Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КООРДИНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВНЕДРЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Николаев С.М. 1
1 Псковский филиал Федерального казенного образовательного учреждения «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»
В современных условиях реализация специального антикоррупционного образования является обязанностью государства. Первоочередного решения требует вопрос отсутствия реализации в образовании всех уровней специальных технологий формирования неприятия преступного поведения. Основной целью реализации специального антикоррупционного образования является принятие личной ответственности обучаемого за свое поведение и состояние общества. Потребностями к появлению мотива формирования неприятия коррупции выступают гармоничное развитие человека, актуализация гражданской ответственности и «выгодность» правопослушного поведения. Организатором специального антикоррупционного образования и внедрения соответствующих элементов неприятия коррупционных отношений в деятельность образовательных учреждений является координатор. Координаторы подразделяются в зависимости от образовательных уровней, а также круга реализуемых обязанностей. Они должны осознавать и принимать личную ответственность за данный вид деятельности перед обществом, обучаемыми и самим собой. Это предполагает сформированное миропонимание и восприятие реализуемой деятельности в рамках антикоррупционного образования как гражданского долга в рамках реализации действующего законодательства.
противодействие коррупции
специальное антикоррупционное образование
координатор
неприятие коррупции
1. Ахметова Н.А., Гузенко В.Н. Основы антикоррупицонного образования в современном учебном процессе // Известия Волгоградского государственного технического университета. - № 13 (116). – С. 17.
2. Гиг Дж. ван. Прикладная общая теория систем. – М., 1981.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года. – Ст. 6.
4. Новосельцев В.И. Теоретические основы системного анализа. – М., 2006. – С. 26.
5. Перченюк Р.Л., Семенова Г.Ю. Технологическое образование на основе системного подхода за рубежом // Научные исследования в образовании. – 2008. - № 8. – С. 35-38.
6. Хамдеев А.Р. Особенности к вопросу о формировании антикоррупционной культуры обучающихся // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - № 2 (76). – С. 190-191.

Антикоррупционное образование считается одним из ключевых инструментов предотвращения коррупционных преступлений и разрушения общественных отношений, построенных с нарушением социальной справедливости и ущемления гражданских прав и свобод. Проведение целенаправленной работы по формированию неприятия коррупционных отношений в современных экономических условиях является обязанностью государства. Так, в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции «каждое Государство-участник обеспечивает ... предупреждение коррупции с помощью ... расширения и распространения знаний по вопросам предупреждения коррупции» [3].

Существующая в российском обществе система различных форм коррупционных отношений, пронизывающая все сферы жизни общества, заставляет искать решение в построении специальных образовательных технологий [6]. При этом в качестве проблемных вопросов организации антикоррупционного образования, требующих первоочередного разрешения, являются:

  • отсутствие системности знаний, позволяющих формировать и развивать навыки неприятия коррупции;
  • отсутствие понятной для обучаемых цели получения знаний в сфере противодействия коррупции;
  • формирование мотивации к занятию общественно и личностно значимой деятельностью, предполагающей привитие навыков гражданственности и неприятия коррупционных проявлений [1].

В современных условиях необходимость использования системного подхода к возможности создания эффективной программы неприятия коррупционных отношений предполагает рассмотрение и приведение во взаимное соответствие множества комплексных проблем [4]. Характеризуя современное состояние неприятия гражданами коррупционных отношений как проблемы, требующей системного подхода в решении, дадим ей описание как системного явления.

Опираясь на учения об общих основах системного анализа В.И. Новосельцева [4] и других исследований систем, определим, что использование системного подхода в решении проблемы формирования неприятия коррупционных отношений направлено на:

  1. Раскрытие сущностей и взаимосвязей реализации формирования неприятия коррупции путем построения образовательной модели.
  2. Проведение всестороннего анализа возможных вариантов решения проблемы противодействия коррупции с учетом возможности внедрения системного подхода реализации специального антикоррупционного образования как одного из направлений.
  3. Подготовку модели реализации антикоррупционного образования на всех образовательных уровнях.

В качестве основных целей реализации специального организованного антикоррупционного образования выступают:

  • формирование соответствующих моральных и нравственных принципов и личностных качеств неприятия преступного поведения и коррупционных отношений;
  • осознания разрушающих для общества последствий сложившейся системы коррупционных отношений и коррупционного поведения конкретного человека;
  • принятие гражданской ответственности за последствия своего поведения, персонифицированное отношение к своей жизни;
  • изменение на этой базе коррупционных отношений в обществе и повышение эффективности противодействия коррупции.

