Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Лонская Л.В. 1 Малютина Т.В. 1
1 ФГОУВО Омский государственный медицинский университет
В последние годы в высшей школе наблюдается смена образовательной парадигмы. Вместо существующей парадигмы - когнитивно ориентированной, активно внедряется личностно ориентированная парадигма образования. В системе высшего профессионального медицинского образования совокупность методов и средств обучения студентов при организации образовательного процесса не может быть случайной. Она должна охватывать те виды профессиональной деятельности, к которым готовят врача. В статье авторами представлена структура и описано содержание компонентов профессионально-педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза. Выделены следующие компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организационный, коммуникативный. Каждый компонент профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза состоит из универсальной и специфической составляющей. По мнению авторов, содержание компонентов деятельности преподавателя высшей школы весьма условно, так как в профессионально-педагогической деятельности они тесно связаны друг с другом, проникают друг в друга и в совокупности обеспечивают эффективность профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза.
преподаватель высшей школы
медицинское образование
педагогическая траектория
профессионально – педагогическая деятельность
1. Дианкина М.С. К вопросу формирования психолого-педагогической культуры в медицинском вузе // Ярославский психологический вестник. – 2004. - № 11. - С. 7-10.
2. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования : монография. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – 144 с.
3. Лонская Л.В. Теоретико-методические подходы к формированию компетентности преподавателя высшей школы в области профессионально-педагогической деятельности (на примере медицинского вуза) : дис. ... канд. пед. наук. – М., 2013 – 226 с.
4. Лонская Л.В., Малютина Т.В. Информационные технологии как условие успешной подготовки медицинских кадров // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24228.
5. Резер Т.М. Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании : автореф. дис. … докт. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. - 50 с.
6. Русина Н.А. Опыт работы кафедры педагогики и психологии по повышению квалификации преподавателей / Н.А. Русина, М.А. Свистун // Ярославский психологический вестник. - 2004. – Вып. 11. - С. 156-159.
7. Сластенин В.А. Психология и педагогика. Учебное пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М. : Академия, 2003. – 477 с.
8. Творогова Н.Д. Деловое общение преподавателя медицинского вуза : учебно-методическое пособие для слушателей системы дополнительного образования, преподавателей медицинских и фармацевтических вузов, факультетов университетов. – Омск : Отдел международного сотрудничества ОмГМА, 2012. - 188 с.

Профессионально-педагогическая деятельность в высшей школе предполагает осуществление педагогической, научно-исследовательской, управленческой, методической, культурно-просветительской, проектной; психолого-педагогической, научно-педагогической, организационно-педагогической; профессиональной (по базовой специальности) [1; 5; 6; 8] видов деятельности.

Педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, складывается из ряда взаимосвязанных между собой многочисленных компонентов, образуя специфическую структуру. Структуру педагогической деятельности в различные периоды авторы описывали по-разному: создание конструктивной модели деятельности и ее функционирования [2]; суммирование конкретных данных о профессии, отражающих содержание деятельности различных категорий педагогических кадров [7].

Одной из задач нашего исследования является определение содержания компонентов профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза. Одной из первых к анализу структуры педагогической деятельности обратилась Кузьмина Н.В. [2]. Ею была выявлена структура педагогических умений, состоящая из подструктур деятельности, включающих в себя конструктивный, проектировочный, когнитивный, организаторский, коммуникативный компоненты. Исследователями предложены различные способы структурно-функционального описания профессионально-педагогической деятельности.

По мнению исследователей, целостность педагогической деятельности преподавателя вуза можно изучать с позиции задачного подхода, как единство решения образовательных, воспитательных, учебно-методических, исследовательских и других задач. Так, согласно Кузьминой Н.В., в структуре педагогической деятельности, включающей в себя общепедагогическую и профессионально-педагогическую деятельность, выделяются пять взаимосвязанных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Эти компоненты автор рассматривает как результат отображения в структуре педагогической деятельности компонентов педагогической системы, одним из которых выступает сам преподаватель в качестве субъекта педагогического воздействия [2].

