Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THEORY AND PRACTICE OF INCLUSIVE TOURISM IN RUSSIA AND ABROAD

Mezhova L.A. 1 Letin A.L. 1 Lugovskaya L.A. 1
1 Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Voronezh state pedagogical University"
В статье охарактеризована сущность, основные направления, содержание, развитие инклюзивного туризма в России и зарубежом. Раскрыты основные проблемы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются основные реабилитационные формы инклюзивного туризма. Показана вариативность структуры безбарьерной среды, как на территории России, так и зарубежом. Рассмотрены формы туристско-рекреационной деятельности в различных организациях на территории России. Собрана статистика по туристическим фирмам, работающим с контингентом имеющих ограниченные возможности здоровья. Определена структура развития лечебно-оздоровительного туризма с учетом реабилитационных функций. Безбарьерная среда представлена как основная форма организации всего процесса жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивный туризм в России только зарождается, именно поэтому в статье особое внимание уделяется формам и структуре организации инклюзивного туризма зарубежом, в который входят различные варианты: от лечебно-оздоровительного до культурно-познавательного инклюзивного туризма.
The article outlines the essence, the main directions, content, development of inclusive tourism in Russia and abroad. The main problems of life of people with disabilities are considered. Major rehabilitation forms of inclusive tourism are paid attention to. The variability of the structure of a barrier-free environment both in Russia and abroad is Shown. Forms of tourist-recreational activity in various organizations on the territory of Russia are considered. Fourist firm data working on with disabled people have bun collected. The structure of the development of health tourism with regard to rehabilitation functions has bun determired. A barrier-free environment is presented as the main form of organization of the process of life of children with disabilities. Inclusive tourism is just emerging in Russia, that is why in the article special attention is paid to the forms and structure of the organization inclusive tourism abroad, which includes different ways: from therapeutic to cultural-cognitive inclusive tourism.
inclusive tourism
children with disabilities (HIA)
a barrier-free environment
rehabilitation
tourism and recreational activities

В Законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Начиная с 1991 года Генеральная ассамблея ЮНВТО приняла резолюцию «Создание возможностей для туризма людям с ограниченными возможностями в 90-е годы». В 2005 году в Дакаре такой туризм был назван как «туризм, доступный для всех». Следует отметить, что значение терминов, определяющих туризм для людей с ограниченными возможностями, около 25 лет является предметом дискуссии. Термин «туризм, доступный для всех» закреплен во многих международных нормативных правовых документах.

В настоящее время детский инклюзивный туризм в России находится на стадии развития. Анализ литературы позволил выявить следующие направления:

  • реабилитации детей-инвалидов средствами туризма и краеведения (Лифанова И.В.);
  • социальной интеграции детей средствами туризма (Быстрикина А.В., Сахибзадаева Г.Р., Холостова Е.И.) [1, 7];
  • безопасности инклюзивного туризма в современных условиях рекреационной деятельности (Богатырева А.; Константинов Ю.С., Маслов А.Г.);
  • методологических и методических подходов обоснования инклюзивного туризма для всех (Богатырева А.; Гельман З.; Ходаренко Е.А., Дроздов А.В.; Романов И.В.) [2, 3];
  • правовые основы развития инклюзивного туризма (Думбаев А.);
  • развитие экологического инклюзивного туризма (Самурский К.).

Наряду с социализацией и адаптацией инклюзивный туризм расширяет творческие возможности детей с ОВЗ. Проблемы развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями физического здоровья в социокультурной сфере изучали российские ученые - физиологи, психологи, педагоги: Л.А. Акимова, Л.С. Блонский, В.П. Вахтеров, В.И. Водовозов, М.Н. Гуслова, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздокова, Т.Г. Киселева, М.П. Коновалова, Ю.Д. Красильников, В.В. Розанов, Е.О. Самохина, Г.Г. Силласте, Н.Ф. Спинжар, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие [3].

