Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

CONTENT OF PROFESSIONALLY PEDAGOGICAL ACTIVITY COMPONENTS OF A MEDICAL HIGH SCHOOL TEACHER

Lonskaya L.V. 1 Malyutina T.V. 1
1 Omsk State Medical University
В последние годы в высшей школе наблюдается смена образовательной парадигмы. Вместо существующей парадигмы - когнитивно ориентированной, активно внедряется личностно ориентированная парадигма образования. В системе высшего профессионального медицинского образования совокупность методов и средств обучения студентов при организации образовательного процесса не может быть случайной. Она должна охватывать те виды профессиональной деятельности, к которым готовят врача. В статье авторами представлена структура и описано содержание компонентов профессионально-педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза. Выделены следующие компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организационный, коммуникативный. Каждый компонент профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза состоит из универсальной и специфической составляющей. По мнению авторов, содержание компонентов деятельности преподавателя высшей школы весьма условно, так как в профессионально-педагогической деятельности они тесно связаны друг с другом, проникают друг в друга и в совокупности обеспечивают эффективность профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза.
In recent years the change of educational paradigm is observed. Instead of existing paradigm, a cognitively oriented one, a personality oriented paradigm of education is introduced. In the system of higher professional medical education a complex of methods and means of education of students while organizing an educational process cannot be occasional. It must cover those kinds of professional activity for which doctors are prepared. In the article the authors show the structure and describe the content of professionally pedagogical activity components of a high school teacher. Such components are allocated: gnostic, projecting, constructive, organizational, communicative. Each of the components of professionally pedagogical activity of a high school teacher consists of a universal and specific constituent. According to the authors opinion the content of a high school teacher components is rather conditional because in a professionally pedagogical activity they are closely connected with each other, penetrate each other and in total they provide the effectiveness of a high school activity of a teacher.
high school teacher
medical education
pedagogical trajectory
professionally pedagogical activity

Профессионально-педагогическая деятельность в высшей школе предполагает осуществление педагогической, научно-исследовательской, управленческой, методической, культурно-просветительской, проектной; психолого-педагогической, научно-педагогической, организационно-педагогической; профессиональной (по базовой специальности) [1; 5; 6; 8] видов деятельности.

Педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, складывается из ряда взаимосвязанных между собой многочисленных компонентов, образуя специфическую структуру. Структуру педагогической деятельности в различные периоды авторы описывали по-разному: создание конструктивной модели деятельности и ее функционирования [2]; суммирование конкретных данных о профессии, отражающих содержание деятельности различных категорий педагогических кадров [7].

Одной из задач нашего исследования является определение содержания компонентов профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза. Одной из первых к анализу структуры педагогической деятельности обратилась Кузьмина Н.В. [2]. Ею была выявлена структура педагогических умений, состоящая из подструктур деятельности, включающих в себя конструктивный, проектировочный, когнитивный, организаторский, коммуникативный компоненты. Исследователями предложены различные способы структурно-функционального описания профессионально-педагогической деятельности.

По мнению исследователей, целостность педагогической деятельности преподавателя вуза можно изучать с позиции задачного подхода, как единство решения образовательных, воспитательных, учебно-методических, исследовательских и других задач. Так, согласно Кузьминой Н.В., в структуре педагогической деятельности, включающей в себя общепедагогическую и профессионально-педагогическую деятельность, выделяются пять взаимосвязанных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Эти компоненты автор рассматривает как результат отображения в структуре педагогической деятельности компонентов педагогической системы, одним из которых выступает сам преподаватель в качестве субъекта педагогического воздействия [2].

Применительно к профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы содержание вышеуказанных компонентов может быть представлено следующим образом. Лонская Л.В. определяет, что каждый компонент профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза состоит из универсальной и специфической составляющей. Универсальные составляющие не зависят от профиля вуза и являются общими для любого преподавателя. Специфические составляющие являются индивидуальными для преподавателей высшей школы определённого профиля в зависимости от конкретной образовательной области, в которой он преподает, в данном случае медицинской [3, с. 45-61].

