Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

Межова Л.А. 1 Летин А.Л. 1 Луговская Л.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет»
В статье охарактеризована сущность, основные направления, содержание, развитие инклюзивного туризма в России и зарубежом. Раскрыты основные проблемы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются основные реабилитационные формы инклюзивного туризма. Показана вариативность структуры безбарьерной среды, как на территории России, так и зарубежом. Рассмотрены формы туристско-рекреационной деятельности в различных организациях на территории России. Собрана статистика по туристическим фирмам, работающим с контингентом имеющих ограниченные возможности здоровья. Определена структура развития лечебно-оздоровительного туризма с учетом реабилитационных функций. Безбарьерная среда представлена как основная форма организации всего процесса жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивный туризм в России только зарождается, именно поэтому в статье особое внимание уделяется формам и структуре организации инклюзивного туризма зарубежом, в который входят различные варианты: от лечебно-оздоровительного до культурно-познавательного инклюзивного туризма.
инклюзивный туризм
дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
безбарьерная среда
реабилитация
туристко-рекреационная деятельность
1. Бастрыкина А. В. Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями / А. В. Бастрыкина. – М.: ТАСИС, 1999. – 132 с.
2. Богатырева А. Туризм для всех? / А. Богатырева // Спорт в школе. – Первое сентября. – 2010. - № 10. – С. 2–5.
3. Дроздов А. В Основы экологического туризма : учеб. пособие / А. В. Дроздов. – М. : Гардарики, 2005. – 271 с.
4. Думбаев А. Е. Инвалид, общество и право / А. Е. Думбаев, Т.В Попова. – Алматы : Верена, 2006 – 180 с.
5. Межова Л. А. Проблемы инклюзивного образования в школе /Л.А. Межова// Инновационные идеи в географическом образовании : материалы межрегион. науч.-практ. конф. Воронеж. 2013.
6. Никандрова Н. Реабилитация через туризм / Н. Никандрова, Т. Никандрова // Спорт в школе – Первое сентября. – 2008. - № 17. – С. 18–20.
7. Сахибзадаева Г. Р. Туризм как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями / Г. Р. Сахибзадаева // Дополнительное образование. – 2005. - № 3. – С. 45–48.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

В Законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Начиная с 1991 года Генеральная ассамблея ЮНВТО приняла резолюцию «Создание возможностей для туризма людям с ограниченными возможностями в 90-е годы». В 2005 году в Дакаре такой туризм был назван как «туризм, доступный для всех». Следует отметить, что значение терминов, определяющих туризм для людей с ограниченными возможностями, около 25 лет является предметом дискуссии. Термин «туризм, доступный для всех» закреплен во многих международных нормативных правовых документах.

В настоящее время детский инклюзивный туризм в России находится на стадии развития. Анализ литературы позволил выявить следующие направления:

  • реабилитации детей-инвалидов средствами туризма и краеведения (Лифанова И.В.);
  • социальной интеграции детей средствами туризма (Быстрикина А.В., Сахибзадаева Г.Р., Холостова Е.И.) [1, 7];
  • безопасности инклюзивного туризма в современных условиях рекреационной деятельности (Богатырева А.; Константинов Ю.С., Маслов А.Г.);
  • методологических и методических подходов обоснования инклюзивного туризма для всех (Богатырева А.; Гельман З.; Ходаренко Е.А., Дроздов А.В.; Романов И.В.) [2, 3];
  • правовые основы развития инклюзивного туризма (Думбаев А.);
  • развитие экологического инклюзивного туризма (Самурский К.).

Наряду с социализацией и адаптацией инклюзивный туризм расширяет творческие возможности детей с ОВЗ. Проблемы развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями физического здоровья в социокультурной сфере изучали российские ученые - физиологи, психологи, педагоги: Л.А. Акимова, Л.С. Блонский, В.П. Вахтеров, В.И. Водовозов, М.Н. Гуслова, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздокова, Т.Г. Киселева, М.П. Коновалова, Ю.Д. Красильников, В.В. Розанов, Е.О. Самохина, Г.Г. Силласте, Н.Ф. Спинжар, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие [3].

