Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FUNCTIONING OF SYSTEM OF PEDAGOGICAL PROVIDING THE PRAKTIKO-FOCUSED ORIENTATION OF TRAINING OF FUTURE LAWYER IN THE COURSE OF TRAINING AT THE HIGHER SCHOOL

Yarychev N.U. 1 Tsamaeva A.A. 1
1 Chechen State University
В представленной работе авторы попытались раскрыть основные педагогические условия эффективного функционирования системы педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности подготовки будущего юриста, в частности, в рамках системы высшего профессионального образования. Проанализировав проблемное поле, авторы пришли к выводу, что среди средств адаптации и социализации будущего юриста особое место занимает производственная практика в условиях социального партнерства ВУЗа, работодателя и студента. По мнению авторов работы, это, в первую очередь, связано с тем, что производственная практика тесно вплетена в социальную реальность и служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной деятельностью.
In the presented work authors tried to open the main pedagogical conditions of effective functioning of system of pedagogical providing the practice-focused orientation of training of future lawyer, in particular within system of higher education. Having analyzed a problem field, authors came to a conclusion that among means of adaptation and socialization of future lawyer the special place is taken by work practice in the conditions of social partnership of higher education institution, the employer and the student. According to authors of work, it, first of all, is connected with that work practice is closely interwoven into social reality and serves as a link between theoretical training of the student and his future independent activity.
pedagogical conditions
the praktiko-focused orientation
the student
higher education institution
systems of the higher education
Реализация модели системы ПО ПОН ПБЮ в ПрО в высшей школе осуществлялась на базе ИСО социального партнерства ВУЗа и ряда организаций юридического профиля. Реализация модели проходила поэтапно.

На первом этапе реализации модели студенты адаптировались к новым условиям и требованиям практико-ориентированной учебной деятельности. С помощью методического обеспечения учебного процесса и организационно-нормативного обеспечения производственной практики студенты самостоятельно при консультативной помощи преподавателей и наставников знакомились со структурой материала дисциплин, осуществляли самоконтроль, знакомились со своей будущей профессиональной деятельностью.

На втором этапе основной задачей является подготовка студентов к изменениям в себе, самосознание результатов своей деятельности как рефлексивной реакции на влияние практико-ориентированной образовательной среды.

На третьем этапе реализации модели происходила интеграция приобретенных профессиональных компетенций с новыми компетенциями, потребность в которых была вызвана условиями реальной профессиональной деятельности, что обеспечило включение студентов в реальный процесс собственного личностно-профессионального становления и саморазвития.

Среди средств адаптации и социализации будущего юриста в ИСО особое место занимает производственная практика в условиях социального партнерства ВУЗа, работодателя и студента, поскольку в силу своей специфики она тесно вплетена в социальную реальность и служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной деятельностью.

Производственная практика с применением наставничества создает условия для обогащения студента жизненным опытом, расширения социальных контактов студента, формирования навыков самоуправления и взаимоотношений с коллегами, включает в себя опыт его собственной деятельности, наблюдений и восприятий, раскрывает жизненное значение изучаемых объектов, становление принципов собственных действий на рабочем месте.

В условиях производственной практики в ИСО нами использовались три базовых метода личностно-ориентированных (личностно-развивающих) технологий обучения:

а) представление элементов содержания программы производственной практики в виде разноуровневых личностно-ориентированных проблемных заданий;

б) экспресс-диалог, лично и посредством дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системах «студент-руководитель практики со стороны ВУЗа» и «студент - наставник» как особая дидактико-коммуникативная среда, обеспечивающая субъектно-смысловое общение;

в) включение студентов в решение реальных профессиональных задач (например, в юридической клинике или на производственной практике), что способствует становлению субъектного опыта каждого обучающегося, навыков выбора и определения пути достижения результативности в деятельности.

С целью повышения качества производственной практики нами разработана система проблемных профессиональных заданий, основанная на межпредметных связях и использовании средств имитационного моделирования и компьютерных технологий. Эта система включает:

1) задания для развития творческой самостоятельной деятельности студентов с учетом их профессиональной направленности;

2) задания для развития основных профессиональных компетенций и обучения эффективным методам работы в команде, формирования личностной деловой репутации и установки благоприятных условий для деловых коммуникаций и др.

