Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MOTIVATION INCREASE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SKILLS OF TEACHERS TO PROVIDE INNOVATIVE CONTINUING MEDICAL EDUCATION AT THE PRESENT STAGE

Agranovich N. V. 1 Khodjayan A. B. 1
1 Stavropol State Medical University
Shows the importance of psychological and pedagogical competence of teachers in the context of the requirements of the society for medical education and training of future physicians. In the structure of the professional competence of teachers of high school selected and analysed psycho-pedagogical competence as its integral part. Reviewed the contents of the competence and structure of professional competence of University lecturer. All kinds of competence together with the psychological knowledge of the structure of professional competence are considered essential to enhance the professionalism of teachers and high school. Special attention is given to use in educational process of modern educational technologies, which are important tools in training highly-qualified specialists in the field of medicine, and increased the motivation of teachers to improve the psycho-pedagogical skills in their professional activities.
higher medical educational establishment
teacher
psychologo-pedagogical skills.

Современный этап развития общества и происходящие социально-экономические преобразования, развитие информационно-коммуникационных технологий, гуманитаризация образования характеризуются стремительными темпами модернизации в высшем образовании. Инновационный подход в подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов является стратегическим направлением деятельности высшего профессионального образования. Система медицинского образования является одной из наиболее консервативных областей человеческой деятельности, вместе с тем должна отражать, поддерживать и обеспечивать современные требования. Современная система подготовки специалистов в медицинском вузе проводится с основами традиционного или классического подхода, которая включает изложение основных понятий медицины, биологии и других конкретных методик [7]. В основу традиционного подхода к организации высшего медицинского образования положены объяснительно-иллюстративный, информационно-сообщающий, когнитивно-центрированный принципы. Преподаватель играет роль активного участника учебно-воспитательного процесса: он структурирует содержание дисциплины, объясняет, иллюстрирует, демонстрирует решение задачи, заставляет студента всё запоминать. В результате такого обучения при контроле знаний (экзамен, зачет) студент воспроизводит информацию по предмету, которую в него «ввел» преподаватель. На младших курсах обучения основная учебная деятельность студента - целенаправленное запоминание довольно большого объема информации, которое достигается многократным повторением. Т.е. информация не проводится через деятельность учащегося: анализ явлений, выполнения профессиональной деятельности и др. [3,9].

Вместе с тем преподавание в медицинском вузе, по сравнению с другими, имеет ряд особенностей. Подготовка врача предполагает не только усвоение студентами информационных знаний, но и формирование врачебного мышления, что достигается путем формирования комплекса общекультурных и профессиональных компетенций. И чрезвычайно важно формирование прогностического, клинического образа мышления врача начиная с первых курсов, когда студенты-медики впервые сталкиваются с больными и основами врачебной деятельности. Помимо традиционных мотивирующих факторов: накопительные оценки, рейтинг, участие в олимпиадах, поощрение студентов за успехи в учёбе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы), для студентов и в первую очередь выпускников огромное значение имеет полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону, и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, насколько необходима выполняемая работа.

Современный уровень развития медицинской науки и практики предъявляет повышенные требования к врачам-выпускникам по степени освоения практических навыков и умений, способности быстро ориентироваться в сложных клинических ситуациях.

Профессиональная компетенция действия - это способность и готовность специалиста действовать в профессиональной ситуации целесообразно, грамотно, т.е. самостоятельно и целенаправленно решать поставленные задачи на основе знаний и опыта, а также при помощи собственных идей, оценивать найденные решения и усовершенствовать свою деятельность. Профессиональная компетенция действия включает в себя компоненты профессиональной, личностной и социальной компетенции [4,5]. На клинической кафедре наилучший метод овладения профессиональной компетенцией врача - это непосредственная работа с больными. Важнейшим способом приобретения как теоретических, так и практических знаний считается организация и проведение «деловой игры» - имитации профессиональной деятельности в обстановке, максимально приближенной к условиям реальной жизни [8].

В процессе деловой игры у студентов появляется мотив для активного поиска диагностической информации соответственно выполняемой им роли, вырабатывается навык работы с полученной информацией. Студент вырабатывает навык контроля своего поведения, учится адекватно воспринимать и анализировать чужое мнение. Деловая игра сопровождается активацией творческих возможностей студентов и создает эмоциональную мотивацию к активному поиску информации, ее использованию в решении конкретной задачи.

Преимущества деловой игры перед другими видами обучения заключаются в том, что деловая игра, имитируя ситуации, реальные в будущей профессии, позволяет значительно активизировать творческие возможности студента. Поиск конкретного решения поставленной задачи заставляет студента переключиться на активные формы обучения, в частности, самообучение. В результате этого поиска студент использует, как минимум 3-4 вида самостоятельной работы, как в учебное, так и внеучебное время (самостоятельная работа с литературой, конспектирование, аннотирование книг, статей, анализ конкретных ситуаций, поиск информации в Интернет-сети и т.д.). Это позволяет ему не только расширить междисциплинарный кругозор, но и значительно повышает интерес к предмету и учебному процессу в целом. А это в конечном итоге является конечной целью всего процесса обучения студентов в ВУЗе. И, безусловно, главным звеном в решении этой задачи является преподаватель, обладающий широкими профессиональными и педагогическими компетенциями, способный заинтересовать студента и направить его желание и энергию на получение новых практических знаний и умений.

