Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МОТИВАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Агранович Н. В. 1 Ходжаян А. Б. 1
1 Ставропольский государственный медицинский университет
Показана значимость психолого-педагогической компетентности преподавателей в контексте требований общества к медицинскому образованию и к подготовке будущих врачей. В структуре профессиональной компетентности преподавателя высшей школы выделена и проанализирована психолого-педагогическая компетентность как ее необходимая составляющая. Рассмотрено содержание феномена компетентности и структура профессиональной компетентности вузовского преподавателя. Все рассмотренные виды компетентности в совокупности с психологическими знаниями в структуре профессиональной компетентности рассматриваются необходимым условием повышения профессионализма личности и деятельности преподавателей высшей школы. Особое внимание уделено использованию в образовательном процессе современных информационно-образовательных технологий, которые являются важным средством в подготовке высококвалифицированных кадров в сфере медицины и усиливают мотивацию преподавателя к повышению психолого-педагогических компетенций в своей профессиональной деятельности.
медицинский вуз
образование
преподаватель
психолого-педагогическая компетентность.
1. Агранович Н. В., Ходжаян А. Б., Гевандова М. Г. Инновационные образовательные технологии в медицине. Преимущества и проблемы дистанционного обучения. Materiały IX Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategiczne pytania światowej nauki – 2013». – Volume 24. Medycyna.: Przemyśl. Nauka i studia. – 104 str. – С. 78-82.
2. Куценко И. И., Семенов Ф. В. Проблемы формирования у студентов медицинских вузов практических умений и навыков и некоторые пути их решения // Соврем. проблемы науки и образования. – 2009. – № 4, прил. № 1. – С. 12-14.
3. Мещерякова М. А. Методика преподавания специальных дисциплин в медицинских училищах и колледжах: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 176 с.
4. Мухин Н. А., Фомин В. В., Лебедева М. В. Значение компетентностного подхода в профессиональной подготовке врача по специальностям «лечебное дело» и «медико-профилактическое дело» / Медицинское образование и вузовская наука. – 2012. – № 2 (2).
5. Нагузе С. К., Гайворонская Т. В. Современные технологии для формирования базисных профессиональных компетенций у студентов Кубанского государственного медицинского университета // Медицинское образование и вузовская наука. – 2012. – № 2 (2).
6. Скибицкий В. В, Олейник Н. И., Звягинцева Ю. Г. и др. Использование современных технологий для качественной подготовки врача-терапевта // Соврем. проблемы науки и образования. – 2009. – № 4, прил. № 1. – С. 140-141.
7. Хореев О. Ю., Белая Е. А., Безроднова С. М. Психологическое содержание и закономерности становления деятельности преподавателя-врача / Материалы IX научно-практической конференции стоматологов юга России «Новое в теории и практике стоматологии». – 2010. – С. 120-123.
8. Ходжаян А. Б., Агранович Н. В. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе // Фундаментальные науки. – 2011. – № 11(1). – С. 149-153.
9. Шуматов В. Б., Крукович Е. В., Осин А. Я., Садова Н. Г. Формирование умений и навыков в системе профессиональной компетенции студентов в медицинском вузе // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2010. – № 4. – С. 82 – 86.

Современный этап развития общества и происходящие социально-экономические преобразования, развитие информационно-коммуникационных технологий, гуманитаризация образования характеризуются стремительными темпами модернизации в высшем образовании. Инновационный подход в подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов является стратегическим направлением деятельности высшего профессионального образования. Система медицинского образования является одной из наиболее консервативных областей человеческой деятельности, вместе с тем должна отражать, поддерживать и обеспечивать современные требования. Современная система подготовки специалистов в медицинском вузе проводится с основами традиционного или классического подхода, которая включает изложение основных понятий медицины, биологии и других конкретных методик [7]. В основу традиционного подхода к организации высшего медицинского образования положены объяснительно-иллюстративный, информационно-сообщающий, когнитивно-центрированный принципы. Преподаватель играет роль активного участника учебно-воспитательного процесса: он структурирует содержание дисциплины, объясняет, иллюстрирует, демонстрирует решение задачи, заставляет студента всё запоминать. В результате такого обучения при контроле знаний (экзамен, зачет) студент воспроизводит информацию по предмету, которую в него «ввел» преподаватель. На младших курсах обучения основная учебная деятельность студента - целенаправленное запоминание довольно большого объема информации, которое достигается многократным повторением. Т.е. информация не проводится через деятельность учащегося: анализ явлений, выполнения профессиональной деятельности и др. [3,9].

