Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ: ЦЕННОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Мамонтова А.А. 1
1 ОГБПОУ Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса
Формирование экологической безопасности школьников, в том числе и в процессе обучения естествознанию, может иметь в качестве цели и конечного результата формирование культуры экологической безопасности. Ценности экологической безопасности представляют собой формацию ценностей, которые направлены на то, чтобы человек смог оценить свою деятельность с позиции нравственных и общественно одобряемых основ. Формирование экологической безопасности у школьников в методическом плане – это метадеятельность, которая интегрирует в себе различные виды деятельности через усвоение идеалов культуры экологической безопасности. Поэтому в формировании культуры экологической безопасности необходимо опираться на ценностно-деятельностный подход, основная сущность которого заключается в построении деятельностной системы обучения на ценностной основе. Данный методологический подход может явиться ключевым в обосновании методики формирования экологической безопасности у школьников в процессе обучения географии в школе.
экологическая безопасность
ценностно-деятельностный подход
методика обучения естествознанию
1. Артамонова Е.И. Болонский процесс и аксиологические ориентиры образовательной политики [Текст] / Е.И. Артамонова // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы VI Международной научной конференции / отв. ред. В.А. Сластенин. – М.: МАНПО, 2009. – С. 5-9.
2. Бабакина Е.H. Формирование у подростков мотивации овладения экологической культурой при изучении предметов естественнонаучного цикла [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Бабакина. – Волгоград, 2004. – 189 с.
3. Коган Л.Н. Проблемы исследования целостности культуры [Текст] / Л.Н. Коган // Общие проблемы культуры и культурного строительства. – Москва, 1982. – Вып. 2. – 16 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учебное пособие для студ. вузов / А.Н. Леонтьев. – Москва: Смысл: Academia, 2004. – 345 с.
5. Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Иванцова Г.В., Богданова Е.П., Недюрмагомедов Г.Г. Формирование культуры экологической безопасности: содержательно-методический аспект // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/115-11995.

Направление современного социально-экономического развития пронизано идеями экологической безопасности в адрес среды обитания в процессе разносторонней жизнедеятельности общества, опосредованные личностной свободой и ответственностью. Данный факт находит отражение и в практике образования подрастающего поколения, где и формируются идеалы будущей жизни.

В свою очередь, личностная ответственность у учащихся проходит становление на основе ориентиров поведения, при котором удовлетворение потребительских потребностей строится при отсутствии учета, а иногда, при игнорировании экологической безопасности природопользования. Возникшее противоречие обостряется в современный период тем, что природа агрессивно реагирует на вызовы человечества и достаточно часто все более мощно отвечает на них тем, что уже человечеству в целом и каждому его члену необходимо заботиться о собственной безопасности в социо-природной среде.

Понятие «безопасность в социо-природной среде» может быть обосновано на основе понятий «окружающая социо-природная среда», «экологическая опасность», «безопасность жизнедеятельности». Исходя из данного подхода, под экологической безопасностью можно понимать, в узком смысле, защиту от прямых и потенциальных угроз окружающей среды.

В широком смысле формирование экологической безопасности обучающихся, в том числе и в процессе обучения естествознанию, может иметь в качестве цели и конечного результата формирование культуры экологической безопасности. Это предположение согласуется с мнением Н.П. Несговоровой о том, что  культура экологической безопасности представляет собой сложную, открытую систему, состоящую из таких компонентов, как аксиологический, когнитивно-содержательный, операционально-деятельностный и рефлексивно-целевой, формирование которых осуществляется в процессе образовательно-воспитательной деятельности. Данный компонент общей культуры необходимо формировать для того, чтобы решить проблемы экологической безопасности [5].

Одним из результатов формирования культуры экологической безопасности является экологическая образованность – интегральное качество личности, проявляющиеся в единстве знаний об экологической безопасности, норм и правил поведения в обществе (ценностных ориентаций экологически безопасного поведения), возможности оценивать последствия деятельности для окружающей среды. Мы предлагаем расширить педагогическую категорию экологической образованности с позиции ценностно-деятельностного подхода.

На этой основе возникает необходимость обоснования научно-педагогического подхода к формированию экологической безопасности у учащихся в рамках общего образования. В этом плане курс естествознания обладает большими потенциальными возможностями [2], содержательной стороной которых является ориентация на культуру экологической безопасности.

В современной теории и методике образования и воспитания нашли полноценное теоретическое обоснование и сформировались на практике такие подходы, как аксиологический, личностный, дифференцированный, событийный, деятельностный и др. В процессе изучения сущности и особенностей перечисленных выше подходов, нами сделана попытка теоретически обосновать ценностно-деятельностный подход в дидактике.

На наш взгляд, данный методологический подход может явиться ключевым в обосновании методики формирования экологической безопасности у обучающихся в процессе изучения естественнонаучных курсов.

В нашей статье мы рассматриваем ценностно-деятельностный подход как интегрированный феномен, возникший на стыке деятельностного и ценностного подходов.