Применительно к профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы содержание вышеуказанных компонентов может быть представлено следующим образом. Лонская Л.В. определяет, что каждый компонент профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза состоит из универсальной и специфической составляющей. Универсальные составляющие не зависят от профиля вуза и являются общими для любого преподавателя. Специфические составляющие являются индивидуальными для преподавателей высшей школы определённого профиля в зависимости от конкретной образовательной области, в которой он преподает, в данном случае медицинской [3, с. 45-61].

Содержание гностического компонента включает знания и умения преподавателя, направленные на осуществление познавательной активности, составляющие основу его профессионально-педагогической деятельности. Данный компонент предполагает научные знания в профессиональной области и теоретических основ психологии и педагогики высшей школы, необходимые для успешной профессионально-педагогической деятельности в вузе.

Гностический компонент включает: знание методологии, педагогических основ обучения в высшей школе, овладение методикой осуществления педагогической деятельности; владение профессионально ориентированными умениями для решения задач, привязанных к конкретному объекту, предмету профессиональной деятельности; знание предметных профессионально ориентированных вопросов, ситуаций и задач теоретического и прикладного характера в области преподаваемой дисциплины.

Специфическая составляющая содержания гностического компонента преподавателя медицинского вуза предполагает деятельность, связанную с получением и анализом информации об аспектах и специфике в области профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной и психолого-педагогической профессиональной деятельности специалиста здравоохранения; владением системным подходом к анализу медицинской информации в целях совершенствования профессиональной деятельности; изучением научно-медицинской информации, отечественного и зарубежного опыта по организации подготовки медицинских кадров для здравоохранения; сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением информации о лечебно-профилактической, реабилитационно-профилактической и психолого-педагогической деятельности в медицинских и биологических системах; отбором современных средств информационных технологий для осуществления деятельности с учётом специфики медико-профилактической, стоматологической, лечебной или педиатрической специальности; осмыслением проблем, связанных с врачебными ошибками, для предупреждения которых необходимо использовать те или иные средства обучения, а также анализом результатов их применения в образовательном процессе медицинского вуза; комплексным подходом к анализу педагогической целесообразности использования форм, методов и средств теоретического и практико-ориентированного обучения, практики их применения в освоении клинических дисциплин, организации исследований в области медицины; получением информации о достижениях в медицинской науке и практике из различных источников, работой с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Содержание проектировочного компонента включает в себя планирование образовательного процесса, определение цели, диагностирование условий осуществления профессионально-педагогической деятельности обучающихся и их интеллектуальных возможностей, а также прогнозирование их достижений.

Содержание компонента направлено на осуществление деятельности, связанной с отбором содержания обучения в высшей школе, выбором средств обучения, адекватных намеченной цели, планированием индивидуальной работы с обучаемыми с учетом психологических характеристик и андрагогических особенностей.

Специфическая составляющая содержания проектировочного компонента преподавателя медицинского вуза предполагает деятельность, связанную с: формулированием целей и задач теоретического и практико-ориентированного обучения клиническим дисциплинам; отбором методов и средств обучения для реализации специфических медицинских знаний в конкретных условиях работы с пациентом; проектированием процесса обучения студентов учебной дисциплине с учётом специфики медико-профилактической, стоматологической, лечебной или педиатрической специальности; организацией и руководством разработки проектов студентами в области лечебной, профилактической, научно-исследовательской, реабилитационной и диагностической деятельности и дальнейшего практического их использования в системе здравоохранения. Конструктивный компонент включает в себя умение отбирать и анализировать учебную информацию, конструировать структуру и содержание учебной дисциплины; вносить коррективы в целевой компонент профессионально-педагогической деятельности, изменения в содержание педагогической деятельности, в соответствии с изменяющимися задачами, в систему выбранных форм и методов педагогической деятельности; получать и использовать для регуляции собственной деятельности информацию о развитии и деятельности обучающихся.

Данный компонент предполагает деятельность, связанную с теоретическим обобщением и систематизацией материала учебной дисциплины и разработкой методических указаний для обучающихся; применением возможностей современных средств информационных технологий для решения профессионально-педагогических задач; составлением учебно-методического комплекса с учётом требований, установленных ФГОС ВПО по различным специальностям вуза.