Содержание гностического компонента включает знания и умения преподавателя, направленные на осуществление познавательной активности, составляющие основу его профессионально-педагогической деятельности. Данный компонент предполагает научные знания в профессиональной области и теоретических основ психологии и педагогики высшей школы, необходимые для успешной профессионально-педагогической деятельности в вузе.

Гностический компонент включает: знание методологии, педагогических основ обучения в высшей школе, овладение методикой осуществления педагогической деятельности; владение профессионально ориентированными умениями для решения задач, привязанных к конкретному объекту, предмету профессиональной деятельности; знание предметных профессионально ориентированных вопросов, ситуаций и задач теоретического и прикладного характера в области преподаваемой дисциплины.

Специфическая составляющая содержания гностического компонента преподавателя медицинского вуза предполагает деятельность, связанную с получением и анализом информации об аспектах и специфике в области профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной и психолого-педагогической профессиональной деятельности специалиста здравоохранения; владением системным подходом к анализу медицинской информации в целях совершенствования профессиональной деятельности; изучением научно-медицинской информации, отечественного и зарубежного опыта по организации подготовки медицинских кадров для здравоохранения; сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением информации о лечебно-профилактической, реабилитационно-профилактической и психолого-педагогической деятельности в медицинских и биологических системах; отбором современных средств информационных технологий для осуществления деятельности с учётом специфики медико-профилактической, стоматологической, лечебной или педиатрической специальности; осмыслением проблем, связанных с врачебными ошибками, для предупреждения которых необходимо использовать те или иные средства обучения, а также анализом результатов их применения в образовательном процессе медицинского вуза; комплексным подходом к анализу педагогической целесообразности использования форм, методов и средств теоретического и практико-ориентированного обучения, практики их применения в освоении клинических дисциплин, организации исследований в области медицины; получением информации о достижениях в медицинской науке и практике из различных источников, работой с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Содержание проектировочного компонента включает в себя планирование образовательного процесса, определение цели, диагностирование условий осуществления профессионально-педагогической деятельности обучающихся и их интеллектуальных возможностей, а также прогнозирование их достижений.

Содержание компонента направлено на осуществление деятельности, связанной с отбором содержания обучения в высшей школе, выбором средств обучения, адекватных намеченной цели, планированием индивидуальной работы с обучаемыми с учетом психологических характеристик и андрагогических особенностей.

Специфическая составляющая содержания проектировочного компонента преподавателя медицинского вуза предполагает деятельность, связанную с: формулированием целей и задач теоретического и практико-ориентированного обучения клиническим дисциплинам; отбором методов и средств обучения для реализации специфических медицинских знаний в конкретных условиях работы с пациентом; проектированием процесса обучения студентов учебной дисциплине с учётом специфики медико-профилактической, стоматологической, лечебной или педиатрической специальности; организацией и руководством разработки проектов студентами в области лечебной, профилактической, научно-исследовательской, реабилитационной и диагностической деятельности и дальнейшего практического их использования в системе здравоохранения. Конструктивный компонент включает в себя умение отбирать и анализировать учебную информацию, конструировать структуру и содержание учебной дисциплины; вносить коррективы в целевой компонент профессионально-педагогической деятельности, изменения в содержание педагогической деятельности, в соответствии с изменяющимися задачами, в систему выбранных форм и методов педагогической деятельности; получать и использовать для регуляции собственной деятельности информацию о развитии и деятельности обучающихся.

Данный компонент предполагает деятельность, связанную с теоретическим обобщением и систематизацией материала учебной дисциплины и разработкой методических указаний для обучающихся; применением возможностей современных средств информационных технологий для решения профессионально-педагогических задач; составлением учебно-методического комплекса с учётом требований, установленных ФГОС ВПО по различным специальностям вуза.

