Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Ярычев Н.У. 1 Цамаева А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет»
В представленной работе авторы попытались раскрыть основные педагогические условия эффективного функционирования системы педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности подготовки будущего юриста, в частности, в рамках системы высшего профессионального образования. Проанализировав проблемное поле, авторы пришли к выводу, что среди средств адаптации и социализации будущего юриста особое место занимает производственная практика в условиях социального партнерства ВУЗа, работодателя и студента. По мнению авторов работы, это, в первую очередь, связано с тем, что производственная практика тесно вплетена в социальную реальность и служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной деятельностью.
педагогические условия
практико-ориентированная направленность
студент
вуз
системы высшего образования
1. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Работа в команде как педагогический прин¬цип // Высшее образование в России. – 2005. – № 8.
2. Мухаметзянова Г. Проектно-целевой подход – императив формирования профес-сиональной компетентности // Высшее образование в России. – 2008. – № 8.
3. Набойченко С., Соболев А., Богатова Т.К. Реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса. – 2007. – С. 3-10.
4. Новиков A.M., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. – М., 2004.
5. Сучков В., Сафин Р., Корчагин Е., Айтуганов И. Взаимодействие профессио¬нального образования и производства как фактор модернизации подготовки компе¬тентных специалистов // Высшее образование в России. – 2008. – № 12. – С. 19-26.
Реализация модели системы ПО ПОН ПБЮ в ПрО в высшей школе осуществлялась на базе ИСО социального партнерства ВУЗа и ряда организаций юридического профиля. Реализация модели проходила поэтапно.

На первом этапе реализации модели студенты адаптировались к новым условиям и требованиям практико-ориентированной учебной деятельности. С помощью методического обеспечения учебного процесса и организационно-нормативного обеспечения производственной практики студенты самостоятельно при консультативной помощи преподавателей и наставников знакомились со структурой материала дисциплин, осуществляли самоконтроль, знакомились со своей будущей профессиональной деятельностью.

На втором этапе основной задачей является подготовка студентов к изменениям в себе, самосознание результатов своей деятельности как рефлексивной реакции на влияние практико-ориентированной образовательной среды.

На третьем этапе реализации модели происходила интеграция приобретенных профессиональных компетенций с новыми компетенциями, потребность в которых была вызвана условиями реальной профессиональной деятельности, что обеспечило включение студентов в реальный процесс собственного личностно-профессионального становления и саморазвития.

Среди средств адаптации и социализации будущего юриста в ИСО особое место занимает производственная практика в условиях социального партнерства ВУЗа, работодателя и студента, поскольку в силу своей специфики она тесно вплетена в социальную реальность и служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной деятельностью.

Производственная практика с применением наставничества создает условия для обогащения студента жизненным опытом, расширения социальных контактов студента, формирования навыков самоуправления и взаимоотношений с коллегами, включает в себя опыт его собственной деятельности, наблюдений и восприятий, раскрывает жизненное значение изучаемых объектов, становление принципов собственных действий на рабочем месте.

В условиях производственной практики в ИСО нами использовались три базовых метода личностно-ориентированных (личностно-развивающих) технологий обучения:

а) представление элементов содержания программы производственной практики в виде разноуровневых личностно-ориентированных проблемных заданий;

б) экспресс-диалог, лично и посредством дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системах «студент-руководитель практики со стороны ВУЗа» и «студент - наставник» как особая дидактико-коммуникативная среда, обеспечивающая субъектно-смысловое общение;

в) включение студентов в решение реальных профессиональных задач (например, в юридической клинике или на производственной практике), что способствует становлению субъектного опыта каждого обучающегося, навыков выбора и определения пути достижения результативности в деятельности.

С целью повышения качества производственной практики нами разработана система проблемных профессиональных заданий, основанная на межпредметных связях и использовании средств имитационного моделирования и компьютерных технологий. Эта система включает:

1) задания для развития творческой самостоятельной деятельности студентов с учетом их профессиональной направленности;

2) задания для развития основных профессиональных компетенций и обучения эффективным методам работы в команде, формирования личностной деловой репутации и установки благоприятных условий для деловых коммуникаций и др.

Изучение современных научных подходов к проблеме формирования профессиональных компетенций [5] будущих юристов позволило нам определить потенциальные педагогические возможности производственно-профессиональной практики через использование педагогических проектных технологий, приоритетными особенностями которых является имитация научно-производственной образовательной среды, обеспечивающей органичное сочетание теоретического и практического обучения, индивидуализацию траектории практического обучения и психолого-педагогическую поддержку студентов в рамках социального партнерства, учитывающего достижения современной науки и отраслевые инновации.

Нами выявлена специфика производственной практики в ИСО - все ее участники (студенты, преподаватели, наставники, организаторы) включены в совместную профессиональную деятельность, которая характеризуется следующими признаками:

  • единая цель: формирование профессиональной компетентности будущего юриста и достижение высокого уровня практико-ориентированных компетенций;
  • общая мотивация: стремление к профессиональному росту и становлению деловой репутации;
  • интеграция, координация и согласование индивидуальных деятельностей участников производственной практики с целью формирования общих корпоративных компетенций;
  • единый результат: профессиональная компетентность юриста, способного на прогнозируемом уровне эффективно осуществлять трудовую деятельность.

Таким образом, производственная практика будущего юриста - это составная часть практико-ориентированного образовательного процесса, направленная на формирование профессиональной компетентности, ее базовых составляющих: практико-ориентированных компетенций, правосознания, профессионально-важных личностных качеств, определении направленности к определенному виду профессиональной деятельности (судья, прокурор, нотариус, следователь, юрист исполнительного и распорядительного органа или др.).

Наши исследования также выявили, что наивысшая эффективность формирования профессиональной компетентности будущего юриста в условиях производственной практики достигается, если:

  • широко применяются дистанционные образовательные и личностно-ориентированные технологии, применяются активные методы и коллективные формы обучения и комплексное методическое сопровождение;
  • создается психологически благоприятный климат и ситуация успеха для всех субъектов производственной практики, вне зависимости от формы обучения (очной или заочной).

Производственная практика позволяет значительно расширить возможности будущего специалиста в собственном анализе подготовленности к будущей трудовой деятельности и использовать его результаты при проектировании личностного профессионального роста, включая период оптации, профессиональной адаптации, профессионализации и непрерывного профессионального самообразования.

Исследования также выявили эффективность использования проектной технологии и вариативных форм (индивидуальной и/или коллективной) выполнения курсового проекта по профильной дисциплине, изучение которой осуществляется в период производственно-профессиональной практики студентов в интегрированной системе обучения социального партнерства.

В нашем исследовании представляется целесообразным использование на завершающем этапе обучения (старшие курсы) комплексного курсового проекта [5].

Для эффективной разработки и реализации системы практико-ориентированных образовательных проектов нами использован один из возможных подходов классификации проектов, основанный на анализе состава участников проекта.

Выбор такого подхода к классификации проектов представляется обоснованным, поскольку в соответствии с принципами профессиональной педагогики именно участники проекта в основном определяют его цели, задачи, способы решения и другие компоненты.

В условиях ИСО социального партнерства мы можем выделить три основные группы участников образовательных проектов:

1) преподаватель (преподаватели)

2) обучающийся (обучающиеся)

3) прочие участники, в качестве которых мы рассматриваем любых субъектов образовательного процесса, напрямую не связанных с преподаванием данной дисциплины: наставники (высококвалифицированные специалисты отраслевого предприятия по месту прохождения практики), преподаватели смежных дисциплин и сотрудники подразделений, занимающихся организацией учебного процесса.

Деятельность каждого из участников в рамках проекта считается проектной. Анализируя состав и характер действий каждого участника, можно выделить ряд действий, выполняемых отдельно взятым участником - индивидуальных проектных операций или индивидуальных проектов.

Определив таким образом индивидуальные проекты, можно построить систему классификации учебных проектов, которая будет включать в себя дополнительно к индивидуальным парные и групповые проекты.

Комплексные проекты предполагают участие трех сторон проектной образовательной деятельности: обучающегося, преподавателя и дополнительных участников - представителей отраслевых организаций и учреждений.

Комплексные проекты позволяют максимально приблизить характер образовательной деятельности студента к реальной профессиональной деятельности.

В процессе проектного обучения у будущих юристов возможно формирование следующих интеллектуальных умений [1]:

1) общих: умение анализировать, синтезировать, устанавливать логические связи, выявлять функциональные зависимости между явлениями и процессами и т.д.;

2) специфических, адекватных основным видам профессиональной деятельности юриста.

При разработке проектной технологии курсового проектирования [2] в ИСО ставилась задача определения технологического подхода, обеспечивающего требуемое качество практико-ориентированного обучения, определяемое усвоением выявленных уровней содержания той или иной дисциплины ценою собственных усилий студентов на основе информационно-коммуникативных средств.

Задачу объединения результатов индивидуальных проектов в комплексный мы решали посредством алгоритма следующих действий:

1) определение темы комплексного проекта и его конечной цели;

2) выбор видов деятельности каждого участника при презентации темы проектов;

3) сбор информации;

4) организация и демонстрация материала;

5) оценка представленных материалов и их соответствие поставленным целям.

Далее были определены следующие необходимые условия осуществления проектной образовательной деятельности:

1) использование компьютерного класса, где учебные материалы устанавливаются на рабочих местах студентов;

2) наличие сетевого оборудования;

3) возможность общения студентов, преподавателей и наставников в режиме on-line как в период прохождения студентами производственно-профессиональной практики, так и в процессе разработки проекта.

Курсовое проектирование завершается проведением общей научно-практической конференции с докладами групп и защитой разработанных проектов.

Совокупность указанных организационных форм, методов и средств обучения является нашим нововведением и не требует дополнительных затрат, значительно экономя учебное время и давая возможность качественно усваивать материал без перегрузки студентов.

Таким образом, педагогические условия, обеспечивающие реализацию МС ПО ПОН ПБЮ вПрО в ВУЗе, включают:

  • обучение в рамках социального партнерства ВУЗа, работодателя и студента [3, с. 3-10];
  • использование практико-ориентированных технологий обучения и контроля, воспроизведение предметного и социального содержания ПД и профессиональных взаимоотношений между ее субъектами;
  • опора на НОС в процессе юридической практики (ЮП);
  • всемерная мотивация студентов к саморазвитию и самореализации в конкретной области юридической деятельности;
  • целевая установка на достижение максимально высокого уровня сформированности ПК будущего юриста в процессе обучения и практики;
  • мотивация студентов на овладение навыками самоанализа и самоконтроля в период обучения, практики и в последующей ПД.

Внедрение и проверка эффективности ИСО СП и подсистемы наставничества системы ПО ПОН ПБЮ в процессе обучения в высшей школе проводилось через организацию социального партнерства Университета и проектно-ориентированной компании «НЭО Центр» в 2013-2014 гг. Данная компания основана в 1997 г. и является одной из крупнейших консалтинговых компаний в России. Компания делает ставку на опыт и профессионализм своих сотрудников, инновационность бизнес-решений.

Компания «НЭО Центр» имеет несколько направлений деятельности, в каждом из которых задействованы юристы соответствующей специализации. Также одним из направлений является «Юридическое и налоговое сопровождение»: сопровождение сделок и инвестиционных проектов, разрешение споров, консультирование по вопросам корпоративного права, налоговое консультирование.

При выборе компании для сотрудничества Университета с партнером выбор в пользу компании «НЭО Центр» был сделан с учетом ее проектно-ориентированной направленности. Таким образом, студенты университета, проходящие практику стажерами в данной компании, автоматически включаются в проектную деятельность.

Ставя перед собой амбициозные цели, пути их достижения «НЭО Центр» видит в каждодневной командной работе коллектива, объединенного общей системой ценностей. Компания отдает приоритет в своем развитии непрерывной работе по совершенствованию профессиональных компетенций своих сотрудников. При этом компания ставит перед собой серьезные стратегические цели, такие как: увеличение капитализации компании; расширение направлений бизнеса; усиление профессиональной команды специалистов; региональная и международная экспансия; улучшение качества предоставляемых услуг; достижение лидерства на рынке в текущих и новых направлениях деятельности; поддержание безупречной деловой репутации; усиление бренда консалтинговой группы на российском рынке и формирование узнаваемости бренда на международном рынке.

Рецензенты:

Курбанова Л.У., д.соц.н., профессор кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;

Мусханова И.В., д.п.н., профессор кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.


Библиографическая ссылка

Ярычев Н.У., Цамаева А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17960 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674