Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Ольхина Е.А. 1 Медведева Е.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (НГПУ)
В статье предлагается авторская методика формирования базовых компетенций у молодых родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения. В ее основу положено организованное общение молодых родителей со специалистами – психологами, дефектологами, социальными работниками в рамках «Клуба молодой семьи». Их взаимодействие оказало положительное влияние на формирование адекватной гражданской позиции по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. В статье определены цель, задачи и основные направления деятельности клуба. Проанализированы наиболее эффективные приемы и методы работы с молодой семьей. Доказана перспективность и целесообразность трансляции опыта с позиции межведомственного взаимодействия.
компетенции
базовые
семья
молодая
зрения
с нарушениями
дети
1. Борозинец, Н.М., Евмененко, Е.В., Полчанинова, О.Н. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях предшкольного образования: метод. рекомендации. – Ставр.: СГПИ, 2009. – 108 с.
2. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие для студентов пед. вузов / А.Г. Литвак.- СПб.: КАРО, 2006.- 328 с.
3. Мастюкова, Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2003.-357 с.
4. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Спец. дошк. педагогика и психология: Рек. УМО по спец. пед. образования / Под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной.- М.: Владос, 2009. - 358 с.
5. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства: монография / Л. И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис, - 2000. - 249 с.
6. Ткачева, В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч-ся по напр. и спец. «Психология»: Рек. Советом по психологии УМО по классич. университет. образованию / В. В. Ткачева.- М.: УМК «Психология», 2006.- 319 с.
7. Ткачева, В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. - 1999, № 3. - С. 30-36.
8. Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: учеб. для студентов пед. вузов / под. ред. Л. В. Фомичевой. - СПб.: КАРО, 2007. - 245 с.

Одной из актуальных проблем современной специальной педагогики и психологии является создание эффективной системы квалифицированной медико-социальной и психолого-педагогической помощи молодым семьям, воспитывающим детей с нарушениями зрения. Актуальность обусловлена неуклонным ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточным вниманием, уделяемым организации их воспитания в семье сотрудниками социальных служб и образовательных организаций. Так, согласно результатам проведенных исследований, в Нижегородской области преобладающее число таких семей практически не охвачено социально-психологической поддержкой [1,3,7].

Общепризнано, что для достижения наилучшего результата, приоритетное внимание необходимо обращать на организацию эффективного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения начиная с раннего возраста. Неоценимая роль в данном процессе принадлежит активному участию в нем семьи. Молодым родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима своевременная, квалифицированная и качественная помощь для преодоления их отчужденности в обществе, развитию поддержки и взаимопомощи среди них.

Однако, современные исследования свидетельствуют о наличии негативной тенденции, проявляющейся в снижении воспитательного и духовно-нравственного потенциала семьи и определяют ее состояние как кризисное. Отмечается значительное снижение роли и статуса семьи в общественном и индивидуальном сознании. Наблюдается трансформация семьи и семейно-брачных отношений, при которой традиционная семья постепенно исчезает и утрачивает свои функции. Наиболее остро комплекс социально-психологических проблем переживает молодая семья, опыт семейной жизни которой находится на этапе становления. Кризисы первых лет многократно усиливаются, если в семье появляется ребенок со зрительной патологией.

В современном обществе наблюдается серьезный дефицит доступной информации о накопленном отечественном и зарубежном опыте работы с такими детьми. Дошкольный возраст является значимым в становлении базовых анатомо-физиологических, психологических и личностных новообразований. На данном этапе закладываются основы социально-адаптивного поведения, социальной рефлексии и перцепции. Следовательно, этот период считается сенситивным для создания условий, направленных на первичную социализацию слепых и слабовидящих детей, развитие у них компенсаторных механизмов, навыков адекватного взаимодействия с окружающими, расширение кругозора и мотивационно-потребностной сферы. При реализации данных условий открываются перспективы для успешной подготовки детей с глубокими нарушениями зрения к обучению в школе и профилактики школьной дезадаптации [5,8].