Изучение современных научных подходов к проблеме формирования профессиональных компетенций [5] будущих юристов позволило нам определить потенциальные педагогические возможности производственно-профессиональной практики через использование педагогических проектных технологий, приоритетными особенностями которых является имитация научно-производственной образовательной среды, обеспечивающей органичное сочетание теоретического и практического обучения, индивидуализацию траектории практического обучения и психолого-педагогическую поддержку студентов в рамках социального партнерства, учитывающего достижения современной науки и отраслевые инновации.

Нами выявлена специфика производственной практики в ИСО - все ее участники (студенты, преподаватели, наставники, организаторы) включены в совместную профессиональную деятельность, которая характеризуется следующими признаками:

  • единая цель: формирование профессиональной компетентности будущего юриста и достижение высокого уровня практико-ориентированных компетенций;
  • общая мотивация: стремление к профессиональному росту и становлению деловой репутации;
  • интеграция, координация и согласование индивидуальных деятельностей участников производственной практики с целью формирования общих корпоративных компетенций;
  • единый результат: профессиональная компетентность юриста, способного на прогнозируемом уровне эффективно осуществлять трудовую деятельность.

Таким образом, производственная практика будущего юриста - это составная часть практико-ориентированного образовательного процесса, направленная на формирование профессиональной компетентности, ее базовых составляющих: практико-ориентированных компетенций, правосознания, профессионально-важных личностных качеств, определении направленности к определенному виду профессиональной деятельности (судья, прокурор, нотариус, следователь, юрист исполнительного и распорядительного органа или др.).

Наши исследования также выявили, что наивысшая эффективность формирования профессиональной компетентности будущего юриста в условиях производственной практики достигается, если:

  • широко применяются дистанционные образовательные и личностно-ориентированные технологии, применяются активные методы и коллективные формы обучения и комплексное методическое сопровождение;
  • создается психологически благоприятный климат и ситуация успеха для всех субъектов производственной практики, вне зависимости от формы обучения (очной или заочной).

Производственная практика позволяет значительно расширить возможности будущего специалиста в собственном анализе подготовленности к будущей трудовой деятельности и использовать его результаты при проектировании личностного профессионального роста, включая период оптации, профессиональной адаптации, профессионализации и непрерывного профессионального самообразования.

Исследования также выявили эффективность использования проектной технологии и вариативных форм (индивидуальной и/или коллективной) выполнения курсового проекта по профильной дисциплине, изучение которой осуществляется в период производственно-профессиональной практики студентов в интегрированной системе обучения социального партнерства.

В нашем исследовании представляется целесообразным использование на завершающем этапе обучения (старшие курсы) комплексного курсового проекта [5].

Для эффективной разработки и реализации системы практико-ориентированных образовательных проектов нами использован один из возможных подходов классификации проектов, основанный на анализе состава участников проекта.

Выбор такого подхода к классификации проектов представляется обоснованным, поскольку в соответствии с принципами профессиональной педагогики именно участники проекта в основном определяют его цели, задачи, способы решения и другие компоненты.

В условиях ИСО социального партнерства мы можем выделить три основные группы участников образовательных проектов:

1) преподаватель (преподаватели)

2) обучающийся (обучающиеся)

3) прочие участники, в качестве которых мы рассматриваем любых субъектов образовательного процесса, напрямую не связанных с преподаванием данной дисциплины: наставники (высококвалифицированные специалисты отраслевого предприятия по месту прохождения практики), преподаватели смежных дисциплин и сотрудники подразделений, занимающихся организацией учебного процесса.

Деятельность каждого из участников в рамках проекта считается проектной. Анализируя состав и характер действий каждого участника, можно выделить ряд действий, выполняемых отдельно взятым участником - индивидуальных проектных операций или индивидуальных проектов.

Определив таким образом индивидуальные проекты, можно построить систему классификации учебных проектов, которая будет включать в себя дополнительно к индивидуальным парные и групповые проекты.

Комплексные проекты предполагают участие трех сторон проектной образовательной деятельности: обучающегося, преподавателя и дополнительных участников - представителей отраслевых организаций и учреждений.

Комплексные проекты позволяют максимально приблизить характер образовательной деятельности студента к реальной профессиональной деятельности.

В процессе проектного обучения у будущих юристов возможно формирование следующих интеллектуальных умений [1]:

1) общих: умение анализировать, синтезировать, устанавливать логические связи, выявлять функциональные зависимости между явлениями и процессами и т.д.;

2) специфических, адекватных основным видам профессиональной деятельности юриста.

При разработке проектной технологии курсового проектирования [2] в ИСО ставилась задача определения технологического подхода, обеспечивающего требуемое качество практико-ориентированного обучения, определяемое усвоением выявленных уровней содержания той или иной дисциплины ценою собственных усилий студентов на основе информационно-коммуникативных средств.

Задачу объединения результатов индивидуальных проектов в комплексный мы решали посредством алгоритма следующих действий:

1) определение темы комплексного проекта и его конечной цели;

2) выбор видов деятельности каждого участника при презентации темы проектов;

3) сбор информации;

4) организация и демонстрация материала;

5) оценка представленных материалов и их соответствие поставленным целям.

Далее были определены следующие необходимые условия осуществления проектной образовательной деятельности:

1) использование компьютерного класса, где учебные материалы устанавливаются на рабочих местах студентов;

2) наличие сетевого оборудования;

3) возможность общения студентов, преподавателей и наставников в режиме on-line как в период прохождения студентами производственно-профессиональной практики, так и в процессе разработки проекта.

Курсовое проектирование завершается проведением общей научно-практической конференции с докладами групп и защитой разработанных проектов.

Совокупность указанных организационных форм, методов и средств обучения является нашим нововведением и не требует дополнительных затрат, значительно экономя учебное время и давая возможность качественно усваивать материал без перегрузки студентов.

Таким образом, педагогические условия, обеспечивающие реализацию МС ПО ПОН ПБЮ вПрО в ВУЗе, включают:

  • обучение в рамках социального партнерства ВУЗа, работодателя и студента [3, с. 3-10];
  • использование практико-ориентированных технологий обучения и контроля, воспроизведение предметного и социального содержания ПД и профессиональных взаимоотношений между ее субъектами;
  • опора на НОС в процессе юридической практики (ЮП);
  • всемерная мотивация студентов к саморазвитию и самореализации в конкретной области юридической деятельности;
  • целевая установка на достижение максимально высокого уровня сформированности ПК будущего юриста в процессе обучения и практики;
  • мотивация студентов на овладение навыками самоанализа и самоконтроля в период обучения, практики и в последующей ПД.

Внедрение и проверка эффективности ИСО СП и подсистемы наставничества системы ПО ПОН ПБЮ в процессе обучения в высшей школе проводилось через организацию социального партнерства Университета и проектно-ориентированной компании «НЭО Центр» в 2013-2014 гг. Данная компания основана в 1997 г. и является одной из крупнейших консалтинговых компаний в России. Компания делает ставку на опыт и профессионализм своих сотрудников, инновационность бизнес-решений.

Компания «НЭО Центр» имеет несколько направлений деятельности, в каждом из которых задействованы юристы соответствующей специализации. Также одним из направлений является «Юридическое и налоговое сопровождение»: сопровождение сделок и инвестиционных проектов, разрешение споров, консультирование по вопросам корпоративного права, налоговое консультирование.

При выборе компании для сотрудничества Университета с партнером выбор в пользу компании «НЭО Центр» был сделан с учетом ее проектно-ориентированной направленности. Таким образом, студенты университета, проходящие практику стажерами в данной компании, автоматически включаются в проектную деятельность.

Ставя перед собой амбициозные цели, пути их достижения «НЭО Центр» видит в каждодневной командной работе коллектива, объединенного общей системой ценностей. Компания отдает приоритет в своем развитии непрерывной работе по совершенствованию профессиональных компетенций своих сотрудников. При этом компания ставит перед собой серьезные стратегические цели, такие как: увеличение капитализации компании; расширение направлений бизнеса; усиление профессиональной команды специалистов; региональная и международная экспансия; улучшение качества предоставляемых услуг; достижение лидерства на рынке в текущих и новых направлениях деятельности; поддержание безупречной деловой репутации; усиление бренда консалтинговой группы на российском рынке и формирование узнаваемости бренда на международном рынке.

Рецензенты:

Курбанова Л.У., д.соц.н., профессор кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;

Мусханова И.В., д.п.н., профессор кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.