Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА

Аскарова Г.Б. 1 Сабекия Р.Б. 1
1 ГОУ ВПО «Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета»
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного образования – формирование социально-нравственной ориентации молодежи, должной стать ведущей воспитательной тенденцией современной школы. От успешной ее реализации в решающей степени зависит формирование социально активной личности, способной жить в соответствии с нормами общечеловеческого бытия. В статье дан научный анализ феномена социально-нравственной ориентации, который трактуется авторами как сложноструктуированная система, состоящая из диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих, в совокупности своей образующих мировоззрение личности. В ходе структурно-функционального анализа названного явления авторы останавливают свое внимание на таких структурных компонентах, как потребности, идеалы, интересы, склонности, знания, принципы и убеждения личности.
социальная активность
нравственная сущность личности
воспитательный процесс
социально-нравственная ориентация
1. Аскарова Г.Б. Этико-педагогические основы социально-нравственной ориентации подростков. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2003. – 168 с.
2. Войтыла К. Основания этики // Вопросы философии. – 1991. – № 1. – С. 29-60.
3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. – Вопросы психологии. – 1966. - № 6. – С. 74-75.
4. Сабекия Р.Б. Проблема качества образования с позиции принципа системности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10-1. – С. 95.
5. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание : учебное пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – Самара : СГПИ, 1991 – 243 с.
6. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М. : Просвещение, 1991. – 288 с.
Важным компонентом учебно-воспитательного процесса современной школы должно стать осуществление социально-нравственной ориентации детей, призванной «...направить энергию масс в русло просоциальной деятельности, сохранив при этом самоценность индивидуальности личности» [1, с. 4]. Стратегическим основанием такой социально одобряемой деятельности служит целостное мировоззрение учащихся, которым предстоит в будущем выстраивать новое качество общества как пространства реализации собственных же смыслов и целей; в силу этого «целью процесса образования должен быть человек, усвоивший не только определенную сумму знаний в рамках выбранной профессии, но и ключевые формы приобщения к культуре, социальный опыт, нормы и ценности, необходимые для самореализации в обществе» [4, с. 95].

Структура социально-нравственной ориентации как педагогического явления состоит из взаимосвязанных элементов, в совокупности своей образующих идеологический компонент мировоззрения личности. Основными структурными элементами социально-нравственной ориентации личности являются потребности, идеалы, интересы, склонности, знания, принципы, убеждения. В педагогической практике довольно трудно провести четкие грани между ними в силу их взаимообусловленности и взаимопроникаемости.

Важнейшими системообразующими компонентами социально-нравственной ориентации являются потребности, которые являют собой «свойства личности, определяющие ее отношение к действительности и собственным обязанностям, в конечном итоге - определяющие образ ее жизни и деятельности», они «вызывают активность человека и направляют его на овладение определенными ценностями, выступая  тем  самым как программы жизнедеятельности» [6, с. 183].

При этом следует конкретизировать, что в процессе развития потребностей (как социальных, так и духовных) происходит ориентация человека на определенную ценность в результате запроектирования в подсознании субъекта необходимости овладения ею. Последнее человек совершает с учетом своих потребностей и способностей. В то же время некоторыми учеными отмечено, что для отдельных индивидов процесс ориентации на те или иные ценности происходит не от потребности к ценностям, а наоборот: «перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было» [6, с. 187]. Эта тенденция в формировании социально-нравственной ориентации школьников будет нами рассмотрена ниже.

Таким образом, потребности являются источником деятельности, в ходе которой происходит формирование отдельных идеалов, составляющих высшую цель деятельности, устремлений личности. Идеал рассматривается как некий образ, аккумулирующий в себе наиболее ценные с точки зрения индивидуума черты, - своего рода поведенческий образец. В нашем же случае идеал есть совокупность определенных норм поведения, определяющих направленность личности на самореализацию главных жизненных целевых программ.

Основную тенденцию личности, выражающуюся в ее направленности на достижение конкретных целей и помыслов, составляют интересы и склонности, на основе которых формируется большое количество разнообразных ориентаций. Вышеуказанные структурообразующие компоненты системы побуждают личность к овладению необходимыми знаниями по определенному предмету, явлению и пр. Именно у учащихся старшего подросткового возраста знания (моральные, социальные и др.) характеризуются глубиной, осознанностью и устойчивостью. Согласно Л.Ю. Сироткину, развитие объема моральных знаний учащихся выражается в их способности дифференцировать различные оттенки этических и др. категорий. Показателем же осознанности выбора жизненных норм выступает умение соотнести личностные качества с общественными нормами поведения, что выражается в гармоничном соотношении и взаимозависимости ценностей отдельной личности и коллектива. Об устойчивости знаний свидетельствует то, что данному возрасту свойственны достаточно сформированные жизненные принципы [5, с. 93].

