Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

FORMATION OF ENVIRONMENTAL SECURITY IN THE TRAINING OF NATURAL SCIENCES: VALUE-ACTIVITY APPROACH

Mamontova A.A. 1
1 OGBPOU Smolensky College of Railway Transport, Communication and Service
Формирование экологической безопасности школьников, в том числе и в процессе обучения естествознанию, может иметь в качестве цели и конечного результата формирование культуры экологической безопасности. Ценности экологической безопасности представляют собой формацию ценностей, которые направлены на то, чтобы человек смог оценить свою деятельность с позиции нравственных и общественно одобряемых основ. Формирование экологической безопасности у школьников в методическом плане – это метадеятельность, которая интегрирует в себе различные виды деятельности через усвоение идеалов культуры экологической безопасности. Поэтому в формировании культуры экологической безопасности необходимо опираться на ценностно-деятельностный подход, основная сущность которого заключается в построении деятельностной системы обучения на ценностной основе. Данный методологический подход может явиться ключевым в обосновании методики формирования экологической безопасности у школьников в процессе обучения географии в школе.
Formation environmental safety pupils, including natural history in the learning process may have as an objective and an end result the formation of environmental safety culture. Environmental safety values represent the formation of values, which aim to ensure that people could appreciate his work from a position of moral and socially approved foundations. Formation of ecological safety of schoolchildren in the methodical planets is meta activity that integrates the various activities through the assimilation of the ideals of environmental safety culture. Therefore, in the formation of ecological culture of safety must be based on the value-activity approach, the main essence of which is to construct a system of activity-training on the basis of values. This methodological approach can be the key to the justification of methods of formation of ecological safety of schoolchildren in learning geography in school.
ecological safety
value-activity approach
methods of teaching natural science

Направление современного социально-экономического развития пронизано идеями экологической безопасности в адрес среды обитания в процессе разносторонней жизнедеятельности общества, опосредованные личностной свободой и ответственностью. Данный факт находит отражение и в практике образования подрастающего поколения, где и формируются идеалы будущей жизни.

В свою очередь, личностная ответственность у учащихся проходит становление на основе ориентиров поведения, при котором удовлетворение потребительских потребностей строится при отсутствии учета, а иногда, при игнорировании экологической безопасности природопользования. Возникшее противоречие обостряется в современный период тем, что природа агрессивно реагирует на вызовы человечества и достаточно часто все более мощно отвечает на них тем, что уже человечеству в целом и каждому его члену необходимо заботиться о собственной безопасности в социо-природной среде.

Понятие «безопасность в социо-природной среде» может быть обосновано на основе понятий «окружающая социо-природная среда», «экологическая опасность», «безопасность жизнедеятельности». Исходя из данного подхода, под экологической безопасностью можно понимать, в узком смысле, защиту от прямых и потенциальных угроз окружающей среды.

В широком смысле формирование экологической безопасности обучающихся, в том числе и в процессе обучения естествознанию, может иметь в качестве цели и конечного результата формирование культуры экологической безопасности. Это предположение согласуется с мнением Н.П. Несговоровой о том, что  культура экологической безопасности представляет собой сложную, открытую систему, состоящую из таких компонентов, как аксиологический, когнитивно-содержательный, операционально-деятельностный и рефлексивно-целевой, формирование которых осуществляется в процессе образовательно-воспитательной деятельности. Данный компонент общей культуры необходимо формировать для того, чтобы решить проблемы экологической безопасности [5].

Одним из результатов формирования культуры экологической безопасности является экологическая образованность – интегральное качество личности, проявляющиеся в единстве знаний об экологической безопасности, норм и правил поведения в обществе (ценностных ориентаций экологически безопасного поведения), возможности оценивать последствия деятельности для окружающей среды. Мы предлагаем расширить педагогическую категорию экологической образованности с позиции ценностно-деятельностного подхода.

На этой основе возникает необходимость обоснования научно-педагогического подхода к формированию экологической безопасности у учащихся в рамках общего образования. В этом плане курс естествознания обладает большими потенциальными возможностями [2], содержательной стороной которых является ориентация на культуру экологической безопасности.

В современной теории и методике образования и воспитания нашли полноценное теоретическое обоснование и сформировались на практике такие подходы, как аксиологический, личностный, дифференцированный, событийный, деятельностный и др. В процессе изучения сущности и особенностей перечисленных выше подходов, нами сделана попытка теоретически обосновать ценностно-деятельностный подход в дидактике.

На наш взгляд, данный методологический подход может явиться ключевым в обосновании методики формирования экологической безопасности у обучающихся в процессе изучения естественнонаучных курсов.

В нашей статье мы рассматриваем ценностно-деятельностный подход как интегрированный феномен, возникший на стыке деятельностного и ценностного подходов.

