Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIDACTIC FEATURES AND FUNCTIONS OF MOBILE LEARNING

Bondarenko N.G. 1
1 Moscow Regional Institute for the Humanities
The article describes the content of the author´s analysis of didactic features and functions of mobile learning. The developed in the course of the analysis, classification of didactic features and functions of mobile learning is presented. The classification of didactic features and functions of mobile learning is based on two features of mobile learning (didactic and technological). We mention the main didactic properties of mobile learning: didactic basis of mobile learning – 10 properties; technological basis of mobile learning – 11 properties. We refer the main didactic functions of mobile learning to: didactic basis of mobile learning - 11 functions; technological basis of mobile learning – 5 functions.
didactic features and functions
mobile learning
Развитие возможностей мобильных электронных устройств и информационно-коммуникационных сетей имеет значительную динамику. Очевидно, что мобильные устройства (телефоны, смартфоны и планшеты и др.) активно применяются в обучении. Они доступны большинству обучающихся в нашей стране, но процесс интеграции этих средств в образовательный процесс идет не достаточно активно по сравнению со многими зарубежными странами. Этот аспект обусловливает необходимость исследования и педагогического осмысления мобильного обучения как современного феномена. Одной из проблем, тормозящих внедрение мобильного обучения в образовательную практику, является отсутствие фундаментальных исследований дидактических свойств и функций мобильного обучения.

Согласно определению Е.С. Полат [6, с.154], под дидактическими свойствами средств обучения понимаются те качества, которые могут быть использованы с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Можно найти и другие подходы к определению дидактических свойств. Так, под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе информационно-коммуникационных технологий, следует понимать природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе [2, 5]. По мнению П.В. Сысоева, под дидактическими свойствами мобильных технологий следует понимать основные характеристики и признаки, отличающие одни информационные технологии от других [7].

Дидактические функции - это внешнее проявление свойств средств обучения в учебно-воспитательном процессе, характеризующие их назначение, роль и место в учебном процессе [6, с. 159]. Сходное по смыслу понимание дидактических функций находим в других работах, в которых:

- под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач [1];

- дидактические функции - это внешние проявления мобильных технологий [7].

Анализ исследований мобильных технологий позволяет авторам выделить дидактические свойства и функции. К.В. Капранчикова в своем исследовании указывает на следующие:

1) дидактические свойства:

- доступность через мобильные устройства;

- возможность хранения и передачи информации разных форматов (текстовой, графической, видео-, аудио-);

- возможность размещения комментариев или внесения изменений в контент;

- возможность использования в качестве информационно-справочных ресурсов;

2) дидактические функции:

- информатизация учебного процесса;

- формирование информационной культуры обучающихся;

- возможность организации сетевого обсуждения на базе мобильных технологий;

- возможность выполнения групповых и индивидуальных проектов на базе мобильных технологий;

- организация поисково-исследовательской работы;

- развитие умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся;

- реализация педагогической технологии «обучение в сотрудничестве»;

- развитие познавательной деятельности обучающихся;

- развитие профессиональных умений в изучаемой области знания;

- развитие продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование и чтение) видов речевой деятельности;

- формирование языковых навыков речи обучающихся (грамматических и лексических);

- формирование социокультурной и межкультурной компетенций [3, с. 49-50].

В.А. Куклев выделяет и описывает дидактические свойства мобильных технологий по двум основаниям:

1) по представлению информации;

2) по организации учебного процесса отдельных мобильных технологий:

а) электронной почты;

б) форума;

в) видеоконференции;

г) блога;

д) сервисов Web 2.0.

Среди дидактических функций мобильного обучения автор указывает на:

1) познавательную;

2) диагностическую;

3) адаптационную;

4) пропедевтическую;

5) ориентационную;

6) функцию управления учебной деятельностью;

7) контроля;

8) прогностическую [4, с. 137-145].

Анализ и обобщение идей, изложенных в работах ученых в области информатизации образования, собственная практика организации мобильного обучения позволили нам выделить следующие дидактические свойства и функции мобильного обучения с учетом двух признаков мобильного обучения (дидактического и технологического).

К основным дидактическим свойствам мобильного обучения мы относим следующие:

а) относительно дидактического признака мобильного обучения к дидактическим свойствам мобильного обучения:

1) приобретение, усвоение и закрепление полученных знаний и умений в практических навыках в процессе работы с образовательным контентом;

2) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов за счет представления изучаемых явлений в развитии и динамике;

3) овладение метакогнитивными стратегиями работы с образовательным контентом;

4) развитие информационно-коммуникационных, личностных и деловых компетенций;

5) повышение уровня мотивации обучающихся при обучении за счет привлечения разнообразных форм и видов учебной деятельности;

6) развитие рефлексии и критического мышления;

7) возможность оценивания полученных знаний, умений, навыков и компетенций;

8) общение обучающихся с преподавателем и другими участниками образовательных отношений;