Специфическая составляющая содержания конструктивного компонента преподавателя медицинского вуза предполагает деятельность, связанную с: разработкой рабочих учебных программ и учебно-методических комплексов для изучения клинических дисциплин с учётом специфики специальности (060001 Лечебное дело, 060105 Медико-профилактическое дело, 060103 Педиатрия, 060201 Стоматология), в том числе представленных в электронном виде; использованием медико-технической аппаратуры, программных средств, применяемых при работе с пациентами; применением возможностей современных средств информационных технологий для решения таких профессиональных задач, как обучение действиям по алгоритму, обучение в условиях смены медицинских технологий; применением методов клинического психолого-педагогического исследования (клинико-психологический метод, беседа с пациентом, наблюдение, изучение продуктов психической деятельности) и приемов умозаключения (анализ, конкретизация, сравнение) для самостоятельной работы студентов [4].

Организационный компонент включает умение добывать информацию из различных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса в высшей школе, т.е. дидактически её преобразовывать; структурировать профессионально-педагогическую деятельность; организовывать самостоятельную работу и контроль достижений обучающихся; организовывать и управлять технологической стороной профессионально-педагогической деятельности. Данный компонент предполагает владение современными педагогическими технологиями и приемами планирования и организации собственной профессионально-педагогической деятельности и учебной деятельности обучающихся.

Специфическая составляющая содержания организационного компонента предполагает деятельность, связанную с: обеспечением освоения учебной дисциплины с учётом практико-ориентированности медицинских знаний, обучения действиям по алгоритму в условиях быстрой смены медицинских технологий, обучения врачебной коммуникации и принятию решения в условиях дефицита времени; использованием нормативной документации, принятой в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминология, международные системы единиц, действующие международные классификации), а также документации для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций; использованием систем управления базами данных и банка медицинской информации для организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, диспансеризации населения, профилактики профессиональных заболеваний и управления учреждениями здравоохранения; использованием очной формы обучения студентов по клиническим дисциплинам, в том числе дистанционной.

Коммуникативный компонент предполагает деятельность, связанную с формированием у студентов умений и опыта профессиональной коммуникации, построением различных схем взаимодействия с участниками образовательного процесса, осуществлением информационного взаимодействия между ними, в том числе и при использовании средств информационных технологий, использованием совместного учебно-профессионального взаимодействия для формирования и развития таких профессионально важных качеств обучающихся, как эмпатия, толерантность, рефлексия и коммуникативные умения. Важной составляющей данного компонента является умение преподавателя вуза выявлять индивидуально-личностные особенности обучающихся, устанавливать субъект-субъектное взаимодействие обучающихся, разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе профессионально-педагогической деятельности. Специфическая составляющая коммуникативного компонента преподавателя медицинского вуза предполагает деятельность, связанную с: осуществлением информационного взаимодействия между специалистами системы здравоохранения и пациентами, коллегами, в том числе и при использовании средств информационных технологий; применением современных образовательных технологий обучения врачебной коммуникации, технологий обучения студентов техникам слушания и информирования пациентов о характере заболевания и лечения с учётом специальности с целью углубленного подхода студентов к трактовке каждого случая заболевания; учётом этических и деонтологических аспектов врачебно-педагогической деятельности, включающих соблюдение правил врачебной этики, законов и нормативно-правовых актов в работе с конфиденциальной информацией, сохранением врачебной тайны в общении со студентами, коллегами, администрацией и пациентами; осуществлением незамедлительной обратной связи между субъектами взаимодействия (коллегами, студентами, пациентами) в условиях ограничения времени.

Умение видеть, формулировать педагогические задачи на основе анализа своеобразной, а иногда и быстро меняющейся педагогической ситуации, находить оптимальные пути и способы ее решения – это составляющие профессионализма преподавателя высшей школы. Таким образом, определение содержания компонентов деятельности преподавателя высшей школы весьма условно, так как в профессионально-педагогической деятельности они тесно связаны друг с другом, проникают друг в друга и в совокупности обеспечивают эффективность профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза.

В результате проведённого теоретического исследования определено содержание основных компонентов профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза.