Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Бондаренко Н.Г. 1
1 АНО ВПО «Московский областной гуманитарный институт»
В статье раскрывается содержание проведенного автором анализа дидактических свойств и функций мобильного обучения. Представлена разработанная в ходе проведенного анализа классификация дидактических свойств и функций мобильного обучения. В основу классификации дидактических свойств и функций мобильного обучения положены два признака мобильного обучения (дидактический и технологический). К основным дидактическим свойствам мобильного обучения мы относим по: дидактическому признаку мобильного обучения – 10 свойств; технологическому признаку мобильного обучения – 11 свойств. К основным дидактическим функциям мобильного обучения мы относим по: дидактическому признаку мобильного обучения – 11 функций; технологическому признаку мобильного обучения – 5 функций.
дидактические свойства и функции
мобильное обучение
1. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко и др. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 544 с.
2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
3. Капранчикова, К.В. Методика обучения иностранному языку студентов на основе мобильных технологий (английский язык, направление подготовки «Юриспруденция») : дис. … канд пед. наук : 13.00.02 / Капранчикова Ксения Владимировна. – Тамбов, 2014. – 220 с.
4. Куклев, В.А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Куклев Валерий Александрович. – Ульяновск, 2010. – 515 с.
5. Кулагин, В.П. Информационные технологии в сфере образования / В. П. Кулагин, В. В. Найханов, Б. Б. Овезов, И. В. Роберт, Г. В. Юрасов. – М. : Янус-К, 2004. – 248 с.
6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.
7. Сысоев, П.В. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку: теория и практика: монография / П. В. Сысоев. – М. : Глосса-пресс, 2012. – 252 с.
Развитие возможностей мобильных электронных устройств и информационно-коммуникационных сетей имеет значительную динамику. Очевидно, что мобильные устройства (телефоны, смартфоны и планшеты и др.) активно применяются в обучении. Они доступны большинству обучающихся в нашей стране, но процесс интеграции этих средств в образовательный процесс идет не достаточно активно по сравнению со многими зарубежными странами. Этот аспект обусловливает необходимость исследования и педагогического осмысления мобильного обучения как современного феномена. Одной из проблем, тормозящих внедрение мобильного обучения в образовательную практику, является отсутствие фундаментальных исследований дидактических свойств и функций мобильного обучения.

Согласно определению Е.С. Полат [6, с.154], под дидактическими свойствами средств обучения понимаются те качества, которые могут быть использованы с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Можно найти и другие подходы к определению дидактических свойств. Так, под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе информационно-коммуникационных технологий, следует понимать природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе [2, 5]. По мнению П.В. Сысоева, под дидактическими свойствами мобильных технологий следует понимать основные характеристики и признаки, отличающие одни информационные технологии от других [7].

Дидактические функции - это внешнее проявление свойств средств обучения в учебно-воспитательном процессе, характеризующие их назначение, роль и место в учебном процессе [6, с. 159]. Сходное по смыслу понимание дидактических функций находим в других работах, в которых:

- под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач [1];

- дидактические функции - это внешние проявления мобильных технологий [7].

Анализ исследований мобильных технологий позволяет авторам выделить дидактические свойства и функции. К.В. Капранчикова в своем исследовании указывает на следующие:

1) дидактические свойства:

- доступность через мобильные устройства;

- возможность хранения и передачи информации разных форматов (текстовой, графической, видео-, аудио-);

- возможность размещения комментариев или внесения изменений в контент;

- возможность использования в качестве информационно-справочных ресурсов;

2) дидактические функции:

- информатизация учебного процесса;

- формирование информационной культуры обучающихся;

- возможность организации сетевого обсуждения на базе мобильных технологий;

- возможность выполнения групповых и индивидуальных проектов на базе мобильных технологий;

- организация поисково-исследовательской работы;

- развитие умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся;

- реализация педагогической технологии «обучение в сотрудничестве»;

- развитие познавательной деятельности обучающихся;

- развитие профессиональных умений в изучаемой области знания;

- развитие продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование и чтение) видов речевой деятельности;

- формирование языковых навыков речи обучающихся (грамматических и лексических);

- формирование социокультурной и межкультурной компетенций [3, с. 49-50].

В.А. Куклев выделяет и описывает дидактические свойства мобильных технологий по двум основаниям:

1) по представлению информации;

2) по организации учебного процесса отдельных мобильных технологий:

а) электронной почты;

б) форума;

в) видеоконференции;

г) блога;

д) сервисов Web 2.0.

Среди дидактических функций мобильного обучения автор указывает на:

1) познавательную;

2) диагностическую;

3) адаптационную;

4) пропедевтическую;

5) ориентационную;

6) функцию управления учебной деятельностью;

7) контроля;

8) прогностическую [4, с. 137-145].

Анализ и обобщение идей, изложенных в работах ученых в области информатизации образования, собственная практика организации мобильного обучения позволили нам выделить следующие дидактические свойства и функции мобильного обучения с учетом двух признаков мобильного обучения (дидактического и технологического).