9) формирование индивидуальной образовательной траектории;

10) персонализация, за счет индивидуализации и дифференциации обучения;

б) относительно технологического признака мобильного обучения к дидактическим свойствам мобильного обучения:

1)  возможность организации учебной деятельности обучающихся в ходе аудиторных и во время внеаудиторных занятий;

2) возможность организации автономной самостоятельной индивидуальной работы обучающихся;

3) мультимедийность отображения информации в текстовом, графическом, аудио-, видео-, анимационном формате, информационная насыщенность и реальность отображения действительности;

4) перцептивная насыщенность, богатство изобразительных приемов и эмоциональная выразительность;

5) операциональные возможности выполнения различных действий с информацией (поиск, анализ, структурирование, хранение, обработка, редактирование, создание, передача и др.), в том числе совместное генерирование и создание, редактирование и обмен информацией и образовательным контентом;

6) асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и обучающимися;

7) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

8) получение автоматического уведомления о поступлении новой информации или образовательного контента за счет puch-уведомлений;

9) автоматическое распространение информации и образовательного контента большому числу пользователей - участников образовательных отношений;

10) доступность и возможность свободного поиска образовательного контента;

11) оптимизация использования учебного времени.

К основным дидактическим функциям мобильного обучения мы относим следующие:

а) относительно дидактического признака мобильного обучения к дидактическим функциям мобильного обучения:

1) когнитивно-образовательная - удовлетворение личных интеллектуальных, профессиональных, информационных потребностей обучающихся;

2) коммуникативная - удовлетворение потребности в общении, развитии умений обучающегося формулировать, высказывать, аргументировать и выражать собственную точку зрения;

3) развивающая - развитие новых умений, навыков и компетенций (информационных, коммуникативных, академических, социальных и др.), мышления, пространственного воображения, наблюдательности, творческих способностей обучающихся, их личностных и профессиональных качеств;

4) пропедевтическая - реализация педагогической поддержки обучающихся в образовательном процессе, отбор оптимальных и эффективных технологий обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

5) справочная - обеспечение возможности расширения знаний по учебной проблеме;

6) контролирующая - обеспечение возможности контроля деятельности обучающихся, синхронно или асинхронно, выявление пробелов в подготовке, выполнение дидактических тестов;

7) диагностическая - определение склонностей и способностей обучающихся, выявление уровня их подготовленности, индивидуально-психологических особенностей и направленности личности для формирования траектории развития;

8) мотивационно-активизационная - реализуется за счет способности мотивировать обучающихся путем применения оригинальных и новых вариантов представления образовательного контента, активизировать учебную деятельность обучающихся, способствуя сознательному усвоению материала;

9) прогностическая (прогнозирование потенциальных возможностей обучаемого в освоении нового материала);

10) ориентационная - формирование у обучающихся готовности к осознанному и самостоятельному построению траектории профессионального развития, практическая подготовка к профессиональной деятельности;

11) организационно-оптимизационная - реализуется в возможности оптимизировать организацию образовательного процесса через выбор форм и методов обучения и реализацию персонализации (дифференциации и индивидуализации) обучения, а также интенсификации всех уровней учебной деятельности;

б) относительно технологического признака мобильного обучения к дидактическим функциям мобильного обучения:

1) наглядности и интегративности - реализуется за счет мультимедийного и интерактивного характера представления и взаимодействия с мобильными электронными устройствами и образовательным контентом, в ходе чего обеспечиваются возможности рассматривать изучаемый объект, явление или процесс и как часть, и как целое;

2) информационная - реализуется за счет того, что мобильные электронные устройства, как средства обучения, являются непосредственными источниками информации, а также в возможности выполнения различных операций с информацией увеличивать ее объем;

3) управленческая - реализации как внешнего управления учебной деятельностью обучающихся, так и самоуправления учебной деятельностью, основанные на гибкости, адаптивности и учете индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;

4) интерактивная - обеспечение взаимодействия между участниками образовательных отношений в трех типах: «обучающийся - содержание обучения», «обучающийся - преподаватель», «обучающийся - обучающийся», за счет различных каналов и вариантов связи;

5) адаптационная - поддержание благоприятных условий протекания образовательного процесса, развитие информационной культуры, организация демонстраций и самостоятельной работы, обеспечение преемственности знаний и умений проектировать индивидуальную траекторию обучения.

Таким образом, мобильное обучение, за счет присущих ей дидактических свойств и функций, обладает рядом достоинств, которые делают образовательный процесс эффективным и, в конечном итоге, способствуют качественному и гарантированному достижению поставленных образовательных целей и планируемых результатов обучения.

Рецензенты:

Белогуров А.Ю., д.п.н., профессор, заместитель директора ГБНУ «Московский институт развития образования», г. Москва;

Чудинский Р.М., д.п.н., доцент, заведующий лабораторией качества образования ГОБУ ВПО ВО «Воронежский институт инновационных систем», г. Воронеж.