Эффективное обучение формированию неприятия коррупционных отношений предполагает осознанное отношение к самому себе и своей жизни. Человек должен быть готов и обучен умению оценки своей деятельности в любой жизненной ситуации как неотъемлемой части жизни в социуме. Между тем, большинство граждан России не достаточно точно оценивают проблему коррупционных отношений, а также не представляют своего места в противодействии коррупции, занимаясь в большей степени оценкой поведения кого-либо.

Обобщая рассмотренные данные, представим систему непрерывного антикоррупционного образования как спираль, предполагающую гармоничную реализацию элементов антикоррупционного образования для формирования личностного неприятия коррупции. Движение спирали предполагает мотив как основной фактор и катализатор реализации совокупности всех элементов антикоррупционного образования. Потребностями к появлению мотива формирования неприятия коррупции являются: гармоничное развитие человека, актуализация гражданской ответственности и  «выгодность» правопослушного поведения. 

Для определения границ реализации антикоррупционного образования обратимся к исследованию окружающей среды, которая в зависимости от образовательных уровней и направлений реализации включает: семью, детский сад, школу, вуз (профессиональное образовательное учреждение), работу, город проживания, окружение человека, государство в целом. Системный подход организации антикоррупционного образования рассмотрен нами в контексте учения о системах Дж. ван Гига [2] и предполагает рассмотрение и учет всех общественных систем, которые оказывают влияние на поведение обучаемого, а также его влияния на окружающую среду и самого себя. 

В качестве ресурсов системного подхода реализации антикоррупционного образования выступают:

  • организаторы учебного процесса (координаторы);
  • преподавательский состав учебного заведения, их квалификация и мотивация;
  • обучаемые, их ближайшее окружение и интересы;
  • образовательное пространство;
  • семья, понимание значимости антикоррупционного образования родителями обучаемого, совместная координация действий;
  • специфические условия жизни и развития в регионе;
  • государственная политика по противодействию коррупции.

Непосредственным организатором процессов антикоррупционного образования и внедрения соответствующих элементов неприятия коррупционных отношений в деятельность образовательных учреждений является координатор. Схематично структуру координирования реализации специального антикоррупционного образования можно представить в виде схемы.

Схема. Примерная структура модели реализации специального антикоррупционного образования

На определение проблемы и целей реализации специального антикоррупционного образования существенное влияние оказывает непосредственное миропонимание координатора в рамках представленных нами выше элементов формирования неприятия коррупционных отношений. То есть на начальном этапе внедрения системного подхода обязательна диагностика и правильная оценка всех лиц, принимающих участие в реализации антикоррупционного образования.

Координаторы должны осознавать и принимать личную ответственность за данный вид деятельности перед обществом, обучаемыми и самим собой. Это предполагает сформированное  миропонимание и восприятие реализуемой деятельности в рамках антикоррупционного образования как гражданского долга в рамках реализации действующего законодательства.

Координаторы подразделяются в зависимости от образовательных уровней, а также круга реализуемых обязанностей. При реализации антикоррупционного образования без регулирования действий на уровне управления образования города (района, области) координатор контролируется непосредственно руководителем образовательного учреждения.

Требования к координатору антикоррупционного образования на всех уровнях:

  1. Личное неприятие коррупционных отношений, желание восстановить и поддерживать социальную справедливость в современном обществе.
  2. Сформированное миропонимание неприятия коррупционного поведения, предпосылок антикоррупционного образования в Российской Федерации.
  3. Понимание значимости работы по противодействию коррупции на государственном уровне, заинтересованность в успехе противодействия коррупции в государстве.
  4. Умение организовывать и координировать работу на различных уровнях организации образовательного процесса.
  5. Понимание правовой и нравственной ответственности перед самим собой, обществом в проводимой работе.
  6. Понимание сущности при системном подходе организации антикоррупционного образования, месте и задачах реализации на конкретном образовательном уровне в зависимости от вида образовательного учреждения и возрастных особенностей обучаемых.
  7. Обучение (в том числе в самостоятельном режиме с проведением самодиагностики) по формированию элементов неприятия коррупционных отношений.

В качестве основных обязанностей организатора внедрения специального антикоррупционного образования в субъекте Российской Федерации необходимо выделить:

  1. Противодействие коррупционным проявлениям при помощи специально организованного образования.
  2. Обучение координаторов по направлениям реализации и непосредственно на местах внедрению специального антикоррупционного образования.
  3. Контроль работы координаторов по направлениям реализации, внесение корректив в модель специального антикоррупционного образования.
  4. Анализ результатов реализации специального антикоррупционного образования.
  5.  Организация взаимодействия между различными образовательными уровнями, непрерывность специального антикоррупционного образования.
  6. Внесение предложений по повышению эффективности противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации.