Формируясь на основе и в соответствии с названными структурными личностными образованиями, принципы (исходные, определяющие жизненные установки, правила поведения и деятельности) являются той ступенью, через которую знания превращаются в убеждения. Таким образом, убеждения являют собой систему деятельностно-поведенческих принципов. Все вышеизложенные компоненты образуют систему социально-нравственной ориентации школьников.

Проследим теперь, как взаимообусловленность указанных компонентов ценностной ориентации реализует себя в практике воспитания школьников. Возьмем ситуацию, когда социально-нравственная ориентация человека исходит не из личной его потребности, а в результате влияния различных субъективных факторов (к примеру, под влиянием общественного мнения): находясь в коллективе, где определяющими являются потребительские и иждивенческие отношения, школьник воспринимает нормы жизни коллектива и его ценности, «примеривая их на себя». Соответственно и жизнь для него в идеале будет рисоваться как праздное, лишенное всякой борьбы существование. Следствием станет формирование потребительских интересов и склонностей: стяжательство, вещизм, нежелание брать на себя ответственность и т.п. Знание психологии и норм жизни своего коллектива обуславливает образование личностно значимых принципов поведения (в нашем случае это может быть принцип типа «Работа дураков любит»), которые, воплощаясь в убеждения, формируют особую психологию «Моя хата - с краю...», являющуюся губительной как для общества в целом, так и для личности в частности.

На основе вышеизложенного заключим, что социально-нравственная ориентация есть своего рода система духовно-практического освоения человеком социокультурного пространства через призму его оценки и ценности, механизм активного отношения человека к социальной среде посредством свободного ответственного морального выбора.

На сегодняшнем этапе развития общеобразовательной школы проблема социально-нравственной ориентации школьников все более актуализируется. Это связано прежде всего с тем, что в настоящее время наше общество переживает переломный момент своего развития, когда глубокие социальные перемены, вызвавшие изменение сложившихся идеологических, политических стереотипов и общественного сознания, повлекли за собой переоценку ценностей и выработку новых ценностных ориентаций. По существу наше общество находится в состоянии революционного этапа «крушения и ломки старого быта», коренным образом меняющего образ мыслей людей, всю общественную идеологию. Такие эпохи социального кризиса являются весьма опасными и ответственными для воспитания подрастающего поколения, что довольно точно подметил еще Л.С. Выготский: «Никакая другая эпоха не создает таких блестящих возможностей для нравственного героизма, как и никакая другая не создает таких опасностей нравственного уродства», ибо «представляет собой невероятное соединение самых различных моральных культур» [3, с. 253].

Анализ особенностей данного этапа общественного развития позволяет нам констатировать переориентацию с ценностей общечеловеческого характера (честность, трудолюбие, доброта, взаимопомощь, коллективизм и др.) на ценности прагматического порядка (польза, деловитость, предприимчивость и пр.). К сожалению, следует признать, что ухудшение материального благополучия народа на фоне резкого обогащения отдельных групп (слоев) населения не могло не отразиться на мировоззрении подрастающего поколения, ибо годы отрочества и ранней юности - это самый бурный, эмоциональный и плодотворный период усвоения детьми и молодежью общественных ценностей. А если сферу ценностей значительной части общества определяют корыстолюбие, накопительство, стяжательство, то и ценностную шкалу молодежи составят подобные же качества. Явление это тем более опасно, что имеет тенденцию к прогрессу и повсеместному распространению.

Так, современный польский философ-теолог Кароль Войтыла в своем труде «Основания этики» следующим образом разъяснил суть сложившегося положения: «... духовные ценности, объективно более высокие, иногда оказываются слабее материальных ценностей, объективно более низких. Человек сильнее, непосредственнее воспринимает то, что материально, что поддается его ощущениям и приносит ему удовольствие. Именно поэтому так сильны материальные ценности в человеке..., этим объясняется их субъективная сила. Духовные ценности не действуют с такой непосредственной силой, не захватывают человека с такой легкостью и не притягивают с такой мощью. Вот почему в столкновении с материальными, непосредственно ощутимыми ценностями, они часто терпят поражение. Это - поражение самого человека, ибо именно духовные, нравственные ценности свидетельствуют о его совершенстве» [2, с. 47-48].

Таким образом, необходимость социально-нравственной ориентации школьников является очевидной, она должна стать основной целью воспитания на данном историческом этапе развития школы, ибо от ее успешного осуществления зависит формирование социально активной личности, способной жить в соответствии с общечеловеческими нормами бытия.

Рецензенты:

Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор кафедры  теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского госуниверситета, г. Стерлитамак;

Карамышева Н.М., д.с.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.


Библиографическая ссылка

Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16899 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674