Современные исследователи подчеркивают, что с появлением слепого или слабовидящего ребенка в семье первоочередное значение приобретает оказание своевременной психолого-педагогической помощи родителям. Они нуждаются в осознании потенциальных возможностей собственного ребенка и в организации для него специальной коррекционно-развивающей среды. В семье, как главном факторе детерминирующем личность, с появлением ребенка со зрительной недостаточностью, родительская реакция на это событие носит стадиальный характер. Первоначальная радость родителей сменяется депрессией. Затем срабатывают механизмы психологической защиты, и родители начинают искать способы рациональной деятельности. Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями зрения, находится в изоляции, переживает сильный психологический стресс и не имеет возможности поделиться своими проблемами в кругу единомышленников и специалистов с целью совместного поиска решений. При этом молодые родители не стремятся к дальнейшему расширению семьи [6,7].

Проблемный ребенок зачастую становится источником семейных конфликтов, заканчивающихся распадом семьи. Рождение такого ребенка структурно деформирует семью. Больше половины семей распадаются (58%), часть существуют с искаженными межличностными отношениями, сохраняя семью формально - «ради ребенка» (30%), и только 12% семей, преодолев кризис, сохраняют гармоничные отношения. Более 25% женщин отмечают, что кризисная ситуация в семье спровоцирована усилением пьянства мужей. Это не может не сказаться на психическом развитии и социальной адаптации ребенка со зрительной патологией.

Все это определяет необходимость помощи специалистов по коррекции семейных взаимоотношений. Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка со зрительной патологией, позволит научить ближайшее окружение понимать его актуальные потребности и адекватно оценивать перспективы психического развития, узнать специфику и закономерности формирования личности в условиях зрительной недостаточности.

Поддержка семьи в выполнении воспитательных функций должна рассматриваться как форма интеграции усилий разных специалистов. Их взаимодействие предполагает не только наличие глубоких системных знаний, но и максимальное приложение профессиональных усилий в определении адекватных средств и способов эффективного партнёрства с семьей.

Непосредственное влияние на семью оказывают и качественные изменения макросреды, влияющие на ее социальный статус, состав и образ жизни. Это определяет увеличение количества малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, в которых происходит первичная социализация ребенка и закладываются основы его личностного развития. Оптимизация детско-родительских отношений и семейного микроклимата возможна усилиями достаточно широкого круга специалистов, которые окажут психологическую, педагогическую, консультативную и юридическую помощь семье, воспитывающей ребенка со зрительной патологией. Важным моментом в организации социально-психологической поддержки этих семей является их объедение в различные группы взаимопомощи, где они смогут поделится своими проблемами и достижениями в воспитании незрячего или слабовидящего ребенка с единомышленниками.

В качестве одного из способов авторами предложена программа «Клуб молодой семьи». Он был создан из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов по зрению. Участие в работе клуба позволило значительному числу молодых родителей адаптироваться в изменившихся жизненных условиях, обрести уверенность в себе и своих силах, расширить представления о значимости семейного воспитательного процесса, скомпенсировать и предупредить вторичные нарушения в развитии детей.

На микросоциальном уровне программа позволила создать условия для социализации ребенка с нарушением зрения через квалифицированную родительскую помощь, повысить социальную компетентность и рефлексию родителей.

На макросоциальном уровне значимость работы клуба заключалась во взаимодействии с различными средствами массовой информации, государственными и общественными структурами. Это позволило сформировать более толерантное отношение к проблемам молодых семей, имеющих незрячих и слабовидящих детей. Кроме того, наметился процесс формирования у семей - участниц клуба новой системы ценностей и ориентаций во взглядах на семейное благополучие и функции современной семьи.

Деятельность в рамках реализуемой программы позволила решить следующие задачи:

  1.  
    1. Выявить семьи, воспитывающие детей с нарушениями зрения, нуждающиеся в психологической поддержке и консультировании по вопросам реализации индивидуальных маршрутов сопровождения детей данной категории.
    2. Объединить выявленные семьи в рамках деятельности «Клуба молодой семьи», с целью дальнейшей координации усилий в популяризации идей взаимодействия.
    3. Провести наглядное обучение по основам коррекционно-развивающего воздействия.
    4. Создать условия для активного участия родителей в воспитании детей данной категории.
    5. Формировать адекватные внутрисемейные и детско-родительские отношения.

В результате деятельности клуба квалифицированными специалистами была оказана психологическая консультативная помощь, проводилась научно-просветительская работа, были созданы условия для взаимодействия в решении актуальных проблем и оказания влияния на формирование адекватной гражданской позиции по отношению к детской инвалидности. Поступавшая информация накапливалась в конфиденциальном банке данных. Затем проводилось систематические анкетирование и интервьюирование с целью выявления интересов и потребностей родителей, поиска оптимальных способов и путей взаимопомощи.

На регулярной основе была организована консультативная помощь психологов молодым родителям с целью коррекции стиля детско-родительских отношений, устранения и предупреждения внутрисемейных конфликтов, укрепления межличностных отношений через правильное понимание семейно-этических норм.

Квалифицированные тифлопедагоги давали родителям рекомендации по организации коррекционно-развивающей среды в домашних условиях, показывали основные упражнения, приемы и способы работы с маленькими незрячими и слабовидящими детьми, оценивали в динамике уровень актуального и ближайшего развития ребенка. Они учили родителей возможным способам формирования у детей специальных навыков ориентации в пространстве, элементарным навыкам самообслуживания и умению пользоваться сохранными анализаторами и остаточным зрением.

Консультации по вопросам социальной и правовой защиты молодой семьи оказывали специалисты-юристы, которые знакомили их с основами российского законодательства, отечественной ментальностью семейных отношений, раскрывали механизмы и пути грамотной реализации своих прав и обязанностей. Кроме того, деятельность «Клуба молодой семьи» предусматривала организацию досуга и отдыха молодых родителей.

Проведение ежемесячных тренингов способствовало развитию социальной компетенции молодых родителей.

По нашему мнению, уникальность и практическая значимость предложенной программы состоит в том, что впервые в регионе было организовано координационное научно-методическое объединение, поставившее своей целью организацию системы взаимодействия семей, воспитывающих детей-инвалидов, с государственными структурами, службами социальной защиты населения, образовательными и различными благотворительными общественными организациями.

Эффективной работе «Клуба молодой семьи» способствовала и продуманная поэтапная организация программной деятельности. Объединение усилий специалистов здравоохранения и службы социальной защиты населения позволили собрать качественную разностороннюю информацию о семьях, воспитывающих детей со зрительными нарушениями. Анкетирование родителей позволило выявить, проанализировать и сформулировать актуальные проблемы, связанные с воспитанием дошкольника с нарушенным зрением. Регулярные занятия с родителями и детьми помогли решить основную задачу программы - обучение основам коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими зрительную патологию.

По нашему мнению, одним из способов формирования эффективной системы квалифицированной медико-социальной и психолого-педагогической помощи молодым семьям, воспитывающим детей с нарушениями зрения, может явиться создание подобных клубов. В условиях неуклонного роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья, перспективность дальнейшей деятельности «Клуба молодой семьи» обусловлена возможностью использования на практике и распространения полученных в рамках реализации программы знаний, умений, методических материалов среди родителей и их социального окружения. Это значительно расширит аудиторию молодых семей, не боящихся трудностей, связанных с воспитанием детей с нарушениями зрения. Систематизированный практический опыт создаст базу для научных исследований, направленных на разработку программ социальных, правовых и реабилитационных мероприятий, их методического сопровождения и позволит усовершенствовать имеющуюся нормативную базу в области комплексной поддержки молодых семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления, НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород.

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16693 (дата обращения: 08.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074