Специфическая составляющая содержания конструктивного компонента преподавателя медицинского вуза предполагает деятельность, связанную с: разработкой рабочих учебных программ и учебно-методических комплексов для изучения клинических дисциплин с учётом специфики специальности (060001 Лечебное дело, 060105 Медико-профилактическое дело, 060103 Педиатрия, 060201 Стоматология), в том числе представленных в электронном виде; использованием медико-технической аппаратуры, программных средств, применяемых при работе с пациентами; применением возможностей современных средств информационных технологий для решения таких профессиональных задач, как обучение действиям по алгоритму, обучение в условиях смены медицинских технологий; применением методов клинического психолого-педагогического исследования (клинико-психологический метод, беседа с пациентом, наблюдение, изучение продуктов психической деятельности) и приемов умозаключения (анализ, конкретизация, сравнение) для самостоятельной работы студентов [4].

Организационный компонент включает умение добывать информацию из различных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса в высшей школе, т.е. дидактически её преобразовывать; структурировать профессионально-педагогическую деятельность; организовывать самостоятельную работу и контроль достижений обучающихся; организовывать и управлять технологической стороной профессионально-педагогической деятельности. Данный компонент предполагает владение современными педагогическими технологиями и приемами планирования и организации собственной профессионально-педагогической деятельности и учебной деятельности обучающихся.

Специфическая составляющая содержания организационного компонента предполагает деятельность, связанную с: обеспечением освоения учебной дисциплины с учётом практико-ориентированности медицинских знаний, обучения действиям по алгоритму в условиях быстрой смены медицинских технологий, обучения врачебной коммуникации и принятию решения в условиях дефицита времени; использованием нормативной документации, принятой в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминология, международные системы единиц, действующие международные классификации), а также документации для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций; использованием систем управления базами данных и банка медицинской информации для организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, диспансеризации населения, профилактики профессиональных заболеваний и управления учреждениями здравоохранения; использованием очной формы обучения студентов по клиническим дисциплинам, в том числе дистанционной.

Коммуникативный компонент предполагает деятельность, связанную с формированием у студентов умений и опыта профессиональной коммуникации, построением различных схем взаимодействия с участниками образовательного процесса, осуществлением информационного взаимодействия между ними, в том числе и при использовании средств информационных технологий, использованием совместного учебно-профессионального взаимодействия для формирования и развития таких профессионально важных качеств обучающихся, как эмпатия, толерантность, рефлексия и коммуникативные умения. Важной составляющей данного компонента является умение преподавателя вуза выявлять индивидуально-личностные особенности обучающихся, устанавливать субъект-субъектное взаимодействие обучающихся, разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе профессионально-педагогической деятельности. Специфическая составляющая коммуникативного компонента преподавателя медицинского вуза предполагает деятельность, связанную с: осуществлением информационного взаимодействия между специалистами системы здравоохранения и пациентами, коллегами, в том числе и при использовании средств информационных технологий; применением современных образовательных технологий обучения врачебной коммуникации, технологий обучения студентов техникам слушания и информирования пациентов о характере заболевания и лечения с учётом специальности с целью углубленного подхода студентов к трактовке каждого случая заболевания; учётом этических и деонтологических аспектов врачебно-педагогической деятельности, включающих соблюдение правил врачебной этики, законов и нормативно-правовых актов в работе с конфиденциальной информацией, сохранением врачебной тайны в общении со студентами, коллегами, администрацией и пациентами; осуществлением незамедлительной обратной связи между субъектами взаимодействия (коллегами, студентами, пациентами) в условиях ограничения времени.

Умение видеть, формулировать педагогические задачи на основе анализа своеобразной, а иногда и быстро меняющейся педагогической ситуации, находить оптимальные пути и способы ее решения – это составляющие профессионализма преподавателя высшей школы. Таким образом, определение содержания компонентов деятельности преподавателя высшей школы весьма условно, так как в профессионально-педагогической деятельности они тесно связаны друг с другом, проникают друг в друга и в совокупности обеспечивают эффективность профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза.

В результате проведённого теоретического исследования определено содержание основных компонентов профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза.


Библиографическая ссылка

Лонская Л.В., Малютина Т.В. СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25691 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674