Вместе с тем преподавание в медицинском вузе, по сравнению с другими, имеет ряд особенностей. Подготовка врача предполагает не только усвоение студентами информационных знаний, но и формирование врачебного мышления, что достигается путем формирования комплекса общекультурных и профессиональных компетенций. И чрезвычайно важно формирование прогностического, клинического образа мышления врача начиная с первых курсов, когда студенты-медики впервые сталкиваются с больными и основами врачебной деятельности. Помимо традиционных мотивирующих факторов: накопительные оценки, рейтинг, участие в олимпиадах, поощрение студентов за успехи в учёбе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы), для студентов и в первую очередь выпускников огромное значение имеет полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону, и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, насколько необходима выполняемая работа.

Современный уровень развития медицинской науки и практики предъявляет повышенные требования к врачам-выпускникам по степени освоения практических навыков и умений, способности быстро ориентироваться в сложных клинических ситуациях.

Профессиональная компетенция действия - это способность и готовность специалиста действовать в профессиональной ситуации целесообразно, грамотно, т.е. самостоятельно и целенаправленно решать поставленные задачи на основе знаний и опыта, а также при помощи собственных идей, оценивать найденные решения и усовершенствовать свою деятельность. Профессиональная компетенция действия включает в себя компоненты профессиональной, личностной и социальной компетенции [4,5]. На клинической кафедре наилучший метод овладения профессиональной компетенцией врача - это непосредственная работа с больными. Важнейшим способом приобретения как теоретических, так и практических знаний считается организация и проведение «деловой игры» - имитации профессиональной деятельности в обстановке, максимально приближенной к условиям реальной жизни [8].

В процессе деловой игры у студентов появляется мотив для активного поиска диагностической информации соответственно выполняемой им роли, вырабатывается навык работы с полученной информацией. Студент вырабатывает навык контроля своего поведения, учится адекватно воспринимать и анализировать чужое мнение. Деловая игра сопровождается активацией творческих возможностей студентов и создает эмоциональную мотивацию к активному поиску информации, ее использованию в решении конкретной задачи.

Преимущества деловой игры перед другими видами обучения заключаются в том, что деловая игра, имитируя ситуации, реальные в будущей профессии, позволяет значительно активизировать творческие возможности студента. Поиск конкретного решения поставленной задачи заставляет студента переключиться на активные формы обучения, в частности, самообучение. В результате этого поиска студент использует, как минимум 3-4 вида самостоятельной работы, как в учебное, так и внеучебное время (самостоятельная работа с литературой, конспектирование, аннотирование книг, статей, анализ конкретных ситуаций, поиск информации в Интернет-сети и т.д.). Это позволяет ему не только расширить междисциплинарный кругозор, но и значительно повышает интерес к предмету и учебному процессу в целом. А это в конечном итоге является конечной целью всего процесса обучения студентов в ВУЗе. И, безусловно, главным звеном в решении этой задачи является преподаватель, обладающий широкими профессиональными и педагогическими компетенциями, способный заинтересовать студента и направить его желание и энергию на получение новых практических знаний и умений.

Концепт «профессиональная компетенция» за последние 40 лет превратился из одномерного понятия «специализированное знание» в более глобальное, которое включает применение специализированного знания и в первую очередь, постоянное и разумное использование коммуникаций, знаний, практических навыков, клинического опыта в повседневной практике в интересах служения человеку и обществу» [2]. Основное содержание психолого-педагогической компетентности заключается в единстве психолого-педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процессы педагогического общения, а также предполагающих личностное развитие, самовоспитание, совершенствование личности и деятельности преподавателя.

