Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

COORDINATION OF SPECIAL IMPLEMENTATION ANTI-CORRUPTION EDUCATION

Nikolaev S.M. 1
1 Pskov branch of Federal State Educational Institution "Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service"
В современных условиях реализация специального антикоррупционного образования является обязанностью государства. Первоочередного решения требует вопрос отсутствия реализации в образовании всех уровней специальных технологий формирования неприятия преступного поведения. Основной целью реализации специального антикоррупционного образования является принятие личной ответственности обучаемого за свое поведение и состояние общества. Потребностями к появлению мотива формирования неприятия коррупции выступают гармоничное развитие человека, актуализация гражданской ответственности и «выгодность» правопослушного поведения. Организатором специального антикоррупционного образования и внедрения соответствующих элементов неприятия коррупционных отношений в деятельность образовательных учреждений является координатор. Координаторы подразделяются в зависимости от образовательных уровней, а также круга реализуемых обязанностей. Они должны осознавать и принимать личную ответственность за данный вид деятельности перед обществом, обучаемыми и самим собой. Это предполагает сформированное миропонимание и восприятие реализуемой деятельности в рамках антикоррупционного образования как гражданского долга в рамках реализации действующего законодательства.
In modern conditions of realization of the special anti-corruption education is the responsibility of the state. Priority issue of lack of solutions requires implementation in education at all levels of special technologies forming rejection of criminal behavior . The main objective of the special anti-corruption education is to take personal responsibility for their behavior the student and the state of society . Needs rise to a cause of rejection of corruption are the harmonious development of man , updating civil liability and " profitability " law-abiding behavior .Organizer of special anti-corruption education and implementation of appropriate elements of rejection of corruption relations activities in educational institutions is the coordinator . Coordinators are divided according to educational levels , as well as ongoing circle duties. They must understand and accept personal responsibility for this type of activity to the community and trained himself. This suggests formed outlook and perception implemented activities under the anti-corruption education as a civil debt in the framework of existing legislation.
anti-corruption
anti-corruption special education coordinator
the rejection of corruption

Антикоррупционное образование считается одним из ключевых инструментов предотвращения коррупционных преступлений и разрушения общественных отношений, построенных с нарушением социальной справедливости и ущемления гражданских прав и свобод. Проведение целенаправленной работы по формированию неприятия коррупционных отношений в современных экономических условиях является обязанностью государства. Так, в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции «каждое Государство-участник обеспечивает ... предупреждение коррупции с помощью ... расширения и распространения знаний по вопросам предупреждения коррупции» [3].

Существующая в российском обществе система различных форм коррупционных отношений, пронизывающая все сферы жизни общества, заставляет искать решение в построении специальных образовательных технологий [6]. При этом в качестве проблемных вопросов организации антикоррупционного образования, требующих первоочередного разрешения, являются:

  • отсутствие системности знаний, позволяющих формировать и развивать навыки неприятия коррупции;
  • отсутствие понятной для обучаемых цели получения знаний в сфере противодействия коррупции;
  • формирование мотивации к занятию общественно и личностно значимой деятельностью, предполагающей привитие навыков гражданственности и неприятия коррупционных проявлений [1].

В современных условиях необходимость использования системного подхода к возможности создания эффективной программы неприятия коррупционных отношений предполагает рассмотрение и приведение во взаимное соответствие множества комплексных проблем [4]. Характеризуя современное состояние неприятия гражданами коррупционных отношений как проблемы, требующей системного подхода в решении, дадим ей описание как системного явления.

Опираясь на учения об общих основах системного анализа В.И. Новосельцева [4] и других исследований систем, определим, что использование системного подхода в решении проблемы формирования неприятия коррупционных отношений направлено на:

  1. Раскрытие сущностей и взаимосвязей реализации формирования неприятия коррупции путем построения образовательной модели.
  2. Проведение всестороннего анализа возможных вариантов решения проблемы противодействия коррупции с учетом возможности внедрения системного подхода реализации специального антикоррупционного образования как одного из направлений.
  3. Подготовку модели реализации антикоррупционного образования на всех образовательных уровнях.

В качестве основных целей реализации специального организованного антикоррупционного образования выступают:

  • формирование соответствующих моральных и нравственных принципов и личностных качеств неприятия преступного поведения и коррупционных отношений;
  • осознания разрушающих для общества последствий сложившейся системы коррупционных отношений и коррупционного поведения конкретного человека;
  • принятие гражданской ответственности за последствия своего поведения, персонифицированное отношение к своей жизни;
  • изменение на этой базе коррупционных отношений в обществе и повышение эффективности противодействия коррупции.