Проблемами социально-педагогической интеграции занимались М.А. Беляева, Т.В. Бутенко; Т.В. Егорова, Е.Н. Ким, В.И. Лагункина, Н.С. Морова, Т.С. Смурова; Т.А. Александрова, А.Н. Соколов, Н.И. Хворостьянова, И.В. Щелин, А.Б. Чистова [4].

В Германии проблема социализации, адаптации в социальную и культурную среду детей-инвалидов рассматривается Альбертом Мюллумом и Хубертом Опплем; Кристофом Мюрнером; Ч. Нойбергером, М. Руттером; Р. Гольбрихом, С. Вальпером, К. Грошем, С. Фланаганом, Х. Шнидтке, Г. Штадлером, С. Янсеном и др. [5].

Теоретические и прикладные основы развития инклюзивного туризма развития в зарубежных странах особенно разнообразные направления развития инклюзивного туризма представлены в Чехии, Германии, Великобритании, Израиль, США, Австралии и Китае.

Инклюзивный туризм (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю) - процесс развития туризма, который подразумевает доступность туризма для всех, в плане приспособления инфраструктуры туристических центров и объектов туристского показа к различным нуждам всех людей, в том числе инвалидов, пожилых, их опекунов и членов семей, людей с временными ограниченными возможностями, семей с маленькими детьми.

Инклюзивный туризм может развиваться только в том случае, если объекты индустрии гостеприимства и туризма отвечают принципу «доступно и удобно для всех».

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

По оценкам ООН, в мире насчитывается 10 % населения страдающих различными видами физических, умственных и сенсорных расстройств. Они представляют собой самую многочисленную группу меньшинств. Физические ограничения часто не позволяют им посещать общественные учреждения и пользоваться транспортом.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает тенденцию увеличения этой цифры в связи с ростом численности населения, достижениями медицинской науки и процессом старения населения. В странах, в которых предполагаемая продолжительность жизни превышает 70 лет, в среднем около 8 лет (или 1,5 % от общей продолжительности жизни) приходится на годы, связанные с инвалидностью.

Для организации туризма для людей с ограниченными возможностями есть различные виды барьеров: внутренние, внешние и барьеры в общении. Внутренние барьеры - результат индивидуального уровня физических, психологических и познавательных функций человека.

Барьер окружающей среды - внешний для человека с инвалидностью - включает отношение к людям с инвалидностью, архитектуру, экологические условия, транспорт, экономические элементы, правила и инструкции, и барьеры исключенности.

Барьеры общения - это результат взаимодействия между людьми и их социальной средой. Туризм - это часть широких социальных отношений. Туризм устраняет чувство потери достоинства, неполноценности, интегрирует в общество. Спрос на инклюзивный туризм растет.

Безбарьерная среда - это комплекс архитектурных, транспортных и сервисных стандартов, обеспечивающих равную для всех, в том числе для инвалидов и пожилых людей, доступность к общественному транспорту, административным, торговым, лечебным и зрелищным заведениям, а также к жилым зданиям.

Безбарьерная среда - международный принцип, зафиксированный в таких документах, как Конвенция о правах инвалидов (она подписана и Россией), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993. В широком смысле безбарьерная или доступная среда - это пространство, которое создает легкие и безопасные условия для большинства людей.

Термин «безбарьерная среда» в основных законодательных актах не употребляется. Взамен законодатель вводит термин «доступность». Безбарьерной среде посвящен ряд статей Конвенции ООН о правах инвалидов: ст. 9 «Доступность», ст. 20 «Индивидуальная мобильность» и др.

Туризм является уникальным явлением для реабилитации людей с ограниченными возможностями, включает как познавательный процесс, так дает возможность подводить человека к полноценной социализации, которая происходит на протяжении всей жизни. Основные формы жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями жизни в процессе инклюзивной деятельности представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные проблемы жизнедеятельности людей с ОВЗ

Рис. 2 Основные реабилитационные формы инклюзивного туризма

Широкое развитие инклюзивный туризм получил в зарубежных странах. Наиболее высокая эффективность развития инклюзивного туризма представлена в таблице 1.

Таблица 1

Зарубежные страны, в которых наиболее развит инклюзивный туризм

Название страны

Безбарьерная среда

Виды туризма

Испания

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 90%

Горно-лыжный, парусный, научно-познавательный, пляжный

Финляндия

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 70%

Рейма Кантри (сафари на собаках, лошадях, четырехколесных мотоциклах, снегоходах (зимой), а также рыбная ловля, гребля, плавание на плотах и лыжи), а также гольф или в кёрлинг.

Израиль

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 85%

Культурно-познавательный, пляжный, религиозный

Греция

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 65%

Культурно-познавательный для не зрячих

Венгрия

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 65%

Преобладает культурно-познавательный, пляжный, лечебно-оздоровительный

Чехия

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 95%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, осязательные тропинки в мир, организация международных фестивалей для людей с ограниченными возможностями здоровья, горно-лыжный, скутерный, интеллектуальный.

Германия

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 95%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный

Франция

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 85%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, горно-лыжный, скутерный, интеллектуальный.

Великобритания

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 85%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, интеллектуальный.

США

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 80%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, Параолимпийские игры

Австралия

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 75%

Культурно-познавательный, экологический, пляжный, парусный, дайвинг

В России безбарьерная среда для развития инклюзивного туризма интенсивно развивается в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. В остальных городах России отмечены элементы зарождения инклюзивного туризма. Основные направления развития инклюзивного туризма представлены в таблице 2.

Таблица 2

Развитие инклюзивного туризма в России

Название страны

Безбарьерная среда

Виды туризма

Москва

«Национальный центр туризма для инвалидов «Инватур»» и «Агентство ВЕЛЛ»

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 30%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный

Санкт-Петербург

«Либерти»

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 30%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, интеллектуальный

Саратов

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 5%

Культурно-познавательный

Республика Адыгея

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 5%

Культурно-познавательный

Республика Татарстан

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 5%

Культурно-познавательный

Республика Карелия

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 4%

Культурно-познавательный, экологический

Ханты-мансийский автономный округ

Адаптированы все элементы туристкой инфраструктуры почти на 5%

Культурно-познавательный, экологический, лыжный

Сочи

Будет создана без барьерная среда с адаптацией всех элементов туристкой инфраструктуры почти на 60%

Культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, интеллектуальный,

Параолимпийский комитет

Воронеж

Безбарьерная среда находится на первоначальной стадии развития

Фестивальный туризм (Воронежский региональный фестиваль авторской песни «Рамонский родник»)

Направления деятельности основных туристических фирм, работающих в направлении развития инклюзивного туризма, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Направление деятельности «туризм без границ» туроператорами

 

Туристический продукт

Клиентская база

Классификация туризма

АНО национальный центр туризма для инвалидов, Москва (7 лет)

Разработано 15 маршрутов по Москве и Московской области, 3 международных

500 чел.

Культурно-познавательный

Туристическая фирма для инвалидов «Либерти», Санкт-Петербург (5 лет)

Экскурсии по городам России и мира (Прага, Париж, Рига, Эквадор, Китай)

 

Культурно-познавательный по городу (для детей бесплатно), пляжный, горнолыжный, дельфинарий

Агентство «ВеЛЛ», Москва (4 года)

По городу Москве, областным городам России

 

Инвалидный туризм (паратуризм), социальный туризм, культурно-познавательный

Одним из вариантов инклюзивного туризма является лечебно-оздоровительный отдых в сочетании с туристической деятельностью (табл. 4). Следует отметить, что с каждым годом расширяется сфера лечебно-оздоровительных учреждений, в которых организуется индивидуальные траектории реабилитации.

