Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

TRANSFORMATION OF THE ROLE OF RELIGIOUS ASSOCIATIONS IN THE POLITICAL ARENA OF RUSSIA

Romanova D.Yu. 1 Rudnitskaya A.P. 1
1 Russian Social State University
Религия как фактор социальной интеграции на протяжении всей истории развития мира оказывала морально-нравственное влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Так, между политической и религиозной жизнью человека издавна прослеживалось установление тесной взаимосвязи. Политика и религия неразрывно связаны между собой в процессах общественного развития. Как правило, даже в контексте развития современных светских государств имеют место проявления взаимовлияния религии в лице Церкви и религиозных организаций, и политики в лице институтов государства. Деятельность любых религиозных организаций и их лидеров может скрывать за собой действия с политическим оттенком. Политики, которые стремятся к налаживанию более доверительного диалога с электоратом, также часто обращаются к некоторым религиозным канонами и традициям. Как показывает статистика, большая часть (в среднем около 83%) человечества придерживается норм религиозного мировозрения. Опираясь на религиозное мышление, верующие люди создают для себя и политические идеалы. Обществу свойственно оценивать политические процессы сквозь призму религиозных идей и убеждений. Роль политики заключается в формировании конструктивного диалога и регулировании отношений между обществом и государством. Религия, в свою очередь, дополняет политику нормами морали и нравственности, которые не менее важны для формирования отношений внутри социума и страны в целом.
Religion as a factor of social integration throughout the history of the world had a moral influence on all spheres of society. So, between the political and religious life of man has long been traced to the establishment of close relationships. Politics and religion are inextricably linked to processes of social development. As a rule, even in the context of modern secular States are manifestations of the interaction of religion in the face of the Church, religious organizations and politics in the person of state institutions. The activities of any religious organizations and their leaders may obscure the action with a political tinge. Policies that aim to establish a more intimate dialogue with the electorate, also often refer to some religious canons and traditions. Statistics show that the majority (on average about 83%) of humanity adheres to the norms of the religious worldview. Relying on religious thought, religious people create for themselves and political ideals. Society tend to evaluate political processes through the prism of religious ideas and beliefs. The role of policy is to forge a constructive dialogue and the regulation of relations between society and the state. Religion, in turn, complements the policy standards of morality and ethics, which are no less important for the formation of relationships within society and the country as a whole.
the opinion and behavior of the electorate
the religious factor in politics
religion
politics
Российская Федерация в соответствии с п. 1 Статьи 14 Конституции РФ является светским государством, а Церковь представляет собой социальный институт общественного развития. Задачи, стоящие перед современной Россией на мировой политической арене, требуют выстраивать грамотную, взвешенную политику, в том числе в области соотношения государственной политики и религиозных факторов. При этом тенденции европеизации, ухода какой бы то ни было роли Церкви на второй, а иной раз и третий план, диктуют своеобразные требования в подходах организации и осуществления государственного управления. Тем не менее, за последние годы в нашей стране отмечается ощутимое возрастание роли религии в жизни социума, в том числе в той области деятельности, где затрагиваются политические процессы. Политики, которые стремятся к налаживанию более доверительного диалога с электоратом, также часто обращаются к некоторым религиозным канонам и традициям. Ведь, в сознании людей глубоко заложена вера в определённые традиции и религиозные догматы.

В России, где долгое время господствовал государственный атеизм, стали активно развиваться религиозные организации и объединения. Приобрели особую актуальность вопросы толерантности, межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Параллельно шел поиск новых форм отношений религии и общества, религии и государства. В России с 1989 года количество православных верующих выросло в четыре раза. Такие данные, полученные в результате опроса, в котором приняли участие 1603 человека в 45 регионах страны старше 18 лет, приводит «Левада-центр» [9].

На сегодняшний день насчитывается около 70 конфессий, более 100 различных религиозных организаций, объединений и последователей течений [6]. В п. 5 Статьи 13 Конституции РФ указано: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». При этом деятельность некоторых религиозных организаций и их лидеров может скрывать за собой действия, не противоречащие положениям Конституции, но имеющие политический оттенок.

Исходя из нравственных идеологических установок и опираясь на это многие политические деятели, участвующие в политических выборах, допускают использование символов Церкви с целью привлечения как можно большего числа избирателей на свою сторону. Таким образом, можно утверждать, что значение религии в политическом процессе представляет собой особый феномен, требующий глубокого и всестороннего научного исследования.

Целью исследования является изучение роли религиозных организаций в политической жизни общества и выявление аспектов взаимосвязи религии и политики в контексте развития современных светских государств на примере России.

Материалом для исследования являются научные издания таких представителей научной школы, как С.А. Бурьянов, соавторы А.А. Нуруллаев и А.Ал. Нуруллаев, Ж.К. Таранюк, А. Ганг и многие другие.

В качестве основных методов исследования выступают: институциональный метод, компаративистский метод, контент и ивент анализ, системный и ситуационный подходы, социологический и бихсвиористский методы.

Анализируя политические события и процессы последнего десятилетия, можно четко проследить линию усиления влияния религии в политике ряда государств ХХI века. В России также можно наблюдать процессы некоторой эволюции религиозных организаций и возрастающей роли Церкви в общественно-политической жизни социума. В конце 80-х годов ХХ века только 17% респондентов ответили положительно на вопрос, являются ли они православными христианами. На конец 2013 года эта цифра составила 68 % [10].

М. Ю. Мартынова отмечает необходимость инновационных изменений в образовании, которые бы благотворно влияли на существующую культуру и социальную среду[5]. Можно отметить, что в систему государственных стандартов образования вносятся дополнительные дисциплины и предметы, например, такие как курс «Основы православной культуры». Общественные организации расширяют спектр своей деятельности, в основе которой прослеживается влияние религиозных норм на социально-политическую активность индивидов. В высших учебных заведениях открываются кафедры, где осуществляется набор обучающихся по направлению подготовки «Теология».

Религиозный фактор представляет собой особый элемент в жизнедеятельности общества. Вера является не только духовным опытом отдельной личности, но и фактором, который закладывает культурную традицию в развитии общества в целом. Религия регламентирует жизнь индивида и всего социума. Политика современной России вновь входит в область религиозного влияния.

Увеличение степени влияния религии в современном мире заставляет специалистов данной области обратить внимание на вопрос оценки роли религиозного фактора в политических процессах. Данную проблематику изучает А. Ганг. В своем труде «Религиозный фактор в политике» автор представил комплексный анализ и предложил подходы к систематизации форм взаимодействия религии и политики.

К первому виду влияния автор относит элемент соприкосновения религиозного фактора с политической жизнью в области идеологического построения и указывает на то обстоятельство, что религия формирует идеологию внутри социума и, как следствие, оказывает влияние на все принятые политические решения в стране.

Ко второму виду влияния А. Ганг относит человеческий фактор, который скрывается в основе действий и желаний религиозных служащих, которые могут обосновать политическое решение или выбор с нравственно-духовной точки зрения.

Третий вид религиозного воздействия на политику может проявлять себя в виде корыстных намерений некоторых личностей или организаций использовать религиозный контекст для политической выгоды.

Четвертый вид, с точки зрения автора, может обнаруживаться среди верующих в сложный период времени бедствий в политическом масштабе, когда им необходимо укрепиться духом для протеста и отстаивания своих интересов. [4]

Роль религиозного фактора на жизнь социума также исследовал И.И. Лукашук [3]. О пересечении сфер религии и политики в своей книге публикуют выводы А.А. Нурлаев и А.Ал. Нурлаев. В их труде «Религия и политика» отмечается важный аспект укрепившегося взаимовлияния между политическими и духовными сферами в жизни общества [4]. Публикации исследований, посвященных религиозному фактору в политике, на сегодняшний день приобретают более широкий спектр изучаемой научной проблематики в рамках указанной темы. С точки зрения научного «Общественно-политического журнала» позицию современных ученых условно можно поделить на две группы: первая часть исследователей данной проблематики оценивает влияние религиозного фактора на политику, как косвенное; вторая группа ученых видит во влиянии православной церкви прямое воздействие [2].

Так, С.А. Мозговой отмечает тот факт, что ряд прошедших избирательных кампаний показал массовость борьбы за «религиозный» электорат [8]. РПЦ оказывала определенную поддержку морально-нравственного характера в освещении и оценке транслируемых электорату программных положений В.В. Путина на выборах Президента РФ. Сам политический лидер всегда отличался теплым отношением к общественному институту Русской Православной Церкви, открыто заявляя об этом.

Однако степень политической выгоды от использования религиозной тематики в предвыборных кампаниях можно поставить под сомнение. Некоторые российские партии, активно использующие в своей кампании православную риторику, набрали минимальное количество голосов во многих регионах России. В качестве примера можно привести такие партии, как «За Русь святую», «Истинные патриоты России».

Тем не менее, С.А. Бурьянов в своем исследовании подчеркивает то обстоятельство, что религиозная символика в предвыборной кампании все же прибавляет голоса избирателей там, где роль религии и религиозных общественных организаций достаточно высока [1].

Точных научно обоснованных выводов о значении религии в политическом процессе, о роли общественно-религиозных организаций в исследованиях последних лет не представлено в полной мере. Как показывает практика, деятельность религиозных организаций и их лидеров может скрывать за собой некоторые элементы политической направленности. Можно отметить участие некоторых священных лиц в определенных предвыборных кампаниях и привести факты агитации со стороны РПЦ или мусульманских активистов, склоняющих отдавать свои голоса тому или иному кандидату. Однако эти примеры не дают глубокого анализа того, что происходит на самом деле с точки зрения влияния религиозного фактора на выборы и на политику в целом.

Ж.К. Таранюк в диссертационном исследовании пишет, что сегодня в России отмечается тенденция трансформации роли религиозных объединений на политической арене. Модели отношений государства к религии адаптируются, основываясь на новых направлениях развития общества. Происходит формирование принципиально новых отношений, в которых взаимосвязь данных отраслей становится более гармоничной [11]. Тем не менее, формирование постоянной основы взаимопомощи и сотрудничества между политической и религиозной сферой возможно только при дальнейшем исследовании всех аспектов данной стороны взаимодействия государства и общества, с учетом незыблемости Конституционных основ государства, прав и свобод личности, гражданского права.

Также стоит отметить, что возрождение религиозной жизни, начавшееся в России в последнее десятилетие XX века, хронологически совпало со становлением во всем мире информационного общества и появлением новой информационно-коммуникационной среды - Интернета. Одним из центральных вопросов во всем мире становится доступ религиозных организаций к средствам массовой информации и использование СМИ для распространения своего мировоззрения, для информирования общества о своей деятельности [4].

На настоящий момент в обществе одновременно развиваются несколько тенденций, среди которых можно отметить сохранение закона, гарантирующего свободу совести; светски-ориентированное направление политики; различное отношение к религиозным организациям на основе их государственной значимости; взаимное партнерство между государством и некоторыми религиозными конфессиями. Совокупность перечисленных тенденций указывает на формирование новых государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации, развитие которых можно предугадать в частичной взаимопомощи и поддержке. При этом стоит заметить, что создание устойчивой модели политико-религиозных принципов возможно только под влиянием постоянного синтеза религиозных этических норм и государственно-правовых основ формирования общества.

Выводы

Факт влияния религиозных факторов на политический процесс не вызывает сомнений. Однако точное значение роли религии в политике не исследовано в полной мере. В России на данный момент сформировалась неустойчивая модель взаимоотношений политики и религии, а деятельность большинства религиозных организаций не имеет четкой регламентации, так как не находится в сфере непосредственного государственного регулирования. Можно предположить, что политика и религия современной России находятся на пороге формирования принципиально новых взаимовыгодных форм взаимоотношений, поиск которых требует времени и терпения.

Рецензенты:

Авцинова Г.И., д.ф.н., профессор кафедры политологии и социальной политики ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва;

Мартынова М. Ю., д.пол.н.,  профессор кафедры политологии и социальной политики ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва.