Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PROBATION PLATFORM AS THE CENTER OF ACADEMIC AND SCIENTIFIC MO-BILITY IN CLASSICAL UNIVERSITY

Verzunova L.V. 1 Peresypkin A.P. 1
1 Belgorod state national research university
В статье приводится обоснование проведения стажировок как формы, способствующей повышению качества вузовского и послевузовсого образования студентов и специалистов. Описана академическая и научная мобильность, содействующая развитию новых направлений исследований, расширению кругозора и квалификации исследователей. Определено, что совместная деятельность активных участников стажировки позволяет повысить эффективность, реальную значимость процесса обучения, процесса научного исследования для каждого стажера. Рассмотрена стажировочная площадка в контексте обеспечения координации взаимодействия всех участников стажировки, сопровождения прак-тической деятельности стажера. Определены функции, которые выполняет стажировочная площадка: образовательные, методические, организационные и маркетинговые; описаны формы взаимодействия со стажерами, в которых стажировочная площадка может реализовать содержание своей деятельности; представлены критерии эффективности деятельности и особенности управления стажировочной пло-щадкой.
The article is devoted to the basis of probation period realization as form enhancing the quality of university, post graduate students and professionals´ education. Academic and scientific mobility promoting the develop-ment of new researches, mental outlook and researchers´ qualification broadening is described in this work. The author determines that joint activity of probation participants can improve efficiency, real significance of learning, scientific research process for each probationer. Probation platform is considered in the context of coordination of all probation participants’ interaction, support of probationer’s practical activity. Probation platform functions are determined: educational, methodical, organizational and marketing; forms of interaction with probationers in which probation platform can implement the content of its activity are described; criteria of practice effectiveness and peculiarities of probation platform management are presented in this article.
probation period
probation platform
mobility
innovation infrastructure
Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе во всех сферах человеческой деятельности, затронули систему высшего профессионального образования. В процессе интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство при построении российского единого образовательного пространства очень важное место отводится академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей, которая способствует формированию качественно новых трудовых ресурсов, способных как занять достойное место на мировом рынке труда, так и существенно повлиять на качество трудовых ресурсов национальной экономики. Принято считать, что научная и академическая мобильность - это механизм диффузии знаний; она способствует развитию новых направлений исследований, в том числе междисциплинарных, расширению кругозора и квалификации исследователей [2].

Доступ к более качественным образовательным программам, курсам и исследовательским возможностям, который предоставляют механизмы мобильности, позволяет студентам, аспирантам и преподавателям возвращаться в свой вуз с новым багажом знаний, академического и культурного опыта. Таким образом, мобильность существенно способствует повышению доступности, качества и эффективности образования, является важным инструментом формирования глобального образовательного пространства.

Академическая мобильность также способна обеспечить одну из тенденций мирового развития, предопределяющую существенные изменения в системе образования - рост значения человеческого «капитала», который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи (вузовское образование), так и взрослого населения (постдипломное образование, повышение квалификации). Одной из форм обучения, призванных решить эту задачу, является стажировка в ведущих научно-образовательных центрах, которая отличается большей субъектностью и самостоятельностью по сравнению с другими формами обучения. Стажировку определяют как специально организованное взаимодействие специалистов - ученых, практиков и стажеров по овладению современным содержанием и технологиями деятельности, она стимулирует выработку стратегии последовательного формирования личного профессионального опыта, дает возможность каждому стажеру самостоятельно определить новые перспективы изучения теории; мотивирует дальнейший карьерный рост, усиливает роль творчества в практической деятельности; позволяет добиваться высоких конечных результатов деятельности [4].

Стажировка предоставляет стажерам возможность активно и реально участвовать в планировании, реализации, оценивании и коррекции процесса обучения. Появляется возможность сделать обучение строго индивидуализированным, адресным, четким и функциональным. Стажировка предопределяет развитие у стажера самостоятельного, творческого и ответственного подхода к своему обучению, приобретение им навыков и умений организации главнейшего вида человеческой деятельности - деятельности учения. Она способствует вовлечению стажера в процесс постоянного самосовершенствования, который ведет к развитию личности, выработке личностных и профессиональных навыков. Совместная деятельность активных участников стажировки позволяет повысить эффективность, реальную значимость процесса обучения, процесса научного исследования для каждого стажера [4].

Эффективность проведения стажировки во многом определяется тем обеспечением (кадровым, организационным, нормативным, тьюторским и др.), которое может представить организация в целом или его структурное подразделение: научно-образовательный центр, научно-исследовательская лаборатория, центр, кафедра, отдел и пр., выступающее стажировочной (стажерской) площадкой.