Эффективное обучение формированию неприятия коррупционных отношений предполагает осознанное отношение к самому себе и своей жизни. Человек должен быть готов и обучен умению оценки своей деятельности в любой жизненной ситуации как неотъемлемой части жизни в социуме. Между тем, большинство граждан России не достаточно точно оценивают проблему коррупционных отношений, а также не представляют своего места в противодействии коррупции, занимаясь в большей степени оценкой поведения кого-либо.

Обобщая рассмотренные данные, представим систему непрерывного антикоррупционного образования как спираль, предполагающую гармоничную реализацию элементов антикоррупционного образования для формирования личностного неприятия коррупции. Движение спирали предполагает мотив как основной фактор и катализатор реализации совокупности всех элементов антикоррупционного образования. Потребностями к появлению мотива формирования неприятия коррупции являются: гармоничное развитие человека, актуализация гражданской ответственности и  «выгодность» правопослушного поведения. 

Для определения границ реализации антикоррупционного образования обратимся к исследованию окружающей среды, которая в зависимости от образовательных уровней и направлений реализации включает: семью, детский сад, школу, вуз (профессиональное образовательное учреждение), работу, город проживания, окружение человека, государство в целом. Системный подход организации антикоррупционного образования рассмотрен нами в контексте учения о системах Дж. ван Гига [2] и предполагает рассмотрение и учет всех общественных систем, которые оказывают влияние на поведение обучаемого, а также его влияния на окружающую среду и самого себя. 

В качестве ресурсов системного подхода реализации антикоррупционного образования выступают:

  • организаторы учебного процесса (координаторы);
  • преподавательский состав учебного заведения, их квалификация и мотивация;
  • обучаемые, их ближайшее окружение и интересы;
  • образовательное пространство;
  • семья, понимание значимости антикоррупционного образования родителями обучаемого, совместная координация действий;
  • специфические условия жизни и развития в регионе;
  • государственная политика по противодействию коррупции.

Непосредственным организатором процессов антикоррупционного образования и внедрения соответствующих элементов неприятия коррупционных отношений в деятельность образовательных учреждений является координатор. Схематично структуру координирования реализации специального антикоррупционного образования можно представить в виде схемы.

Схема. Примерная структура модели реализации специального антикоррупционного образования

На определение проблемы и целей реализации специального антикоррупционного образования существенное влияние оказывает непосредственное миропонимание координатора в рамках представленных нами выше элементов формирования неприятия коррупционных отношений. То есть на начальном этапе внедрения системного подхода обязательна диагностика и правильная оценка всех лиц, принимающих участие в реализации антикоррупционного образования.

Координаторы должны осознавать и принимать личную ответственность за данный вид деятельности перед обществом, обучаемыми и самим собой. Это предполагает сформированное  миропонимание и восприятие реализуемой деятельности в рамках антикоррупционного образования как гражданского долга в рамках реализации действующего законодательства.

Координаторы подразделяются в зависимости от образовательных уровней, а также круга реализуемых обязанностей. При реализации антикоррупционного образования без регулирования действий на уровне управления образования города (района, области) координатор контролируется непосредственно руководителем образовательного учреждения.

Требования к координатору антикоррупционного образования на всех уровнях:

  1. Личное неприятие коррупционных отношений, желание восстановить и поддерживать социальную справедливость в современном обществе.
  2. Сформированное миропонимание неприятия коррупционного поведения, предпосылок антикоррупционного образования в Российской Федерации.
  3. Понимание значимости работы по противодействию коррупции на государственном уровне, заинтересованность в успехе противодействия коррупции в государстве.
  4. Умение организовывать и координировать работу на различных уровнях организации образовательного процесса.
  5. Понимание правовой и нравственной ответственности перед самим собой, обществом в проводимой работе.
  6. Понимание сущности при системном подходе организации антикоррупционного образования, месте и задачах реализации на конкретном образовательном уровне в зависимости от вида образовательного учреждения и возрастных особенностей обучаемых.
  7. Обучение (в том числе в самостоятельном режиме с проведением самодиагностики) по формированию элементов неприятия коррупционных отношений.

В качестве основных обязанностей организатора внедрения специального антикоррупционного образования в субъекте Российской Федерации необходимо выделить:

  1. Противодействие коррупционным проявлениям при помощи специально организованного образования.
  2. Обучение координаторов по направлениям реализации и непосредственно на местах внедрению специального антикоррупционного образования.
  3. Контроль работы координаторов по направлениям реализации, внесение корректив в модель специального антикоррупционного образования.
  4. Анализ результатов реализации специального антикоррупционного образования.
  5.  Организация взаимодействия между различными образовательными уровнями, непрерывность специального антикоррупционного образования.
  6. Внесение предложений по повышению эффективности противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации.

