Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И НАУЧНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Верзунова Л.В. 1 Пересыпкин А.П. 1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет
В статье приводится обоснование проведения стажировок как формы, способствующей повышению качества вузовского и послевузовсого образования студентов и специалистов. Описана академическая и научная мобильность, содействующая развитию новых направлений исследований, расширению кругозора и квалификации исследователей. Определено, что совместная деятельность активных участников стажировки позволяет повысить эффективность, реальную значимость процесса обучения, процесса научного исследования для каждого стажера. Рассмотрена стажировочная площадка в контексте обеспечения координации взаимодействия всех участников стажировки, сопровождения прак-тической деятельности стажера. Определены функции, которые выполняет стажировочная площадка: образовательные, методические, организационные и маркетинговые; описаны формы взаимодействия со стажерами, в которых стажировочная площадка может реализовать содержание своей деятельности; представлены критерии эффективности деятельности и особенности управления стажировочной пло-щадкой.
стажировка
стажировочная площадка
мобильность
инновационная инфраструктура
1. БелРИПКППС - стажировочная площадка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/kafedra/centr_pedzdorov/stagirovka.asp/ (дата обращения: 01.09.2012).
2. Дежина И.Г., Киселева В.В. Поощрение мобильности научных кадров как мера кадровой политики // Дежина И.Г., Киселева В.В. Тенденции развития научных школ в современной России. Научные труды ИЭПП. - М., 2008. - С. 126-142.
3. Ермакова С.Д. Стажерская площадка как форма профессионального сотрудничества педагогов : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2007. - 21 с.
4. Новохатько О.В. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов учреждения дополнительного образования детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2004. - 19 с.
5. О стажировочной площадке по развитию техносферы в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.manrb.ru/ploshadka/ (дата обращения: 01.09.2012).
6. Стажерская площадка - что это? [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.akipkro.ru/index.php/ru/component/kunena/184----/962----.html (дата обращения: 01.09.2012).
Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе во всех сферах человеческой деятельности, затронули систему высшего профессионального образования. В процессе интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство при построении российского единого образовательного пространства очень важное место отводится академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей, которая способствует формированию качественно новых трудовых ресурсов, способных как занять достойное место на мировом рынке труда, так и существенно повлиять на качество трудовых ресурсов национальной экономики. Принято считать, что научная и академическая мобильность - это механизм диффузии знаний; она способствует развитию новых направлений исследований, в том числе междисциплинарных, расширению кругозора и квалификации исследователей [2].

Доступ к более качественным образовательным программам, курсам и исследовательским возможностям, который предоставляют механизмы мобильности, позволяет студентам, аспирантам и преподавателям возвращаться в свой вуз с новым багажом знаний, академического и культурного опыта. Таким образом, мобильность существенно способствует повышению доступности, качества и эффективности образования, является важным инструментом формирования глобального образовательного пространства.

Академическая мобильность также способна обеспечить одну из тенденций мирового развития, предопределяющую существенные изменения в системе образования - рост значения человеческого «капитала», который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи (вузовское образование), так и взрослого населения (постдипломное образование, повышение квалификации). Одной из форм обучения, призванных решить эту задачу, является стажировка в ведущих научно-образовательных центрах, которая отличается большей субъектностью и самостоятельностью по сравнению с другими формами обучения. Стажировку определяют как специально организованное взаимодействие специалистов - ученых, практиков и стажеров по овладению современным содержанием и технологиями деятельности, она стимулирует выработку стратегии последовательного формирования личного профессионального опыта, дает возможность каждому стажеру самостоятельно определить новые перспективы изучения теории; мотивирует дальнейший карьерный рост, усиливает роль творчества в практической деятельности; позволяет добиваться высоких конечных результатов деятельности [4].

Стажировка предоставляет стажерам возможность активно и реально участвовать в планировании, реализации, оценивании и коррекции процесса обучения. Появляется возможность сделать обучение строго индивидуализированным, адресным, четким и функциональным. Стажировка предопределяет развитие у стажера самостоятельного, творческого и ответственного подхода к своему обучению, приобретение им навыков и умений организации главнейшего вида человеческой деятельности - деятельности учения. Она способствует вовлечению стажера в процесс постоянного самосовершенствования, который ведет к развитию личности, выработке личностных и профессиональных навыков. Совместная деятельность активных участников стажировки позволяет повысить эффективность, реальную значимость процесса обучения, процесса научного исследования для каждого стажера [4].

Эффективность проведения стажировки во многом определяется тем обеспечением (кадровым, организационным, нормативным, тьюторским и др.), которое может представить организация в целом или его структурное подразделение: научно-образовательный центр, научно-исследовательская лаборатория, центр, кафедра, отдел и пр., выступающее стажировочной (стажерской) площадкой.

В последнее десятилетие наиболее полно идея стажировочной площадки разработана в контексте повышения квалификации различных категорий специалистов системы дошкольного и школьного образования. В этом контексте под стажировочной площадкой понимают площадку, имеющую обобщенный инновационный опыт, распространяющую его и тем самым обеспечивающую повышение квалификации по конкретному направлению инновационной деятельности [6]. В регионах стажировочные площадки открываются на базе образовательных учреждений по приоритетным направлениям развития образования (например, в Белгородской области открыта федеральная стажировочная площадка для распространения моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся [1], в Республике Бурятия открыта стажировочная площадка по направлению «Развитие техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей» [5]. Однако их опыт не может быть применен в полной мере для системы вузовского и послевузовского образования специалистов. В вузе стажировочная площадка может являться как временной, так и постоянной инфраструктурной поддержкой проведения стажировки. На наш взгляд, любое структурное подразделение вуза, работающее эффективно, должно трансформироваться в стажировочную площадку для своего дальнейшего развития. Как объект инновационной инфраструктуры вуза стажировочная площадка имеет свою структуру, содержание деятельности, выполняет свои функции. По своей сути она выступает ресурсным центром, где сконцентрированы и расширенно предоставлены современные образовательные ресурсы, открытые для доступа и использования в целях максимально возможного удовлетворения образовательных потребностей. Стажировочная площадка как ресурсный центр обеспечивает координацию взаимодействия всех участников стажировки, сопровождение практической деятельности стажера, что в конечном итоге определяет результативность и эффективность стажировки [3]. Определим, какие функции выполняет вузовская стажировочная площадка.

  1. Образовательные функции: разработка и реализация программ стажировок различного уровня, создание условий для усвоения образовательных программ стажировок в рамках курсов высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также как самостоятельной формы обучения, создание условий для развития проектной и исследовательской компетенции стажеров, аккумулирование необходимой материально-технической базы для работы со стажерами и пр.
  2. Методические функции: аккумулирование, анализ и продвижение необходимой учебно-методической документации, профессиональных и образовательных стандартов, информации от ведущих организаций региона; консалтинг и экспертиза в предметной области стажировочной площадки; научно-методическая поддержка деятельности стажеров, включая оказание помощи в выполнении работы, подкрепление инициатив стажеров, выявление и устранение ограничений и препятствий в деятельности стажеров, установление контактов, связей; организация и проведение конференций, семинаров, практикумов, в том числе на постоянной основе, участие в инновационных проектах, трансляция передового опыта и пр.
  3. Организационные функции: разработка нормативной базы по образовательному и научному взаимодействию с ведущими предприятиями и организациями региона, определение финансовых условий прохождения стажировок, организация приема стажеров, тьюторское сопровождение деятельности стажеров, возможно, организация публикации научных результатов, полученных стажерами.
  4. Маркетинговые функции: обеспечение участия в маркетинговых исследованиях рынка трудовых ресурсов города в соответствии с областью деятельности стажировочной площадки.

Стажировочная площадка может реализовать содержание своей деятельности в следующих формах взаимодействия со стажерами: в лекциях, устных докладах, беседах, выполнении практических работ, консультациях, творческих мастерских, мастер-классах, открытых занятиях, экскурсиях, выставках, а также в формах наставничества и самообразования.

Критериями эффективности деятельности стажировочной площадки можно считать: 1) положительное приращение в результатах деятельности каждого участника стажировки по реализации совместных задач; 2) новое качество деятельности специалиста в перспективе (последующей деятельности). По первому критерию можно определить степень подготовки стажера, выявить уровень приращения теоретических знаний и практических навыков, проявленных профессиональных и личных качеств, готовности к исполнению возложенных на него функций. Итоговая аттестация стажеров проходит чаще в форме письменного отчета о стажировке, но, на наш взгляд, наиболее эффективной формой итоговой аттестации стажеров является подготовка научной статьи, поскольку в ней более четко можно проследить приращение стажеров, их уровень владения предметной сферой, а также уровень исследовательской и проектной компетентности. По второму критерию оценку можно проводить только отсроченно, с привлечением работодателей, специалистов, непосредственно знакомых с практической деятельностью специалиста. Возможный метод определения эффективности по второму критерию - экспертная оценка.

Отметим также, что система управления стажировочной площадкой строится по типу взаимодействия, координации и кооперации. К особенности управления стажировочной площадкой можно отнести гибкость управленческой структуры площадки и управляющих действий, которые адекватны изменениям в профессиональном сообществе и в самом учреждении.

Таким образом, такая форма обучения и подготовки кадров, как стажировка, является неотъемлемым элементом в профессиональном развитии специалистов, а стажировочная площадка является тем объектом инновационной инфаструктуры вуза, который обеспечивает академическую и научную мобильность студентов и специалистов.

 

Исследование выполнено при поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» (заявка № 2012-1.2.2-12-000-3005-024, тема проекта «Исследование научно-образовательного потенциала стажировочных площадок как центров развития академической мобильности в классическом университете»).

Рецензенты

  • Ситникова Мария Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики НИУ «БелГУ», г. Белгород.
  • Иваев Илья Федорович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики НИУ «БелГУ», г. Белгород.

Библиографическая ссылка

Верзунова Л.В., Пересыпкин А.П. СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И НАУЧНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7012 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674