В России, где долгое время господствовал государственный атеизм, стали активно развиваться религиозные организации и объединения. Приобрели особую актуальность вопросы толерантности, межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Параллельно шел поиск новых форм отношений религии и общества, религии и государства. В России с 1989 года количество православных верующих выросло в четыре раза. Такие данные, полученные в результате опроса, в котором приняли участие 1603 человека в 45 регионах страны старше 18 лет, приводит «Левада-центр» [9].
На сегодняшний день насчитывается около 70 конфессий, более 100 различных религиозных организаций, объединений и последователей течений [6]. В п. 5 Статьи 13 Конституции РФ указано: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». При этом деятельность некоторых религиозных организаций и их лидеров может скрывать за собой действия, не противоречащие положениям Конституции, но имеющие политический оттенок.
Исходя из нравственных идеологических установок и опираясь на это многие политические деятели, участвующие в политических выборах, допускают использование символов Церкви с целью привлечения как можно большего числа избирателей на свою сторону. Таким образом, можно утверждать, что значение религии в политическом процессе представляет собой особый феномен, требующий глубокого и всестороннего научного исследования.
Целью исследования является изучение роли религиозных организаций в политической жизни общества и выявление аспектов взаимосвязи религии и политики в контексте развития современных светских государств на примере России.
Материалом для исследования являются научные издания таких представителей научной школы, как С.А. Бурьянов, соавторы А.А. Нуруллаев и А.Ал. Нуруллаев, Ж.К. Таранюк, А. Ганг и многие другие.
В качестве основных методов исследования выступают: институциональный метод, компаративистский метод, контент и ивент анализ, системный и ситуационный подходы, социологический и бихсвиористский методы.
Анализируя политические события и процессы последнего десятилетия, можно четко проследить линию усиления влияния религии в политике ряда государств ХХI века. В России также можно наблюдать процессы некоторой эволюции религиозных организаций и возрастающей роли Церкви в общественно-политической жизни социума. В конце 80-х годов ХХ века только 17% респондентов ответили положительно на вопрос, являются ли они православными христианами. На конец 2013 года эта цифра составила 68 % [10].
М. Ю. Мартынова отмечает необходимость инновационных изменений в образовании, которые бы благотворно влияли на существующую культуру и социальную среду[5]. Можно отметить, что в систему государственных стандартов образования вносятся дополнительные дисциплины и предметы, например, такие как курс «Основы православной культуры». Общественные организации расширяют спектр своей деятельности, в основе которой прослеживается влияние религиозных норм на социально-политическую активность индивидов. В высших учебных заведениях открываются кафедры, где осуществляется набор обучающихся по направлению подготовки «Теология».
Религиозный фактор представляет собой особый элемент в жизнедеятельности общества. Вера является не только духовным опытом отдельной личности, но и фактором, который закладывает культурную традицию в развитии общества в целом. Религия регламентирует жизнь индивида и всего социума. Политика современной России вновь входит в область религиозного влияния.
Увеличение степени влияния религии в современном мире заставляет специалистов данной области обратить внимание на вопрос оценки роли религиозного фактора в политических процессах. Данную проблематику изучает А. Ганг. В своем труде «Религиозный фактор в политике» автор представил комплексный анализ и предложил подходы к систематизации форм взаимодействия религии и политики.
К первому виду влияния автор относит элемент соприкосновения религиозного фактора с политической жизнью в области идеологического построения и указывает на то обстоятельство, что религия формирует идеологию внутри социума и, как следствие, оказывает влияние на все принятые политические решения в стране.
Ко второму виду влияния А. Ганг относит человеческий фактор, который скрывается в основе действий и желаний религиозных служащих, которые могут обосновать политическое решение или выбор с нравственно-духовной точки зрения.
Третий вид религиозного воздействия на политику может проявлять себя в виде корыстных намерений некоторых личностей или организаций использовать религиозный контекст для политической выгоды.
Четвертый вид, с точки зрения автора, может обнаруживаться среди верующих в сложный период времени бедствий в политическом масштабе, когда им необходимо укрепиться духом для протеста и отстаивания своих интересов. [4]
Роль религиозного фактора на жизнь социума также исследовал И.И. Лукашук [3]. О пересечении сфер религии и политики в своей книге публикуют выводы А.А. Нурлаев и А.Ал. Нурлаев. В их труде «Религия и политика» отмечается важный аспект укрепившегося взаимовлияния между политическими и духовными сферами в жизни общества [4]. Публикации исследований, посвященных религиозному фактору в политике, на сегодняшний день приобретают более широкий спектр изучаемой научной проблематики в рамках указанной темы. С точки зрения научного «Общественно-политического журнала» позицию современных ученых условно можно поделить на две группы: первая часть исследователей данной проблематики оценивает влияние религиозного фактора на политику, как косвенное; вторая группа ученых видит во влиянии православной церкви прямое воздействие [2].
Так, С.А. Мозговой отмечает тот факт, что ряд прошедших избирательных кампаний показал массовость борьбы за «религиозный» электорат [8]. РПЦ оказывала определенную поддержку морально-нравственного характера в освещении и оценке транслируемых электорату программных положений В.В. Путина на выборах Президента РФ. Сам политический лидер всегда отличался теплым отношением к общественному институту Русской Православной Церкви, открыто заявляя об этом.
Однако степень политической выгоды от использования религиозной тематики в предвыборных кампаниях можно поставить под сомнение. Некоторые российские партии, активно использующие в своей кампании православную риторику, набрали минимальное количество голосов во многих регионах России. В качестве примера можно привести такие партии, как «За Русь святую», «Истинные патриоты России».
Тем не менее, С.А. Бурьянов в своем исследовании подчеркивает то обстоятельство, что религиозная символика в предвыборной кампании все же прибавляет голоса избирателей там, где роль религии и религиозных общественных организаций достаточно высока [1].
Точных научно обоснованных выводов о значении религии в политическом процессе, о роли общественно-религиозных организаций в исследованиях последних лет не представлено в полной мере. Как показывает практика, деятельность религиозных организаций и их лидеров может скрывать за собой некоторые элементы политической направленности. Можно отметить участие некоторых священных лиц в определенных предвыборных кампаниях и привести факты агитации со стороны РПЦ или мусульманских активистов, склоняющих отдавать свои голоса тому или иному кандидату. Однако эти примеры не дают глубокого анализа того, что происходит на самом деле с точки зрения влияния религиозного фактора на выборы и на политику в целом.
Ж.К. Таранюк в диссертационном исследовании пишет, что сегодня в России отмечается тенденция трансформации роли религиозных объединений на политической арене. Модели отношений государства к религии адаптируются, основываясь на новых направлениях развития общества. Происходит формирование принципиально новых отношений, в которых взаимосвязь данных отраслей становится более гармоничной [11]. Тем не менее, формирование постоянной основы взаимопомощи и сотрудничества между политической и религиозной сферой возможно только при дальнейшем исследовании всех аспектов данной стороны взаимодействия государства и общества, с учетом незыблемости Конституционных основ государства, прав и свобод личности, гражданского права.
Также стоит отметить, что возрождение религиозной жизни, начавшееся в России в последнее десятилетие XX века, хронологически совпало со становлением во всем мире информационного общества и появлением новой информационно-коммуникационной среды - Интернета. Одним из центральных вопросов во всем мире становится доступ религиозных организаций к средствам массовой информации и использование СМИ для распространения своего мировоззрения, для информирования общества о своей деятельности [4].
На настоящий момент в обществе одновременно развиваются несколько тенденций, среди которых можно отметить сохранение закона, гарантирующего свободу совести; светски-ориентированное направление политики; различное отношение к религиозным организациям на основе их государственной значимости; взаимное партнерство между государством и некоторыми религиозными конфессиями. Совокупность перечисленных тенденций указывает на формирование новых государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации, развитие которых можно предугадать в частичной взаимопомощи и поддержке. При этом стоит заметить, что создание устойчивой модели политико-религиозных принципов возможно только под влиянием постоянного синтеза религиозных этических норм и государственно-правовых основ формирования общества.
Выводы
Факт влияния религиозных факторов на политический процесс не вызывает сомнений. Однако точное значение роли религии в политике не исследовано в полной мере. В России на данный момент сформировалась неустойчивая модель взаимоотношений политики и религии, а деятельность большинства религиозных организаций не имеет четкой регламентации, так как не находится в сфере непосредственного государственного регулирования. Можно предположить, что политика и религия современной России находятся на пороге формирования принципиально новых взаимовыгодных форм взаимоотношений, поиск которых требует времени и терпения.
Рецензенты:
Авцинова Г.И., д.ф.н., профессор кафедры политологии и социальной политики ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва;
Мартынова М. Ю., д.пол.н., профессор кафедры политологии и социальной политики ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва.