Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

COMPETENCY APPROACH AS FACTOR FOR PEDAGOGICAL EDUCATION IN MODERN RUSSIA

Kuzmicheva T.V. 1
1 Murmansk State Arctic University
Государственно важная задача развития конкурентоспособной, успешной личности ставит проблему создания новой концепции образования. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов требует от педагога существенной перестройки структуры его профессиональной деятельности, овладения новыми компетенциями, направленными на осуществление образовательной деятельности в инновационных условиях. В целях повышения качества педагогического образования актуальность приобретает задача исследования механизмов, закономерностей и условий развития профессионального потенциала педагога при создании и реализации гибкой системы подготовки педагогических кадров. Несмотря на значительное многообразие исследований профессионального становления субъекта труда, профессионала, в целом, и педагога, в частности, необходимо отметить, что механизмы и условия формирования профессиональных компетенций на этапе высшего педагогического образования на сегодняшний день недостаточно изучены. Феноменологию процесса педагогического образования необходимо рассматривать через процесс перехода компетенций как внешне заданных требований к профессиональной деятельности педагога в сферу его профессиональной компетентности на основе взаимосвязи операционально-технического (технологического) компонента деятельности с личностно-мотивационным компонентом, что позволит реализовать компетентностный подход. Разработанный модуль соотнесения требований профессионального стандарта, качеств личности педагога-профессионала и содержания обозначенных качеств включает: готовность к переменам , мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений в области профессиональной деятельности. Целесообразность реализации компетентностного подхода в высшем образовании определяется также и тем, что он позволяет оценивать качество профессиональной подготовки с точки зрения сформированных компетенций вне зависимости от наличия или отсутствия профессионального опыта, то есть на этапах профессионального обучения и адаптации в профессии. Тем самым профессиональное образование приобретает перспективную, прогностическую направленность, обеспечивая становление профессионала, готового действовать мобильно, ответственно и творчески развивать свою профессию.
Federally important task of the development of a competitive, successful personality defines the problem of creation of a new concept of education. Implementation of the Federal State Educational Standards requires essential reorganization of the professional activity of a teacher, mastering new competences aimed at realization of educational activity under innovative conditions. In order to improve the quality of pedagogic education a task of the research of mechanisms, patterns and conditions of development of professional capacity of a teacher in creating and implementing flexible system of teacher training becomes actual. Despite the considerable diversity of studies of professional formation, labor subject, professional in general and teacher, in particular, it should be noted that the mechanisms and conditions of formation of professional competences at the stage of higher pedagogical education are understudied today. Phenomenology of the process of pedagogical education must be examined through the transition process of competencies as externally specified requirements to the professional activity of a teacher in the sphere of his professional competence based on interrelation of operational and technical (technological) component of the activity with personality-motivational component that allows implementation of the competency-based approach. Designed module of correlation of requirements of the professional standard, qualities of the personality of a professional educator and content identified qualities include: openness to changes, mobility, capacity for substandard working actions, responsibility and decision-making discretion in the field of professional activity. Reasonability of implementation of the competency-based approach in higher education is also determined by the fact that it allows to assess the quality of professional training in terms of the formed competences regardless of the availability or lack of professional experience, i.e. at the stages of professional education and adaptation in the profession. In doing so vocational education and training acquires perspective, prognostic orientation, providing the formation of a professional, ready to act flexibly and responsibly and creatively develop their profession.
Federal state educational standards of higher education
competency approach
the professional capacity of teachers
the labor market
teacher education
professional development

В свете существенного обновления глобальных тенденций современного социального развития главным потенциалом экономического развития страны становятся не столько материальные богатства, сколько человеческий ресурс (С.Н.Чистякова [8]). Изменяются требования к современному работнику. От него ожидается проявление не столько профессиональной знаний и профессиональных умений, сколько способностей и личностных качеств, а именно гибкости, нестандартности мышления, коммуникативности и готовности работать в команде, психологической устойчивости.

Существенные социально-экономические преобразования в России, среди которых можно выделить направленность на социальную безопасность и повышение уровня благосостояния всех социальных групп, развитие законодательной базы и новых социальных институтов, защиту населения от возможных негативных последствий реформ, привели к пересмотру отношения к системе образования со стороны государства и общества.

Сегодня образование рассматривается как важнейшее условие национальной безопасности, сохранения единого социокультурного пространства, обеспечения благосостояния и построения нового образа жизни страны. Качество решения поставленных перед системой образования стратегических и тактических задач зависит от профессиональной компетентности будущего педагога.

Цель исследования

Государственно важная задача развития конкурентоспособной, успешной личности ставит проблему создания новой концепции образования.

Образование в современном обществе выступает единственной работоспособной технологической сферой, которая активно принимает участие в формировании личности, воспроизводит в конкретном личностном измерении социальные ценности и идеалы, реализует жизненные планы (Г.Д. Бухарова [2]).

В соответствии с введением в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.03 «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр»), успешность и эффективность работы образовательных учреждений оценивается не только уровнем сформированности личностных качеств обучающихся, способных к творческой самостоятельной деятельности, но самое существенное - готовности молодого специалиста к профессиональной деятельности

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов требует от педагога существенной перестройки структуры его профессиональной деятельности, овладения новыми компетенциями, направленными на осуществление образовательной деятельности в инновационных условиях.

Материалы и метолы исследования

На сегодняшний день профессиональное образование отстает от быстрых темпов изменений рынка труда [Ю.А. Афонькина [1], Г.Д.Бухарова Г.Д., Л.Д. Старикова [2], Е.К.Дворянкина[3], Ю.П.Самойленко [6]).В современных условиях данная тенденция, значительно усиливается. Противоречия между содержанием образования и запросами рынка труда проявляются в следующем:

  • несоответствие содержания подготовки молодого специалиста характеру предстоящей работы;
  • неадекватность притязаний выпускников реальным возможностям карьерного роста и материального достатка, которые предлагает работодатель,
  • затруднения при наличии теоретической подготовленности в разрешении элементарных производственных проблем.

В полной мере на сегодняшний день данные проблемы относятся и к сфере педагогического образования. Трансформационные общественные тенденции привели к тому, что, с одной стороны, изменились ценности образования, а с другой, изменились требования к профессиональной компетентности специалиста.

Принципиально новое видение его профессиональной готовности и профессиональной успешности определено в Профессиональном стандарте педагога, вступившем в действие с 2015 года. Он отражает принципиально новое видение его профессиональной готовности и профессиональной успешности, когда приоритет отдается общим, иначе говоря, ключевым, компетенциям, позволяющим ему успешно решать профессиональные задачи разного уровня сложности.

Сегодня достаточно часто обнаруживается ряд кризисных тенденций, препятствующих становлению профессионализма у педагогов на разных этапах профессионального становления.

На этапе выбора профессии абитуриент нередко осуществляет выбор по своеобразному «остаточному принципу»: лишь бы поступить на бюджетную форму обучении, что приводит к разочарованиям и личностным конфликтам уже в первые моменты профессионализации.

Этап профессиональной подготовки характеризуется пассивностью и репродуктивным характером познавательной деятельности немотивированных к обучению студентов.

Как следствие, на этапе достижения профмастерства обнаруживается нежелание педагогов участвовать в инновационной деятельности, субъективное обесценивание ими своих профессиональных достижений, высокий уровень тревожности, пессимистический социально-психологический климат в образовательных организациях.

В теории и практике образования мало изученными являются условия, в которых педагогическое образование сможет быть ориентированным на развитие педагога нового поколения, при реализации которых достигается высокое качество образования с учетом современных общественных потребностей и ожиданий.

Результаты исследования и их обсуждение

В целях повышения качества педагогического образования в свете обозначенных выше тенденций и приоритетов актуальность приобретает задача исследования механизмов, закономерностей и условий развития профессионального потенциала педагога при создании и реализации гибкой системы подготовки педагогических кадров.

Научная новизна поставленной цели исследования определяется решением следующих задач:

  • получение научных данных о процессе создания современного ресурсного обеспечения и условиях его применения для устранения противоречий, препятствующих повышению качества педагогического образования;
  • разработка теоретико-методологической основы сопровождения педагога нового поколения на разных уровнях педагогического образования, направленного на его подготовку к реализации современных задач развития образования в новых социокультурных условиях;
  • теоретическое обоснование и разработка инновационной модели гибкой системы подготовки педагогических кадров, а также ее научно-методического обеспечения.

Решение поставленных задач базируется на теоретических подходах, детально рассмотренных в исследованиях Ю.А. Афонькиной [1], отражающих феноменологию процесса профессионального развития человека, обобщение которых позволяет нам выделить следующие ведущие идеи:

  • взаимосвязь профессионального развития с ценностями личности (Ginsberg, A.);
  • ступенчатость модели профессионального развития в направлении достижения профессиональной зрелости (Super, D);
  • этапность становления профессионала с точки зрения формирования специфических установок и навыков, обеспечивающих освоение и продуктивное выполнение профессии (Havighurst, F. .А., Головей ,С.А.Дружилова, Ю. П. Поваренкова, А.Т. Ростунова, А.Р. Фонарева);
  • взаимосвязь формальной профессиональной подготовки (профессиональное обучение и освоение профессии на рабочем месте) и неформальной (формирование установок, норм, ролевых ожиданий, ценностей, соответствующих определенной работе) (W.Moore);
  • приоритетность таких задач профессиональной подготовки, как формирование уровня педагогической деятельности, соответствующего запросам практики; развитие способности будущих специалистов изменяться и совершенствоваться с учетом собственного накапливаемого профессионального опыта; развитие у них способности критично и разумно использовать в своей работе предлагаемые инновации (Hagger,H., Mclntyre,D.);
  • важность акмеологических практик в становлении и функционировании профессионала (А. А. Бодалев; А. А. Деркач, Н. С. Пряжников и Е. Ю. Пряжникова).
  • рассмотрение в качестве критериев профессионального развития профессиональной идентичности (соответствие между индивидуальными и социальными представлениями о профессии, о ее значимости для субъекта), профессиональной зрелости (сформированность регулятивных механизмов профессиональной деятельности и механизмов профессионализации в целом), производительности и надежности (А. Р. Фонарев).

Высокий научный интерес представляет концепция Л.М.Митиной [5], которая связывает начало профессионального обучения с наличием у молодого человека определенного психологического, личностного «багажа», который обеспечивал бы не только правильный выбор профессии, но и постоянное профессиональное развитие личности. Механизмом профессионального развития выступает преодоление противоречия между спонтанной активностью личности и внешней регуляцией (воспитанием и обучением).

Несмотря на значительное многообразие исследований профессионального становления субъекта труда (профессионала, в целом, и педагога, в частности), необходимо отметить, что механизмы и условия формирования профессиональных компетенций на этапе высшего педагогического образования на сегодняшний день недостаточно изучены.

Феноменологию процесса педагогического образования необходимо рассматривать через процесс перехода компетенций как внешне заданных требований к профессиональной деятельности педагога в сферу его профессиональной компетентности на основе взаимосвязи операционально-технического (технологического) компонента деятельности с личностно-мотивационным компонентом, что позволит реализовать компетентностный подход.

Анализ научных концепций комптентностного подхода (И.А. Зимняя [4], А.В. Хуторской [7] и др.) позволяет выделить следующие его базовые идеи:

  • компетентностный подход как система принципов определяет цели, содержание, организацию и процедуру оценивания образования;
  • компетентностный подход предъявляет четкие требования к личности работника;
  • компетентностный подход предполагает усвоение не разрозненных знаний, умений и навыков, а системы знаний, умений и владений;
  • компетеностный подход предполагает, что в основе отбора конструирования и отбора методов обучения лежит система компетенций и функций, которые они выполнят в обществе.