Проблемами социально-педагогической интеграции занимались М.А. Беляева, Т.В. Бутенко; Т.В. Егорова, Е.Н. Ким, В.И. Лагункина, Н.С. Морова, Т.С. Смурова; Т.А. Александрова, А.Н. Соколов, Н.И. Хворостьянова, И.В. Щелин, А.Б. Чистова [4].

В Германии проблема социализации, адаптации в социальную и культурную среду детей-инвалидов рассматривается Альбертом Мюллумом и Хубертом Опплем; Кристофом Мюрнером; Ч. Нойбергером, М. Руттером; Р. Гольбрихом, С. Вальпером, К. Грошем, С. Фланаганом, Х. Шнидтке, Г. Штадлером, С. Янсеном и др. [5].

Теоретические и прикладные основы развития инклюзивного туризма развития в зарубежных странах особенно разнообразные направления развития инклюзивного туризма представлены в Чехии, Германии, Великобритании, Израиль, США, Австралии и Китае.

Инклюзивный туризм (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю) - процесс развития туризма, который подразумевает доступность туризма для всех, в плане приспособления инфраструктуры туристических центров и объектов туристского показа к различным нуждам всех людей, в том числе инвалидов, пожилых, их опекунов и членов семей, людей с временными ограниченными возможностями, семей с маленькими детьми.

Инклюзивный туризм может развиваться только в том случае, если объекты индустрии гостеприимства и туризма отвечают принципу «доступно и удобно для всех».

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

По оценкам ООН, в мире насчитывается 10 % населения страдающих различными видами физических, умственных и сенсорных расстройств. Они представляют собой самую многочисленную группу меньшинств. Физические ограничения часто не позволяют им посещать общественные учреждения и пользоваться транспортом.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает тенденцию увеличения этой цифры в связи с ростом численности населения, достижениями медицинской науки и процессом старения населения. В странах, в которых предполагаемая продолжительность жизни превышает 70 лет, в среднем около 8 лет (или 1,5 % от общей продолжительности жизни) приходится на годы, связанные с инвалидностью.

Для организации туризма для людей с ограниченными возможностями есть различные виды барьеров: внутренние, внешние и барьеры в общении. Внутренние барьеры - результат индивидуального уровня физических, психологических и познавательных функций человека.

Барьер окружающей среды - внешний для человека с инвалидностью - включает отношение к людям с инвалидностью, архитектуру, экологические условия, транспорт, экономические элементы, правила и инструкции, и барьеры исключенности.

Барьеры общения - это результат взаимодействия между людьми и их социальной средой. Туризм - это часть широких социальных отношений. Туризм устраняет чувство потери достоинства, неполноценности, интегрирует в общество. Спрос на инклюзивный туризм растет.

Безбарьерная среда - это комплекс архитектурных, транспортных и сервисных стандартов, обеспечивающих равную для всех, в том числе для инвалидов и пожилых людей, доступность к общественному транспорту, административным, торговым, лечебным и зрелищным заведениям, а также к жилым зданиям.

Безбарьерная среда - международный принцип, зафиксированный в таких документах, как Конвенция о правах инвалидов (она подписана и Россией), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993. В широком смысле безбарьерная или доступная среда - это пространство, которое создает легкие и безопасные условия для большинства людей.

Термин «безбарьерная среда» в основных законодательных актах не употребляется. Взамен законодатель вводит термин «доступность». Безбарьерной среде посвящен ряд статей Конвенции ООН о правах инвалидов: ст. 9 «Доступность», ст. 20 «Индивидуальная мобильность» и др.

Туризм является уникальным явлением для реабилитации людей с ограниченными возможностями, включает как познавательный процесс, так дает возможность подводить человека к полноценной социализации, которая происходит на протяжении всей жизни. Основные формы жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями жизни в процессе инклюзивной деятельности представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные проблемы жизнедеятельности людей с ОВЗ

Рис. 2 Основные реабилитационные формы инклюзивного туризма

Широкое развитие инклюзивный туризм получил в зарубежных странах. Наиболее высокая эффективность развития инклюзивного туризма представлена в таблице 1.