В качестве основных обязанностей координаторов по различным образовательным направлениям необходимо выделить:

  1. Организация работы по внедрению специального антикоррупционного образования непосредственно в образовательном учреждении.
  2. Подбор координатора непосредственно в образовательных учреждениях.
  3. Организация соответствующей подготовки координаторов в образовательных учреждениях, контроль и упорядочивание их деятельность.

Непосредственно на уровне образовательного учреждения координатор, основываясь на модели системного подхода антикоррупционного образования, должен провести следующую работу:

  • определить основные направления и особенности реализации элементов формирования неприятия коррупционных отношений в рамках образовательного стандарта;
  • разработать матрицу реализации специального антикоррупционного образования;
  • разработать план реализации специального антикоррупционного образования непосредственно в образовательном учреждении.

Порядок подготовительных мероприятий к работе по формированию неприятия коррупционных отношений координатором антикоорупционного образования:

  1. Самостоятельное изучение элементов формирования неприятия коррупционных  отношений.
  2. Обучение по программе реализации модели системного подхода антикоррупционного образования, в том числе особенностям работы в конкретном образовательном учреждении.
  3. Планирование внедрения элементов антикоррупционного образования в образовательный процесс образовательного заведения в учебное и внеучебное время.
  4. Планирование работы по формированию элементов неприятия коррупции за пределами образовательного учреждения.

Алгоритм организации работы координатора антикоррупционного образования может быть следующим:

1. Оценка имеющихся в наличии сил и средств для успешной реализации совокупности элементов антикоррупционного образования. При этом должны быть оценены:

  • педагоги, работающие в образовательном учреждении;
  • особенности обучаемых, уровень их морально-нравственного развития;
  • имеющиеся у обучаемых потребности и способы их возможного удовлетворения; значимость потребностей для данной возрастной категории (выявление потребностей необходимо для их дальнейшей корректировки);
  • изучение степени возрастного стремления обучаемых, готовности, побуждающих мотивов для успешного формирования неприятия коррупционных отношений;
  • оценка состояния образовательного пространства и возможностей его максимально эффективного использования;
  • определение возможности работы с семьями обучаемых по организации образовательного процесса за пределами образовательного учреждения.

2. Определение границ рациональности использования системного подхода антикоррупционного образования и порядка его адаптации с учетом характеристик обучаемых и возможностей образовательного учреждения.

3. Оценка внешней среды обучаемых исходя из особенностей предупреждения преступности и организации противодействия коррупции в конкретном субъекте и административно-территориальном формировании региона.

4. Детальное рассмотрение матрицы системного подхода организации антикоррупционного образования, определение конкретных целей, возможностей их достижения, особенностей взаимодействия и ответственности. 

5. Подготовка плана формирования в образовательном учреждении среды неприятия коррупционных отношений и непосредственных мероприятий по реализации каждого элемента антикоррупционного образования.

Координатор в образовательном учреждении:

  • организует обучение педагогов, формирование их миропонимания в части неприятия коррупционных проявлений;
  • контролирует работу педагогов по реализации неприятия коррупционных проявлений по различным элементам;
  • лично проводит, организует и контролирует работу с родителями обучаемого по проблеме профилактики преступности в целом и неприятия коррупционным проявлениям в частности;
  • организует работу по формированию образовательного пространства профилактики преступности и неприятия коррупционных проявлений в образовательном учреждении;
  • дает предложения координатору более высокого уровня по совершенствованию профилактики преступности в целом и неприятия коррупционных отношений в частности в рамках административно-территориального образования и субъекта;
  • анализирует полученные результаты, рассматривает возможные пути совершенствования данной работы;
  • формирует в образовательном учреждении среду неприятия коррупционных отношений.

Координирование деятельности по внедрению специального антикоррупицонного образования существенно повышает эффективность и предполагает определенную последовательность действий. Системный подход организации антикоррупционного образования предполагает координирование на уровне всех общественных систем, которые оказывают влияние на поведение обучаемого, а также его влияния на окружающую среду и самого себя.

Рецензенты:

Светенко Т.В., д.п.н., профессор, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения "Псковская лингвистическая гимназия", г. Псков.

Смирнова И.Н., д.ю.н., профессор кафедры ОР и ОРД в УИС Псковского филиала Академии ФСИН России, г. Псков.


Библиографическая ссылка

Николаев С.М. КООРДИНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВНЕДРЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13567 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674