Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL AND MORAL ORIENTATION FROM A POSITION OF THE STRUCTURALLY FUNCTIONAL ANALYSIS

Askarova G.B. 1 Sabekiya R.B. 1
1 Sterlitamak Branch of Bashkir State University
In article one of actual problems of modern education – formation of social and moral orientation of youth is considered, due to become the leading educational tendency of modern school. Formation of socially active personality capable to live according to norms of universal life to a great extent depends on its successful realization. In article the scientific analysis of a phenomenon of social and moral orientation which is treated by authors as the complex structured system consisting of dialectically interconnected and interdependent components, in total is given the forming outlook of the personality. During the structurally functional analysis of the called phenomenon authors stop the attention on such structural components as requirements, ideals, interests, tendencies, knowledge, the principles and belief of the personality.
social activity
moral essence of the personality
educational process
social and moral orientation
Важным компонентом учебно-воспитательного процесса современной школы должно стать осуществление социально-нравственной ориентации детей, призванной «...направить энергию масс в русло просоциальной деятельности, сохранив при этом самоценность индивидуальности личности» [1, с. 4]. Стратегическим основанием такой социально одобряемой деятельности служит целостное мировоззрение учащихся, которым предстоит в будущем выстраивать новое качество общества как пространства реализации собственных же смыслов и целей; в силу этого «целью процесса образования должен быть человек, усвоивший не только определенную сумму знаний в рамках выбранной профессии, но и ключевые формы приобщения к культуре, социальный опыт, нормы и ценности, необходимые для самореализации в обществе» [4, с. 95].

Структура социально-нравственной ориентации как педагогического явления состоит из взаимосвязанных элементов, в совокупности своей образующих идеологический компонент мировоззрения личности. Основными структурными элементами социально-нравственной ориентации личности являются потребности, идеалы, интересы, склонности, знания, принципы, убеждения. В педагогической практике довольно трудно провести четкие грани между ними в силу их взаимообусловленности и взаимопроникаемости.

Важнейшими системообразующими компонентами социально-нравственной ориентации являются потребности, которые являют собой «свойства личности, определяющие ее отношение к действительности и собственным обязанностям, в конечном итоге - определяющие образ ее жизни и деятельности», они «вызывают активность человека и направляют его на овладение определенными ценностями, выступая  тем  самым как программы жизнедеятельности» [6, с. 183].

При этом следует конкретизировать, что в процессе развития потребностей (как социальных, так и духовных) происходит ориентация человека на определенную ценность в результате запроектирования в подсознании субъекта необходимости овладения ею. Последнее человек совершает с учетом своих потребностей и способностей. В то же время некоторыми учеными отмечено, что для отдельных индивидов процесс ориентации на те или иные ценности происходит не от потребности к ценностям, а наоборот: «перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было» [6, с. 187]. Эта тенденция в формировании социально-нравственной ориентации школьников будет нами рассмотрена ниже.

Таким образом, потребности являются источником деятельности, в ходе которой происходит формирование отдельных идеалов, составляющих высшую цель деятельности, устремлений личности. Идеал рассматривается как некий образ, аккумулирующий в себе наиболее ценные с точки зрения индивидуума черты, - своего рода поведенческий образец. В нашем же случае идеал есть совокупность определенных норм поведения, определяющих направленность личности на самореализацию главных жизненных целевых программ.

Основную тенденцию личности, выражающуюся в ее направленности на достижение конкретных целей и помыслов, составляют интересы и склонности, на основе которых формируется большое количество разнообразных ориентаций. Вышеуказанные структурообразующие компоненты системы побуждают личность к овладению необходимыми знаниями по определенному предмету, явлению и пр. Именно у учащихся старшего подросткового возраста знания (моральные, социальные и др.) характеризуются глубиной, осознанностью и устойчивостью. Согласно Л.Ю. Сироткину, развитие объема моральных знаний учащихся выражается в их способности дифференцировать различные оттенки этических и др. категорий. Показателем же осознанности выбора жизненных норм выступает умение соотнести личностные качества с общественными нормами поведения, что выражается в гармоничном соотношении и взаимозависимости ценностей отдельной личности и коллектива. Об устойчивости знаний свидетельствует то, что данному возрасту свойственны достаточно сформированные жизненные принципы [5, с. 93].

