка не только экономического и государственного плана, но и неоднозначная перестройка взглядов и моральных принципов молодежи. Результат стихийного влияния информационных технологий очевиден. В связи с падением морально-нравственных принципов общества необходимость введения критериев воспитания в образовательный процесс возрос. В связи с чем, наряду с усовершенствованием форм обучения, нужно говорить также об обновлении форм и методов воспитания.
Прибегая к определению понятия «метод», необходимо сказать о том, что «метод - это, главным образом, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [5].
В этом смысле вопрос гуманитаризации и индивидуализации обучения предполагает, что образование должно стать доступным, а компьютеризация упрощает доступ человека к различной информации, предполагая самостоятельное изучение учащимся той или иной образовательной задачи. Соответственно методика преподавания намного усложнилась, так как в обязанности педагога входит теперь предоставление современного научного материала и технологическая проверка домашнего задания, что не исключает и организацию самопроверки учащегося. Сегодня, в век бесконтрольной информационной глобальной системы, встает вопрос о защите моральных принципов подрастающего поколения, разработки новой методики обучения, включающей не только процесс познания, но и воспитательную функцию преподавателя. Воспитательная работа преподавателя должна отвечать всем принятым с технической точки зрения стандартам. Это так называемая педагогическая технология воспитания.
Педагогическая технология воспитания - это процесс формирования у учащегося представлений и отношений, развитие интересов для дальнейшего исследования и самореализации, а также, по нашему мнению, привитие морально-нравственных качеств.
В то же время технология обучения включает в себя не только образовательный процесс, но и постоянный поиск новых идей и методов преподавания, так как постоянно развивающийся мир требует от преподавателя усовершенствования образовательного процесса и стремления к новым исследованиям.
Преимущества технологического прогресса огромны, необходимо только использовать его во благо подрастающего поколения и нравственности. Исследуя и открывая новые методы обучения, следует увлекать познанием, направлять развитие и вселять надежду.
Рецензенты:
Воронцова Т.В., д.п.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «ПНИИАЗ», г. Астрахань.
Семчук Н.М., д.п.н., профессор, декан аграрного факультета АГУ, г. Астрахань.