Таблица 1

Зарубежные страны, в которых наиболее развит инклюзивный туризм

Название страны

Безбарьерная среда

Виды туризма

Испания

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 90%

Горно-лыжный, парусный, научно-познавательный, пляжный

Финляндия

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 70%

Рейма Кантри (сафари на собаках, лошадях, четырехколесных мотоциклах, снегоходах (зимой), а также рыбная ловля, гребля, плавание на плотах и лыжи), а также гольф или в кёрлинг.

Израиль

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 85%

Культурно-познавательный, пляжный, религиозный

Греция

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 65%

Культурно-познавательный для не зрячих

Венгрия

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 65%

Преобладает культурно-познавательный, пляжный, лечебно-оздоровительный

Чехия

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 95%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, осязательные тропинки в мир, организация международных фестивалей для людей с ограниченными возможностями здоровья, горно-лыжный, скутерный, интеллектуальный.

Германия

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 95%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный

Франция

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 85%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, горно-лыжный, скутерный, интеллектуальный.

Великобритания

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 85%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, интеллектуальный.

США

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 80%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, Параолимпийские игры

Австралия

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 75%

Культурно-познавательный, экологический, пляжный, парусный, дайвинг

В России безбарьерная среда для развития инклюзивного туризма интенсивно развивается в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. В остальных городах России отмечены элементы зарождения инклюзивного туризма. Основные направления развития инклюзивного туризма представлены в таблице 2.

Таблица 2

Развитие инклюзивного туризма в России

Название страны

Безбарьерная среда

Виды туризма

Москва

«Национальный центр туризма для инвалидов «Инватур»» и «Агентство ВЕЛЛ»

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 30%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный

Санкт-Петербург

«Либерти»

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 30%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, интеллектуальный

Саратов

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 5%

Культурно-познавательный

Республика Адыгея

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 5%

Культурно-познавательный

Республика Татарстан

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 5%

Культурно-познавательный

Республика Карелия

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 4%

Культурно-познавательный, экологический

Ханты-мансийский автономный округ

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 5%

Культурно-познавательный, экологический, лыжный

Сочи

Будет создана без барьерная среда с адаптацией всех элементов туристкой инфраструктуры почти на 60%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, интеллектуальный,

Параолимпийский комитет

Воронеж

Безбарьерная среда находится на первоначальной стадии развития

Фестивальный туризм (Воронежский региональный фестиваль авторской песни «Рамонский родник»)

Направления деятельности основных туристических фирм, работающих в направлении развития инклюзивного туризма, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Направление деятельности «туризм без границ» туроператорами

 

Туристический продукт

Клиентская база

Классификация туризма

АНО национальный центр туризма для инвалидов, Москва (7 лет)

Разработано 15 маршрутов по Москве и Московской области, 3 международных

500 чел.

Культурно-познавательный

Туристическая фирма для инвалидов «Либерти», Санкт-Петербург (5 лет)

Экскурсии по городам России и мира (Прага, Париж, Рига, Эквадор, Китай)

 

Культурно-познавательный по городу (для детей бесплатно), пляжный, горнолыжный, дельфинарий

Агентство «ВеЛЛ», Москва (4 года)

По городу Москве, областным городам России

 

Инвалидный туризм (паратуризм), социальный туризм, культурно-познавательный

Одним из вариантов инклюзивного туризма является лечебно-оздоровительный отдых в сочетании с туристической деятельностью (табл. 4). Следует отметить, что с каждым годом расширяется сфера лечебно-оздоровительных учреждений, в которых организуется индивидуальные траектории реабилитации.