Педагог, реализующий деятельностный подход, в соответствии с требованиями ФГОС ОО, должен видеть всю совокупность педагогических целей: от общих (на уровне ученического коллектива) до частных (отдельно взятого учащегося в конкретной педагогической ситуации). В этом случае необходимо создавать условия для целостной реализации мотивов, потребностей, процессуальной и содержательной сторон реализуемой совместной образовательной деятельности в тесном единстве отдельно взятых личностей обучающихся и педагогов. При этом все звенья взаимосвязаны так, что изменение мотива, цели ведет к изменению во всей системе. Учитывая, что основной единицей деятельности является поступок, который представляет собой форму активности личности, предполагающую коррекцию собственного поведения на отклик окружения и других людей [1], следовательно, целостную деятельностную систему можно отразить в совокупности последовательно совершаемых поступков.

В рамках деятельностного подхода предусматривается актуализация образовательной деятельности путем взаимодействия педагога и обучающегося на основе равного партнёрского отношения, следовательно, такого рода подход применим как при работе с отдельно взятой личностью, так и целым коллективом, поскольку личность формируется в деятельностных отношениях с окружающим миром.

Образовательным результатом деятельности по освоению экологической безопасности является формирование триединой системы личности, состоящей из когнитивного компонента (понятия и категории, раскрывающие содержание экологической безопасности), эмоционально-оценочного (оценка функционирования систем разного уровня с позиции экологической безопасности) и поведенческого (обусловлен опытом, действиями, готовностью к применению  защиты самого себя от экстремальных ситуаций в природе и окружающей среде).

Интересен вопрос создания ценностного результата деятельности, под которым мы понимаем совокупность сформированных и принятых для реализации в собственной жизнедеятельности ценностей безопасности и ценностных ориентаций безопасного поведения. Уровень усвоения ценностного результата зависит от мотивов экологически безопасного социального поведения. Это обусловлено, прежде всего, особенностями юношеского возраста. В данном возрасте ключевым аспектом в формировании личности является ее индивидуальное становление, сопряженное с освоением социальной среды и необходимостью достаточно высокой адаптивности к постоянно меняющимся условиям [3].

Процесс образования и воспитания в этом возрасте осуществляется на основе социальной деятельности, обеспечивающей передачу ценностей. Ценности принимаются только через совместную деятельность с другими людьми, это и составляет ключевой фактор личностного существования. А сам процесс принятия ценности обуславливает нравственное измерение самой деятельности личности в контексте образования дистанции между самой ценностью и материальными формами деятельности, обеспечивая своего рода нравственное самосознание через совесть, ответственность, личностное самосознание.

Ценности экологической безопасности представляют собой систему ценностных ориентаций, которые обеспечат гармоничное взаимоотношение с окружающей средой, при котором удовлетворение экономических потребностей определяется интересами сохранения природы, а сохранение природы не противоречит ее безопасности для социума в целом и конкретной личности в частности. Этим и обусловлена возможность социально-ответственного поведения в процессе реализации идей экологической безопасности в курсе естествознания. Ценности экологической безопасности представляют собой формацию ценностей, которые направлены на то, чтобы человек смог оценить свою деятельность с позиции нравственных и общественно одобряемых основ. Формирование экологической безопасности, с одной стороны – это преимущественно межличностная деятельность в семье и школе, обеспечивающая поддержку развития культуры экологической безопасности обучающихся через включение их в решение общественных, экологических, производственных, экономических задач, заложенных в курсе естествознания. С другой стороны – это по возможности бесконфликтное сосуществование с природой, при котором она становится безопасной для человека.

А.Н. Леонтьев определял образование как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, трансформированные через деятельность существующих в культуре ценностей [4]. Применительно к организации пространства формирования экологической безопасности в курсе естествознания ценностно-деятельностный подход имеет свои особенности. Формирование основ экологической безопасности как процесс не может быть отнесен к какому-либо одному виду деятельности, он должен пронизывать все виды образовательной деятельности: учебной в рамках освоения дисциплин, коммуникативной, досуговой.

Специфичен и сам процесс усвоения ценностей экологической безопасности. Для их принятия важна системная организация различных видов деятельности обучающегося в образовательном учреждении на уроках естественнонаучных предметов. Несмотря на то, что формирование экологической безопасности необходимо локализовать в рамках естественнонаучных предметов, ценностно-деятельностный подход предусматривает расширение разнообразия видов деятельности.

На сегодняшний день семья и школа утрачивает монополию на воспитание ребенка, так как на учителей, родителей и самого учащегося мощное воспитательное влияние оказывает СМИ, Интернет и другие источники информации. В свою очередь, ценностно-деятельностный подход предусматривает воздействие различных факторов на личность обучающихся в формировании их экологической безопасности при главенствующей роли образовательной организации.

На наш взгляд, ценностно-деятельностный подход позволяет понять, что представляет собой формирование экологической безопасности у школьников в методическом плане. Это не традиционный вид педагогической деятельности, это метадеятельность, которая интегрирует в себе различные виды деятельности через усвоение идеалов культуры экологической безопасности. При этом поведение учащегося обусловлено формированием ценностных ориентаций экологической безопасности личности. В этой связи, достигается согласование деятельностного и ценностного подходов к организации методической системы формирования экологической безопасности у обучающихся.