Формируясь на основе и в соответствии с названными структурными личностными образованиями, принципы (исходные, определяющие жизненные установки, правила поведения и деятельности) являются той ступенью, через которую знания превращаются в убеждения. Таким образом, убеждения являют собой систему деятельностно-поведенческих принципов. Все вышеизложенные компоненты образуют систему социально-нравственной ориентации школьников.

Проследим теперь, как взаимообусловленность указанных компонентов ценностной ориентации реализует себя в практике воспитания школьников. Возьмем ситуацию, когда социально-нравственная ориентация человека исходит не из личной его потребности, а в результате влияния различных субъективных факторов (к примеру, под влиянием общественного мнения): находясь в коллективе, где определяющими являются потребительские и иждивенческие отношения, школьник воспринимает нормы жизни коллектива и его ценности, «примеривая их на себя». Соответственно и жизнь для него в идеале будет рисоваться как праздное, лишенное всякой борьбы существование. Следствием станет формирование потребительских интересов и склонностей: стяжательство, вещизм, нежелание брать на себя ответственность и т.п. Знание психологии и норм жизни своего коллектива обуславливает образование личностно значимых принципов поведения (в нашем случае это может быть принцип типа «Работа дураков любит»), которые, воплощаясь в убеждения, формируют особую психологию «Моя хата - с краю...», являющуюся губительной как для общества в целом, так и для личности в частности.

На основе вышеизложенного заключим, что социально-нравственная ориентация есть своего рода система духовно-практического освоения человеком социокультурного пространства через призму его оценки и ценности, механизм активного отношения человека к социальной среде посредством свободного ответственного морального выбора.

На сегодняшнем этапе развития общеобразовательной школы проблема социально-нравственной ориентации школьников все более актуализируется. Это связано прежде всего с тем, что в настоящее время наше общество переживает переломный момент своего развития, когда глубокие социальные перемены, вызвавшие изменение сложившихся идеологических, политических стереотипов и общественного сознания, повлекли за собой переоценку ценностей и выработку новых ценностных ориентаций. По существу наше общество находится в состоянии революционного этапа «крушения и ломки старого быта», коренным образом меняющего образ мыслей людей, всю общественную идеологию. Такие эпохи социального кризиса являются весьма опасными и ответственными для воспитания подрастающего поколения, что довольно точно подметил еще Л.С. Выготский: «Никакая другая эпоха не создает таких блестящих возможностей для нравственного героизма, как и никакая другая не создает таких опасностей нравственного уродства», ибо «представляет собой невероятное соединение самых различных моральных культур» [3, с. 253].

Анализ особенностей данного этапа общественного развития позволяет нам констатировать переориентацию с ценностей общечеловеческого характера (честность, трудолюбие, доброта, взаимопомощь, коллективизм и др.) на ценности прагматического порядка (польза, деловитость, предприимчивость и пр.). К сожалению, следует признать, что ухудшение материального благополучия народа на фоне резкого обогащения отдельных групп (слоев) населения не могло не отразиться на мировоззрении подрастающего поколения, ибо годы отрочества и ранней юности - это самый бурный, эмоциональный и плодотворный период усвоения детьми и молодежью общественных ценностей. А если сферу ценностей значительной части общества определяют корыстолюбие, накопительство, стяжательство, то и ценностную шкалу молодежи составят подобные же качества. Явление это тем более опасно, что имеет тенденцию к прогрессу и повсеместному распространению.

Так, современный польский философ-теолог Кароль Войтыла в своем труде «Основания этики» следующим образом разъяснил суть сложившегося положения: «... духовные ценности, объективно более высокие, иногда оказываются слабее материальных ценностей, объективно более низких. Человек сильнее, непосредственнее воспринимает то, что материально, что поддается его ощущениям и приносит ему удовольствие. Именно поэтому так сильны материальные ценности в человеке..., этим объясняется их субъективная сила. Духовные ценности не действуют с такой непосредственной силой, не захватывают человека с такой легкостью и не притягивают с такой мощью. Вот почему в столкновении с материальными, непосредственно ощутимыми ценностями, они часто терпят поражение. Это - поражение самого человека, ибо именно духовные, нравственные ценности свидетельствуют о его совершенстве» [2, с. 47-48].

Таким образом, необходимость социально-нравственной ориентации школьников является очевидной, она должна стать основной целью воспитания на данном историческом этапе развития школы, ибо от ее успешного осуществления зависит формирование социально активной личности, способной жить в соответствии с общечеловеческими нормами бытия.

Рецензенты:

Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор кафедры  теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского госуниверситета, г. Стерлитамак;

Карамышева Н.М., д.с.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.