Таблица 4

Лечебно-оздоровительный туризм и отдых

Санатории

Местоположение

Направление деятельности

Сергиевские минеральные воды

Самарская область

С ограниченными возможностями движения

Санаторий им. Н.Н. Бурденко

г. Саки, Украина

Травмы позвоночника, заболевания спинного мозга

«Анапа»

г. Анапа, Краснодарский край

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

«Лесная поляна»

г.Пятигорск, Краснодарский край

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

«Тараскуль»

Тюменская область

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

«Вятские увалы»

Г. Вятка

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

«Эльтон»

Астраханская область

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

«Старая Руса»

Г. Старая Руса

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

«Сад-огород»

Приморский край

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Среди различных типов заболеваний основной упор делается реабилитацию опорно-двигательного аппарата. В систему инклюзивного туризма включены следующие типологии:

  • по цели (функциям) - оздоровительный, познавательный, спортивный;
  • по основному занятию - поход, путешествие на транспорте;
  • по способу передвижения - пешеходный, водный, лыжный, с использованием животных (лошади и др.), железнодорожный, автобусный, автомобильный;
  • по сезонности - летний, зимний, межсезонный;
  • по составу туристов - молодежный, школьный, семейный;
  • по продолжительности - туризм выходного дня или отпускного периода;
  • по характеру нагрузок - пассивный, активный.

Инклюзивный туризм включает основные реабилитационные функции туризма, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5

Основные реабилитационные функции туризма

Функции туризма

Характеристика

1. Социальная

воспроизводящая функция, направленная на восстановление сил; активно познавать явления природы, традиции, устанавливать новые социальные контакты, дружеские и деловые связи. Туризм вызывает контрастную перемену монотонной жизни.

2. Психологическая

Обеспечивает смену обстановки, изменение обычного образа жизни; активная форма отдыха способствуют физическому оздоровлению и психологическому расслаблению.

3. Личностно-ориентированная

Туризм положительно влияет на развитие личности. Он обладает восстановительной функцией и несет в себе большой гуманитарный потенциал.

4. Компенсаторная

обеспечивает специальные нужды людей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Оздоровительная

Имеет высокий потенциал для поддержания здоровья и жизнедеятельности в активной форме.

6. Реабилитационная

Зависит от типа мышления людей с ОВЗ. Способствует переключению мышления на саногенное (оздоровительное).

Выделены 6 основных функций, свидетельствующих о полифункциональных возможностях инклюзивного туризма. Но, несмотря на большие возможности для развития инклюзивного туризма в России, можно выделить ряд проблем: это неразвитость инфраструктуры, низкий уровень услуг и низкое качество размещения, не создана безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы акклиматизации, адаптации, раскрытия причин развития заболевания и использования естественных природных факторов имеет большое значение на современном этапе. Важное значение приобретают методы оценки природных условий для каждого типа заболеваний. В этой связи необходимы три основных направления социо-природной-ресурсной оценки: психологический, физиологический и технологический. Для технологической оценки важно разработать инновационные педагогические технологии

Для психологической оценки необходимо учитывать эмоционально-эстетическое воздействие ландшафта на человека, определить значимость эмоционального компонента для укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями.

Для физиологической оценки первостепенное значение имеет степень комфортности природных условий. Для развития инклюзивного туризма необходима комплексная научно-обоснованная оценка пригодности территорий для детей с различными типами заболеваний.

Позитивное влияние природы на здоровье детей и на их психоэмоциональное состояние не вызывает сомнений. Природная среда обладает большим физиолого-психоэмоциональным потенциалом.

В природной среде дети с ограниченными возможностями здоровья могут получить психофизиологическую терапию, эстетическое и этическое восприятие и научно-познавательную функцию.

Таким образом, инклюзивный туризм в России, его теоретические и методологические основы находятся на стадии разработки. Первая публикация появилась в конце 20 века. В начале 21 века в статьях рассматриваются некоторые прикладные вопросы инклюзивного туризма и обосновываются проблемы его развития в России, характеризуется опыт зарубежных стран.

В этой связи возникла необходимость проведения научных и экспериментальных психолого-педагогических исследований по влиянию инклюзивного туризма на детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных типов заболеваний и подбором индивидуальных программ.

Рецензенты:

Перепелкина Ж.В., д.п.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «ВГПУ», г. Воронеж;

Дюжакова М.В., д.п.н., зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «ВГПУ», г. Воронеж.


Библиографическая ссылка

Межова Л.А., Летин А.Л., Луговская Л.А. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17354 (дата обращения: 26.02.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074