Таблица 4

Лечебно-оздоровительный туризм и отдых

Санатории

Местоположение

Направление деятельности

Сергиевские минеральные воды

Самарская область

С ограниченными возможностями движения

Санаторий им. Н.Н. Бурденко

г. Саки, Украина

Травмы позвоночника, заболевания спинного мозга

«Анапа»

г. Анапа, Краснодарский край

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

«Лесная поляна»

г.Пятигорск, Краснодарский край

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

«Тараскуль»

Тюменская область

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

«Вятские увалы»

Г. Вятка

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

«Эльтон»

Астраханская область

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

«Старая Руса»

Г. Старая Руса

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

«Сад-огород»

Приморский край

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Среди различных типов заболеваний основной упор делается реабилитацию опорно-двигательного аппарата. В систему инклюзивного туризма включены следующие типологии:

  • по цели (функциям) - оздоровительный, познавательный, спортивный;
  • по основному занятию - поход, путешествие на транспорте;
  • по способу передвижения - пешеходный, водный, лыжный, с использованием животных (лошади и др.), железнодорожный, автобусный, автомобильный;
  • по сезонности - летний, зимний, межсезонный;
  • по составу туристов - молодежный, школьный, семейный;
  • по продолжительности - туризм выходного дня или отпускного периода;
  • по характеру нагрузок - пассивный, активный.

Инклюзивный туризм включает основные реабилитационные функции туризма, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5

Основные реабилитационные функции туризма

Функции туризма

Характеристика

1. Социальная

воспроизводящая функция, направленная на восстановление сил; активно познавать явления природы, традиции, устанавливать новые социальные контакты, дружеские и деловые связи. Туризм вызывает контрастную перемену монотонной жизни.

2. Психологическая

Обеспечивает смену обстановки, изменение обычного образа жизни; активная форма отдыха способствуют физическому оздоровлению и психологическому расслаблению.

3. Личностно-ориентированная

Туризм положительно влияет на развитие личности. Он обладает восстановительной функцией и несет в себе большой гуманитарный потенциал.

4. Компенсаторная

обеспечивает специальные нужды людей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Оздоровительная

Имеет высокий потенциал для поддержания здоровья и жизнедеятельности в активной форме.

6. Реабилитационная

Зависит от типа мышления людей с ОВЗ. Способствует переключению мышления на саногенное (оздоровительное).

Выделены 6 основных функций, свидетельствующих о полифункциональных возможностях инклюзивного туризма. Но, несмотря на большие возможности для развития инклюзивного туризма в России, можно выделить ряд проблем: это неразвитость инфраструктуры, низкий уровень услуг и низкое качество размещения, не создана безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы акклиматизации, адаптации, раскрытия причин развития заболевания и использования естественных природных факторов имеет большое значение на современном этапе. Важное значение приобретают методы оценки природных условий для каждого типа заболеваний. В этой связи необходимы три основных направления социо-природной-ресурсной оценки: психологический, физиологический и технологический. Для технологической оценки важно разработать инновационные педагогические технологии

Для психологической оценки необходимо учитывать эмоционально-эстетическое воздействие ландшафта на человека, определить значимость эмоционального компонента для укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями.

Для физиологической оценки первостепенное значение имеет степень комфортности природных условий. Для развития инклюзивного туризма необходима комплексная научно-обоснованная оценка пригодности территорий для детей с различными типами заболеваний.

Позитивное влияние природы на здоровье детей и на их психоэмоциональное состояние не вызывает сомнений. Природная среда обладает большим физиолого-психоэмоциональным потенциалом.

В природной среде дети с ограниченными возможностями здоровья могут получить психофизиологическую терапию, эстетическое и этическое восприятие и научно-познавательную функцию.

Таким образом, инклюзивный туризм в России, его теоретические и методологические основы находятся на стадии разработки. Первая публикация появилась в конце 20 века. В начале 21 века в статьях рассматриваются некоторые прикладные вопросы инклюзивного туризма и обосновываются проблемы его развития в России, характеризуется опыт зарубежных стран.

В этой связи возникла необходимость проведения научных и экспериментальных психолого-педагогических исследований по влиянию инклюзивного туризма на детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных типов заболеваний и подбором индивидуальных программ.

Рецензенты:

Перепелкина Ж.В., д.п.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «ВГПУ», г. Воронеж;

Дюжакова М.В., д.п.н., зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «ВГПУ», г. Воронеж.