Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

FROM THE EXPERIENCE OF WORKING WITH YOUNG PARENTS OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Olkhina E.A. 1 Medvedeva E.Yu. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University after Kozma Minin
В статье предлагается авторская методика формирования базовых компетенций у молодых родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения. В ее основу положено организованное общение молодых родителей со специалистами – психологами, дефектологами, социальными работниками в рамках «Клуба молодой семьи». Их взаимодействие оказало положительное влияние на формирование адекватной гражданской позиции по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. В статье определены цель, задачи и основные направления деятельности клуба. Проанализированы наиболее эффективные приемы и методы работы с молодой семьей. Доказана перспективность и целесообразность трансляции опыта с позиции межведомственного взаимодействия.
The article offers the author´s method of formation of basic competencies in young parents raising children with visual impairments. It is based on an organized fellowship of young parents with specialists - psychologists, speech therapists, social workers in the framework of the "Club of the young family". Their interaction had a positive effect on the formation of an adequate civilian position in relation to children with disabilities. The article defines the purpose, objectives and main activities of the club. Analyzed the most effective techniques and methods of work with a young family. Proved the availability and advisability of broadcast experience from the perspective of interagency cooperation.
the basic competence
the young family
children with visual impairments

Одной из актуальных проблем современной специальной педагогики и психологии является создание эффективной системы квалифицированной медико-социальной и психолого-педагогической помощи молодым семьям, воспитывающим детей с нарушениями зрения. Актуальность обусловлена неуклонным ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточным вниманием, уделяемым организации их воспитания в семье сотрудниками социальных служб и образовательных организаций. Так, согласно результатам проведенных исследований, в Нижегородской области преобладающее число таких семей практически не охвачено социально-психологической поддержкой [1,3,7].

Общепризнано, что для достижения наилучшего результата, приоритетное внимание необходимо обращать на организацию эффективного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения начиная с раннего возраста. Неоценимая роль в данном процессе принадлежит активному участию в нем семьи. Молодым родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима своевременная, квалифицированная и качественная помощь для преодоления их отчужденности в обществе, развитию поддержки и взаимопомощи среди них.

Однако, современные исследования свидетельствуют о наличии негативной тенденции, проявляющейся в снижении воспитательного и духовно-нравственного потенциала семьи и определяют ее состояние как кризисное. Отмечается значительное снижение роли и статуса семьи в общественном и индивидуальном сознании. Наблюдается трансформация семьи и семейно-брачных отношений, при которой традиционная семья постепенно исчезает и утрачивает свои функции. Наиболее остро комплекс социально-психологических проблем переживает молодая семья, опыт семейной жизни которой находится на этапе становления. Кризисы первых лет многократно усиливаются, если в семье появляется ребенок со зрительной патологией.

В современном обществе наблюдается серьезный дефицит доступной информации о накопленном отечественном и зарубежном опыте работы с такими детьми. Дошкольный возраст является значимым в становлении базовых анатомо-физиологических, психологических и личностных новообразований. На данном этапе закладываются основы социально-адаптивного поведения, социальной рефлексии и перцепции. Следовательно, этот период считается сенситивным для создания условий, направленных на первичную социализацию слепых и слабовидящих детей, развитие у них компенсаторных механизмов, навыков адекватного взаимодействия с окружающими, расширение кругозора и мотивационно-потребностной сферы. При реализации данных условий открываются перспективы для успешной подготовки детей с глубокими нарушениями зрения к обучению в школе и профилактики школьной дезадаптации [5,8].

Современные исследователи подчеркивают, что с появлением слепого или слабовидящего ребенка в семье первоочередное значение приобретает оказание своевременной психолого-педагогической помощи родителям. Они нуждаются в осознании потенциальных возможностей собственного ребенка и в организации для него специальной коррекционно-развивающей среды. В семье, как главном факторе детерминирующем личность, с появлением ребенка со зрительной недостаточностью, родительская реакция на это событие носит стадиальный характер. Первоначальная радость родителей сменяется депрессией. Затем срабатывают механизмы психологической защиты, и родители начинают искать способы рациональной деятельности. Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями зрения, находится в изоляции, переживает сильный психологический стресс и не имеет возможности поделиться своими проблемами в кругу единомышленников и специалистов с целью совместного поиска решений. При этом молодые родители не стремятся к дальнейшему расширению семьи [6,7].

Проблемный ребенок зачастую становится источником семейных конфликтов, заканчивающихся распадом семьи. Рождение такого ребенка структурно деформирует семью. Больше половины семей распадаются (58%), часть существуют с искаженными межличностными отношениями, сохраняя семью формально - «ради ребенка» (30%), и только 12% семей, преодолев кризис, сохраняют гармоничные отношения. Более 25% женщин отмечают, что кризисная ситуация в семье спровоцирована усилением пьянства мужей. Это не может не сказаться на психическом развитии и социальной адаптации ребенка со зрительной патологией.

Все это определяет необходимость помощи специалистов по коррекции семейных взаимоотношений. Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка со зрительной патологией, позволит научить ближайшее окружение понимать его актуальные потребности и адекватно оценивать перспективы психического развития, узнать специфику и закономерности формирования личности в условиях зрительной недостаточности.

Поддержка семьи в выполнении воспитательных функций должна рассматриваться как форма интеграции усилий разных специалистов. Их взаимодействие предполагает не только наличие глубоких системных знаний, но и максимальное приложение профессиональных усилий в определении адекватных средств и способов эффективного партнёрства с семьей.

Непосредственное влияние на семью оказывают и качественные изменения макросреды, влияющие на ее социальный статус, состав и образ жизни. Это определяет увеличение количества малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, в которых происходит первичная социализация ребенка и закладываются основы его личностного развития. Оптимизация детско-родительских отношений и семейного микроклимата возможна усилиями достаточно широкого круга специалистов, которые окажут психологическую, педагогическую, консультативную и юридическую помощь семье, воспитывающей ребенка со зрительной патологией. Важным моментом в организации социально-психологической поддержки этих семей является их объедение в различные группы взаимопомощи, где они смогут поделится своими проблемами и достижениями в воспитании незрячего или слабовидящего ребенка с единомышленниками.

В качестве одного из способов авторами предложена программа «Клуб молодой семьи». Он был создан из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов по зрению. Участие в работе клуба позволило значительному числу молодых родителей адаптироваться в изменившихся жизненных условиях, обрести уверенность в себе и своих силах, расширить представления о значимости семейного воспитательного процесса, скомпенсировать и предупредить вторичные нарушения в развитии детей.

На микросоциальном уровне программа позволила создать условия для социализации ребенка с нарушением зрения через квалифицированную родительскую помощь, повысить социальную компетентность и рефлексию родителей.

На макросоциальном уровне значимость работы клуба заключалась во взаимодействии с различными средствами массовой информации, государственными и общественными структурами. Это позволило сформировать более толерантное отношение к проблемам молодых семей, имеющих незрячих и слабовидящих детей. Кроме того, наметился процесс формирования у семей - участниц клуба новой системы ценностей и ориентаций во взглядах на семейное благополучие и функции современной семьи.

Деятельность в рамках реализуемой программы позволила решить следующие задачи:

  1.  
    1. Выявить семьи, воспитывающие детей с нарушениями зрения, нуждающиеся в психологической поддержке и консультировании по вопросам реализации индивидуальных маршрутов сопровождения детей данной категории.
    2. Объединить выявленные семьи в рамках деятельности «Клуба молодой семьи», с целью дальнейшей координации усилий в популяризации идей взаимодействия.
    3. Провести наглядное обучение по основам коррекционно-развивающего воздействия.
    4. Создать условия для активного участия родителей в воспитании детей данной категории.
    5. Формировать адекватные внутрисемейные и детско-родительские отношения.

В результате деятельности клуба квалифицированными специалистами была оказана психологическая консультативная помощь, проводилась научно-просветительская работа, были созданы условия для взаимодействия в решении актуальных проблем и оказания влияния на формирование адекватной гражданской позиции по отношению к детской инвалидности. Поступавшая информация накапливалась в конфиденциальном банке данных. Затем проводилось систематические анкетирование и интервьюирование с целью выявления интересов и потребностей родителей, поиска оптимальных способов и путей взаимопомощи.

На регулярной основе была организована консультативная помощь психологов молодым родителям с целью коррекции стиля детско-родительских отношений, устранения и предупреждения внутрисемейных конфликтов, укрепления межличностных отношений через правильное понимание семейно-этических норм.

Квалифицированные тифлопедагоги давали родителям рекомендации по организации коррекционно-развивающей среды в домашних условиях, показывали основные упражнения, приемы и способы работы с маленькими незрячими и слабовидящими детьми, оценивали в динамике уровень актуального и ближайшего развития ребенка. Они учили родителей возможным способам формирования у детей специальных навыков ориентации в пространстве, элементарным навыкам самообслуживания и умению пользоваться сохранными анализаторами и остаточным зрением.

Консультации по вопросам социальной и правовой защиты молодой семьи оказывали специалисты-юристы, которые знакомили их с основами российского законодательства, отечественной ментальностью семейных отношений, раскрывали механизмы и пути грамотной реализации своих прав и обязанностей. Кроме того, деятельность «Клуба молодой семьи» предусматривала организацию досуга и отдыха молодых родителей.

Проведение ежемесячных тренингов способствовало развитию социальной компетенции молодых родителей.

По нашему мнению, уникальность и практическая значимость предложенной программы состоит в том, что впервые в регионе было организовано координационное научно-методическое объединение, поставившее своей целью организацию системы взаимодействия семей, воспитывающих детей-инвалидов, с государственными структурами, службами социальной защиты населения, образовательными и различными благотворительными общественными организациями.

Эффективной работе «Клуба молодой семьи» способствовала и продуманная поэтапная организация программной деятельности. Объединение усилий специалистов здравоохранения и службы социальной защиты населения позволили собрать качественную разностороннюю информацию о семьях, воспитывающих детей со зрительными нарушениями. Анкетирование родителей позволило выявить, проанализировать и сформулировать актуальные проблемы, связанные с воспитанием дошкольника с нарушенным зрением. Регулярные занятия с родителями и детьми помогли решить основную задачу программы - обучение основам коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими зрительную патологию.

По нашему мнению, одним из способов формирования эффективной системы квалифицированной медико-социальной и психолого-педагогической помощи молодым семьям, воспитывающим детей с нарушениями зрения, может явиться создание подобных клубов. В условиях неуклонного роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья, перспективность дальнейшей деятельности «Клуба молодой семьи» обусловлена возможностью использования на практике и распространения полученных в рамках реализации программы знаний, умений, методических материалов среди родителей и их социального окружения. Это значительно расширит аудиторию молодых семей, не боящихся трудностей, связанных с воспитанием детей с нарушениями зрения. Систематизированный практический опыт создаст базу для научных исследований, направленных на разработку программ социальных, правовых и реабилитационных мероприятий, их методического сопровождения и позволит усовершенствовать имеющуюся нормативную базу в области комплексной поддержки молодых семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления, НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород.

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.