Процесс формирования экологической безопасности методически начинается со становления и развития ценности экологической безопасности, а именно – знания о ценности, перевода ее в ценностные отношения личности, поэтому в ней он находит свое логическое завершение, в контексте смысла образующего мотива поведения учащегося. Личность обучающегося «движется» в направлении от определённого знания об аспектах экологической безопасности к личностной нравственной установке ценностей культуры экологической безопасности. Это и отражает развивающий характер экологического образования и воспитания.

Для достижения методического эффекта ценности культуры экологической безопасности должны быть узнаваемы, понимаемы и принимаемы, другими словами, учащийся должен применять сформированные ценностные установки при изучении предметов естественнонаучного цикла в практической ситуации. Результат формирования экологической безопасности является более успешным тогда, когда ценности культуры экологической безопасности формулируются в форме вопроса, который обращен к социальной, экономической, экологической жизни обучающегося в контексте содержания курса естественнонаучной направленности.

Система ценностей культуры экологической безопасности формирует смысловую основу пространства экологической безопасности в содержании курса естествознания. В данном пространстве методически должны стираться грани между содержанием самого курса и общественной жизнью. В этой связи, данный интегрированный ценностно-деятельностный подход определяет концептуальную основу формирования экологической безопасности у обучающихся. Хотя без участия педагога, преподающего образовательные курсы, без его личностного воздействия, данный подход может нести  исключительно формальный характер. Ведь только педагог своим примером  поведения создает устойчивые представления у учащихся о норме экологической безопасности, что всецело обуславливает эффективность формирования экологической безопасности в процессе изучения курсов естественнонаучной направленности.

В содержании курса существуют потенциальные возможности по формированию основ экологической безопасности. В процессе его изучения могут быть представлены примеры пространственного расположения очагов природной и техногенной опасностей, экологической безопасности в экономической деятельности в рамках отдельно взятых отраслей, на уровне национальных экономик тех или иных стран и на уровне общества в целом.

В свою очередь, в теме «Взаимодействие природы и общества» в рамках цели формирования экологического мышления при рассмотрении таких понятий, как географическая среда, природопользование, мировые природные ресурсы можно создавать условия для формирования ценностей экологической безопасности. Например, при изучении рационального и нерационального природопользования нужно ориентировать учащихся, что рациональное природопользование осуществляется на основе экологической безопасности. Данную тему можно раскрыть, применяя такой метод обучения, как проблемная лекция «Общество – часть природы», «Оборот ресурсов, проблемы исчерпаемости». На занятиях можно использовать поисковые беседы, что позволит в живом диалоге с учащимися ориентировать их на убеждение о том, что пользование природными ресурсами необходимо осуществлять рационально, чтобы не нарушать природного равновесия. В этом и будет заключаться ценность экологически безопасного развития общества и природы.

В то же время, к таким сложноорганизованным системам, как культура экологической безопасности, нельзя применять традиционные средства обучения.

В процессе формирования экологической безопасности у обучающихся важно создавать условия для проявления активности, что будет способствовать повышению эффективности проводимой деятельности.

В этой связи в методической системе формирования экологической безопасности мы предлагаем применять активные методы обучения. Их специфика заключается в том, что они стимулируют обучающихся к мысленной и практической форме моделирования экологических проблем и угроз и к поиску путей их решения в контексте экологической безопасности. В процессе такой деятельности развиваются и творческие способности учащихся.

В подтверждение вышесказанных слов мы предлагаем проведение таких деловых игр, как «Город», «Промышленно-бытовые отходы». Целевым направлением обозначенных методов активного обучения является формирование и развитие чувства ответственности за сохранение естественно-природного ресурсного окружения в контексте гармоничного взаимоотношения общества и природы, а также развитие знаний, умений и навыков экологической безопасности. Такого рода метод активного обучения можно применять при изучении таких тем, как: «Взаимодействие природы и общества», «Мировые природные ресурсы», «Загрязнение и охрана окружающей среды».

Мы считаем, что применение методов активного обучения в процессе формирования экологической безопасности у школьников способствует развитию таких ценностей культуры экологической безопасности, как: здоровье, стабильность природы и общества, гармоничное взаимодействие с природой, экологическая и экономическая безопасность.

Таким образом, ценностно-деятельностный подход может стать методологической базой формирования экологической безопасности, что расширяет содержательные возможности учебного предмета естественнонаучной направленности. К тому же с позиции данного подхода существует возможность реализации процесса формирования экологической безопасности в его методическом плане. В данном случае образовательная деятельность интегрирует различные виды деятельности и взаимодействия обучающихся и педагога. Результатом такой деятельности становятся ценности культуры экологической безопасности.