В качестве основных обязанностей координаторов по различным образовательным направлениям необходимо выделить:

  1. Организация работы по внедрению специального антикоррупционного образования непосредственно в образовательном учреждении.
  2. Подбор координатора непосредственно в образовательных учреждениях.
  3. Организация соответствующей подготовки координаторов в образовательных учреждениях, контроль и упорядочивание их деятельность.

Непосредственно на уровне образовательного учреждения координатор, основываясь на модели системного подхода антикоррупционного образования, должен провести следующую работу:

  • определить основные направления и особенности реализации элементов формирования неприятия коррупционных отношений в рамках образовательного стандарта;
  • разработать матрицу реализации специального антикоррупционного образования;
  • разработать план реализации специального антикоррупционного образования непосредственно в образовательном учреждении.

Порядок подготовительных мероприятий к работе по формированию неприятия коррупционных отношений координатором антикоорупционного образования:

  1. Самостоятельное изучение элементов формирования неприятия коррупционных  отношений.
  2. Обучение по программе реализации модели системного подхода антикоррупционного образования, в том числе особенностям работы в конкретном образовательном учреждении.
  3. Планирование внедрения элементов антикоррупционного образования в образовательный процесс образовательного заведения в учебное и внеучебное время.
  4. Планирование работы по формированию элементов неприятия коррупции за пределами образовательного учреждения.

Алгоритм организации работы координатора антикоррупционного образования может быть следующим:

1. Оценка имеющихся в наличии сил и средств для успешной реализации совокупности элементов антикоррупционного образования. При этом должны быть оценены:

  • педагоги, работающие в образовательном учреждении;
  • особенности обучаемых, уровень их морально-нравственного развития;
  • имеющиеся у обучаемых потребности и способы их возможного удовлетворения; значимость потребностей для данной возрастной категории (выявление потребностей необходимо для их дальнейшей корректировки);
  • изучение степени возрастного стремления обучаемых, готовности, побуждающих мотивов для успешного формирования неприятия коррупционных отношений;
  • оценка состояния образовательного пространства и возможностей его максимально эффективного использования;
  • определение возможности работы с семьями обучаемых по организации образовательного процесса за пределами образовательного учреждения.

2. Определение границ рациональности использования системного подхода антикоррупционного образования и порядка его адаптации с учетом характеристик обучаемых и возможностей образовательного учреждения.

3. Оценка внешней среды обучаемых исходя из особенностей предупреждения преступности и организации противодействия коррупции в конкретном субъекте и административно-территориальном формировании региона.

4. Детальное рассмотрение матрицы системного подхода организации антикоррупционного образования, определение конкретных целей, возможностей их достижения, особенностей взаимодействия и ответственности. 

5. Подготовка плана формирования в образовательном учреждении среды неприятия коррупционных отношений и непосредственных мероприятий по реализации каждого элемента антикоррупционного образования.

Координатор в образовательном учреждении:

  • организует обучение педагогов, формирование их миропонимания в части неприятия коррупционных проявлений;
  • контролирует работу педагогов по реализации неприятия коррупционных проявлений по различным элементам;
  • лично проводит, организует и контролирует работу с родителями обучаемого по проблеме профилактики преступности в целом и неприятия коррупционным проявлениям в частности;
  • организует работу по формированию образовательного пространства профилактики преступности и неприятия коррупционных проявлений в образовательном учреждении;
  • дает предложения координатору более высокого уровня по совершенствованию профилактики преступности в целом и неприятия коррупционных отношений в частности в рамках административно-территориального образования и субъекта;
  • анализирует полученные результаты, рассматривает возможные пути совершенствования данной работы;
  • формирует в образовательном учреждении среду неприятия коррупционных отношений.

Координирование деятельности по внедрению специального антикоррупицонного образования существенно повышает эффективность и предполагает определенную последовательность действий. Системный подход организации антикоррупционного образования предполагает координирование на уровне всех общественных систем, которые оказывают влияние на поведение обучаемого, а также его влияния на окружающую среду и самого себя.

Рецензенты:

Светенко Т.В., д.п.н., профессор, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения "Псковская лингвистическая гимназия", г. Псков.

Смирнова И.Н., д.ю.н., профессор кафедры ОР и ОРД в УИС Псковского филиала Академии ФСИН России, г. Псков.