Педагог, реализующий деятельностный подход, в соответствии с требованиями ФГОС ОО, должен видеть всю совокупность педагогических целей: от общих (на уровне ученического коллектива) до частных (отдельно взятого учащегося в конкретной педагогической ситуации). В этом случае необходимо создавать условия для целостной реализации мотивов, потребностей, процессуальной и содержательной сторон реализуемой совместной образовательной деятельности в тесном единстве отдельно взятых личностей обучающихся и педагогов. При этом все звенья взаимосвязаны так, что изменение мотива, цели ведет к изменению во всей системе. Учитывая, что основной единицей деятельности является поступок, который представляет собой форму активности личности, предполагающую коррекцию собственного поведения на отклик окружения и других людей [1], следовательно, целостную деятельностную систему можно отразить в совокупности последовательно совершаемых поступков.

В рамках деятельностного подхода предусматривается актуализация образовательной деятельности путем взаимодействия педагога и обучающегося на основе равного партнёрского отношения, следовательно, такого рода подход применим как при работе с отдельно взятой личностью, так и целым коллективом, поскольку личность формируется в деятельностных отношениях с окружающим миром.

Образовательным результатом деятельности по освоению экологической безопасности является формирование триединой системы личности, состоящей из когнитивного компонента (понятия и категории, раскрывающие содержание экологической безопасности), эмоционально-оценочного (оценка функционирования систем разного уровня с позиции экологической безопасности) и поведенческого (обусловлен опытом, действиями, готовностью к применению  защиты самого себя от экстремальных ситуаций в природе и окружающей среде).

Интересен вопрос создания ценностного результата деятельности, под которым мы понимаем совокупность сформированных и принятых для реализации в собственной жизнедеятельности ценностей безопасности и ценностных ориентаций безопасного поведения. Уровень усвоения ценностного результата зависит от мотивов экологически безопасного социального поведения. Это обусловлено, прежде всего, особенностями юношеского возраста. В данном возрасте ключевым аспектом в формировании личности является ее индивидуальное становление, сопряженное с освоением социальной среды и необходимостью достаточно высокой адаптивности к постоянно меняющимся условиям [3].

Процесс образования и воспитания в этом возрасте осуществляется на основе социальной деятельности, обеспечивающей передачу ценностей. Ценности принимаются только через совместную деятельность с другими людьми, это и составляет ключевой фактор личностного существования. А сам процесс принятия ценности обуславливает нравственное измерение самой деятельности личности в контексте образования дистанции между самой ценностью и материальными формами деятельности, обеспечивая своего рода нравственное самосознание через совесть, ответственность, личностное самосознание.

Ценности экологической безопасности представляют собой систему ценностных ориентаций, которые обеспечат гармоничное взаимоотношение с окружающей средой, при котором удовлетворение экономических потребностей определяется интересами сохранения природы, а сохранение природы не противоречит ее безопасности для социума в целом и конкретной личности в частности. Этим и обусловлена возможность социально-ответственного поведения в процессе реализации идей экологической безопасности в курсе естествознания. Ценности экологической безопасности представляют собой формацию ценностей, которые направлены на то, чтобы человек смог оценить свою деятельность с позиции нравственных и общественно одобряемых основ. Формирование экологической безопасности, с одной стороны – это преимущественно межличностная деятельность в семье и школе, обеспечивающая поддержку развития культуры экологической безопасности обучающихся через включение их в решение общественных, экологических, производственных, экономических задач, заложенных в курсе естествознания. С другой стороны – это по возможности бесконфликтное сосуществование с природой, при котором она становится безопасной для человека.

А.Н. Леонтьев определял образование как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, трансформированные через деятельность существующих в культуре ценностей [4]. Применительно к организации пространства формирования экологической безопасности в курсе естествознания ценностно-деятельностный подход имеет свои особенности. Формирование основ экологической безопасности как процесс не может быть отнесен к какому-либо одному виду деятельности, он должен пронизывать все виды образовательной деятельности: учебной в рамках освоения дисциплин, коммуникативной, досуговой.

Специфичен и сам процесс усвоения ценностей экологической безопасности. Для их принятия важна системная организация различных видов деятельности обучающегося в образовательном учреждении на уроках естественнонаучных предметов. Несмотря на то, что формирование экологической безопасности необходимо локализовать в рамках естественнонаучных предметов, ценностно-деятельностный подход предусматривает расширение разнообразия видов деятельности.

На сегодняшний день семья и школа утрачивает монополию на воспитание ребенка, так как на учителей, родителей и самого учащегося мощное воспитательное влияние оказывает СМИ, Интернет и другие источники информации. В свою очередь, ценностно-деятельностный подход предусматривает воздействие различных факторов на личность обучающихся в формировании их экологической безопасности при главенствующей роли образовательной организации.