В последнее десятилетие наиболее полно идея стажировочной площадки разработана в контексте повышения квалификации различных категорий специалистов системы дошкольного и школьного образования. В этом контексте под стажировочной площадкой понимают площадку, имеющую обобщенный инновационный опыт, распространяющую его и тем самым обеспечивающую повышение квалификации по конкретному направлению инновационной деятельности [6]. В регионах стажировочные площадки открываются на базе образовательных учреждений по приоритетным направлениям развития образования (например, в Белгородской области открыта федеральная стажировочная площадка для распространения моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся [1], в Республике Бурятия открыта стажировочная площадка по направлению «Развитие техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей» [5]. Однако их опыт не может быть применен в полной мере для системы вузовского и послевузовского образования специалистов. В вузе стажировочная площадка может являться как временной, так и постоянной инфраструктурной поддержкой проведения стажировки. На наш взгляд, любое структурное подразделение вуза, работающее эффективно, должно трансформироваться в стажировочную площадку для своего дальнейшего развития. Как объект инновационной инфраструктуры вуза стажировочная площадка имеет свою структуру, содержание деятельности, выполняет свои функции. По своей сути она выступает ресурсным центром, где сконцентрированы и расширенно предоставлены современные образовательные ресурсы, открытые для доступа и использования в целях максимально возможного удовлетворения образовательных потребностей. Стажировочная площадка как ресурсный центр обеспечивает координацию взаимодействия всех участников стажировки, сопровождение практической деятельности стажера, что в конечном итоге определяет результативность и эффективность стажировки [3]. Определим, какие функции выполняет вузовская стажировочная площадка.

  1. Образовательные функции: разработка и реализация программ стажировок различного уровня, создание условий для усвоения образовательных программ стажировок в рамках курсов высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также как самостоятельной формы обучения, создание условий для развития проектной и исследовательской компетенции стажеров, аккумулирование необходимой материально-технической базы для работы со стажерами и пр.
  2. Методические функции: аккумулирование, анализ и продвижение необходимой учебно-методической документации, профессиональных и образовательных стандартов, информации от ведущих организаций региона; консалтинг и экспертиза в предметной области стажировочной площадки; научно-методическая поддержка деятельности стажеров, включая оказание помощи в выполнении работы, подкрепление инициатив стажеров, выявление и устранение ограничений и препятствий в деятельности стажеров, установление контактов, связей; организация и проведение конференций, семинаров, практикумов, в том числе на постоянной основе, участие в инновационных проектах, трансляция передового опыта и пр.
  3. Организационные функции: разработка нормативной базы по образовательному и научному взаимодействию с ведущими предприятиями и организациями региона, определение финансовых условий прохождения стажировок, организация приема стажеров, тьюторское сопровождение деятельности стажеров, возможно, организация публикации научных результатов, полученных стажерами.
  4. Маркетинговые функции: обеспечение участия в маркетинговых исследованиях рынка трудовых ресурсов города в соответствии с областью деятельности стажировочной площадки.

Стажировочная площадка может реализовать содержание своей деятельности в следующих формах взаимодействия со стажерами: в лекциях, устных докладах, беседах, выполнении практических работ, консультациях, творческих мастерских, мастер-классах, открытых занятиях, экскурсиях, выставках, а также в формах наставничества и самообразования.

Критериями эффективности деятельности стажировочной площадки можно считать: 1) положительное приращение в результатах деятельности каждого участника стажировки по реализации совместных задач; 2) новое качество деятельности специалиста в перспективе (последующей деятельности). По первому критерию можно определить степень подготовки стажера, выявить уровень приращения теоретических знаний и практических навыков, проявленных профессиональных и личных качеств, готовности к исполнению возложенных на него функций. Итоговая аттестация стажеров проходит чаще в форме письменного отчета о стажировке, но, на наш взгляд, наиболее эффективной формой итоговой аттестации стажеров является подготовка научной статьи, поскольку в ней более четко можно проследить приращение стажеров, их уровень владения предметной сферой, а также уровень исследовательской и проектной компетентности. По второму критерию оценку можно проводить только отсроченно, с привлечением работодателей, специалистов, непосредственно знакомых с практической деятельностью специалиста. Возможный метод определения эффективности по второму критерию - экспертная оценка.

Отметим также, что система управления стажировочной площадкой строится по типу взаимодействия, координации и кооперации. К особенности управления стажировочной площадкой можно отнести гибкость управленческой структуры площадки и управляющих действий, которые адекватны изменениям в профессиональном сообществе и в самом учреждении.

Таким образом, такая форма обучения и подготовки кадров, как стажировка, является неотъемлемым элементом в профессиональном развитии специалистов, а стажировочная площадка является тем объектом инновационной инфаструктуры вуза, который обеспечивает академическую и научную мобильность студентов и специалистов.

 

Исследование выполнено при поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» (заявка № 2012-1.2.2-12-000-3005-024, тема проекта «Исследование научно-образовательного потенциала стажировочных площадок как центров развития академической мобильности в классическом университете»).

Рецензенты

  • Ситникова Мария Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики НИУ «БелГУ», г. Белгород.
  • Иваев Илья Федорович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики НИУ «БелГУ», г. Белгород.