Актуализация компетентностного подхода в образовании определяется системой факторов, связанных с трансформацией общества, что привело к высокой изменчивости его тенденций, усилению неопределенности протекания социальных процессов. Кроме того, значительно интенсифицируется информационный поток, становятся все более разнообразными источники информации. Также развитие рыночных механизмов в сфере общественного производства определяет новые требования к работнику, а именно к профессиональной мобильности, профессиональной надежности, профессиональной стрессоустойчивости.

Для наглядности представим модуль профессионально-личностного потенциала педагога на основе соотнесения требований профессионального стандарта, качеств личности педагога-профессионала и содержания обозначенных качеств (таблица 1).

Таблица 1

Модуль соотношения личностных качеств и профессиональных компетенций современного педагога.

Требование Профессионального стандарта педагога

Качество личности педагога-профессионала

Содержание качества личности педагога-профессионала

Готовность к переменам

Профессиональная устойчивость

Способность противостоять стрессовым факторам, характерным для педагогической профессии и определяемым ее спецификой.

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональная обильность

 

 

Профессиональная мобильность

Готовность и способность педагога действовать в изменяющихся условиях,

Профессиональная коммуникативность

Эффективное использование педагогом коммуникативной составляющей своей деятельности для решения образовательных задач, культуру общения в профессиональной деятельности.

Профессиональная надежность

Способность преодолевать внешние и внутренние препятствия в профессиональной деятельности педагога, это своего рода с «экономичность» использования педагогом своих профессионально-личностных ресурсов.

 

 

 

Способность к нестандартным трудовым действиям

Профессиональная рефлексия

Умение анализировать и прогнозировать собственную профессиональную деятельность, профессиональное поведение и профессиональные достижения.

 

 

Профессиональная толерантность

Способность понимать и принимать разнообразие, в основе чего находится способность педагога понимать чувства ребенка и сопереживать ему, что позволяет проникнуть в побудительные причины поведения ребенка, то есть эмпатия.

Профессиональная креативность

Способность к созданию новых аспектов педагогической практики на методическом и на коммуникативном уровне, выдвижение множества гипотез, поиск нестандартных решений, получение оригинального педагогического продукта.

 

Ответственность и самостоятельность в принятии решений в области профессиональной деятельности

Профессиональная ответственность

Способность объективно понимать меру своего профессионального и личного влияния на образовательный процесс, уметь управлять им в направлении поставленной цели.

Профессиональный оптимизм

Саногенное мышление, оптимистичное отношение к достижению высоких результатов в образовательной практике.

Выводы

Реализация компетентностного подхода позволяет преодолеть разрыв между теорией и практикой, в профессиональном образовании позволяет определить и развить профессионально-личностный потенциал человека, направить его в сферу наиболее эффективного профессионального применения, отвечая на запросы работодателей, и в то же время, создать условия для профессионального развития педагога как субъекта профессиональной деятельности.

Целесообразность реализации компетентностного подхода в высшем образовании определяется также и тем, что он позволяет оценивать качество профессиональной подготовки с точки зрения сформированных компетенций вне зависимости от наличия или отсутствия профессионального опыта, то есть на этапах профессионального обучения и адаптации в профессии.

Тем самым профессиональное образование приобретает перспективную, прогностическую направленность, обеспечивая становление профессионала, готового действовать мобильно, ответственно и творчески развивать свою профессию.

Рецензенты:

Жигунова Г.В., д.соц. н., доцент проректор по научной работе Мурманского арктического государственного университета, г. Мурманск;

Прялухина А.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии Мурманского арктического государственного университета, г. Мурманск.