В связи с этим стратегическим направлением в подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов является приобретение профессиональных навыков и умений. При этом знания, умения и навыки для педагога - исходные (базовые) компоненты, а для студента - продукты усвоения [9]. Как правило, это обучение на старших курсах вуза и последующие формы послевузовского образования (интернатура и ординатура). Здесь основную роль в становлении специалиста играет личность преподавателя, его психолого-педагогическая компетентность и врачебный профессионализм. Преподаватель-медик сочетает два сложных вида деятельности: врачебную и преподавательскую. И от того, как сумеет сочетать и реально воплотить эти две стороны профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза, будет зависеть и качество подготовленного специалиста.

Как показывают теоретические исследования и практика, одной не только профессионально значимой, но и личностно значимой характеристикой для преподавателя вуза является коммуникативная компетентность. Важность развития коммуникативных способностей, оптимизации межличностных отношений преподавателей обусловлена ещё и тем, что в целом данная категория проявляет свои основные свойства в связи с другими характеристиками личности: общением, взаимодействием, эмпатией, рефлексией, потребностями, активностью, эмоционально-волевой сферой. Осуществление профессиональных видов деятельности, которые включены в группу профессий «человек - человек» (это и педагогическая деятельность, и деятельность врача), обуславливает необходимость постоянного совершенствования коммуникативных способностей личности, которые одновременно являются одной из составляющих педагогических способностей.

Проведенный анализ деятельности преподавателя-врача позволил выделить несколько сторон в этом динамическом многоуровневом процессе, которые всегда присутствуют полностью в деятельности хорошего преподавателя-медика и которые необходимо формировать у всех, собирающихся заниматься преподаванием в медицинском вузе [7]:

- врачебная деятельность;

- осознание всех компонентов и способов этой деятельности - врачебная рефлексия;

- деятельность преподавателя в организации управляемого усвоения;

- осознание всех условий успешного выполнения этой деятельности - педагогическая рефлексия;

- использование закономерностей межуточного взаимодействия;

- осознание всех этих закономерностей.

На современном этапе в подготовке высококвалифицированных специалистов-врачей значительную роль играет сочетание основных обучающих компонентов: психолого-педагогическая компетентность, врачебный профессионализм преподавателя и применение инновационных технологий обучения.

Правильно сформулированные преподавателем этапы диагностического поиска открывают нужную информацию, решение обучающих клинических задач по дисциплине в ходе проведения практических занятий позволяет обсудить все варианты диагностического поиска, предлагаемые студентами, показать правильные и ошибочные направления, развивать абстрактное и клиническое мышление.

Но клиническое образование - это особая сфера, в которой совершаются передача и воспроизводство не только знаний и врачебного опыта, но и самое главное - практических умений и навыков. В качестве возможной инновационной образовательной технологии можно использовать успешно зарекомендовавший себя «кейс-метод» - для проверки степени сформированности практических навыков, «Деловая игра» и «Стандартизированный пациент» - дающий возможность студентам отработать психологические основы взаимодействия «врач - пациент». И, безусловно, виртуальные технологии (обучение на фантомах, муляжах и симулляционных тренажерах), которые в медицинской науке, практике и образовании на сегодняшний день являются одним из наиболее востребованных и активно развивающихся направлений в мировой медицине [1]. Благодаря использованию в обучении этого метода освоения практических навыков:

- появляется возможность моделировать клинические ситуации, максимально приближенные к реальным, но безопасные для пациентов;

- профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки умения и ликвидации ошибок;

- создаются условия для выработки и поддержания навыков профессиональных действий в редких ситуациях, необходимых каждому врачу (например, сердечно-легочная реанимация) [6].

Применение в процессе обучения последовательных этапов получения теоретических знаний и закрепления практических умений формирует профессиональные и общекультурные компетенции специалиста-медика, позволяет обозначить приоритет индивидуального подхода в обучении врача клинициста. Информационно-образовательные технологии являются важным средством в подготовке высококвалифицированных кадров в сфере медицины и усиливают мотивацию преподавателя к повышению психолого-педагогических компетенций в своей профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Малашихина Ирина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и психологии ФГАОУ ВПО Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь.

Ломтева Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой романо-германского языкознания и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВПО Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Агранович Н. В., Ходжаян А. Б. МОТИВАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8888 (дата обращения: 21.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252