К основным дидактическим свойствам мобильного обучения мы относим следующие:

а) относительно дидактического признака мобильного обучения к дидактическим свойствам мобильного обучения:

1) приобретение, усвоение и закрепление полученных знаний и умений в практических навыках в процессе работы с образовательным контентом;

2) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов за счет представления изучаемых явлений в развитии и динамике;

3) овладение метакогнитивными стратегиями работы с образовательным контентом;

4) развитие информационно-коммуникационных, личностных и деловых компетенций;

5) повышение уровня мотивации обучающихся при обучении за счет привлечения разнообразных форм и видов учебной деятельности;

6) развитие рефлексии и критического мышления;

7) возможность оценивания полученных знаний, умений, навыков и компетенций;

8) общение обучающихся с преподавателем и другими участниками образовательных отношений;

9) формирование индивидуальной образовательной траектории;

10) персонализация, за счет индивидуализации и дифференциации обучения;

б) относительно технологического признака мобильного обучения к дидактическим свойствам мобильного обучения:

1)  возможность организации учебной деятельности обучающихся в ходе аудиторных и во время внеаудиторных занятий;

2) возможность организации автономной самостоятельной индивидуальной работы обучающихся;

3) мультимедийность отображения информации в текстовом, графическом, аудио-, видео-, анимационном формате, информационная насыщенность и реальность отображения действительности;

4) перцептивная насыщенность, богатство изобразительных приемов и эмоциональная выразительность;

5) операциональные возможности выполнения различных действий с информацией (поиск, анализ, структурирование, хранение, обработка, редактирование, создание, передача и др.), в том числе совместное генерирование и создание, редактирование и обмен информацией и образовательным контентом;

6) асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и обучающимися;

7) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

8) получение автоматического уведомления о поступлении новой информации или образовательного контента за счет puch-уведомлений;

9) автоматическое распространение информации и образовательного контента большому числу пользователей - участников образовательных отношений;

10) доступность и возможность свободного поиска образовательного контента;

11) оптимизация использования учебного времени.

К основным дидактическим функциям мобильного обучения мы относим следующие:

а) относительно дидактического признака мобильного обучения к дидактическим функциям мобильного обучения:

1) когнитивно-образовательная - удовлетворение личных интеллектуальных, профессиональных, информационных потребностей обучающихся;

2) коммуникативная - удовлетворение потребности в общении, развитии умений обучающегося формулировать, высказывать, аргументировать и выражать собственную точку зрения;

3) развивающая - развитие новых умений, навыков и компетенций (информационных, коммуникативных, академических, социальных и др.), мышления, пространственного воображения, наблюдательности, творческих способностей обучающихся, их личностных и профессиональных качеств;

4) пропедевтическая - реализация педагогической поддержки обучающихся в образовательном процессе, отбор оптимальных и эффективных технологий обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

5) справочная - обеспечение возможности расширения знаний по учебной проблеме;

6) контролирующая - обеспечение возможности контроля деятельности обучающихся, синхронно или асинхронно, выявление пробелов в подготовке, выполнение дидактических тестов;

7) диагностическая - определение склонностей и способностей обучающихся, выявление уровня их подготовленности, индивидуально-психологических особенностей и направленности личности для формирования траектории развития;

8) мотивационно-активизационная - реализуется за счет способности мотивировать обучающихся путем применения оригинальных и новых вариантов представления образовательного контента, активизировать учебную деятельность обучающихся, способствуя сознательному усвоению материала;

9) прогностическая (прогнозирование потенциальных возможностей обучаемого в освоении нового материала);

10) ориентационная - формирование у обучающихся готовности к осознанному и самостоятельному построению траектории профессионального развития, практическая подготовка к профессиональной деятельности;

11) организационно-оптимизационная - реализуется в возможности оптимизировать организацию образовательного процесса через выбор форм и методов обучения и реализацию персонализации (дифференциации и индивидуализации) обучения, а также интенсификации всех уровней учебной деятельности;

б) относительно технологического признака мобильного обучения к дидактическим функциям мобильного обучения:

1) наглядности и интегративности - реализуется за счет мультимедийного и интерактивного характера представления и взаимодействия с мобильными электронными устройствами и образовательным контентом, в ходе чего обеспечиваются возможности рассматривать изучаемый объект, явление или процесс и как часть, и как целое;

2) информационная - реализуется за счет того, что мобильные электронные устройства, как средства обучения, являются непосредственными источниками информации, а также в возможности выполнения различных операций с информацией увеличивать ее объем;

3) управленческая - реализации как внешнего управления учебной деятельностью обучающихся, так и самоуправления учебной деятельностью, основанные на гибкости, адаптивности и учете индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;

4) интерактивная - обеспечение взаимодействия между участниками образовательных отношений в трех типах: «обучающийся - содержание обучения», «обучающийся - преподаватель», «обучающийся - обучающийся», за счет различных каналов и вариантов связи;

5) адаптационная - поддержание благоприятных условий протекания образовательного процесса, развитие информационной культуры, организация демонстраций и самостоятельной работы, обеспечение преемственности знаний и умений проектировать индивидуальную траекторию обучения.

Таким образом, мобильное обучение, за счет присущих ей дидактических свойств и функций, обладает рядом достоинств, которые делают образовательный процесс эффективным и, в конечном итоге, способствуют качественному и гарантированному достижению поставленных образовательных целей и планируемых результатов обучения.

Рецензенты:

Белогуров А.Ю., д.п.н., профессор, заместитель директора ГБНУ «Московский институт развития образования», г. Москва;

Чудинский Р.М., д.п.н., доцент, заведующий лабораторией качества образования ГОБУ ВПО ВО «Воронежский институт инновационных систем», г. Воронеж.


Библиографическая ссылка

Бондаренко Н.Г. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15552 (дата обращения: 10.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074