На наш взгляд, ценностно-деятельностный подход позволяет понять, что представляет собой формирование экологической безопасности у школьников в методическом плане. Это не традиционный вид педагогической деятельности, это метадеятельность, которая интегрирует в себе различные виды деятельности через усвоение идеалов культуры экологической безопасности. При этом поведение учащегося обусловлено формированием ценностных ориентаций экологической безопасности личности. В этой связи, достигается согласование деятельностного и ценностного подходов к организации методической системы формирования экологической безопасности у обучающихся.

Процесс формирования экологической безопасности методически начинается со становления и развития ценности экологической безопасности, а именно – знания о ценности, перевода ее в ценностные отношения личности, поэтому в ней он находит свое логическое завершение, в контексте смысла образующего мотива поведения учащегося. Личность обучающегося «движется» в направлении от определённого знания об аспектах экологической безопасности к личностной нравственной установке ценностей культуры экологической безопасности. Это и отражает развивающий характер экологического образования и воспитания.

Для достижения методического эффекта ценности культуры экологической безопасности должны быть узнаваемы, понимаемы и принимаемы, другими словами, учащийся должен применять сформированные ценностные установки при изучении предметов естественнонаучного цикла в практической ситуации. Результат формирования экологической безопасности является более успешным тогда, когда ценности культуры экологической безопасности формулируются в форме вопроса, который обращен к социальной, экономической, экологической жизни обучающегося в контексте содержания курса естественнонаучной направленности.

Система ценностей культуры экологической безопасности формирует смысловую основу пространства экологической безопасности в содержании курса естествознания. В данном пространстве методически должны стираться грани между содержанием самого курса и общественной жизнью. В этой связи, данный интегрированный ценностно-деятельностный подход определяет концептуальную основу формирования экологической безопасности у обучающихся. Хотя без участия педагога, преподающего образовательные курсы, без его личностного воздействия, данный подход может нести  исключительно формальный характер. Ведь только педагог своим примером  поведения создает устойчивые представления у учащихся о норме экологической безопасности, что всецело обуславливает эффективность формирования экологической безопасности в процессе изучения курсов естественнонаучной направленности.

В содержании курса существуют потенциальные возможности по формированию основ экологической безопасности. В процессе его изучения могут быть представлены примеры пространственного расположения очагов природной и техногенной опасностей, экологической безопасности в экономической деятельности в рамках отдельно взятых отраслей, на уровне национальных экономик тех или иных стран и на уровне общества в целом.

В свою очередь, в теме «Взаимодействие природы и общества» в рамках цели формирования экологического мышления при рассмотрении таких понятий, как географическая среда, природопользование, мировые природные ресурсы можно создавать условия для формирования ценностей экологической безопасности. Например, при изучении рационального и нерационального природопользования нужно ориентировать учащихся, что рациональное природопользование осуществляется на основе экологической безопасности. Данную тему можно раскрыть, применяя такой метод обучения, как проблемная лекция «Общество – часть природы», «Оборот ресурсов, проблемы исчерпаемости». На занятиях можно использовать поисковые беседы, что позволит в живом диалоге с учащимися ориентировать их на убеждение о том, что пользование природными ресурсами необходимо осуществлять рационально, чтобы не нарушать природного равновесия. В этом и будет заключаться ценность экологически безопасного развития общества и природы.

В то же время, к таким сложноорганизованным системам, как культура экологической безопасности, нельзя применять традиционные средства обучения.

В процессе формирования экологической безопасности у обучающихся важно создавать условия для проявления активности, что будет способствовать повышению эффективности проводимой деятельности.

В этой связи в методической системе формирования экологической безопасности мы предлагаем применять активные методы обучения. Их специфика заключается в том, что они стимулируют обучающихся к мысленной и практической форме моделирования экологических проблем и угроз и к поиску путей их решения в контексте экологической безопасности. В процессе такой деятельности развиваются и творческие способности учащихся.

В подтверждение вышесказанных слов мы предлагаем проведение таких деловых игр, как «Город», «Промышленно-бытовые отходы». Целевым направлением обозначенных методов активного обучения является формирование и развитие чувства ответственности за сохранение естественно-природного ресурсного окружения в контексте гармоничного взаимоотношения общества и природы, а также развитие знаний, умений и навыков экологической безопасности. Такого рода метод активного обучения можно применять при изучении таких тем, как: «Взаимодействие природы и общества», «Мировые природные ресурсы», «Загрязнение и охрана окружающей среды».

Мы считаем, что применение методов активного обучения в процессе формирования экологической безопасности у школьников способствует развитию таких ценностей культуры экологической безопасности, как: здоровье, стабильность природы и общества, гармоничное взаимодействие с природой, экологическая и экономическая безопасность.

Таким образом, ценностно-деятельностный подход может стать методологической базой формирования экологической безопасности, что расширяет содержательные возможности учебного предмета естественнонаучной направленности. К тому же с позиции данного подхода существует возможность реализации процесса формирования экологической безопасности в его методическом плане. В данном случае образовательная деятельность интегрирует различные виды деятельности и взаимодействия обучающихся и педагога. Результатом такой деятельности становятся ценности культуры экологической безопасности.


Библиографическая ссылка

Мамонтова А.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ: ЦЕННОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25566 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674