Концепт «профессиональная компетенция» за последние 40 лет превратился из одномерного понятия «специализированное знание» в более глобальное, которое включает применение специализированного знания и в первую очередь, постоянное и разумное использование коммуникаций, знаний, практических навыков, клинического опыта в повседневной практике в интересах служения человеку и обществу» [2]. Основное содержание психолого-педагогической компетентности заключается в единстве психолого-педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процессы педагогического общения, а также предполагающих личностное развитие, самовоспитание, совершенствование личности и деятельности преподавателя.

В связи с этим стратегическим направлением в подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов является приобретение профессиональных навыков и умений. При этом знания, умения и навыки для педагога - исходные (базовые) компоненты, а для студента - продукты усвоения [9]. Как правило, это обучение на старших курсах вуза и последующие формы послевузовского образования (интернатура и ординатура). Здесь основную роль в становлении специалиста играет личность преподавателя, его психолого-педагогическая компетентность и врачебный профессионализм. Преподаватель-медик сочетает два сложных вида деятельности: врачебную и преподавательскую. И от того, как сумеет сочетать и реально воплотить эти две стороны профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза, будет зависеть и качество подготовленного специалиста.

Как показывают теоретические исследования и практика, одной не только профессионально значимой, но и личностно значимой характеристикой для преподавателя вуза является коммуникативная компетентность. Важность развития коммуникативных способностей, оптимизации межличностных отношений преподавателей обусловлена ещё и тем, что в целом данная категория проявляет свои основные свойства в связи с другими характеристиками личности: общением, взаимодействием, эмпатией, рефлексией, потребностями, активностью, эмоционально-волевой сферой. Осуществление профессиональных видов деятельности, которые включены в группу профессий «человек - человек» (это и педагогическая деятельность, и деятельность врача), обуславливает необходимость постоянного совершенствования коммуникативных способностей личности, которые одновременно являются одной из составляющих педагогических способностей.

Проведенный анализ деятельности преподавателя-врача позволил выделить несколько сторон в этом динамическом многоуровневом процессе, которые всегда присутствуют полностью в деятельности хорошего преподавателя-медика и которые необходимо формировать у всех, собирающихся заниматься преподаванием в медицинском вузе [7]:

- врачебная деятельность;

- осознание всех компонентов и способов этой деятельности - врачебная рефлексия;

- деятельность преподавателя в организации управляемого усвоения;

- осознание всех условий успешного выполнения этой деятельности - педагогическая рефлексия;

- использование закономерностей межуточного взаимодействия;

- осознание всех этих закономерностей.

На современном этапе в подготовке высококвалифицированных специалистов-врачей значительную роль играет сочетание основных обучающих компонентов: психолого-педагогическая компетентность, врачебный профессионализм преподавателя и применение инновационных технологий обучения.

Правильно сформулированные преподавателем этапы диагностического поиска открывают нужную информацию, решение обучающих клинических задач по дисциплине в ходе проведения практических занятий позволяет обсудить все варианты диагностического поиска, предлагаемые студентами, показать правильные и ошибочные направления, развивать абстрактное и клиническое мышление.

Но клиническое образование - это особая сфера, в которой совершаются передача и воспроизводство не только знаний и врачебного опыта, но и самое главное - практических умений и навыков. В качестве возможной инновационной образовательной технологии можно использовать успешно зарекомендовавший себя «кейс-метод» - для проверки степени сформированности практических навыков, «Деловая игра» и «Стандартизированный пациент» - дающий возможность студентам отработать психологические основы взаимодействия «врач - пациент». И, безусловно, виртуальные технологии (обучение на фантомах, муляжах и симулляционных тренажерах), которые в медицинской науке, практике и образовании на сегодняшний день являются одним из наиболее востребованных и активно развивающихся направлений в мировой медицине [1]. Благодаря использованию в обучении этого метода освоения практических навыков:

- появляется возможность моделировать клинические ситуации, максимально приближенные к реальным, но безопасные для пациентов;

- профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки умения и ликвидации ошибок;

- создаются условия для выработки и поддержания навыков профессиональных действий в редких ситуациях, необходимых каждому врачу (например, сердечно-легочная реанимация) [6].

Применение в процессе обучения последовательных этапов получения теоретических знаний и закрепления практических умений формирует профессиональные и общекультурные компетенции специалиста-медика, позволяет обозначить приоритет индивидуального подхода в обучении врача клинициста. Информационно-образовательные технологии являются важным средством в подготовке высококвалифицированных кадров в сфере медицины и усиливают мотивацию преподавателя к повышению психолого-педагогических компетенций в своей профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Малашихина Ирина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и психологии ФГАОУ ВПО Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь.

Ломтева Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой романо-германского языкознания и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВПО Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь.